УДК 947
А.С. Соколов
ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Анализируется изложение проблем новой экономической политики в учебниках по истории России для старших классов средней школы. Исследуются причины введения нэпа, выявляются различные трактовки его целей и задач. Прослеживается взаимо-
----------------- [ экономики. Рассмат-
©Соколов А.С., 2013 „ „
_ ’ _ ... . ением однопартийной
системы в СССР. Показана противоречивость деятельности большевиков во внешней политике, духовной сфере в 1920-е годы. Особое внимание уделено освещению проблемы взаимоотношения большевистского руководства и Русской православной церкви. Анализируются причины постепенного свертывания большевистским руководством новой экономической политики.
Советский Союз, голод, крестьянство, новая экономическая политика, национальная политика, внутрипартийная борьба, политическая оппозиция, экономические реформы.
Современное общество уделяет пристальное внимание содержанию школьного курса истории. Это связано с процессами, происходящими в сфере образования, главные причины трудностей в котором - незавершенность социально-политических преобразований в нашей стране в течение двух постсоветских десятилетий 1. Проблема создания новых учебников по истории объясняется тем, что история является частью общественной жизни. В то же время среди граждан нет единого мнения по ряду значительных событий российской истории. Кроме того, издается огромное количество околонаучной литературы, в том числе беллетристика, основанной на недостоверных источниках информации, искажающей историческую действительность и попадающей в поле зрения учеников. В федеральном перечне учебников предлагается несколько десятков книг по истории, которые дают различные трактовки событиям прошлого России. Среди них весьма непросто найти качественные новинки в сфере учебной литературы по отечественной истории. В связи с этим возникла необходимость написания нового учебника по истории. Ученые-обществоведы, объединенные Российским историческим обществом, разрабатывают концепцию нового учебника на базе исторического опыта и с учетом геополитических интересов России. Проект историко-культурного стандарта, на основе которого будет разрабо-
1 Максаковский В.П. Образование и человеческий потенциал России // Вестник Рязанского государственного унивеситета имени С.А. Есенина. 2011. № 3. С. 5.
тан единый школьный учебник по истории России, вызвал ряд нареканий со стороны экспертов-историков, а также учителей. Специалисты заявили, что концепция содержит множество несоответствий, устранить которые за сравнительно короткий срок не удастся.
В связи с начавшейся полемикой вокруг данного документа хотелось бы высказать ряд соображений относительно освещения проблем новой экономической политики в учебниках по истории России в старших классах. 1920-е годы занимают важное место в советском периоде российской истории. Это время борьбы противоположных тенденций: в экономике — рыночной и антирыночной, в политике — либерализации и ужесточения советского режима 2. Новая экономическая политика сменила политику военного коммунизма, осуществляемую Российской коммунистической партией большевиков в годы Гражданской войны. В результате нэповских экономических реформ в стране сложился механизм, приведший к восстановлению хозяйства и сочетавший в себе директивные начала с рыночной самоорганизацией. В то же время в этот период политический режим большевиков выстоял и даже укрепился и начал выдвигать на первый план реализацию идеологических задач партии. Проблемы нэпа, их осмысление позволяют глубже понять причины складывания, а затем крушения однопартийной системы в СССР, а также проанализировать ошибки, допущенные в ходе рыночных реформ в постсоветской России.
Авторы учебников по истории России для старших классов средней школы отмечают, что переход к нэпу осуществлялся в марте 1921 года под влиянием политического и экономического кризиса, проявившегося в результате политики военного коммунизма (крестьянские восстания в Сибири и на Тамбовщине, Кронд-штадтский мятеж). Тем не менее, одни специалисты полагают, что нэп был несосто-явшимся термидором, вынужденной попыткой удержать власть путем экономических уступок рынку 3, другие считают, что Ленин рассматривал нэп как один из возможных путей к социализму 4 Указывая на события, связанные с голодом 1921 года в Советской России, авторы учебных изданий расходятся во мнении относительно количества погибших от данного бедствия. В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков отмечают, что погибло около 1 миллиона крестьян 5, тогда как А.А. Данилов и Л.Г. Косулина указывают цифру в 5 миллионов человек 6. Историки пишут о том, что в рассматриваемый период наряду с рыночными продолжали действовать военно-коммунистические методы управления экономикой. С этим мнением можно согласиться. В 1920-е годы рыночные методы регулирования экономики сочетались
2 Гимпельсон Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина - Сталина. Проблемы и уроки (20-е годы ХХ века). М., 2004. С. 4.
3 Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл. : учеб. пособие для общеобразовательных школ. М., 1995. С. 191, 195.
4 Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. ХХ — начало ХХ1 века : учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2007. С. 137.
5 Дмитренко В.П., Есаков В.Д. Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. 11 кл. : учеб. пособие для общеобразовательных школ. М., 1995. С. 164.
6Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век : учеб. кн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1995. С. 133.
с внеэкономическими, с административным вмешательством. Однако вызывает сомнение вывод В.П. Островского и А.И. Уткина, что к концу 1922 года отступление от военно-коммунистической политики исчерпало себя 7. Период нэпа состоял из двух этапов с различными ведущими тенденциями экономического и политического развития. Первый — 1921—1925 годы - характеризовался экономическими реформами и некоторым смягчением политического развития. Второй — 1926—1929 годы - свертыванием нэповских реформ, возрождением элементов военного коммунизма. В некоторых учебниках встречаются фактологические ошибки. Например, в упомянутом учебнике В.П. Островского и А.И. Уткина указывается, что финансовая реформа по введению золотого червонца была проведена в 1926 году 8. Известно, что денежная реформа была осуществлена в 1922—1924 годах под руководством Г.Я. Сокольникова (его имя редко упоминается в школьном курсе истории ХХ века). Большинство авторов учебников по истории России ХХ века отмечают, что к середине 1920-х годов удалось восстановить дореволюционный уровень развития промышленности и сельского хозяйства. Однако при этом мало внимания уделяется проблеме развития кооперации, роли частного капитала, иностранных концессий в возрождении советской экономики, недостаточно материалов посвящено вопросу о причинах кризисных явлений нэпа.
Реформирование экономических отношений в период 1921 — 1928 годов не затрагивало политические структуры, сложившиеся в годы Гражданской войны. Авторы учебника «История России и мира» Н.В. Загладин и Н.А. Симония правомерно указывают на то, что, ослабив с принятием нэпа контроль над экономической сферой жизни общества, партия большевиков одновременно стремилась предотвратить утрату своей монополии на власть 9. В учебной литературе подробно описаны общественно-политическое развитие СССР в 1920-е годы, борьба за власть в партии и государстве после смерти В.И. Ленина, формирование оппозиции И.В. Сталину со стороны Л.Д. Троцкого и его сторонников. Одну из причин возвышения Сталина авторы учебников видят в том, что он использовал власть Генерального секретаря партии. Вместе с тем необходимо отметить, что Сталина на пути к диктатуре поддержали и его соратники по руководству партии Троцкого, Н.И. Бухарина, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева. Однако нет упоминаний о Е.А. Преображенском, М.И. Фрумкине, И.Т. Смилге и других участниках внутрипартийной оппозиции. К сожалению, вне внимания специалистов остался вопрос и о военной реформе, проведенной М.В. Фрунзе в 1924—1925 годах и повысившей обороноспособность страны, не проанализирована роль профсоюзов в условиях нэпа.
Значительная часть материалов, представленных на страницах учебников, в большей степени освещает развитие политических процессов в СССР, в меньшей степени обращает внимание на социальные метаморфозы нэпа. В новом учебнике по
7 Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. С. 194.
8 Там же. С. 195.
9 Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ — начале ХХ1 века. 11 класс. М., 2011. С. 147.
истории России было бы интересно более подробно рассмотреть социальную политику большевиков в период нэпа (борьбу с беспризорностью, преступностью, безработицей), проанализировать общественные настроения в эти годы, показать отношение граждан к нэпманам и частникам, складыванию новой морали (отношение к семье, браку, воспитанию детей). В учебниках по истории России ХХ века политика большевиков по отношению к Русской православной церкви в период нэпа рассматривается лишь с событиями 1922 года, связанными с конфискацией церковных ценностей. Такие вопросы, как обновленческое движение в Русской православной церкви, деятельность «Союза воинствующих безбожников», введение советских обрядов и праздников остались вне внимания специалистов. Тогда как изложение данного материала позволило бы учащимся лучше понять политику большевиков, направленную на воспитание «нового человека».
В материалах, представленных в учебниках, подробно рассматриваются вопросы, связанные с предпосылками образования и принципами построения СССР, подчеркивается, что большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство. В новом учебнике по истории было бы важно дополнительно осветить процесс создания новых национальных образований в 1920-е годы, политику «коренизации» — создания местных кадров всесоюзных и автономных республиках.
Анализируя международную политику СССР в рассматриваемый период, авторы учебника «История России ХХ — начало ХХ1 века» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт подчеркивают, что в 1920-е годы СССР проводил двойственную внешнюю политику 10. С одной стороны, большевики добивались сотрудничества с западными капиталистическими странами, с другой — продолжали рассчитывать на мировую революцию. В новом учебнике истории необходимо подчеркнуть, что непоследовательность внешней политики большевиков в 1920-е годы проявилась во многих аспектах (деятельность Коминтерна, проблема царских долгов, «военная тревога» 1927 года). Противоречивость нэпа проявилась и в духовной сфере советского общества. Отличаясь относительной свободой, культура по мере укрепления однопартийной системы все более испытывала на себе идеологическое давление. В учебниках по истории России для старших классов подробное изложение нашли проблемы, связанные с взаимоотношением большевиков и интеллигенции, движением «сменовеховства», деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей, развитием науки, литературы, киноискусства. В меньшей степени освещены вопросы, посвященные деятельности отдельных институтов: Академии наук, Коммунистической академии, Института красной профессуры.
Высказанные замечания носят рекомендательный характер. Концепция нового учебника по истории должна исходить из того, что Россия является неотъемлемой частью мирового исторического процесса. Хотя одного учебника недостаточно. Необходимы хрестоматии, атласы, географические карты, хронологические таблицы. Это огромная работа, и здесь не следует торопиться. Можно согласиться с мнением
10 Данилов A.A., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. ХХ - начало ХХІ века.
С. 149.
академика A.G. Чубарьяна относительно того, что надо воспользоваться ситуацией для постановки вопроса исторического образования в школе, усилить российский компонент во всех периодах истории, показать роль России. Проблема качества современного учебника по истории в средней школе остается актуальной.
СПИСОК ЛИТEРAТУРЫ
1. Гимпельсон, Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина - Сталина. Проблемы и уроки (20-е годы ХХ века) [Текст]. - М. : Собрание, 2004. - З04 с.
2. Данилов, A.A. История России. ХХ - начало ХХ! века [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / A.A. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М. : Просвещение, 2007. - З8З с.
3. Данилов, A.A. История России. ХХ век [Текст] : учеб. кн. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / A.A. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. : Просвещение, 1995. - Збб c.
4. Дмитренко, В.П. История Отечества. ХХ век. 11 кл. [Текст] : учеб. пособие для общеобразовательных школ / В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, ВА. Шестаков. - М. : Дрофа, 1995. - б40 с.
5. Загладин, Н.В. История России и мира в ХХ - начале ХХI века. 11 класс [Текст] / Н.В. Загладин, НА. Симония. - М. : Русское слово-РС, 2011. - 480 с.
6. Максаковский, В.П. Образование и человеческий потенциал России [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени СА. Есенина. - 2011. - № З. -С. 5-2З.
7. Островский, В.П. История России. ХХ век. 11 кл. [Текст] : учеб. пособие для общеобразовательных школ / В.П. Островский, A.K Уткин. - М. : Дрофа, 1995. - 512 с.
A.S. Sokolov
RUSSIAN HISTORY TEXTBOOKS FOR SENIOR SCHOOLCHILDREN ON THE ISSUES OF THE CONTEMPORARY ECONOMIC POLICY
The article analyzes the way Russian history textbooks for senior schoolchildren treat the issues of contemporary economic policy. The article analyzes various approaches to the causes of the New Economic Policy, the tasks and aims of NEP economic reforms. The article analyzes the interactions between market economy and regulatory economics. It analyzes the correlation between economic reforms and communist one-party system of the Soviet Union. It shows the controversial character of the Bolsheviks’ external politics and their controversial attitude to religion in the 1920s. The article focuses on the relations between the Russian Orthodox Church and the Bolsheviks. It analyzes the reasons for curtailing the NEP.
famine, peasantry, New Economic Policy, national politics, intra-party struggles, the USSR, political opposition, economic reforms.