Научная статья на тему 'Методы и приемы реализации художественного потенциала естественного света в архитектуре'

Методы и приемы реализации художественного потенциала естественного света в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
692
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественный свет / архитектура / объем / пространство / человек / структура / среда / восприятие / устойчивое развитие. / natural light / architecture / volume / space / human / structure / environment / perception / sustaina- ble development.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хитрик А., Лазина В. В.

В современной архитектурной практике роль света определяется как один из инструментов влияния на особенности пространственного восприятия. В основе анализа особо знаковых архитектурных проектов с ярко выраженной структурой внутреннего и внешнего освещения, а также с образуемой и изменяемой средой лежит классификация методов и приемов использования художественного потенциала естественного света в архитектуре. Естественный свет является одним из основных значимых факторов при проектировании промышленной и гражданской архитектуры, создавая эмоциональные ощущения и способствуя созданию и определению современного объёмно-планировочного решения нового сооружения. Предложенная в статье классификация, позволяет проследить как естественный свет влияет на формирование внутреннего и внешнего решения объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND RECEPTIONS OF IMPLEMENTATION OF ARTISTIC POTENTIAL OF NATURAL LIGHT IN ARCHITECTURE

In modern architectural practice, the role of light is defined as one of the instruments for influencing the features of spatial perception. The analysis of particularly significant architectural projects with a pronounced structure of internal and external lighting, as well as with a formed and variable environment, is based on the classification of methods and techniques for using the artistic potential of natural light in architecture. Natural light is one of the main significant factors in the design of industrial and civil architecture, creating emotional sensations and contributing to the creation and determination of a modern space-planning solution for a new building. The classification proposed in the article allows us to trace how natural light affects the formation of internal and external volume solutions.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы реализации художественного потенциала естественного света в архитектуре»

УДК 72.00

Хитрик А.

Магистрант

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Лазина В.В.

Студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11101 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ

Khitrik A.

Master student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Lazina V.V.

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

METHODS AND RECEPTIONS OF IMPLEMENTATION OF ARTISTIC POTENTIAL OF

NATURAL LIGHT IN ARCHITECTURE

Аннотация.

В современной архитектурной практике роль света определяется как один из инструментов влияния на особенности пространственного восприятия. В основе анализа особо знаковых архитектурных проектов с ярко выраженной структурой внутреннего и внешнего освещения, а также с образуемой и изменяемой средой лежит классификация методов и приемов использования художественного потенциала естественного света в архитектуре. Естественный свет является одним из основных значимых факторов при проектировании промышленной и гражданской архитектуры, создавая эмоциональные ощущения и способствуя созданию и определению современного объёмно-планировочного решения нового сооружения. Предложенная в статье классификация, позволяет проследить как естественный свет влияет на формирование внутреннего и внешнего решения объема.

Abstract.

In modern architectural practice, the role of light is defined as one of the instruments for influencing the features of spatial perception. The analysis of particularly significant architectural projects with a pronounced structure of internal and external lighting, as well as with a formed and variable environment, is based on the classification of methods and techniques for using the artistic potential of natural light in architecture. Natural light is one of the main significant factors in the design of industrial and civil architecture, creating emotional sensations and contributing to the creation and determination of a modern space-planning solution for a new building. The classification proposed in the article allows us to trace how natural light affects the formation of internal and external volume solutions.

Ключевые слова: естественный свет, архитектура, объем, пространство, человек, структура, среда, восприятие, устойчивое развитие.

Key words: natural light, architecture, volume, space, human, structure, environment, perception, sustainable development.

Архитектура и светотеневое моделирование пространства являются единым, взаимодополняемым организмом ещё с самого зарождения зодчества. В современном мире это явление только возросло. Самая утилитарная функция естественного света - это инсолирование помещения с продолжительным пребыванием человека. Инсоляция влияет на габариты помещений в жилых зданиях и определяет количество витражного остекления в общественных. Так же, естественный свет играет роль в энергоэффективности сооружения. В чем это заключается - человек в среде однотипной архитектуры, ищет пути позитивного преобразования своей среды обитания. В течении долгого времени человек жил в единении с природой. Поэтому сейчас, в период повышенной урбанизации городов, архитектор ищет новые методы и приемы организации прямого контакта с окружающим его миром. Художественное и чувственное восприятие

архитектуры становится новой реальностью, трансформирующей саму природу сооружения и в целом атмосферу среды обитания. А придать среде экологичность помогают естественный свет и природные материалы [1].

С точки зрения проектирования по принципам устойчивого развития, свет является одним и важных аспектов формирования связи между внешней и внутренней средой, отношения - экология и человек. Качество и количество естественного освещения в проектируемом здании говорит об уровне организации среды обитания человека. В современном проектировании формирование представления об методах использования потенциала естественного света в архитектуре, способствует дополнению общей концепции устойчивого развития с точки зрения формообразования и строительства. Основой концепции, которой является «...обеспечение благоприятных условий жизнеде-

<<шушетим~^®и©мак>>#28(1!2)),2©1]9 / ЛЯСШТЕСТШЕ

ятельности человека...рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколения» [2].

В художественном плане естественный свет раскрывается только на уровне авторских проектов с применением концептуальных решений. Но сам по себе художественный потенциал естественного света остается не раскрытым в плане формулировки приемов для проектировщиков, а также применение их в создании пластики внутреннего и внешнего решения сооружения.

Одним из таких архитекторов, который использовал естественный свет как метод проектирования был Алвар Аалто. Помимо того, что он использовал в своих проектах преимущественно натуральные материалы, его работы отличаются смелыми и экспериментальными решениями в

плане использования света. В своих проектах он использовал возможности прямых солнечных лучей с помощью конструктивных решений - частичного остекления крыш.

Библиотека Алвара Аалто, г.Выборг, Россия. Отличительной чертой данного проекта является система освещения читального зала пятьюдесятью семью отверстиями в потолке, дающие ровный рассеянный свет. «Бестеневое» освещение позволило стеллажам по периметру читального зала не стоять на полу, а представлять собой систему навесных полок. Благодаря зенитным фонарям на потолке читального зала, создается естественное освещение без теней. Зал полностью поглощается солнечным светом, тем самым создает самый благоприятный период для изучения новой информации у читателей (Рис. 1).

Рис.1. Главный и детский читальный зал. Библиотека Алвара Аалто

В проекте так же со светом взаимодействует и материалы, которые были выбраны для отделки помещения зала. Белый цвет стен, а также натуральное дерево очень хорошо рассеивают естественный свет [3].

Естественный свет в современной архитектуре это не только традиционный солнечный свет, но и метод проектирования структурного и пространственного решения внутренней и внешней части здания. Его потенциал заключается в создании той пластики архитектуры, что отвечала бы полному раскрытию идеи экстерьера и интерьера, вне зависимости от инсоляции.

Естественный свет предлагает нам новое решение организации пространства в течении дневного времени суток. При этом данное время является самым загруженным в плане использовании общественных и жилых построек. Освещение взаимодействует с материалами, которые будут использованы в экстерьере и интерьере, а также насыщает планировочную структуру сооружения.

При этом разное влияние естественного света на организацию внутреннего пространства отвечает некоторым закономерностям. Оно формирует разные представления о методах использования света в проектировании. Каждый метод выделяется в процессе анализа реализованных проектов и подразделяется на определенные приемы. Итак, Методы использования естественного света в ар-

хитектуре: структурный, пространственный и пластичный.

Структурный метод заключается в использовании естественного света, как способ проектирования, а также в определении строения и расположении внутренних и внешних граней, и отражений объёмного - планировочного решения в плане представления пространства. Свет задает дополнительное измерение, разделяя пространство на ближний и дальний план, создавая при этом пейзаж с воздушной перспективой, а также распределяя на доминирующий и второстепенный поток излучения. По уровню взаимодействия естественного света с пространством он подразделяется на плановый и многогранный прием.

Плановый прием. Структура пространства внутреннего и внешнего решения здания оказывает влияние на внутренние ощущения людей. Этому способствует сформированная планировочная структура этажей и перекрытий, а также решение использования второго света и количество витражного остекления. При этом отличие плановости, как приема использования естественного света от плановости в пейзаже в том, что количество прямых лучей, проникающее в сооружение, а также концентрация потока определяет доминирующее и второстепенное пространство - это характеризуется насыщенностью освещения в данной зоне. Примером для данного приема служит про-

ект центра искусств Aranya, Neri&Hu Design and Research Office [4].

Aranya, Neri. Центр внутреннего амфитеатра здания служит доминантой с самым концентрированным потоком естественного света внутри. Во-первых, это создает визуальное разграничение

Многогранный прием отличается от планового количеством потоков прямого света, а также степенью препятствий на пути излучения. Это характеризуется тем, что свет не может проецироваться в экстерьере и в интерьере, не имея на своем пути других структур планировочного решения, как перекрытий или стен, но при этом количество отражений от них, а также совокупность встречающихся потоков и составляют многогранное излу-

пространства на главную (центр - лектор) и второстепенную (места - зрители) роль, во-вторых, рассеивание света концертирует внимание на центр пространства, делая его структурно более уникальным в архитектурном решении (Рис.2).

Design and Research Office

чение естественного излучения. Примером данного приема является Библиотека Академии Фил-липса в Эксетере, Луис Кан [5].

Библиотека Академии Филлипса в Эксетере. Часть освещения - искусственное, гармонируя с естественным, создает хаотичность отражённых потоков, образуя многогранное световое полотно (Рис.3).

Рис.2. Проект центра искусств Aranya,

Рис.3. Библиотека Академии Филлипса в Эксетере, Луис Кан.

Не зависимо от требуемых или запроектированных габаритов здания, роль архитектора заключается в создании всех условий для полного естественного освещения комнат в дневное время суток. При этом иногда архитектор пытается передать ощущения и определенную атмосферу пространства, используя самые привычные средства для человека - свет, объем и глубину.

Пространственный метод заключается в использовании естественного света, как способ проектирования, в котором свет определяет пространство через объём и глубину. Данный метод делится на объёмно - пространственный и глубинно -пространственный приемы.

Человек воспринимает архитектуру через закономерно развитую композицию. Объёмно - пространственный прием заключается в органичном

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#28I12),2©19 / ARCHITECTURE

использовании света, как инструмент закономерности и баланса, а также внутреннего и внешнего решения формы. Одним из примеров данного приема является проект штаб-квартиры компании Bee'ah, Zaha Hadid Architects [6].

Штаб-квартира компании Bee'ah представлен как комплекс из двух объемов - дюн, окружающий внутренний естественно освещаемый двор. Свет

здесь играет одну из главных ролей, создавая ощущения массивности и закрытости сооружения. Внутренняя структура здания, а также формы, которые используются в архитектуре взаимно подчиняются потоку естественного света, раскрывая новые пространственные границы здания (Рис.4).

Рис.4. Вестибюль. Штаб-квартира компании Bee 'ah

Одним из древних сооружений, композиция внутреннего пространства которого заключалась в психологическом воздействии на человека, были храмы и скальные комплексы в Египте. Так как храмы должны были нести функцию поклонения богам, они создавались закрытыми, с целью создания атмосферы мистики и таинства. Свет был настолько незначительным, что это и создавало глубину и приглушенность атмосферы данного места. Это стало одним из предпосылок появления глубинно - пространственного приема использования света. За счет небольшого процента естественного освещения, создается новое восприятие пространства архитектуры. Примером данного

приема является музей искусств Титю от Тадао Андо.

Музей Титю был запроектирован как место, где должна была происходить особая взаимосвязь между природой и человеком. Большая часть музея находится внутри холма, с целью сохранения неизменными пейзажи Внутреннего Моря [7]. Не смотря на расположение здания, он наполнен солнечным светом. Небольшое количество оконных проемов позволяет использовать приглушенный естественный свет, при этом автор направляет световые акценты на определенные детали интерьера архитектурного объема (Рис.5).

Рис.5. Музей искусств Титю, Тадао Андо

Но естественный свет не только диктует архитектуру внутри, также в зависимости от расположения объекта в климатической зоне и степени поступающих солнечных лучей, формируе новые объёмно-планировочные структуры. Отсюда формируется пластичный метод, основное влияние которого распространяется на формирование формы и пластики экстерьера, за счет его баланса с естественным светом. Данный метод делится на поверхностный и фундаментальный приемы.

Поверхностный прием заключается в создании пластики фасадов и формы сооружения за счет игры света в экстерьере и интерьере. При этом в зависимости от времени года, внешние факторы здания будут по-разному работать с естественным светом, создавая новые силуэты. Это лежит в основе светотеневого моделирования фасадов. Обогащение светопластики фасадов с помощью крупных формообразующих элементов способствует новому восприятию архитектуры. Фасадная композиция становится объемно-

пространственной структурой, раскрывая новый потенциал естественного света [8]. Примером данного приема является проект Louvre Abu Dhabi, Ateliers Jean Nouvel (Рис.6) [9].

Louvre Abu Dhabi. Главная идея проекта - создать уютный мир, безмятежно сочетающий свет и тень, отражение и спокойствие. Это проект, основан на главном символе арабской архитектуры: куполе. Но здесь, с очевидным отклонением от

традиции, купол является современным предложением, через который естественный свет проецирует новый сценарий для внутреннего пространства. Дизайн музея - это сотрудничество между традиционным дизайном и современными методами строительства.

Рис.6. Проект Louvre Abu Dhabi, Ateliers Jean Nouvel

Фундаментальный прием заключается в том, что пластика фасадов складывается за счет внутреннего решения объёмно-планировочной структуры, то есть как свет строит форму изнутри архитектуры. В пример можно привести проект Guangdong Museum, Rocco Design Architect.

Guangdong Museum, Rocco Design Architect. Фасад здания представляет собой шкатулку, внут-

ри которой находится световой короб (Рис.6). Естественное освещение здания происходит за счёт вырезанных проемов. Учитывая, что формообразование здания ложиться за счет освещения центральной части «шкатулки», сама концепция экстерьера в зависимости от степени поступающего дневного света, по-разному отвечает на восприятие пластики фасадов [10].

Рис.7. Проект Guangdong Museum, Rocco Design Architects.

Стекло в архитектуре, являясь одним из главных компонентов оптимальной освещенности естественным светом, становится и одним из инструментов архитектурной концепции. Человек избирателен в своем визуальном опыте - в процессе восприятия пространства он постоянно находится в поиске значащей информации. И с помощью света, проходящего через различные виды

светопрозрачных конструкций, у архитектора появляется возможность создать соответствующую атмосферу, расставить акценты или вовсе объединить внутреннее и наружное пространства.

Стекло и естественный свет воплощают эстетический замысел сооружения днем и ночью [11]. Это два взаимодополняющих компонента в арсенале архитектора.

«шушетцм-^штмаьжшш)),!©^ / architecture

Достоинства творческого потенциала естественного света Недостатки творческого потенциала естественного света

1. Естественный свет позволяет создавать разнообразную пластику форм и фасадов, а также открывает новые решения для интерьера здания. 1. Независимо, от художественного потенциала света, данные приемы чаще всего используются именно в авторских проекта. Так как свобода проектирования не распространяются на типовые сооружения.

2. Независимо от расположения здания на уровне земли или отметки ниже нуля, корректно применяя художественный потенциал естественного света возможно создать совершенно новое внутреннее пространство. 2. В зависимости от климатической зоны, а также количество солнечных лучей на той или иной территории, невозможно применять все приемы одинаково. Так же не все приемы будут одинаково работать в зданиях с разными климатическими поясами, это требует анализа особенностей и обобщения полученных результатов.

3. Методы и приемы использования художественного потенциала естественного света позволяют немного отталкиваться от привычных требований инсоляций. 3. Солнечный свет является неконтролируемым инструментом, и его влияние на архитектуру в зависимости времени, также становится новым препятствием для применения данных методов и приемов.

Список литературы

1. Ильвицкая С.В., Лобкова Т.В. Философия единения с природой как основа энергоэффективной архитектуры жилища II Социально -гуманитарное обозрение I Издательство "Юнити-Дана". Москва, 2018. Том 3, №3. С 76-82.

2. Федоров О.П. "Экоустойчивая архитектура" как профессиональный термин в архитектурной деятельности II Вестник гражданских инженеров I Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Санкт-Петербург, 2016. №6 (59). С 86-90.

3. AD Classics: Viipuri Library / Alvar Aalto. URL : https://www. archdaily. com/630420/ad-classics-viipuri-library-alvar-aalto (дата обращения: 10.11.19).

4. Aranya Art Center / Neri&Hu Design and Research Office. URL: https://www.archdaily.com/924332/aranya-art-center-neri-and-hu-design-and-research-office (дата обращения: 10.11.19).

5. AD Classics: Exeter Library (Class of 1945 Library) / Louis Kahn. URL: https://www.archdaily.com/63683/ad-classics-exeter-library-class-of-1945-library-louis-kahn (дата обращения: 10.11.19).

6. Bee'ah HeadquartBee'ah Headquartersers I Zaha Hadid Architects. URL:

https://www.archdaily.com/579235/zaha-hadid-designs-dune-inspired-net-zero-headquarters-for-bee-ah (дата обращения: 10.11.19).

7. Chichu Art Museum. URL: http://benesse-artsite.jp/en/art/chichu.html (дата обращения: 10.11.19).

8. Федоров О.П., Глазунова В.Ю. Классификация приемов светотеневого моделирования фасадов в современной архитектуре //Современное строительство и архитектура / Соколова Марина Владимировна. Екатеринбург, 2018. №2 (10). С 811.

9. Louvre Abu Dhabi / Ateliers Jean Nouvel. URL: https://www.archdaily.com/883157/louvre-abu-dhabi-atelier-jean-nouvel (дата обращения: 10.11.19).

10. Guangdong Museum / Rocco Design Architects. URL: https ://www.archdaily.com/127122/guangdong-museum-rocco-design-architects (дата обращения: 10.11.19).

11. Фёдоров О. П., Лазина В. В. Стекло в архитектуре как инструмент работы над архитектурной концепцией // Современные проблемы истории и теории архитектуры / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. М. В. Золотарева. Санкт-Петербург, 2018. С 165-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.