Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. АЛВАР ААЛТО. [3]'

ОСВЕЩЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. АЛВАР ААЛТО. [3] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
815
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Естественный свет / Алвар Аалто / библиотека Выборга / функционализм и модернизм / финская архитектура. / Natural light / Alvar Aalto / Vyborg library / functionalism and modernism / Finnish architecture.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шапошников Д. М., Харин Д. В.

В статье показаны методы естественного освещения Алвара Аалто на примере библиотеки Виипури в городе Выборг. Приводятся оригинальные чертежи из архива библиотеки, так же рассказывается краткая история этой библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHTING IS IMPORTANT. ALVAR AALTO. [3]

The article shows the methods of natural lighting by Alvar Aalto on the example of the Viipuri library in the city of Vyborg. Original drawings from the library’s archive are provided, as well as a brief history of this library.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. АЛВАР ААЛТО. [3]»

ARCHITECTURE / <<е®УУШШШ=^ШШа1>#2Щ1»,2Ш9

УДК 72.007;72.05

Шапошников Д.М., Харин Д.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11100 ОСВЕЩЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. АЛВАР ААЛТО. [3]

Shaposhnikov D.M., Kharin D. V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

LIGHTING IS IMPORTANT. ALVAR AALTO. [3]

Аннотация.

В статье показаны методы естественного освещения Алвара Аалто на примере библиотеки Вии-пури в городе Выборг. Приводятся оригинальные чертежи из архива библиотеки, так же рассказывается краткая история этой библиотеки.

Abstract.

The article shows the methods of natural lighting by Alvar Aalto on the example of the Viipuri library in the city of Vyborg. Original drawings from the library's archive are provided, as well as a brief history of this library.

Ключевые слова: Естественный свет, Алвар Аалто, библиотека Выборга, функционализм и модернизм, финская архитектура.

Keywords: Natural light, Alvar Aalto, Vyborg library, functionalism and modernism, Finnish architecture.

Естественный свет - эффективный инструмент архитектора, которым создаются интересные узоры теней. Алвар Аалто уделял свету особое внимание, используя в основном белые материалы, за счет чего помещения меньше нуждались в искусственном освещении. В зданиях Аалто всегда можно увидеть связь природы и архитектуры, а главным средством их связи является естествен-

ныи свет.

[1]

Самым ярким примером сочетания белых материалов и связью с природой является библиотека Виипури в Выборге Алвара Аалто. Эта библиотека была построена в 1927 году в финском городе Уприп, ныне называющимся Выборг. Здание стало окном в новую эпоху модернизма и функционализма, а сам Аалто являлся одним из лучших мастеров этих стилей своего времени.

Библиотека потерпела не мало изменений за всю историю своего существования. В 1940 году город Уирип заняли советские войска, в то время библиотека была укомплектована финской, шведской и немецкой литературой, а в 1944 году город стал частью СССР и получил название Выборг, и библиотека на долгое время оказалась заброшенной. Здание нуждалось в реконструкции, которая осуществилась только в 1954 году. Библиотека изменилась до неузнаваемости, так как реконструк-

ция производилась без инженеров и архитекторов, которые проектировали ее. Появилось множество проблем, связанных с отоплением, вентиляцией и освещением. В 1992 году здание библиотеки было поставлено на государственную охрану, и «Финский комитет по реставрации» вывел вопрос о восстановлении памятника архитектуры на международный уровень. С 1994 по 2010 год велась кропотливая работа. К 2012 году состоялось торжественное открытие библиотеки, которая

приобрела первозданный вид, задуманным Алва-ром Аалто.

Освещение имело основное значение в архитектуре Алвара Аалто. Он тщательно выбирал ориентацию сторон света для всех помещений. Главный фасад библиотеки расположен к северо-востоку. Через окна главного фасада проходит утренний свет в лекционный зал и помещения сотрудников. Основные помещения пребывания посетителей расположены на самых инсолируемых частях здания. Через двухэтажное витражное окно освещается вестибюль с юго-восточной стороны.

Самый жаркий свет попадает на детскую библиотеку и выставочный коридор через окна, расположенные к юго-западу. Взрослый читательский зал не имеет бокового освещения, его заменяет зенитное. За счет этого в читательский зал на протяжении всего дня попадает рассеянный свет, который не мешает посетителям заниматься своими делами.

Окна в потолке оказались уникальным решением того времени, и для того, чтобы свет был приятным для глаз, использовался специальный прием изготовления этих световых проемов.

Рисунок 1. Система рассеянного света, разработанная Алваром Аалто.

Рисунок 2. Система рассеянного света, разработанная Алваром Аалто.

ЛЯСИТТЕСТиЯЕ / «е®УУШШШ=^ШШа1>#2Щ1»,2(Ш

Рисунок 3. Эскиз Алвара Аалто по распределению света зенитных окон.

Рисунок 4. Схема Алвара Аалто по распределению света и вентиляции в главном читательском зале.

Рисунок 5. Оригинальный чертеж Алвара Аалто с зенитным освещением, состоящим из 57 отверстий в потолке, каждое из которых имеет разный диаметр и сужение в 52 градуса.

В читательский зал проходит дневной свет через верхнее освещение и создает мягкую тень благодаря концепции диффузии с использованием белой окрашенной штукатурки и белой эмалированной стали. [Рис. 6]

Рисунок 6. Зенитное освещение.

Аалто основательно подходил к выбору мате- снежная штукатурка и сорт сосны, которые в со-риалов в своих зданиях, и в библиотеке Виипури вокупности подчеркивали связь с природой. [Ил. был тщательно подобран белый мрамор, бело- 7]

ARCHITECTURE / «е®УУШШШ=^ШШа1>#2Щ1»,2Ш9

Рисунок 7. Лекционный зал

Алвар Аалто умел работать с естественным освещением, не упуская функцию здания и не забывая про удобство людей. В его проектах свет играл не только значимую роль, но и связывал революционную, для того времени, архитектуру с природой.

Литература:

1. RAKENNU STIETO Alvar Aalto Library in Vyborg Saving a modern masterpiece, Part 1, 2. Edited by Eric Adlercreutz, Maija Kairamo and Tapani Mustonen. The Finnish Committee for the Restoration of Viipuri Library Rakennustieto Publishing, 2015.

2. Alvar Aalto's associative geometries. Alvar Aalto Researchers' Network Seminar - «Why Aalto? » 2017, Jyvaskyla, Finland.

3. Synopsis: Painting, Architecture, Sculpture. Alvar Aalto. 1970.

4. Федоров О.П., Алексеева Д.В., Беджанян А.Г. Свет как средство выразительности в архитектуре в различные исторические периоды / Федоров О.П., Алексеева Д.В., Беджанян А.Г. // Актуальные проблемы архитектуры: материалы 68-й

Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и докторантов / СПбГАСУ. - 2015. - В 2 ч. Ч. 1. -СПб - 318 с.

5. Федоров О.П. Анализ международных систем экологических сертификаций в строительстве/ Федоров О.П. // Актуальные проблемы архитектуры: материалы 68-й междунар. науч.-практ, конф, студентов, аспирантов, молодых ученых и докторантов / СПБГАСУ. - 2015. Ч. 1. -С. 181-184.

6. Федоров О.П Декоративное и образное использование стекла в современной архитектуре/ Федоров О.П. // Актуальные проблемы современного строительства: сб. материалов 60-й Международной научно-технической конференции молодых учёных/ СПБГАСУ - Ч. 2. - СПб.2007. - 208с.

7. Архив муниципального автономного учреждения культуры. "Центральная городская библиотека А. Аалто" муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.