Научная статья на тему 'Потенциальные возможности учебной литературы по отечественной истории xx века при реализации личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся 9 классов'

Потенциальные возможности учебной литературы по отечественной истории xx века при реализации личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся 9 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / КУЛЬТУРА / CULTURE / БЫТ / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демиденко Р.И.

В статье рассмотрены возможности программ и учебников по истории России 9-х классов для реализации исследовательской деятельности и личностноориентированного подхода. Анализ проведен на материале истории культуры и быта XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIALITY OF EDUCATIONAL LITERATURE ON RUSSIAN HISTORY OF XX CENTURY IN REALIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN RESEARCH ACTIVITIES FOR THE PUPILS OF 9TH CLASSES

The article considers the potential of curricula and textbooks on the history of Russia for the 9th classes for realization of research activity and personality-oriented approach. The analysis is conducted on the materials of history of culture and everyday life in the XX century.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности учебной литературы по отечественной истории xx века при реализации личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся 9 классов»

роли человека в музейной среде. Из посетителя-потребителя он превращается в полноправного участника, соратника и партнера. С этим связана идеология «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества» [4]. Реализуя эти задачи, подростка необходимо «погружать» в иную среду и тем самым обеспечивать символический доступ в пространство иной культуры, что позволяет ощутить аромат той или иной эпохи. На музейных занятиях с подростками целесообразно использовать «ролевое проживание» персонажей и событий, умозрительную или предметную реконструкцию при помощи «оживших» экспонатов, макетов, компьютерных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Интерактивность в пространстве музея // Музей и общество. Проблемы взаимодействия / сост. И. М. Коссо-ва. М., 2001. С. 71-72.

2. Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. СПб., 2013. С. 274-275.

3. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. М., 2009.С.137-138.

4. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2013. С. 5.

УДК 372.893 ББК 74.202.682

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XX ВЕКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

THE POTENTIALITY OF EDUCATIONAL LITERATURE ON RUSSIAN HISTORY OF XX CENTURY IN REALIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN RESEARCH ACTIVITIES FOR THE PUPILS OF 9th CLASSES

Р. И. Демиденко

В статье рассмотрены возможности программ и учебников по истории России 9-х классов для реализации исследовательской деятельности и личностно-ориентированного подхода. Анализ проведен на материале истории культуры и быта XX в.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, личностно-ориентированный подход, культура, быт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на системно-деятельностный подход и личностные характеристики ученика. Рассмотрим, какие программы и учебники уже учитывают требования ФГОС при изучении вопросов культуры и быта ХХ в.

Программа А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной направлена на формирование личностного отношения к истории своей страны, призвана стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России. В программе рассматриваются также вопросы истории быта, российской ментальности [1]. Программа подробно рассматривает историю отечественной культу-

R. I. Demidenko

The article considers the potential of curricula and textbooks on the history of Russia for the 9th classes for realization of research activity and personality-oriented approach. The analysis is conducted on the materials of history of culture and everyday life in the XX century.

Keywords: research activity, personality-oriented approach, culture, everyday life.

ры и быта советского периода, обращает внимание на психологию личности советского человека, акцентирует внимание на роли личности в отечественной истории.

Учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной и М. Ю. Бранд-та [2] снабжен параграфами, посвященными науке, культуре и социальному развитию страны каждого из периодов. Тема повседневной жизни быта не изучается отдельно, а рассматривается в связи с развитием социально-экономической сферы определенного периода. Предлагаются разнообразные задания для девятиклассников: творческие, проблемные и исследовательские задания.

Примерами исследовательских заданий с применением личностно-ориентированного подхода являются:

«Найдите в библиотеке сборник советских песен 30-х гг. ХХ в. Какие стороны общественной жизни воспевались в них? Какие человеческие качества? Обсудите в классе вопрос о том, отражали ли эти песни реальную жизнь страны» [2, с. 194]; «Слышали ли вы песни, написанные в годы Великой Отечественной войны? Спросите родителей, бабушек и дедушек, других людей старшего поколения, какие военные песни им нравятся. Что привлекает их в этих песнях?» [2, с. 228]; «Поинтересуйтесь у своих родителей, учителей, взрослых о любимых композиторах, певцах, артистах, режиссерах их молодости. Разработайте анкету с вопросами. Результаты обсудите в классе. Что вы знаете о самых популярных деятелях культуры тех лет?» [2, с. 310]. Все эти задания направлены на обсуждение произведений культуры и искусства определенного периода.

Для самостоятельной работы учащимся предлагаются следующие творческие задания: «В годы нэпа в повседневную речь вошли слова, в которых отразились реальности новой эпохи. Составьте краткий толковый словарь "Язык нэпа"» [2, с. 139]; «Придумайте сценарий воображаемого разговора в очереди, в которой покупатели говорят о снижении цен» [2, с. 254]. Эта группа заданий направлена не на обсуждение, а на создание творческого продукта.

Таким образом, материал подробно освещает события культурного развития страны, выделяются общие тенденции и отличия, тема повседневности и быта рассматривается в контексте социально-экономической сферы. Тексты и задания данного учебника содержат некоторые потенциальные возможности для развития исследовательских умений у учащихся, задания предполагают реализацию личностно-ориентированного подхода.

Центральной содержательной линией курса программы А. Ю. Морозова и Э. Н. Абдулаева является человек в истории. История России рассматривается как результат деятельности людей с их потребностями, интересами, мотивами. В рамках социкультурного аспекта рассматриваются особенности русской культуры и культуры многонационального российского народа, научных знаний и системы образования; вклад народов России в мировую культуру; история повседневности, эволюция ценностных ориентиров, интересов, картины мира представителей различных слоев российского общества» [3, с. 7].

Учебник В. В. Сухова, А. Ю. Морозова, Э. Н. Абдулаева под редакцией И. Н. Данилевского и О. В. Волобуева [4] не выделяет материал, посвященный культуре, в особый раздел, а вводит в содержание параграфов данного периода. Авторы связывают развитие культуры с историческими событиями этого периода. Однако это приводит к скудному освещению достижений культуры. Деятели культуры и названия их произведений упоминаются в назывном порядке. В большинстве случаев акцент делается на произведения литературы, слабо освещено искусство.

Тема повседневной жизни и быта рассматривается в связи с социальной политикой страны. Быт граждан советского периода не представлен отдельным разделом, а рассматривается в совокупности с социальной политикой государства. Подтверждением данного подхода служит

задание по этой теме: «Определите проблемы в развитии социальной сферы страны. Как Хрущев намеревался их решить?» [4, с. 256].

Некоторые задания ориентированы на творческую работу учащихся. Им предлагается составить доклад, подготовить сообщение. Организации исследовательской работы способствуют задания, направленные на выявление характерных особенностей духовной жизни страны, отношений власти и интеллигенции [4, с. 255-256]. Например: «Выберите сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, составьте доклад на избранную тему. При этом попытайтесь ответить на вопрос: как и почему в данной сфере был установлен партийный контроль над деятелями культуры?» [4, с. 189]. Данное задание интересно тем, что в нем присутствует вызов на личностную мотивацию девятиклассника, а также проявление творческих и исследовательских способностей учащегося.

Стоит обратить внимание на иллюстрации, которыми оформлен материал учебника: репродукции картин, карикатуры, плакаты, фотографии. Иллюстративный материал передает отношение современников к данной эпохе, позволяет девятиклассникам понять настроение творческой интеллигенции, отношение ее к власти. Важно то, что авторы обращают внимание ученика к иллюстрации. Вопросом они заставляют задуматься над событием, вызвать эмоциональное восприятие, актуализировать личностный опыт. Примером может служить два изображения Л. И. Брежнева: художника О. Ломакина «Л. И. Брежнев вручает городу Ленинграду медаль "Золотая Звезда"» и карикатура на Л. И. Брежнева. Перед девятиклассниками ставится задание сравнить два изображения, а также формулируется следующая проблема: «Что высмеивает карикатурист? Выскажите свое отношение к этому» [4, с. 274].

Таким образом, для изучения культуры и быта данный учебник не содержит потенциальных возможностей, но методика работы с иллюстрациями заслуживает внимания и может быть использована для реализации лич-ностно-ориентированного и исследовательского подходов в обучении.

Программа С. И. Козленко, Н. В. Загладина и Х. Т. Загла-диной направлена на осуществление гражданско-патрио-тического, нравственного воспитания учащихся, формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта истории России. Духовная культура рассматривается в рамках разделов, посвященных соответствующим периодам истории. Значительное внимание уделено документальным источникам. Программа предполагает, что учащиеся обучаются анализировать материалы, критически оценивать информацию. Авторы программы для изучения современной истории предлагают привлекать материалы СМИ, Интернета [5, с. 4-5].

Учебник Н. В. Загладина, С. Т. Минакова, С. И. Козленко, Ю. А. Петрова [6] начинает изучение материала с вопросов на актуализацию изученного материала, в конце параграфов приводятся вопросы и задания различного уровня. В тексте параграфа выделены определения, дают-

ся биографические справки, отрывки из исторических источников. Однако проблемное изложение отсутствует.

Формирование начальных исследовательских умений осуществляется через задания, включающие слова и фразы: «охарактеризуйте», «почему», «дайте оценку», «сравните», «какую роль сыграл», «выявить влияние». Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивается выполнением заданий, включающим фразы «как вы понимаете», «дайте собственную оценку».

В учебнике есть несколько заданий, которые учитель может использовать для организации самостоятельной исследовательской деятельности, но их очень мало. Например: «Почему идеи "оттепели" не получили развития? Назовите театральные постановки, которые вы видели в последнее время. Каковы ваши впечатления? Подготовить сообщения об открывавшихся выставках, о мастерах художественного творчества, о полюбившихся вам писателях и поэтах» [6].

Однако большинство заданий направлено на воспроизведение материала параграфа. Данный учебник слабо ориентирован на организацию исследовательской деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа «История с древнейших времен до наших дней» под редакцией П. А. Баранова, О. Н. Журавлевой предусматривает изучение учениками различных научных подходов, взглядов и оценок по истории, что обеспечивает условия для приобретения учащимися личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к общественному опыту, культурному наследию человечества [7, с. 4].

Авторы акцентируют внимание на введении элементов знаний культурологического характера, что позволит школьникам не только получить необходимый объем информации, но и значительно расширить кругозор. Стимулирование познавательного интереса к изучению истории достигается как традиционным наращиванием занимательных фактов (например, из истории будничной жизни людей), так и созданием условий для системного формирования общепредметных и предметных умений, самореализации учащихся, вовлечения их в активную познавательную деятельность в процессе обучения: учить школьников не только излагать исторические знания, но прежде всего самостоятельно добывать и осмысливать информацию, рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к проблемам исторического развития [7, с. 4-5].

На реализацию деятельностного подхода направлена система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории: информационных и интеллектуальных.

Учебник В. С. Измозика, О. Н. Журавлевой, С. Н. Рудника под общей редакцией Р. Ш. Ганелина [8] содержит параграфы, посвященные культуре данного периода. Матери-

ал посвящен литературе, архитектуре, кинематографу. Мало внимания уделяется живописи и спорту. Информация приводится кратко, в назывном порядке, но, в отличие от других учебников, отдельно рассматривается быт советских граждан.

Для работы с текстом параграфа предлагаются вопросы и здания. Материал параграфа дополняется текстом с биографиями известных людей, интересными событиями, источниками.

Для организации самостоятельной работы в конце учебника приводятся памятки: для сравнения, для работы с письменными источниками, для подготовки конспекта, для характеристики исторического деятеля, для подготовки доклада (сообщения), для постановки вопросов, для анализа исторических фотографий. Данные памятки можно использовать для организации работы учащихся при изучении тем культуры и быта XX в.

В учебнике предлагаются списки дополнительной литературы по темам для организации исследовательской работы учеников.

Большое внимание уделяется творческим и исследовательским заданиям. Обучающимся предлагается выполнить творческую работу - подготовить доклад или сообщение, рассказать о судьбе, написать эссе. Интересными являются следующие исследовательские задания: провести социологический опрос по заданной теме, приводятся примерные вопросы; организовать конкурс «Человек эпохи».

Исследовательские задания направлены на обсуждение проблемных дискуссионных вопросов: дать сравнительную характеристику историческим деятелям; на основе дополнительной литературы, интернет-ресурсов подготовить сообщения; собрать рассказы семьи о судьбе родственников и друзей в 1930-х гг.; сравнить два документа, относящихся к разным историческим периодам; описать повседневную жизнь советских людей, используя воспоминания старших членов и друзей вашей семьи; рассмотрев советские плакаты, ответить на вопросы: «Какими средствами авторы воздействовали на сознание и настроение людей? Как использовались патриотические идеи?» Приведем конкретные примеры исследовательских заданий: «В 1920-1930-е гг. расцвело искусство плаката. Как вы полагаете, почему? Используя Интернет, проведите мини-исследование и выявите основные темы, отражаемые в плакатах того времени» [8, с. 123]; «В 19201930-х гг. были переименованы многие населенные пункты, улицы (приведите примеры). Появлялись многочисленные инициативы "снизу" переименовать даже Москву... Каково ваше отношение к проблеме переименования улиц, городов? Как следует относиться к историческому наследию прошлого?» [8, с. 123].

Анализ творческих и исследовательских заданий позволил выявить потенциальные резервы для реализации личностно-ориентированного подхода. Для этого в заданиях введены фразы «каково ваше мнение», «как вы полагаете». Помимо этого предлагаются творческие и исследовательские задания, вовлекающие учащихся в изучение

истории своей семьи в разные исторические периоды: в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войне, сталинских репрессий, «оттепели». Например, «Опишите повседневную жизнь советских людей в тылу. Используйте воспоминания старших членов и друзей вашей семьи» [8, с. 184].

Таким образом, данный учебник в ракурсе реализации личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности интересен вниманием авторов к истории культуры, быта, семьи, разнообразными заданиями творческого и исследовательского характера. Важным для темы исследования становится сочетание заданий творческого и исследовательского характера, предполагающих реализацию личностно-ориентированного подхода на основе вовлечения учащихся в процесс изучения культуры и быта через историю своей семьи.

Программа по истории России А. Ф. Киселева и В. П. Попова направлена на осмысление школьниками исторического пути России и человечества в целом, цели и направления деятельности людей, причины изменения ценностных ориентиров в развитии страны [9, с. 4-5].

Программа включает содержание курса, требования к результатам освоения содержания отдельных тем учащимися, список рекомендуемой литературы, перечень интернет-сайтов, которые могут быть использованы для реализации исследовательской деятельности.

Таким образом, в программе уделяется внимание вопросам изучения культуры, но не предполагается освоение повседневной и бытовой культуры.

Учебник А. Ф. Киселева и В. П. Попова [10] содержит параграф, посвященный культуре данного периода. Авторы в назывном порядке освещают литературу, театр, музыку, архитектуру, живопись, скульптуру, кинематограф. Текст содержит исторические описания наиболее ярких произведений. Проблемой данного учебника является отсутствие материала по быту и повседневной жизни советских людей.

Параграфы содержат термины, выделены основные понятия тем по культуре. Например, «шестидесятники», жаргон, андеграунд. В книге представлены документы и задания к ним. В конце учебного пособия приводится литература для дополнительного чтения, которая может быть использована для исследовательской деятельности.

Большинство заданий направлено на подготовку устных ответов. Предлагаются задания самостоятельного и творческого характера, с элементами исследования на основе личностного подхода. Некоторый вызов на личностно-ориентированную ориентацию используется в заданиях типа: «Какие книги, кинофильмы, песни 1930-х гг. вы знаете? Чем они привлекли ваше внимание?» [10, с. 133], «Какие произведения искусства рассматриваемого периода вам известны? Расскажите об одном из литературных произведений этого времени» [10, с. 258].

В качестве формы творческой работы предлагается подготовить рассказ или сообщение о биографиях, творчестве деятелей культуры, используя материал параграфа и дополнительную литературу [10, с. 57, 133].

Предлагаются задания, предполагающие сочетание исследования и личностно-ориентированного подхода: выразить свое мнение, используя текст параграфа и дополнительную литературу. Для этого используются фразы: «как вы считаете», «какое мнение вы разделяете», «обоснуйте свой ответ», «как вы понимаете слова...», «объясните». Например, «Согласны ли вы с мнением известного писателя Дж. Оруэлла, что "творчество - прежде всего чувство, а чувства нельзя вечно контролировать извне"? Обоснуйте свой ответ» [10, с. 234].

Таким образом, данный учебник ориентирован на развитие исследовательских умений, предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода в темах, связанных с изучением культуры ХХ в. Для изучения культуры предлагается наиболее распространенная форма творческой работы: подготовка сообщения.

Авторским коллективом под руководством Е. Е. Вяземского разработана программа на основе цивилизаци-онно-гуманитарного подхода. Выделим из принципиальных позиций для авторов программ две: внимание к личностно-психологическим аспектам истории; ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем [11, с. 3-6].

Таким образом, в программу включены темы повседневности и культуры XX в. по отдельным периодам.

Учебник В. А. Шестакова, М. М. Горинова, Е. Е. Вяземского под редакцией А. Н. Сахарова [12] подкрепляет материал параграфов документами, расширяет дополнительной информацией. Авторы учебника большое внимание уделили организации творческой, исследовательской деятельности обучающихся.

Задания преобразующего характера начинаются со слов «сравните», «охарактеризуйте», «проанализируйте». Например: «Сравните развитие общественной мысли в стране и за рубежом в 1920-е гг. по самостоятельно составленному плану. Сделайте выводы о причинах различий» [12, с. 126]; «На основе репродукций картин советских художников раскройте характерные черты их творчества в 1920-е гг. Как в них отражались реалии и противоречия советской действительности?» [12, с. 127]; «Проанализируйте литературные, музыкальные, кинематографические изобразительные произведения послевоенных лет. Как идеи, черты советской действительности они восхваляли или, наоборот, осуждали? Почему многие из них до сих пор пользуются большой популярностью?» [12, с. 232].

Интересны задания, связывающие исторические события и их отражение в произведениях культуры. Например: «Приведите примеры из исторической и художественной литературы о способах создания колхозов и борьбы с кулачеством» [12, с. 141].

В личностно-ориентированных заданиях используется фраза: «по вашему мнению». Например: «Чем, по вашему мнению, объясняется то, что в условиях революций и войн 1914-1920-х гг. научная и культурная жизнь России

не заглохла, а, напротив, достигла значительных высот? Назовите две и более причины этого противоречия, приведите три примера из культурной и научно жизни страны» [12, с. 126].

Примерами задания на основе исследования с элементами личностно-ориентированного подхода является следующее: «По воспоминаниям своих родных или с помощью материалов по истории края подготовьте рассказ» [12, с. 186]; «Проведите исследование "Книжная полка 1970-х гг.": Какие книги, написанные в эти годы, есть в вашей домашней библиотеке? Когда они были изданы - при Брежневе или позднее? Какие произведения, перечисленные в параграфе, читали ваши родители? Как отзываются о них? Аналогичные семейные опросы можно провести о песнях, кинофильмах и т. п.» [12, с. 279].

Таким образом, данный учебник содержит потенциальные возможности для организации учителем творческой, исследовательской деятельности на основе реализации личностно-ориентированного подхода.

Анализ показал, что в программах и учебниках уделено недостаточное внимание вопросам изучения культуры XX в. и особенно повседневной жизни советских людей. Практически отсутствуют проблемные тексты, мало документов и дополнительного материала. Однако в учебниках присутствуют исследовательские и личностно-ориентированные задания, используются иллюстрации для организации исследовательской деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 класса. М.: Просвещение, 2009.

2. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение: Московские учебники, 2010.

3. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. История России. 6-9 классы / [авт.-сост. А. Ю. Морозов;

Э. Н. Абдулаев]. М.: Мнемозина, 2012.

4. Сухов В. В. История России: ХХ-ХХ1 века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. И. Н. Данилевского, О. В. Волобуева. М.: Мнемозина, 2010.

5. Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина, С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России. XX век» для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ТИД «Русское слово - РС», 2008.

6. Загладин Н. В. История России. XX век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. М.: ТИД «Русское слово - РС», 2007.

7. История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / под общ. ред. П. А. Баранова, О. Н. Журалевой. М.: Вентана-Граф, 2007.

8. Измозик В. С., Журавлева О. Н., Рудник С. Н. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. ред. чл.-корр. РАН Р. Ш. Ганелина. М.: Вентана-Граф, 2011.

9. Киселев А. Ф, Попов В. П. История России с древнейших времен до начала XXI века. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. М.: Дрофа, 2010.

10. Киселев А. Ф, Попов В. П. История России. XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2011.

11. Вяземский Е. Е. История. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008.

12. Шестаков В. А., Горинов М. М., Вяземский Е. Е. История России, XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.