Научная статья на тему 'Миссионерство в Уфимской губернии. 1865-1917 гг. Историография проблемы'

Миссионерство в Уфимской губернии. 1865-1917 гг. Историография проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
458
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИОГРАФИИ / МИССИОНЕРСТВО / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СТАРОКРЕЩЕНЫЕ ХРИСТИАНЕ / НОВОКРЕЩЕНЫЕ ХРИСТИАНЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STAGES OF HISTORIOGRAPHY DEVELOPMENT / MISSIONARY OUTREACH / UFA GUBERNIYA / OLD-BAPTIZED AND NEW-BAPTIZED CHRISTIANS / FORMS AND METHODS OF MISSIONARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Феклина Ольга Борисовна

Рассматриваются этапы изучения истории миссионерства в Уфимской губернии с момента ее возникновения в 1865 г. до революции 1917 г. Показано, как изменение социокультурной ситуации в дореволюционный, советский и постсоветский периоды влияло на исследование проблемы. Выявлена степень разработанности различных аспектов миссионерской деятельности православной церкви и Российского государства во второй половине XIX в. на примере конкретного региона, определены перспективы дальнейших научных поисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY OUTREACH IN UFA GUBERNIYA. 1865-1917 YEARS. HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

The article considers the stages of study of missionary outreach in Ufa guberniya from the moment of its establishment in 1865 till the revolution of 1917. It has shown as change of socio-cultural situation in pre-revolution, soviet and post-soviet periods has influenced research of the problem. It has discovered the degree of study of various aspects of missionary activity of Orthodox Church and the Russian state in the second half of the 19th century by the example of a distinct region; it has defined the perspectives of further scientific research of this badly-researched subject.

Текст научной работы на тему «Миссионерство в Уфимской губернии. 1865-1917 гг. Историография проблемы»

УДК 2

О. Б. Феклина

МИССИОНЕРСТВО В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ: 1865-1917 гг. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Рассматриваются этапы изучения истории миссионерства в Уфимской губернии с момента ее возникновения в 1865 г. до революции 1917 г. Показано, как изменение социокультурной ситуации в дореволюционный, советский и постсоветский периоды влияло на исследование проблемы. Выявлена степень разработанности различных аспектов миссионерской деятельности православной церкви и Российского государства во второй половине XIX в. на примере конкретного региона, определены перспективы дальнейших научных поисков.

Ключевые слова: этапы развития историографии, миссионерство, Уфимская губерния, старокрещеные христиане, новокрещеные христиане, миссионерская деятельность

The article considers the stages of study of missionary outreach in Ufa guberniya from the moment of its establishment in 1865 till the revolution of 1917. It has shown as change of socio-cultural situation in pre-revolution, soviet and post-soviet periods has influenced research of the problem. It has discovered the degree of study of various aspects of missionary activity of Orthodox Church and the Russian state in the second half of the 19th century by the example of a distinct region; it has defined the perspectives offurther scientific research of this badly-researched subject.

Keywords: stages of historiography development, missionary outreach, Ufa guberniya, old-baptized and new-baptized Christians, forms and methods of missionary activity

Миссионерство - одна из основных форм служения Церкви миру. Его изучение способствует возрождению в современном обществе, переживающем кризис, духовных традиций на основе исторических ценностей православия. Обер-прокурору Священного синода К. П. Победоносцеву принадлежит историографический прогноз: «Когда будет написана правдивая история миссионерства или, правильнее сказать, история христианского просвещения инородцев в России, она будет поистине верным отражением особенностей русского духа и русской культуры» [20, с. 154].

Цель данной работы, не претендуя на всеохватывающую полноту, - проанализировать отражение в литературе некоторых аспектов миссионерской деятельности православной церкви в Уфимской губернии со второй половины XIX в., т. е. с момента ее образования в 1865 г., и до революции 1917 г.

В историографии принято выделять этапы ее развития. К XIX в. относятся два крупных обобщающих труда И. Е. Златоверховникова [10] и Н. М. Чернавского [51], которые содержат информацию по истории миссионерства в Уфимской губернии в XVIII - XIX вв. Они имеют также и источниковедческое значение. И. Е. Златоверховников показал состояние Уфимской епархии к концу XIX в., привел этнографические сведения почти обо всех народах губернии. Представляют интерес статистические данные по всем селам в уездах, однако этнический аспект выделяется не всегда, поскольку по существовавшему порядку принявшие православие (например, татары) в официальных документах часто отождествлялись с русскими. Автор характеризует религиозно-нравственное состояние крещеных. В книге имеется специальный раздел «Миссионер-

ская деятельность и Уфимский епархиальный комитет Православного миссионерского общества». На 1897 г. из 2,2 млн человек населения Уфимской губернии православных числилось около 894 500, из них до 144 000 - инородцы-христиане [10, с. 17-18]. Таким образом, в губернии православные составляли около 40 %, из них 16 % - христиане неславянского происхождения. К подданным Российской империи этой категории применялся официальный термин инородец; как представляется сегодня - некорректный, несущий в себе оттенок некоторого пренебрежения. Наибольшее число крещеных было среди мордвы, чувашей и татар, наименьшее - среди башкир. Усилиями историка Уфимской епархии П. В. Егорова осуществлено переиздание этой книги [34].

Н. М. Чернавский создал уникальный фундаментальный двухтомный труд, его уровень, с нашей точки зрения, может служить образцом для современных ученых. В 1903 г. за его защиту в Казанской духовной академии автор удостоен ученой степени магистра богословия. Исследователь ввел в научный оборот архивные данные, многие из которых сейчас утрачены. События охватывают первую половину XIX в. В контексте поставленной проблемы важны вопросы, связанные с законодательством XVIII - XIX вв., на основе которого в Российской империи проводилась миссионерская деятельность [51].

В историографии этого периода следует отметить публикацию Н. П. Тюнина «Письма по расколу», посвященную миссионерству среди старообрядцев [19]. Нас интересует сравнительный анализ миссионерской деятельности православных и мусульман. Для автора характерно излишне критическое отношение к миссионерству. Н. П. Тюнин отмечает причины незначительности процента лиц

163

из иноверцев, принимавших христианство. К ним он относит: 1) влияние мулл, отрицательное отношение родственников, особенно женщин, в частности матерей; 2) насилие со стороны «однодеревенцев», которое выражалось в угрозах, вплоть до убийств, в них могли участвовать даже ближайшие родственники, например братья; 3) бытовые трудности. Новообращенный порывал связь с бывшей родной семьей и обществом, утрачивал право на часть семейного имущества, душевой надел. Лица этой категории не обзаводились домами, не вели оседлую жизнь, их уделом становилось скитальничество из двора во двор, из уезда в уезд. По этим же причинам язычники переходили в магометанство. Характеризуется движение отпадения в ислам в 1881 г. целых обществ христиан Белебеевского (деревня Каныбек) и Стер-литамакского уездов (село Мелеуз) Уфимской губернии [Там же, с. 395, 398-404]. Просчеты государственной политики, органов светской и духовной власти на местах являлись одной из причин слабого вовлечения в православие иноверцев.

Публикации XIX в. об Уфимских епископах отражают их миссионерскую деятельность [7; 21; 22; 49]. В изданиях начала XX в. содержится обширный этнографический материал о старокрещеных и новокрещеных христианах Уфимской губернии в XVIII - XIX вв., их просвещении, образе жизни, традициях [16; 25].

В советской историографии история православной церкви в целом считалась неактуальной, разрабатывалась тенденциозно, сугубо в негативном ключе. Господствовавшая марксистско-ленинская идеология и методология фальсифицировали историю [18; 30]. Основательное дореволюционное образование позволило Н. М. Никольскому написать с марксистских позиций первую обобщающую монографию с претенциозным названием «История русской церкви». На самом деле история православной церкви подменяется историей старообрядчества. Однако ее непреходящее значение состоит в том, что созданными в 1930 г. идеологизированными штампами наука живет до сих пор.

Исследование истории православной церкви и ее миссионерской деятельности во второй половине XIX - начале XX в. плодотворно осуществлялось в эмиграции [31; 32, с. 760-779]. К сожалению, в трудах И. К. Смолича встречаются досадные неточности, их немало, приведу только один из примеров. Три ошибки содержит список литературы в названии книги

Н. Фирсова «Инородческое население третьего (должно быть: прежнего) Казанского царства в новой России до 1768 (должно быть: 1762) года и колонизация (пропущено слово закамских) земель в это время» [31, с. 567]. В связи с этим возникает вопрос: если допускаются технические небрежности в оформлении, то в какой степени можно читателю вообще доверять выводам автора и всему остальному, о чем он пишет?

В постсоветский период меняется историографическая ситуация, что выражается в активизации изучения православия и светскими [37, с. 130-149] и церковными авторами [50, с. 187-198]. Это относится и к исследованию миссионерской деятельности РПЦ.

Значительным историографическим событием является выход в свет книги профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) А. Б. Ефимова «Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви» [6]. Написанная в лучших традициях XIX в., когда вузовские курсы лекций превращались в фундаментальные издания, она впервые охватывает историю проблемы с X по XX в. Из курса лекций по истории миссий в контексте интересующих нас вопросов следует выделить такие, как жизнь выдающегося теоретика и практика миссии казанского педагога Н. И. Ильминского, его ученика и сотрудника Василия Тимофеева. На основе ежегодных «Огчетов Православного миссионерского общества» за 1870-1915 гг. показана динамика развития общества с его возникновения до 1917 г. В работе миссионерских съездов автор вычленяет практику действий среди иноверцев. Цель - изложить историю миссионерства на Урале - не ставится. [6, с. 198-212, 474-487, 488-511].

В Башкортостане первым взял на себя труд по исследованию православия Ю. Н. Сергеев, выполнивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук [28]. Его перу принадлежат статьи в энциклопедии «Башкортостан», из которых особо значима «Христианизация». Автор раскрывает проблемы миссионерства в башкирском крае, преимущественно в XVII - XVIII вв., при этом акцент сделан на тезисе о насильственном крещении [2, с. 626-627]. Нельзя согласиться в принципе с самим термином христианизация, так как он некорректно отражает миссионерскую деятельность православной церкви, проводившуюся совместно с Российским государством. Исторически точной является терминология документов XVIII - XIX вв.: обращение в христианство, восприятие крещения, просвещение светом христианства и т. д. В силу того, что язык и все слова в нем - это знаковая система, понятие христианизация представляется неуклюжим изобретением так называемого эпохи социализма в СССР, когда возникали нелепые новообразования по типу электрификации, коллективизации, химизации и т. д. К сожалению, термин христианизация активно действует и в современной научной, учебной и даже церковной литературе.

Представляет интерес статья Ю. Н. Сергеева «Ислам и христианство в Уфимской губернии: характер взаимоотношений (1878-1905 гг.)» [27]. В ней содержится фактический материал о формах и методах миссионерской работы РПЦ, освещены вопросы подготовки кадров духовенства для селений креще-

164

ных татар, трудности миссионерской практики. Историографический итог исследованиям православия в Башкортостане к началу XXI в. подвел доцент Ю. Н. Сергеев, заведующий кафедрой отечественной и зарубежной истории Бирского государственного педагогического института [29]. Однако автор указанной статьи проанализировал не все имеющиеся работы, например, он умолчал о собственных исследованиях, опустил проблему миссионерства. К сожалению, не наметил перспективы дальнейших научных разработок истории православия в Башкортостане. Важный историографический вывод о необходимости дальнейших исследований миссионерства в Уфимской епархии сделал преподаватель кафедры религиоведения ПСТГУ А. А. Шарафутдинов [52, с. 294].

Обобщающие монографии по истории Башкортостана отражают уровень исторической науки в регионе, степень изученности проблемы. В Башкортостане два традиционных, наиболее авторитетных научных центра - это Уфимский научный центр Российской академии наук и Башкирский государственный университет. Обобщающий труд «История Башкортостана с древнейших времен до наших дней» написан коллективом ученых названного университета в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Концепция монографии определяется идеей: «История Башкортостана - это история коренных жителей края - башкир, а также переселившихся в этот регион в течение XVII - XX вв. русских, татар, мишарей, мари, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев и другого населения» [13]. Основополагающим является марксистский подход к религии: «Общеизвестна роль религии в Средние века как одной из форм феодальной эксплуатации народных масс» [Там же, с. 140]. Ученые излагают историю страны, где православие являлось государственной религией, а вся информация о православии второй половины XIX в. сводится лишь к следующему: 1) купцы Чижовы «неоднократно вносили личные сбережения на строительство богаделен, приютов, церквей»; 2) в русскоязычных школах Башкортостана преподавался Закон Божий; 3) религиозные учебные заведения были представлены духовными семинариями и духовными училищами в Уфе, Оренбурге и Челябинске, епархиальными училищами в Уфе и Оренбурге. В них обучались, как правило, дети духовенства [Там же, с. 434, 442, 443].

Другой обобщающий труд - это академическое издание «История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века». Рассматриваемая нами проблема отражена в параграфе «Уфимская православная епархия, другие христианские течения» (т. II, гл. I., § 2) Вызывают сомнение некоторые положения исследования. Например: «Уфимская епархия выполняла ряд дополнительных функций, в первую очередь миссионерство» [12, с. 26-41].

Другой подход к миссионерству, раскрывающий его сущность и смысл христианства вообще, представляется более обоснованным. Его изложил епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский), который говорил, что невозможно разграничить дела пастырские и миссионерские, каждый пастырь - прежде всего миссионер, «миссионерство (от латинского слова, равнозначного греческому - апостол-посланец) - первая обязанность

священника» [17].

Для сравнения историографической ситуации с соседними регионами можно привести факт публикации в Екатеринбурге обобщающего коллективного труда «История Екатеринбургской епархии» [14]. Впечатляет это юбилейное, фундаментальное издание - результат многолетней работы, выполненной совместными усилиями академических и вузовских ученых, священниками Екатеринбургской епархии, богато иллюстрированное фотографиями, картами, схемами, блестящего полиграфического исполнения. Миссионерство конца XIX - начала XX в. среди башкир, манси и других уральских народов проанализировано через деятельность религиозных общественных организаций: Православного Палестинского общества, Православного миссионерского общества и др. [Там же, с. 368-408].

В связи с особой значимостью источниковедческих основ проблемы миссионерства необходимо отметить важность такого периодического издания, как «Уфимские епархиальные ведомости» [41; 46]. Его значение как источника возрастает, поскольку в Башкортостане безвозвратно утрачен основной массив церковных архивных документов. Это связано с тем, что в октябре 1921 г. согласно официально объявленной версии по причине сокращения штата в милиции и распоряжению начальника был снят милицейский пост у архива Уфимской духовной консистории. И уже в декабре 1921 г., а потом в январе-феврале 1922 г. оттуда были похищены дела. 11 марта 1922 г. заведующий губернским архивом Еникеев писал о размере потерь похищенных дел и документов из архива Духовной консистории, указав приблизительно 30 возов [3, с. 51].

Анализ степени доступности «Уфимских епархиальных ведомостей» для современных исследователей показывает, что журнал различной комплектности по годам и по номерам находится в городе Уфе в 5 местах: Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан, в библиотеках отдела редких книг Уфимского научного центра РАН им. Заки Валиди, Башкирского государственного университета и в Книжной палате. За все годы издания (1879-1917) 35 номеров отсутствуют в Уфе вообще. Миссионерская деятельность РПЦ в Уфимской губернии, изложенная на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей», фрагмен-

165

тарно изложена в работах В. В. Пугачева по истории журналистики [23, с. 115-117].

Статья протоиерея Романа Хабибуллина специально посвящена миссионерству на башкирской земле [48]. На основе широкого круга разнообразных источников (письменных, археологических и др.) автор анализирует этапы истории миссии в крае начиная с VII в. Обоснованно опровергает общепризнанное мнение о том, что православие появилось здесь с XVI в. Особо выделен раздел «Осуществление миссии силами самой РПЦ в XIX в.», отмечены успехи миссии при епископе Дионисии. Однако неточно указаны годы его епископства: 1883-1890. Дионисий был Уфимским епископом до конца своего земного существования в 1896 г. Миссионерскую деятельность автор неудачно охватывает термином христианизация [Там же, с. 43-52].

Трудности и перипетии создания Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества на общероссийском фоне, его деятельность в начальный период существования (1878-1883 гг.) в Уфимской губернии отражены в нашей специальной статье [43]. Этот вопрос вошел в круг интересов специалистов по истории миссионерства в соседней Оренбургской губернии. Исследователь из Челябинска Е. М. Есикова смешивает понятия комитет и миссионерское общество, когда пишет, что в Оренбургской епархии «состав Комитета насчитывал в первое десятилетие чуть более 200 человек» [5, с. 118], ссылаясь при этом совершенно справедливо на газету «Оренбургские епархиальные ведомости». На самом деле Устав Православного миссионерского общества в специальном разделе «Комитеты и местные общие собрания» определял, что в епархиальный комитет входили члены в количестве от 4 до 8 человек (§ 50-51) [33, с. 7]. Списки всех членов этого общества в губерниях публиковались на страницах епархиальных ведомостей. Так, в Уфимской губернии на 1881 г. в него входило 242 человека [35]. Впервые с научных позиций основательно проанализирован миссионерский смысл чудотворной Табынской иконы Божией Матери, являющейся величайшей святыней не только Уфимского края, но и многих регионов России [4, с. 15].

В историографии раскрываются некоторые аспекты миссионерской деятельности монастырей среди чувашского и марийского народов Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в. [8; 40; 42]. Уделяется внимание духовному просвещению нерусских народов в Уфимской губернии, таким его формам, как церковно-приходские школы [36; 38], миссионерские школы [44; 45]. В научной литературе показана миссионерская роль епископа Андрея в деятельности Восточно-русского культурнопросветительного общества [9].

Сюжеты о межэтнических взаимодействиях в крае, об отдельных фактах принятия православия представителями различных народов в XVIII - XIX вв. излагаются в работах по истории городов и сел Уфимской губернии [1; 24; 26]. Наряду с тем, что РПЦ приобретала своих новых чад, шли процессы отпадения от православия, их противоречивый характер получил определенное освещение в литературе [39; 47].

Историческую науку обогащают краеведческие исследования. В трудах доктора технических наук, действительного члена Инженерной академии Республики Башкортостан, заслуженного деятеля науки

А. А. Кондратьева отражены многообразные аспекты миссионерской деятельности среди чувашского и мордовского народов [11; 15].

Таким образом, в постсоветский период развития историографии усиливается интерес исследователей к истории миссионерства второй половины XIX в. в Уфимской губернии. Он приобретает более целенаправленный, системный характер. Однако отсутствует обобщающая монография по истории православия в регионе, нет монографических, диссертационных исследований миссионерства РПЦ в различные исторические периоды, среди различных народов Башкортостана. Ждут своих исследователей такие проблемы, как законодательные основы миссионерства в XVIII - XIX вв., миссионерская деятельность монастырей, духовное просвещение в его самых различных формах, деятельность епископов, в том числе таких выдающихся миссионеров, как Ни-канор, Дионисий, Андрей и др.

1. Асфандияров, А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий / А. З. Асфандияров. - Уфа: Китап, 2009. - 741 с.

2. Башкортостан: краткая энцикл. / гл. ред. Р. З. Шакуров. - Уфа: Башкир. энцикл., 1996. - 672 с.

3. Григоренко, Л. Ф. Судьба архива Уфимской духовной консистории / Л. Ф. Григоренко // Река времени. 2000: сб. ст. / отв. ред. М. И. Роднов. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. - 144 с.

4. Есикова, Е. М. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди нехристианского населения Оренбургской епархии (1859-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. М. Есикова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2010. - 23 с.

5. Есикова, Е. М. Организация и деятельность Комитета Православного миссионерского общества в Оренбургской епархии (последняя четверть XIX - начало XX в.) / Е. М. Есикова // Православие на Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры: материалы симпозиума с междунар. участием: V Славян. науч. собор «Урал в диалоге культур»: в 2 ч. Ч. 1. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - С. 117-121.

166

6. Ефимов, А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви / А. Б. Ефимов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 688 с.

7. Зефиров, Е. Мои воспоминания о Преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877-1884 г) / Е. Зефиров // Странник. - 1893. - № 8-12.

8. Зимина, Н. П. Богородице-Одигитриевский чувашский монастырь и его значение в истории духовной культуры Башкирии (к вопросу о традициях межнациональных и межконфессиональных отношений народов Республики Башкортостан) / Н. П. Зимина // Традиции взаимовлияния культур народов на Южном Урале: сб. науч. ст. / науч. ред. С. А. Халфин, отв. ред. Н. П. Зимина. - Уфа: Информреклама, 2006. - С. 53-57.

9. Зимина, Н. П. Восточно-русское культурно-просветительное общество (1916-1919) и его духовно-историческое наследие / Н. П. Зимина // Традиции взаимовлияния культур народов на Южном Урале: сб. науч. ст. / науч. ред. С. А. Халфин, отв. ред. Н. П. Зимина. - Уфа: Информреклама, 2006. - С. 88-100.

10. Златоверховников, И. Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк / И. Златоверховников. - Уфа, 1899. - 331 с.

11. Иван Яковлев - выдающийся чувашский просветитель-педагог / сост. А. А. Кондратьев. - Уфа: ХАН, 2008. - 238 с.

12. История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX в.: в 2 т. / отв. ред.: И. М. Гвоздикова, М. И. Роднов. -Уфа: Уфим. полиграфкомбинат, 2007. - Т. II. - 368 с.

13. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. / И. Г. Акманов, Н. М. Кулбахтин, А. З. Асфандияров; под ред. И. Г. Акманова. - Уфа: Китап, 2004. - Т. I. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. - 488 с.

14. История Екатеринбургской епархии / Е. М. Главацкая, А. В. Мангилёва, И. Л. Манькова. - Екатеринбург: Сократ, 2010. - 552 с.

15. Кондратьев, А. А. Юртов - первый просветитель мордовского народа / А. А. Кондратьев. - Уфа: Информреклама,

2004. - 135 с.

16. Матвеев, С. М. О крещеных инородцах Уфимской епархии / С. М. Матвеев. - Уфа, 1910. - 57 с.

17. Несколько мыслей из бесед преосвященного владыки Андрея с пастырями в городе Бирске в 1914 г. // Уфим. Епархиал.

ведомости. - 1914. - № 20. - С. 367.

18. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

19. Письма по расколу (I-XXI) Н. П. Тюнина (за 1886-1889 гг.). Вып. 1. - Уфа: Тип. Н. К. Блохина, 1889. - 413 с.

20. Победоносцев, К. П. Николай Иванович Ильминский // Сочинения / К. П. Победоносцев. - СПб.: Наука, 1996. - С. 154-163.

21. Последние дни пребывания в городе Уфе преосвященного Никанора, епископа Уфимского и Мензелинского, по назначении его на кафедру Херсонскую и Одесскую. - Уфа: Губерн. тип., 1884. - 85 с.

22. Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский (Ко дню пятидесятилетия его служения в священном сане, 6 апреля 1841 - 6 апреля 1891 г.). - Уфа: Губерн. тип., 1891. - 51 с.

23. Пугачев, В. В. Газетный и журнальный мир Уфимской губернии: типологические и жанровые характеристики: учеб.

пособие / В. В. Пугачев. - Уфа: Вост. ун-т, 2004. - 123 с.

24. Роднов, М. И. История Николо-Березовки / М. И. Роднов, О. В. Васильева. - Уфа: Нур-Полиграфиздат, 1997. - 168 с.

25. Рыбаков, С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии / С. Рыбаков. - СПб., 1900. - 28 с.

26. Свице, Я. С. К вопросу о происхождении нагайбакских казаков. Православные храмы и духовенство Нагайбакской крепости в XVIII - начале XIX в. / Я. С. Свице // Православие на Урале: история и современность: сб. науч. и науч.-популяр. ст. / науч. ред. А. И. Конюченко; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - С. 191-200.

27. Сергеев, Ю. Н. Ислам и христианство в Уфимской губернии: характер взаимоотношений (1878-1905 гг.) / Ю. Н. Сергеев // Религии в Башкортостане: история и современность: материалы V республик. науч.-краевед. конф. (Уфа, 26 ноября 1998 г.) - Уфа: Изд-во ЦДУМ, 1999. - С. 117-119.

28. Сергеев, Ю. Н. Православная церковь в Башкирии - проводник политики царизма (вторая половина XVI - первая половина XIX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю. Н. Сергеев. - Куйбышев: Куйбыш. гос. пед. ин-т, 1990. - 18 с.

29. Сергеев, Ю. Н. Уфимская епархия в 1799-1917 гг.: историография вопроса / Ю. Н. Сергеев // Вестн. Башкир. ун-та. -

2005. - № 4. - С. 60-62.

30. Смирнов, Н. А. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX в. - 1917 г.) / Н. А. Смирнов // Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 438-462.

31. Смолич, И. К. История Русской церкви. 1700-1917 / И. К. Смолич. - М.: Изд. Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1997. - Ч. II. - 787 с.

32. Тальберг, Н. Д. История Русской церкви: в 2 т. / Н. Д. Тальберг. - Изд. Псково-Печер. монастыря, 1994. - Т. 2. - 924 с.

33. Устав Православного миссионерского общества. - Уфа, 1876. - 9 с.

34. Уфимская епархия Русской православной церкви: справ.-путеводитель / авт.-сост. П. В. Егоров, Л. Г. Рудин. - М.: Уфим. епархия РПЦ, 2005. - 672 с.

35. Уфим. епархиал. ведомости. - 1882. - № 5. - С. 147.

167

36. Фархшатов, М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е гг. XIX в. / М. Н. Фархшатов. -М.: Наука, 1994. - 144 с.

37. Федоров, В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917 / В. А. Федоров. - М.: Рус. панорама, 2003. - 480 с.

38. Феклина, О. Б. Деятельность церковно-приходских школ на селе в Уфимской губернии во второй половине XIX в. / О. Б. Феклина // Аграрный вопрос в России XIX - XXI вв.: между реформами и революциями: материалы региональной науч.-практ. конф. (декабрь 2006 г.) / отв. ред. Г. В. Мордвинцев. - Уфа: Вост. ун-т, 2007. - С. 15-20.

39. Феклина, О. Б. Духовный фактор - основа межнациональной семьи в Уфимской губернии второй половины XIX в. / О. Б. Феклина // Церковь в истории и культуре России: сб. материалов междунар. науч. конф. (Киров (Вятка), 22-23 окт. 2010 г.) / отв. ред. А. Балыбердин. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. - С. 374-375.

40. Феклина, О. Б. История Уфимской епархии накануне и после революции 1917 г. (Краткий исторический очерк) /

О. Б. Феклина // Актуальные вопросы истории и культуры Башкортостана (1917-1940 гг.): сб. науч. тр. / отв. ред.

У. Б. Гайсин. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - С. 66-77.

41. Феклина, О. Б. Источниковедческие проблемы миссионерства в Уфимской епархии во второй половине XIX в. / О. Б. Феклина // Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 5-6 июня 2007 г.) / сост.

З. Р. Рахматуллина. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 285-286.

42. Феклина, О. Б. К вопросу о кризисе Русской православной церкви накануне 1917 г. / О. Б. Феклина // Россия в годы революций и Гражданской войны: историко-правовой аспект: материалы рос. науч.-практ. конф. / Академ. ВЭГУ. -Уфа, 2009. - С. 116-122.

43. Феклина, О. Б. К вопросу о создании православного миссионерского общества / О. Б. Феклина // Проблемы Российской истории / гл. ред. Н. С. Фролова. - М.; Магнитогорск: ИРИ РАН: МаГУ, 2009. - Вып. IX. - С. 182-194.

44. Феклина, О. Б. Миссионерские школы Уфимской губернии в 1860-1870 годы / О. Б. Феклина // Природное и культурное наследие Урала: материалы VI регион. науч.-практ. конф. / сост.: Н. О. Иванова, Л. Н. Магазова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - С. 93-97.

45. Феклина, О. Б. Н. М. Чернавский о принципах миссионерской деятельности / О. Б. Феклина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2010. - № 30 (211). - История. - Вып. 42. - С. 69-73.

46. Феклина, О. Б. «Отчет Уфимского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества» как исторический источник / О. Б. Феклина // Православие и власть: традиция и современность: материалы всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. Н. Швечиков. - СПб., 2007. - С. 301-302.

47. Феклина, О. Б. Социокультурный феномен отступничества / О. Б. Феклина // Духовно-нравственная культура России и Болгарии: православное наследие: материалы всерос. науч.-практ. конф. VIII Славян. науч. собор «Урал. Православие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - Вып. II. - Ч. II. -С. 88-94.

48. Хабибуллин, Р. Православная миссия на башкирской земле: история и современность / Р. Хабибуллин // Вера без дел мертва есть. - Уфа: Белая река, 2004. - 84 с.

49. Херувимов, К. Краткая историческая записка о просветительной и административной деятельности Уфимских архипастырей за сто лет существования Уфимской епархии. 1800-1900 / К. Херувимов. - Уфа, 1900. - 45 с.

50. Цыпин, В. История Русской православной церкви. Синодальный период. Новейший период: учеб. пособие / протоиерей

В. Цыпин. - М., 2004. - 840 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Чернавский, Н. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем / Н. Чернавский. - Оренбург: Тип. Оренбург. духов. консистории, 1900. - Вып. 1. - 348 с.; 1901-1902 - Вып. 2, с прилож. 15 портретов. - 1058 с.

52. Шарафутдинов, А. А. Миссионерская деятельность Уфимской епархии в 1878-1896 гг. / А. А. Шарафутдинов // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых / отв. ред. А. И. Тузбеков. - Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2009. - С. 292-296.

Сдано 21.10.2011

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.