Научная статья на тему 'Освоение и динамика духовно-культурного пространства России'

Освоение и динамика духовно-культурного пространства России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МИССИОНЕРСТВО / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ / DEVELOPMENT / SPIRITUAL AND CULTURAL SPACE / MISSIONARY / CANONIC SPACE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуня Алексей Николаевич, Ефимов Андрей Борисович

Статья посвящена изучению особенностей духовно-культурного пространства России с точки зрения хозяйственного освоения и распространения православия, православного миссионерства и подвижничества. Выделены различные периоды хозяйственного освоения и истории миссионерства, которые тесно связаны с политическими этапами развития российского государства. Различаются структурные (природные, экономические, геополитические) и институциональные (правила регулирования жизни на осваиваемых территориях) факторы, объясняющие особенности освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуня Алексей Николаевич, Ефимов Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND DYNAMIC OF THE SPIRITUAL AND CULTURAL SPACE OF RUSSIA

The article is devoted to studying of features of spiritual and cultural space of Russia from the point of view of economic development and distribution of Orthodoxy, orthodox missionary work and self-sacrifice. Various periods of economic development and history of missionary work which are closely connected with political stages of development of the Russian state are characterized. There are two group of factors explaining features of development: structural (natural, economic, geopolitical) and institutional (regulations of life in the mastered territories).

Текст научной работы на тему «Освоение и динамика духовно-культурного пространства России»

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 332+271.2+910.1

ББК 65.050+86.37

ОСВОЕНИЕ И ДИНАМИКА ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Ефимов Андрей Борисович,

доктор физико-математических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, зам декана миссионерского факультета ПСТГУ Гуня Алексей Николаевич, доктор географических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института географии РАН

e-mail: gunyaa@yahoo.com

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей духовно-культурного пространства России с точки зрения хозяйственного освоения и распространения православия, православного миссионерства и подвижничества. Выделены различные периоды хозяйственного освоения и истории миссионерства, которые тесно связаны с политическими этапами развития российского государства. Различаются структурные (природные, экономические, геополитические) и институциональные (правила регулирования жизни на осваиваемых территориях) факторы, объясняющие особенности освоения.

Ключевые слова

Освоение, духовно-культурное пространство, миссионерство, каноническое пространство Русской православной церкви, территория России.

Данная статья посвящена анализу духовно-культурного пространства России. Учитывая обширную литературу по определению культурно-географических и духовных особенностей территории и пространства (например, Лидов, 2006; Гуманитарная география, 2004-2007; и др.), авторы сознательно сместили акцент анализа на связь православия и территории: насколько эти связи выражены, каковы изменения, особенно

связанные с процессами глобализации в контексте стратегии территориального развития и освоения. В настоящее время в связи с активизацией миграционных процессов остро встает, например, вопрос, обустраивать ли барьеры на внешних границах или пытаться максимально адаптироваться и встраиваться в глобальные структуры? Немаловажным остается вопрос о том, как должно происходить освоение вну-

треннего пространства России, где в связи с демографическим спадом появились свои «белые пятна» освоения. В этом контексте важными составными элементами исследования являются:

• Концептуальные основы изучения духовно-культурного пространства России: что должно быть положено в основу определения духовно-культурного пространства и его маркеров? Является ли достаточным изучение только материальных объектов, имеющих, несомненно, важное духовное значение (храмы, монастыри, святые места, места жизни подвижников и т.д.);

• Закономерности исторического освоения духовно-культурного пространства России. В этом контексте важно не только описать, но и выделить важнейшие этапы и особенности освоения: что двигало людьми в российских глубинках, при освоении территорий за Уралом? Только ли нажива? Какой контингент людей отправился для освоения Сибири? Исследования показывают, что вовсе не на плодородные земли

переселялось крестьянство. Да и крестьянство было не бедным, скорее, из средних слоев;

• Факторы динамики духовно-культурного пространства России: роль природных условий, экономических и этно-демографических процессов;

• Внутренняя оструктуренность современного духовно-культурного пространства: есть ли центры, активные ареалы и "затухающая" периферия?;

• Тренды изменения духовно-культурного пространства России в контексте внутренней и внешней (глобальной) динамики: например, явные и скрытые процессы, экспансия других культур, опустение Центральной России, рост освоенности в регионах с преимущественно мусульманским населением (Гуня, Ефимов, 2016).

Авторы работы не стремились отразить все названные аспекты. Целью работы стало описание некоторых особенностей освоения и динамики духовно-культурного пространства Рос-

Рис. 1. Каноническое пространство РПЦ и распространение приходов РПЦ за рубежом (на основе использования данных официального сайта Московского патриархата)

сии. При этом духовно-культурное пространство России тесно связывается с православием, которое являлось и является системообразующим началом для формирования русской культуры и интегрирующим другие религии и культуры в российскую государственность.

Духовно-культурное пространство России отождествляется с территорией России, но ею не ограничивается. Учитывая взаимодействия с другими, окружающими Россию, государствами и религиями, можно выделить внешнюю «оболочку» духовно-культурного пространства России, представленную странами, не входящими в каноническое пространство РПЦ (рис. 1). Здесь видно, что растет количество приходов РПЦ. В Германии, США и Канаде число приходов превышает 50 в каждой из стран. Несколько десятков приходов имеется во Франции, Италии, Великобритании, Аргентине, Австралии. В то же время в Африке имеются приходы только в Египте, Марокко, Тунисе, Уганде, ЮАР.

Собственно каноническое пространство РПЦ охватывает территорию 15 стран, включая Японию и Китай. Дискуссии о границах канонического пространства РПЦ, обострившиеся после распада СССР и трансформации расстановок сил на мировой арене, неизбежны. Современная ситуация в целом отражает взаимоотношение канонического пространства РПЦ с другими конфессиями и геополитическими ареалами.

Наконец, само каноническое пространство РПЦ имеет сложную внутреннюю структуру митрополий и самоуправляемых церквей. Современному каноническому пространству РПЦ с его нынешней встроенностью в политическую карту мира предшествовала сложная история, состоявшая из постоянных войн за выживание. Освоение и динамика духовно-культурного пространства России тесно связана как с военными и социально-экономическими причинами, так и с распространением православия, усилением роли православных миссионеров и подвижников. Хозяйственное освоение шло вместе с успехами или неудачами на геополитической арене. Выделение периодов освоения и миссионерства может различаться в деталях,

но наиболее общие исторические периоды схожи.

После крещения Руси можно выделить несколько периодов с характерными чертами духовно-культурного освоения территорий, которые тесно связаны с политическими этапами развития российского государства: 1) домонгольский (с начала крещения Руси и до 1240 года), 2) монастырский (до середины 16 века), направленный в основном на северо-восток, 3) активного расширения территории России за Урал, победы над мусульманскими ханствами и начала просвещения сибирских народов; 4) ослабление веропроповеднической деятельности в условиях закрытия 4/5 монастырей, отчетливого крена в сторону западных ценностей (18 век). Дальнейшая история миссионерства «дробится» на более мелкие периоды, что связано с переменным успехом православного миссионерства в условиях активизации других религий, прежде всего, ислама на уже освоенной территории России, наступление периода атеизма, гонений на веру и Церковь и прекращения миссионерской деятельности в России (Ефимов, 2007).

В домонгольский период социокультурное, православное и государственное освоение шли вместе, распространяясь преимущественно по городам и пригородам. Быстро воспринимается и усваивается вера и великая православная культура, в том числе в процессах хозяйственного освоения территорий (Кривошеев, 1999).

В монастырский, или монашеский, период под гнетом татаро-монгольского ига монахи и вслед за ними крестьяне шли в глубь лесов, верховьев рек и осваивали новые территории в направлении на север и на восток. Вокруг некоторых скитов и монастырей селились крестьяне, и, таким образом, вырастали села и города (Ключевский, 1892; Раймер, 1996; Кривошеев, 1999; Ивина, 1985; Ефимов, 2007; и др.).

Третий период характеризуется всплеском пассионарности, когда малые группы или отряды промысловых людей или казачества в кратчайшие исторические сроки прошли по Сибири до Тихого и Ледовитого океанов, и началось постоянное общение со многими местными народами. Эти контакты осуществлялись разными

путями: как по хозяйственной и административной линиях, так и по духовно-культурной вплоть до установлений родственных связей. История этих связей богата событиями, причем существует обширная литература (Ефимов, 2007; Кривошеев, 1999; Ивина, 1985; Скрынни-ков, 1992; Миллер, 1886; Савельев, 2002; и др.).

Следующий период связан с царствованием Петра Первого. Это время освоения Прибалтики, строительства Петербурга, войн на юге России. Одновременно идет православное и государственное освоение Сибири, дипломатические отношения с Китаем налаживаются через отправленную в эти годы в Пекин духовную миссию. Духовное просвещение Сибири организуется и проводится соратником Петра митрополитом Филофеем. Одновременно в духовно-культурное пространство России проникают новые течения протестантской Европы. Они идут в высшие слои общества и затем постепенно проникают в народ. Отсюда раздвоенность и нарушение единства народа во всех сферах жизни (Флоровский, 1937; Ефимов, 2007; и др.).

Следующие этапы характеризуются дальнейшим распространением духовности и культуры протестантской Европы в российском обществе. Продолжаются процессы разделения в различных сферах образованного общества вплоть до движения декабристов. К началу XIX века начинается возвращение части образованного общества к своим духовным и культурным православным корням. Одновременно идет православное, культурное и хозяйственное просвещение народов Сибири, Русской Америки и Дальнего Востока.

К середине XIX века просвещение многочисленных народов, населявших Российскую Империю (а их почти двести), оформляется в налаженную и поддерживаемую государством систему. Освоение окраинных земель становится системным, как в духовно-культурном, так и в хозяйственном отношениях. В хозяйственном отношении Россия начинает догонять Европу (Нестеров, 2005; Царю ..., 1996; Пивоваров, 2001).

Во второй половине XIX века духовно-культурное просвещение как русского народа (в ос-

новном крестьянского), так и многочисленных иных народов выходит на качественно иной уровень. Многие народы получают от миссионеров письменность, школы, храмы и возможность усвоения великой восточно-европейской культуры. Одновременно Россия делает скачок в хозяйственном развитии и в начале XX века по технологии в основных отраслях хозяйства обгоняет Европу. Начинается интенсивное хозяйственное освоение Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, северных районов. Одновременно растет раскол и противостояние в образованных классах, отказ от православной веры, своей культуры и своей государственности (Ефимов, 2007; Царю ..., 1996; Пивоваров, 2001; Журавский, 1990).

Начало XX века характерно небывалым экономическим взлетом. По оценкам Д.Менделеева, Россия должна была к 1920 году перегнать США по основным направлениям хозяйствования. Идет интенсивное духовное и культурное просвещение народа. Русская культура получает мировое признание на Русских сезонах в Париже. Ставится вопрос о всеобщей грамотности населения. Но раскол и противостояние в образованных классах растет, и Российская империя падает под ударами внутренних и внешних врагов.

Следует добавить, что в XIX и XX веках у России находятся силы, чтобы освободить многие европейские народы от турецкого ига. Духовные миссии в Китае, Японии, в Палестине успешно несут православное и культурное просвещение. Например, в Палестине создаются школы для арабов (более ста). До этого арабы почти целиком были лишены возможности получать светское и духовное образование. В США и Канаде во много раз увеличивается число приходов и воскресных школ, закладываются основы создания в будущем национальной Американской Церкви (Ефимов, Ласаева, 2012; Вернувшись., 2005; Федоров, 2003; Фирсов, 2002; Великая Княгиня Елисавета..., 2009).

Если попытаться выявить закономерности исторического освоения духовно-культурного пространства России, а также факторы динамики духовно-культурного пространства Рос-

сии (роль природных условий, экономических и этно-демографических процессов), то имеет смысл выделить две группы факторов: структурных и институциональных (Гуня 2008), влияющих на особенности освоения и динамику духовно-культурного пространства России. Структурные факторы отражены в природных и ресурсно-экономических ограничениях и условиях, определяющих скорости и направления изменения духовно-культурного пространства. Институциональные факторы определяют особенности долговременного укоренения православия в местные социально-культурные условия.

Структурные факторы вынуждали и вынуждают встраиваться в природные, экономические, социально-политические границы и ареалы. Расширение ареала православия шло в основном за счет Сибири и Дальнего Востока. Основными структурными ограничениями являлись суровые природные условия. На востоке не было сколько-нибудь значительных политических барьеров, что позволило русским первооткрывателям Сибири в достаточно сжатые сроки дойти до Тихого океана, перейти далее в Америку и освоить огромные земли вплоть до Калифорнии. Однако удержать американские территории в условиях возросшего давления со стороны США не удалось. Учитывая суровые климатические условия и распространение вечной мерзлоты, обширные территории Сибири и Дальнего Востока остаются слабо освоенными. Если сравнивать особенности освоения территории России за Уралом и территории США западнее Аппалачей, то можно выделить как похожий ряд структурных ограничителей, связанных с труднопроходимыми реками, горами, суровым климатом и др., так и аттракторов (ценные ресурсы, например, пушнина, золото и др.).

Если остановиться на анализе только структурных факторов, то будет непонятным, зачем России понадобилась такая большая территория, требующая огромного вложения денег в инфраструктуру, защиту. Некоторые нынешние экономисты заявляют о необходимости отказаться от этой ноши. Большие и необжитые

территории, по мнению русского философа И. А. Ильина, - это большое бремя. Но постоянная борьба в суровых условиях за выживание помогла русскому народу закалиться, воспитать в себе новые важные качества, которые были затребованы в лихие годы и предотвратили уничтожение русского народа.

Гораздо меньше схожего в освоении Америки и Сибири выявляется при сравнении институциональных факторов и особенностей укорененности. Как отмечает ряд авторов (Ефимов, 2007; Голубчиков, 2003 и др.), русские переселенцы и миссионеры несли свою веру в новые районы бережно и не агрессивно. Они пытались перенять местные навыки в охоте, рыбной ловле, часто заключались браки с местными жителями, смешанные селения были нормальным явлением. Как результат, большинство местных народностей в Сибири и Дальнем Востоке не исчезли. Многие из них приняли православие. Другими словами, русские принимали многие местные неформальные институты (в смысле традиций и правил). Со своей стороны государство всячески пыталось вовлечь инородцев, не причиняя им вреда (и, тем более, не уничтожая их, как это было с североамериканскими индейцами), а беря их под защиту. Они становились подданными русского царя, приобретая многие гражданские привилегии.

Таким образом, освоение и динамика духовно-культурного пространства России имеет сложную историю, понимание которой необходимо для выработки современных стратегий территориального развития России. Авторы убеждены, что односторонний (экономический или политический) подходы к обоснованию и разработке такой стратегии не будут иметь успеха. Необходим междисциплинарный подход и совместная работа ученых различных направлений, в том числе, богословов, философов, культурологов и др., а также соработничество ученых, государства и церкви.

Список литературы

1. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Авт.-сост. А.Б. Ефимов, Е.Ю. Ковальская. СПб.: Алетейя, 2009.

2. Вернувшись домой: Жизнеописание и сбрник трудов митр. Нестора (Анисимова). В 2 т. Авт.-сост. Косик О.В. М., ПСТГУ, 2005.

3. Голубчиков Ю.Н. География человека. М.: УРСС. 2003, 296 с.

4. Гуманитарная география. Научно-просветительский альманах. Вып. ^ГУ. Под ред. Д.Н. Замятина. М.: Ин-т наследия, 2004-2007.

5. Гуня А.Н. Динамика освоения горного региона: структурные и институциональные факторы (на примере динамики расселения и землепользования в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Нальчик, Издательство КБНЦ РАН, 2008. 160 с.

6. Гуня А.Н., Ефимов А.Б. Освоенность территории России: национально-культурные особенности и тренды. Культурное наследие России. №14. 2016.

7. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. Изд-во ПСТГУ, 2007.

8. Ефимов А.Б., Ласаева О.В. «Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне». М., ПСТГУ, 2012.

9. Журавский А.В. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога. М., Наука, 1990.

10. Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель в России в XVI в. - Л.: Наука, 1985.

11. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства // Богословский вестник. - Сергиев Посад, 1892.- Т. 4. № 11.- С. 190-204.

12. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. Дисс. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999.

13. Лидов А.М. (ред.). Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., «Прогресс-традиция», 2006

14. Миллер Г. Сибирская история. - СПб., 1886.

15. Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преп. Макария Алтайского. М., ПСТГУ, 2005.

16. Пивоваров Б., прот. Алтайская Духовная Миссия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 43-49.

17. Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. - М.: Логос, 1996.

18. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М., Вече, 2002.

19. Скрынников Р. Г. Ермак. М.: Просвещение, 1992.

20. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (17001917). М., 2003.

21. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 г.). М., Духовная библиотека, 2002.

22. Флоровский Г. В, прот. Пути русского Богословия. - Париж, 1937.

23. «Царю Небесному и земному верный»: Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий - «Невский»), 1835-1926. М., Паломник, 1996.

DEVELOPMENT AND DYNAMIC OF THE SPIRITUAL AND CULTURAL SPACE OF RUSSIA

Efimov Anderey Borisovich,

DSc of physical and mathematical sciences, professor of the St. Tikhon's Orthodox University, deputy dean of missionary faculty Gunya Alexey Nikolaevich DSc in Geography, professor of the St. Tikhon's Orthodox University, senior research associate of the Institute of Geography Russian Academy of Sciences, e-mail:

gunyaa@yahoo.com

Abstract

The article is devoted to studying of features of spiritual and cultural space of Russia from the point of view of economic development and distribution of Orthodoxy, orthodox missionary work and self-sacrifice. Various periods of economic development and history of missionary work which are closely connected with political stages of development of the Russian state are characterized. There are two group of factors explaining features of development: structural (natural, economic, geopolitical) and institutional (regulations of life in the mastered territories).

Keywords

Development, spiritual and cultural space, missionary, canonic space of Russian Orthodox Church, regions of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.