Научная статья на тему 'Осведомленность современных школьников в вопросах репродуктивного здоровья'

Осведомленность современных школьников в вопросах репродуктивного здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
622
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОДРОСТКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОЛОВЫМ ПУТЕМ / ЗПППП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филонова Ольга Владимировна

Представлены современные данные об осведомленности старшеклассников в вопросах репродуктивного здоровья, полученные по результатам анкетирования. Отмечен неудовлетворительный уровень знаний подростков в отношении физиологии мочеполовой сферы, заболеваний, передающихся половым путем, методов профилактики заражения ими и нежелательной беременности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper the modern data about awareness of senior pupils in questions of reproductive health, received by results of questionnaire developed by author, is presented. Unsatisfactory level of teenagers knowledge has been noted in relation to physiology of the urinogenital sphere, sexually transmitted diseases, methods of prevention of sexually transmitted diseases and unplanned pregnancy.

Текст научной работы на тему «Осведомленность современных школьников в вопросах репродуктивного здоровья»

УДК 373.51

О.В. Филонова

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОПРОСАХ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

В условиях социальной напряженности, падения жизненного уровня населения дети и подростки становятся одной из социально уязвимых групп населения, а их здоровье — предметом социального рассмотрения, содержанием правовых документов, постановлений, программ [2, 5].

Многие исследователи отмечают негативные сдвиги в состоянии репродуктивного здоровья подростков, что в будущем может стать одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов [1, 3, 4]. К основным причинам этой тенденции относится низкий уровень знаний школьников о репродуктивном здоровье.

Качественному улучшению репродуктивного здоровья и поведения современных подростков может способствовать разработка образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья.

В 2010/11 учебном году нами было проведено анкетирование учащихся старших классов трех общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с целью получения сведений об осведомленности подростков в вопросах репродуктивного здоровья. В исследовании участвовали 203 учащихся 8-10-х классов, из них 85 девочек и 118 мальчиков. Средний возраст выборки составил 15,3 ± 0,9 лет.

Для проведения опроса была разработана анкета «Репродуктивное здоровье школьников». Она состояла из 124 вопросов для девочек и 118 — для мальчиков. Вопросы были разделены на пять блоков:

1. Общие вопросы.

2. Репродуктивное здоровье и его составляющие.

3. Заболевания репродуктивной сферы.

4. Безопасность сексуального поведения.

5. Жизненные установки.

Анализ данных анкетирования позволил выявить ряд закономерностей, отличающихся существенной новизной. Современные под-

ростки характеризуются малой информированностью и высокой заинтересованностью в повышении уровня своих знаний в вопросах репродуктивного здоровья.

Состояние своего репродуктивного здоровья подростки оценили следующим образом: по 88 (43,3 %) школьников — как отличное (никогда не болели) и хорошее (практически не болели), 25 (12,3 %) — как удовлетворительное, 2 (1,0 %) — как плохое. Приведенные цифры отражают собственное мнение подростков и не подтверждены данными медицинского обследования, поэтому результаты можно считать завышенными.

В разделе «Инфекционные заболевания репродуктивной сферы» были предложены вопросы о заболеваниях, передающихся преимущественно половым путем (ЗПППП). Анкетируемые ответили следующим образом: 100 (49,3 %) респондентов сообщили, что знают о нескольких заболеваниях, 35 (17,2 %) — о многих, 28 (13,8 %) - об одном; 26 (12,8 %) старшеклассников знают только названия заболеваний, 14 (6,9 %) человек не осведомлены ни об одном заболевании.

Подросткам были наиболее знакомы следующие ЗПППП: 153 (75,4 %) - ВИЧ-инфекция, 126 (62,1 %) — сифилис, 68 (33,5 %) — гениталь-ный герпес, 60 (29,6 %) — гонорея, 42 (20,7 %) — хламидиоз, 31 (15,3 %) — трихомониаз.

Большинство опрошенных дали правильные ответы на вопрос о возможных путях передачи ЗПППП: 158 (77,8 %) человек верно указали, что заражение возможно при незащищенном половом акте, 77 (37,9 %) — при переливании крови, 67 (33,0 %) — от матери к ребенку.

По мнению 67 (33,0 %) школьников, проходить обследование на ЗПППП необходимо раз в полгода, 43 (21,2 %) — раз в год, 53 (26,1 %) подростка считают, что надо обследоваться после незащищенного полового акта, 14 (6,9 %) — только при появлении симптомов заболевания.

Несмотря на то что подавляющее большинство респондентов — 110 (54,2 %) — считают

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

необходимым регулярное профилактическое обследование на ЗПППП, только 28 (13,8 %) учащихся сдавали соответствующие анализы. Из 52 старшеклассников, живущих половой жизнью, лишь 15 (28,8 %) сдавали анализы, требующиеся для диагностики ЗПППП.

На предложенные вопросы, касающиеся проявлений и последствий сифилиса, а также методов диагностики этого заболевания, 90 (44,3 %) школьников затруднились с ответом на все вопросы, 85 (41,9 %) — ответили неправильно на все вопросы, 28 (13,8 %) — дали несколько правильных ответов. На все вопросы о сифилисе правильных ответов не дал ни один анкетируемый.

Отмечая клинические проявления сифилиса, только 43 (21,2 %) человека верно указали на его основное проявление — язвы с плотными краями в области половых органов («твердый шанкр»), 26 (12,8 %) — необычные выделения из половых путей, 23 (11,3 %) — сыпь. 134 (66,0 %) респондента не знают признаков сифилиса.

В следующем разделе были предложены вопросы, позволяющие выявить осведомленность учащихся о вирусных гепатитах. 118 (58,1 %) старшеклассников попытались ответить на них, но не дали ни одного правильного ответа, 60 (29,6 %) — затруднились с ответом, и только 25 (12,3 %) дали несколько правильных ответов. На все вопросы правильных ответов не дал ни один ученик.

На вопрос, какие гепатиты могут передаваться при незащищенном половом акте, 67 (33,0 %) учащихся дали правильные ответы: 34 (16,7 %) — отметили гепатит В, 33 (16,3 %) — гепатит С. Неверные варианты ответов распределились следующим образом: 14 (6,9 %) опрошенных указали гепатит А, 9 (4,5 %) — гепатит Е. 133 (65,5 %) респондента не знали ответа на вопрос.

Для определения уровня знаний учащихся о ВИЧ-инфекции им был предложен ряд вопросов по данной теме. В одном из вопросов школьникам предлагалось отметить, какие меры предосторожности помогают защитить себя от ВИЧ-инфекции. 148 (72,9 %) человек верно указали на использование презерватива, 64 (31,5 %) — воздержание от половых отношений. 16 (7,9 %) учащихся неверно отметили использование противозачаточных таблеток.

Вопросы раздела «Неинфекционные заболевания репродуктивной сферы» позволили

выявить уровень знаний подростков о физиологии и патологии мочеполовой системы, уровень их медицинской культуры.

На вопрос, что является физиологическим менструальным циклом, лишь 6 (7,1 %) девочек ответили правильно. 70 (82,4 %) старшеклассниц отметили регулярный цикл каждые 28 ± 7 дней, 50 (58,8 %) — указали продолжительность месячных 5 дней, 19 (22,4 %) — безболезненный менструальный цикл. Боли в первые дни месячных неверно считали нормальными 26 (30,6 %) девочек.

Только 39 (45,9 %) девочек считают, что посещать врача-гинеколога нужно один раз в полгода, 16 (18,8 %) — один раз в год. При этом всего 5 (5,9 %) из опрошенных девочек регулярно посещают гинеколога.

72 (61,0 %) мальчикам не известны специальность и предназначение врача-андролога. По мнению 31 (26,3 %) респондента, посещать андролога необходимо при появлении симптомов заболевания. 27 (22,9 %) школьников не считают нужным посещать врача. 25 (21,2 %) опрошенных указали, что надо посещать врача один раз в год, 18 (15,3 %) — один раз в полгода. При этом только 2 (1,7 %) мальчика регулярно посещают андролога.

Блок вопросов «Безопасность сексуального поведения» направлен на выявление уровня знаний подростков о репродуктивном поведении, методах профилактики заражения ЗПППП и контрацепции.

Респондентам были известны методы предупреждения нежелательной беременности. Наиболее часто отмечались эффективные методы контрацепции: по мнению 163 (80,3 %) учащихся, это презерватив, 92 (45,3 %) человека указали гормональные контрацептивы. Однако значительная часть респондентов выбрали малоэффективные способы: 47 (23,2 %) — прерванный половой акт, 38 (18,7 %) — календарный метод.

Для профилактики ЗПППП и предупреждения нежелательной беременности 59 (29,1 %) анкетируемых воздерживались от половых отношений, 39 (19,1 %) — использовали презерватив, 2 (1,0 %) — гормональные средства. 100 (49,3 %) респондентов не принимали никаких мер.

На вопрос, какое влияние на организм девушки оказывают гормональные контрацептивы, только 40 (19,7 %) подростков ответили

верно. 73 (36,0 %) школьника неверно считали применение современных гормональных контрацептивов вредным для здоровья.

Показательно, что 147 (72,4 %) респондентов хотели бы повысить свой уровень знаний о заболеваниях репродуктивной системы и безопасности сексуального поведения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Школьники недостаточно осведомлены о некоторых ЗПППП, в частности генитальном герпесе, гонорее, хламидиозе, трихомониазе, и об особенностях течения, методах диагностики и профилактики таких социально значимых заболеваний, как сифилис и вирусные гепатиты. Уровень медицинской культуры школь-

ников низкий. Использование ими средств профилактики заражения ЗПППП и нежелательной беременности не отвечает современным требованиям.

2. Вышеперечисленные особенности приводят к быстрому распространению ЗПППП в подростковой среде, повышению числа нежелательных беременностей и абортов, росту заболеваемости мочеполовой системы и, как следствие, к снижению репродуктивного потенциала общества.

3. Необходимы разработка и активное внедрение образовательных программ, направленных на формирование у школьников знаний о мерах по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехало, В.А. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков [Текст] / В.А. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2007. — № 5. — С. 73—79.

2. Емельянцева, Т.А. Роль семьи с алкогольными проблемами в формировании девиантного поведения у подростков [Текст] / Т.А. Емельянцева // Тр. молодых ученых: сб. науч. работ. — Минск, 2000. — С. 142-144.

3. Кротин, П.Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подрост-

ков [Текст] / П.Н. Кротин // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2006. — № 4. — С. 52—59.

4. Ляхович, A.B. Гигиеническое воспитание школьников — важнейшее направление комплексной программы «Здоровье в общеобразовательной школе» [Текст] / A.B. Ляхович, Л.М. Медведь, А.И. Маркова // Матер. междунар. конгр. — Ч. II. — М., 2004. - С. 229-231.

5. Синчихин, С.П. Беременность и роды у несовершеннолетних [Текст] / С.П. Синчихин, В.Ф. Коколина, О.Б. Мамиев // Педиатрия. - 2004. - № 3. - С. 93-96.

УДК 378.937

О.Р. Шефер, П.Н. Сошникова

КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

С введением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в вузах изменились требования к внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Это сказалось: 1) на смене требований к данной деятельности (формирование компетенций, определяющих целевой компонент обучения

и влияющих на аддитивные качества выпускника — его компетентность); 2) требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям, владениям (опыт практической деятельности); 3) количестве часов, отводимых на данную деятельность (оно увеличилось).

Составляющие компетентностного подхода в профессиональном образовании: парадиг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.