Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И РАЗЛИЧИЯ В ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ (религиозно-философский аспект)'

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И РАЗЛИЧИЯ В ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ (религиозно-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5577
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Освоение / территория России / развитие / региональные различия / Developing / territory / development / regional differences

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуня Алексей Николаевич, Ефимов Андрей Борисович

Роль территории в жизни России многогранна. Односторонняя (экономическая или социальная) оценка территории не раскрывает всей значимости территории для русского народа. Западные экономические теории и отечественные экономисты-либералы указывают, что территория часто является балластом в экономическом развитии, а ресурсы на этой территории, например, нефть и газ, якобы и вовсе не дают возможности нормальному развитию России (нефтяная игла). При этом освоенность территории России крайне неравномерна. Густонаселенные и хорошо освоенные ареалы Московской агломерации и Юга России контрастируют с огромными неосвоенными просторами Сибири и Дальнего Востока. Как указывал философ Иван Ильин, русский народ имеет три бремени: землю, природу и разнообразие народностей. Тяжек этот крест, но он дан для создания великой духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DIVERSITY AND DIFFERENCES IN DEVELOPING OF THE TERRITORY OF RUSSIA AS FACTORS OF CONTEMPORARY DEVELOPMENT (RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL ASPECT)

Role of the territory in the life of Russia is multifaceted. Unilateral (economic or social) assessment of the territory does not reveal all the importance of the territory for the Russian people. Western economic theory and the domestic liberal economists point out that the territory is often the ballast in economic development, and the resources in the area, such as oil and gas, and allegedly did not give normal development of Russia («oil needle»). At the same time, development of the territory Russia is extremely uneven. Densely populated and well-developed areas of Moscow agglomeration and the South of Russia contrast with huge undeveloped expanses of Siberia and the Far East. As pointed out by philosopher Ivan Ilyin, Russian people has three burdens: earth, nature and the diversity of nationalities. Hard is the cross, but it is given to create a great spiritual culture.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И РАЗЛИЧИЯ В ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ (религиозно-философский аспект)»

RAR

УДК 930.85 ББК 71

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И РАЗЛИЧИЯ

В ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ (религиозно-философский аспект)

Гуня Алексей Николаевич,

доктор географических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института географии РАН, профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, ул.

e-mail: gunyaa@yahoo.com Ефимов Андрей Борисович, доктор физико-математических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, зав. кафедрой миссиологии богословского факультета ПСТГУ

Лихов пер., д. 6 стр 1, Москва, 127051.

Аннотация

Роль территории в жизни России многогранна. Односторонняя (экономическая или социальная) оценка территории не раскрывает всей значимости территории для русского народа. Западные экономические теории и отечественные экономисты-либералы указывают, что территория часто является балластом в экономическом развитии, а ресурсы на этой территории, например, нефть и газ, якобы и вовсе не дают возможности нормальному развитию России (нефтяная игла). При этом освоенность территории России крайне неравномерна. Густонаселенные и хорошо освоенные ареалы Московской агломерации и Юга России контрастируют с огромными неосвоенными просторами Сибири и Дальнего Востока. Как указывал философ Иван Ильин, русский народ имеет три бремени: землю, природу и разнообразие народностей. Тяжек этот крест, но он дан для создания великой духовной культуры.

Ключевые слова

Освоение, территория России, развитие, региональные различия.

В настоящее время многие страны тесно связаны с мировыми процессами глобализации экономики, ухудшения окружающей среды, продолжающегося углубления поляризации уровня жизни и роста напряженности между странами с различными моделями развития. Россия в этом контексте представляет собой некий особенный вариант. Наша страна не относится к числу развитых, как и не относят ее к числу бедных, она

не принадлежит к странам так называемой западной демократии, но и не относится к странам восточной деспотии. Даже после развала СССР Россия продолжает играть существенную роль в мировой политике, хотя экономика России сильно подорвана.

Среди объективных и рациональных факторов, характеризующих развитие России в современном мире, таких, как огромная террито-

15

16

рия с богатыми природными ресурсами, особое положение между Западом и Востоком, важная роль в регулировании межцивилизацион-ных конфликтов; слабо изученными остаются вопросы о том, что сохраняет устойчивость российского территориально-государственного образования. Чем определяется феномен России, устоявшей после тяжелых испытаний XX века, сохранившей свою территорию и государственность, культуру, сочетающую различные уклады и тенденции развития? Является ли это долговременным и устойчивым? И если да, то что лежит в основе этой устойчивости? Эти вопросы были и остаются предметом дискуссий многих поколений ученых и философов. В XX веке во время коммунистического правления все объяснялось якобы наиболее правильным марксистско-ленинским выбором модели развития. История показала ложность этого выбора, как и сомнительность идти путем «западной демократии».

Переосмысление движущих сил, которые лежат в основе российской государственности, приводит к богатым истокам русской философской мысли, прежде всего, — в трудах И. А. Ильина, о. Павла Флоренского, С. Н. Булгакова, А. В. Лосева и др.

В статье мы попытались ответить на вопрос о значимости территории России в формировании ее государственности и культуры. Признавая важность экономических оценок, мы, однако, сместили акцент на связь территории и православия. По нашему мнению, именно в этой связи заключается устойчивость Российского государства. Ниже мы остановимся на трех аспектах: Что есть территория в современном мире с усиливающимися тенденциями глобализации и информационными технологиями, буквально «съедающими» пространство и время?; Каковы отношения русского народа к этой территории, веками осваивавшего бескрайние просторы России?; Какие риски ожидают нас в связи с углубляющимися региональными различиями и диспропорциями развития страны?

В современном глобализирующемся мире роль территории и пространства изменяется. Обычные географические карты, на которых мы привыкли видеть площади государств, не передают всей ценности территории. Если сохранить очертания границ, но вместо величины площади отобразить, например, численность населения

или распределение финансов в мире, то Россия будет узкой, едва заметной полоской на севере Евразии. В связи с усилением социальных взаимодействий людей (благодаря современным средствам передвижения и коммуникаций) роль территории заметно уменьшилась. Территориальное и региональное разнообразие все больше начинают восприниматься как свойство отсталых традиционных сообществ1. Развитые страны проводят региональную политику внутри своих стран, направленную на унификацию и сглаживание региональных различий. В России экономисты-либералы выступают за отказ от экстенсивного развития восточных регионов России.

На этом фоне спор России и Японии по поводу принадлежности Южно-Курильских островов является весьма знаменательным. Население Японии (127 млн.) и России (146 млн.) сравнимо. Но по площади Япония уступает России в 45 раз. Освоенность территории Японии необычайно высокая. Она является одной из наиболее развитых стран мира. Визит президента России в Японию в конце 2016 года был посвящен налаживанию отношений между странами. Общественность России была взволнована перед поездкой тем, что президент может принять решение о передаче Южно-Курильских островов Японии в обмен на весьма заманчивые экономические привилегии. К счастью, этого не произошло. И для объяснения, почему этого не произошло, юридических и геополитических доводов недостаточно. Территория России — это неотъемлемая часть всего духовно-культурного пространства России. Экономические и другие доводы отходят на второй план. В отношении территории России и ее роли в историческом развитии замечательный русский философ И. А. Ильин писал как о бремени и задании, которые представляют собой тяжкий крест, превращающий всю нашу историю в «живую трагедию жертвы»2. При этом он выделял три бремени:

Первое бремя — бремя «необъятного, непокорного, разбегающегося пространства»3. Это

1 Минакир П. А., Демьяненко А. Н., Пилясов А. Н. Концептуальные основы пространственного подхода. // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: Медиа-Пресс, 2013. С. 31-43.

2 Ильин И. А. О путях России. Собрание сочинений (составитель Ю. Т. Лисица). М.: Русская книга, 1996. Том 6. Книга 2. С. 22.

3 Там же. С. 20

пространство «само навязалось нам; оно заставило нас овладеть им» под угрозой вымирания русского народа. Таким образом, русский народ принял пространство и свою территорию как бремя, данное Богом. В истории России территориальные изменения имеют особое значение. Две трети своей жизни Россия провела в постоянных войнах во имя защиты своего Отечества (только монголо-татарское иго длилось 250 лет). Особо катастрофичным для молодого Российского государства стал период с конца XV до второй половины XVI века. В этот период территория российского государства оказалась зажатой в треугольнике на северо-востоке Европы. С Запада нажимал ливонский орден, с юга — Крымское ханство, а с юго-востока, востока и северо-востока — Астраханское, Казанское и Сибирское ханства. Казалось, что остров православия вот-вот утонет. Столкнувшись с этой смертельной опасностью, Россия сделала необычайной энергии рывок: за несколько десятилетий она не только успешно справилась с врагами, но и преодолела тысячи верст, и ее территория выросла в десятки раз.

В этом контексте примечателен аналог, приведенный Ю. Н. Голубчиковым: «Есть, на первый взгляд, что-то мистическое в той одновременности, с которой русские и западноевропейцы приступили пятьсот лет назад к построению крупнейших в мировой истории империй»4. Испанцы снаряжают Колумба на поиск новых земель на западе, а русские — экспедицию Курбского на востоке. Эти разнонаправленные движения совпали с наступлением малого ледникового периода, который резко усилил процессы усыха-ния. Начиная со второй половины XVI века, территория России начала резко (если не сказать — стремительно по масштабам истории) расширяться на восток, юго-восток (Средняя Азия) и, в меньшей степени, — на запад. Не жажда добычи и не голод, а нечто большее влекло русских на север, восток и юг. Лежала ли в основе их движения любовь к свободе, как отмечает ряд авторов5, или же что-то другое, это еще нужно выяснить. Ведь в массе двигавшихся на восток крестьян преобладали небедные люди, они шли вовсе не за лучшими землями, так как в Сиби-

4 Голубчиков Ю. Н. География человека. М.: Едиториал

УРСС, 2003. С. 124.

5 Отечественные записки. Выпуск журнала № 6 (7) 2002.

Тема номера: Пространство России.

ри хороших земель было мало. Другие объяснительные гипотезы выдвигают, например, роль экономических факторов, таких, как заготовка пушнины, которая долгое время была важным объектом торговли с западными странами6.

В результате такого стремительного расширения Россия стала обладать 1/6 территории мира. Для российской государственности такая территория стала слишком большим бременем: от территорий в Северной Америке пришлось отказаться. Ныне это бремя остается тяжелым вследствие экономических затрат на поддержание уровня жизни в удаленных районах, охрану границ, развитие инфраструктуры и др. Нередко можно услышать такую фразу, что Россия и ее народ выиграли бы, если бы имели небольшую территорию, на которой можно было бы достигнуть высоких показателей развития и освоения. Примерно в этом ключе обосновываются такие лозунги, как «хватит кормить Кавказ» и др.

Но величие России состоит в том, что она достойно несет возложенное на нее Богом бремя. И не всегда просто идентифицировать себя с огромной территорией от Калининграда до Чукотки, от земли Франца-Иосифа до Дагестана. Отказ от своей родины и прикрытие космополитизмом было бы тяжким грехом для истинно русского человека.

Второе бремя, о котором писал Ильин, — бремя природы. Территория, которая, по словам Ильина, «навязалась» русскому народу, имеет строптивую природу: бесконечные болота на севере, вечная мерзлота почти на 60% всей территории, резкие переходы к сухим степям, засухи и заморозки — все это стало бременем для русского крестьянина. Во взаимодействии с этим тяжелым «характером» природы ковался русский характер. Нигде более на Земле так ярко не проявляются сезонные различия и краски природы, как в России. Они укоренились в основе русского языка через пушкинские произведения. Затяжные суровые зимы со стремительной весной, коротким жарким летом и дождливой осенью накладывали свой отпечаток на ритм жизни русского человека. В летнее время русские вынуждены были напрягать все силы, что-

6 Савченко А. Б. Территориальное развитие России как экспортера на глобальных сырьевых рынках // Дисс. на соис. уч. степени доктора географических наук. М., 2016.

17

18

бы успеть вырастить и убрать урожай, в то время как зимой русский мог «расслабиться».

Результатом надвигающихся изменений климата и потепления становится таяние вечной мерзлоты. Это особый феномен России. Как указывал о. Павел Флоренский, мерзлота — это объединенный символ природы, народа и личности, сдерживающий силы хаоса7.

Третье бремя, по Ильину, — бремя народностей, под которым он понимал населяющую территорию России совокупность народов и племен. Ильин пишет: «Мы должны были принять и это бремя: не искоренять, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизни; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину»8.

Действительно, Россия не уничтожила многочисленные племена (как это было сделано с американскими индейцами) и не стала делить новые территории на квадраты для более удобного управления. Она сохранила сложную национально-территориальную структуру народностей. Как результат, Россия имеет весьма сложный состав регионов: среди 85 субъектов Российской Федерации 22 национальные республики, 4 автономных округа, 1 автономная область. Ныне этническая напряженность, в первую очередь, на Северном Кавказе, дает повод для инициатив по преобразованию национальных республик в области, выдвижению националистических лозунгов, как, например, «Россия для русских», и др. В этом отношении следует вспомнить слова о. Павла Флоренского: «Подобно тому, как разнообразие культур в сельском хозяйстве дает возможности интенсивного хозяйства, так и многообразие народных культур дает возможность государству иметь такое богатство характеров, интересов жизни [...] экономических преимуществ, которого не может быть при монотонном однообразном населении... .И нивелировать эти возможности, — значит лишать великое государство смысла его существования, тогда нет великого: оно становится лишь большим»9. Новые вызовы современности, связанные с мигра-

7 Священник Павел Флоренский. Сочинение в 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1998.

8 Ильин И. А. О путях России. Собрание сочинений (составитель Ю. Т. Лисица). М.: Русская книга, 1996. Том 6. Книга 2. С. 21.

9 Священник Павел Флоренский. Сочинение в 4-х то-

мах. Том 2. М.: Мысль, 1996. С.652-653.

циями народов, ставят и новые проблемные вопросы, например, как быть с границами России, должны ли они быть закрытыми для мигрантов или же свободными для передвижения. И решать эти вопросы надо, конечно, не односторонне, а с учетом миссии России в мире. Русский человек способен ужиться со многими народами. Как отмечал Ю. Н. Голубчиков: «Да, нет места, которое бы русский человек не делил с вепсом, мордвином, нанайцем, татарином, хантом, эвенком, финном. Такова судьба русского народа.. .»10.

Отношение русского народа в своей территории раскрывается на примере истории освоения. Русский термин «освоение» сложно перевести на другие языки. На немецком языке освоение — Erschließung — употребляется в контексте улучшение инфраструктуры, вовлечение в оборот новых земель и др., т. е. обозначает «открытие» (буквальный перевод корневой части слова). На английском языке освоение часто переводится как developing, т. е. буквально «развивание». Следует отметить, что сравнение с термином «развитие», которое в целом однонаправ-ленно и оценивается субъективно, термин «освоение» более глубоко отражает человеческую компоненту. Освоение включает комплексное преобразование окружающей среды и связанных с ней компонентов общества для удовлетворения насущных, в том числе духовных, потребностей человека. В этом понятии нет категоричности, свойственной понятию развитие. Освоение ассоциируется в целом с процессом взаимодействия человека и природы, как непрерывной «перезагрузки» отношений человека и природы. При этом оно четко указывает на суть процессов. Ведь значение слова освоение в русском языке близко к словам «свой, свое». Осваивать значит сделать близким себе, доступным к использованию.

В конечном итоге объектами освоения становятся территории вместе с проживающими на них людьми, их институтами, нормами, культурой, языком, правилами ресурсопользования и жизнедеятельности. До сих пор слабо разработанными вопросами являются: что означает оптимальная освоенность для жизни отдельного человека, для местного сообщества, этнической или религиозной группы? Для государства и та-

10 Голубчиков Ю. Н. География человека. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 192.

кого государства, как Россия? Какое освоение нужно православному человеку? Дает ли индустриальное и постиндустриальное освоение действительно необходимую свободу человеку? Потребности человека растут, но эти потребности можно навязывать, к ним можно приучить.

Имеет смысл различать освоенность «вширь» (экстенсивное освоение территории в результате антропогенного изменения среды и расширение использования земельных, лесных и других ресурсов) и освоенность «вглубь» (качественное освоение территории и ресурсов)11. Ведь само по себе количество населения, единиц техники, дорог, площадь распаханности и т. д. не говорят об истинном освоении, так как весь этот процесс освоения поддерживается искусственно извне. В случае прекращения внешней помощи люди уезжают, поля зарастают, а техника простаивает. Такая картина наблюдалась в 1990-х гг. во многих регионах России, когда государство прекратило экстенсивные процессы освоения. Те взаимосвязи человеческой деятельности и освоения с природой и территорией, которые имеют устойчивые и повторяющиеся во времени циклы хозяйствования, свидетельствуют об институ-циализации природопользования и создании механизмов самоорганизации.

В целом, оценки с позиций слабо или хорошо освоенный также зависят от того, кто «судья». С точки зрения государства, оптимальными являются такие формы освоения, которые удобны для управления, контроля, репродукции власти, институтов и доступа к ресурсам. С точки зрения природы, — это возможность не терять био- и ландшафтное разнообразие, удерживаться на определенном уровне репродукции и устойчивости. С точки зрения местного населения, представления об оптимальности выражаются в существовании различных типов культурной среды. Местное сообщество сознательно ограничивает освоение для сохранения среды своего обитания. Есть места, в которых уровень и степень освоенности остаются достаточно постоянными в силу разных факторов

11 Андреева Е. Н., Машбиц Я. Г., Шлихтер С. Б. Мелкомасштабные карты хозяйственной освоенности территории (концепция, содержание, легенда) // Пути совершенствования картографического изучения природной среды и ресурсов мира и континентов. М.: Институт географии АН СССР, 1987. С. 39-52; Космачев К. П. Пионерное освоение тайги. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1974.

(Афон — духовно-культурная детерминанта, изолированные высокогорные долины — природная детерминанта).

История освоения российских просторов является, прежде всего, историей взаимоотношения природы и человека. Крайние концепции, например, о преобладающем влиянии природы на человека (яркий представитель — Лев Мечников) или призывы покорять природу в контексте марксистско-ленинских преобразований, повлияли на характер освоения, которому присущи колебания и смена стратегий. В этом же контексте следует упомянуть крайние точки зрения о необходимости равномерного освоения всей территории (эпоха СССР) и, наоборот, более глубокого освоения лишь отдельных частей, в то время как на остальной территории освоение должно быть приостановлено, если не совсем законсервировано.

Мощные шаги по освоению сибирских и северных районов чередовались с периодами почти полного спада интересов к удаленным окраинам. Нередко подчеркивается, что российские пространства — это наша беда, тянущая нас от некоего фарватера мирового развития. Представляется, что на нелегком пути освоения российских просторов оттачивалась позиция во взаимоотношении с Природой, данные Богом ресурсы являются основой выживания российской государственности в современном информационном и обесчеловеченном мире.

После крещения Руси можно выделить несколько периодов с характерными чертами духовно-культурного освоения территорий, которые тесно связаны с политическими этапами развития российского государства: 1) домонгольский (с начала крещения Руси и до 1240 года), 2) монастырский (до середины XVI века), направленный в основном на северо-восток, 3) активного расширения территории России за Урал, победы над мусульманскими ханствами и начала просвещения сибирских народов; 4) ослабление веропроповеднической деятельности в условиях закрытия 4/5 монастырей, отчетливого крена в сторону западных ценностей (XVIII век). Дальнейшая история миссионерства «дробится» на более мелкие периоды, что связано с переменным успехом православного миссионерства в условиях активизации других религий, прежде всего, ислама на уже освоенной территории России, наступление периода атеизма, гонений

19

20

на веру и Церковь и прекращения миссионерской деятельности в России12.

Важно отметить отношение русских к своей земле. Официально в России в частной собственности находится около 7% земель (в США — почти 70%, хотя на Аляске — практически нет). Но отношение к земле сильно различается у разных народов, населяющих Россию. На Крайнем Севере специально выделены и юридически закреплены территории традиционного природопользования малых народов. В горах Северного Кавказа земля, по сути, принадлежит местным родам (тейпам, тухумам и др.). У русских развитие традиции частной собственности на землю имеет сложную историю. Как отмечал И. А. Ильин, Россия одарила нас бескрайними просторами., огромными природными богатствами.. Не ценит русский человек своего дара. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» — значит «ничье». Не справляется он хозяйственно с бременем природной щедрости. И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени — об этом должны быть теперь все наши помыслы.»13. И здесь, как и с вопросом границ, непросто подойти к решению вопроса приватизации земель, используя западные образцы. О трагедии общего и коллективного в современном коммерциали-зующемся мире предупреждают также и передовые ученые Запада14.

На процесс освоения имеются две точки зрения: равномерное освоение всей территории России с тенденцией на сглаживание различий (выравнивающее развитие) и приоритетное развитие определенных центров и полюсов развития (стимулирующее развитие). Как отмечает Н. В. Зубаревич, «в условиях, когда государственные ресурсы ограничены, приоритеты выравнивания или стимулирования всегда конкурируют, и противоречие «равенство — эффективность» неизбежно. Каждая страна ищет оптимальный

12 Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007; Ефимов А. Б., Гуня А. Н. Освоение и динамика духовно-культурного пространства России // Культурное наследие России. № 4. 2016.

13 Ильин И. А. О путях России. Собрание сочинений (составитель Ю. Т. Лисица). М.: Русская книга, 1996. Том 6. Книга 2. С. 11.

14 Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов

коллективной деятельности. М.: ИРИСЭН, Мысль.

2010.

баланс выравнивающей и стимулирующей политики. Он изменяется во времени, поскольку на разных стадиях развития в обществе и в структурах власти преобладают разные ценности и решаются разные задачи развития»15.

Помимо экономических мотивов, имеется также геополитический интерес к развитию тех или иных территорий. Это также касается и духовной составляющей развития. Не менее угрожающими на современном этапе развития России и освоения ее территории являются внутренние, региональные тренды в освоении16.

Помимо геополитических и макрорегио-нальных трендов, высокий риск дефрагментации территории России несут региональные и локальные разломы, прежде всего по осям «столица и окрестности», а также «город и село». Москва — огромный мегаполис, пожирающий демографические ресурсы окружающих (и не только) областей. Большая армия здоровых мужчин из сельской местности, которые могли бы работать на земле, устраиваются охранниками и проводят свою жизнь за телевизорами. Депопуляция сельской местности привела к формированию в сердце России новой «Сибири», где заброшены села, опустели поля, зарастающие лесом, одиноко стоят выжившие в советское время остовы церквей. Налицо результат одностороннего подхода к территории. Если она не выгодна в экономическом плане, она забрасывается. При этом забывается духовная и не только духовная ценность нашей земли, которая была освоена и намолена трудами многих поколений.

Таким образом, чрезвычайное региональное разнообразие и различия в освоенности территории России являются важными факторами ее современного развития. Россия находится в постоянном процессе освоения и реосвоения своей огромной территории. Избегание данного Богом бремени территории, природы и народонаселения через уход в города, покидание нажитых мест не только на Севере и в Сибири,

15 Зубаревич Н. В. Эволюция приоритетов региональной политики России // Вопросы географии. Вып. 141. М.: Издательский дом «Кодекс», 2016. С. 152.

16 Гуня А. Н. Региональные тренды в освоении территории и ландшафтов // Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. М.: Институт географии РАН, 2005; Гуня А. Н., Ефимов А. Б. Освоенность территории России: национально-культурные особенности и тренды // Культурное наследие России. 2016. № 3. С. 85-91.

рост национальной нетерпимости к инородцам и инославным грозит разрушить те великие основы русского народа, о которых писали Ильин, Флоренский и другие великие русские мыслители и провидцы. Необходима грамотная и комплексная (не односторонняя) регионально-территориальная политика развития России и ее регионов, в которой духовно-культурная составляющая занимала бы свое достойное место.

Список литературы

1. Андреева Е. Н., Машбиц Я. Г., Шлих-тер С. Б. Мелкомасштабные карты хозяйственной освоенности территории (концепция, содержание, легенда). // Пути совершенствования картографического изучения природной среды и ресурсов мира и континентов. М.: Институт географии АН СССР, 1987. С. 39-52.

2. Голубчиков Ю. Н. География человека. М.: Едиториал УРСС, 2003.

3. Гуня А. Н. Региональные тренды в освоении территории и ландшафтов. Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. М.: Институт географии РАН, 2005.

4. Гуня А. Н., Ефимов А. Б. Освоенность территории России: национально-культурные особенности и тренды // Культурное наследие России. 2016. № 3. С. 85-91

5. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

6. Ефимов А. Б., Гуня А. Н. Освоение и динамика духовно-культурного пространства России // Культурное наследие России. № 4. 2016

7. Зубаревич Н. В. Эволюция приоритетов региональной политики России. Вопросы географии. Вып. 141. М.: Издательский дом «Кодекс», 2016. С. 151-165.

8. Ильин И. А. О путях России. Собрание сочинений (составитель Ю. Т. Лисица). М.: Русская книга, 1996. Том 6. Книга 2. С. 7-34.

9. Космачев К. П. Пионерное освоение тайги. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1974.

10. Минакир П. А., Демьяненко А. Н., Пиля-сов А. Н. Концептуальные основы пространственного подхода // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: Медиа-Пресс, 2013. С. 31-43.

11. Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010.

12. Отечественные записки. Выпуск журнала № 6 (7) 2002. Тема номера: Пространство России.

13. Ретеюм А. Ю. Земные миры. М.: «Мысль», 1988.

14. Савченко А. Б. Территориальное развитие России как экспортера на глобальных сырьевых рынках // Дисс. на соис. уч. степени доктора географических наук. М., 2016.

15. Священник Павел Флоренский. Сочинение в 4-х томах. Том 2. М.: Мысль, 1996.

16. Священник Павел Флоренский. Сочинение в 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1998.

21

REGIONAL DIVERSITY AND DIFFERENCES IN DEVELOPING OF THE TERRITORY OF RUSSIA AS FACTORS OF CONTEMPORARY DEVELOPMENT (RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL ASPECT)

Gunya Alexey Nikolaevich,

DSc in Geography, professor of the St.Tikhon»s Orthodox University, senior research associate of the Institute of Geography

Russian Academy of Sciences, professor of Moscow Lomonosov University, e-mail: gunyaa@yahoo.com Yefimov Anderey Borisovich, DSc of physical and mathematical sciences, professor of the St.Tikhon»s Orthodox University, Head of the Department of missionary of the bogolovsky Faculty,

Lihov str., 6/1, Москва, 127051.

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Role of the territory in the life of Russia is multifaceted. Unilateral (economic or social) assessment of the territory does not reveal all the importance of the territory for the Russian people. Western economic theory and the domestic liberal economists point out that the territory is often the ballast in economic development, and the resources in the area, such as oil and gas, and allegedly did not give normal development of Russia («oil needle»). At the same time, development of the territory Russia is extremely uneven. Densely populated and well-developed areas of Moscow agglomeration and the South of Russia contrast with huge undeveloped expanses of Siberia and the Far East. As pointed out by philosopher Ivan Ilyin, Russian people has three burdens: earth, nature and the diversity of nationalities. Hard is the cross, but it is given to create a great spiritual culture.

Keywords

Developing, territory, development, regional differences.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.