УДК 373.51
О.В. Филонова
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОПРОСАХ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
В условиях социальной напряженности, падения жизненного уровня населения дети и подростки становятся одной из социально уязвимых групп населения, а их здоровье — предметом социального рассмотрения, содержанием правовых документов, постановлений, программ [2, 5].
Многие исследователи отмечают негативные сдвиги в состоянии репродуктивного здоровья подростков, что в будущем может стать одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов [1, 3, 4]. К основным причинам этой тенденции относится низкий уровень знаний школьников о репродуктивном здоровье.
Качественному улучшению репродуктивного здоровья и поведения современных подростков может способствовать разработка образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья.
В 2010/11 учебном году нами было проведено анкетирование учащихся старших классов трех общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с целью получения сведений об осведомленности подростков в вопросах репродуктивного здоровья. В исследовании участвовали 203 учащихся 8-10-х классов, из них 85 девочек и 118 мальчиков. Средний возраст выборки составил 15,3 ± 0,9 лет.
Для проведения опроса была разработана анкета «Репродуктивное здоровье школьников». Она состояла из 124 вопросов для девочек и 118 — для мальчиков. Вопросы были разделены на пять блоков:
1. Общие вопросы.
2. Репродуктивное здоровье и его составляющие.
3. Заболевания репродуктивной сферы.
4. Безопасность сексуального поведения.
5. Жизненные установки.
Анализ данных анкетирования позволил выявить ряд закономерностей, отличающихся существенной новизной. Современные под-
ростки характеризуются малой информированностью и высокой заинтересованностью в повышении уровня своих знаний в вопросах репродуктивного здоровья.
Состояние своего репродуктивного здоровья подростки оценили следующим образом: по 88 (43,3 %) школьников — как отличное (никогда не болели) и хорошее (практически не болели), 25 (12,3 %) — как удовлетворительное, 2 (1,0 %) — как плохое. Приведенные цифры отражают собственное мнение подростков и не подтверждены данными медицинского обследования, поэтому результаты можно считать завышенными.
В разделе «Инфекционные заболевания репродуктивной сферы» были предложены вопросы о заболеваниях, передающихся преимущественно половым путем (ЗПППП). Анкетируемые ответили следующим образом: 100 (49,3 %) респондентов сообщили, что знают о нескольких заболеваниях, 35 (17,2 %) — о многих, 28 (13,8 %) - об одном; 26 (12,8 %) старшеклассников знают только названия заболеваний, 14 (6,9 %) человек не осведомлены ни об одном заболевании.
Подросткам были наиболее знакомы следующие ЗПППП: 153 (75,4 %) - ВИЧ-инфекция, 126 (62,1 %) — сифилис, 68 (33,5 %) — гениталь-ный герпес, 60 (29,6 %) — гонорея, 42 (20,7 %) — хламидиоз, 31 (15,3 %) — трихомониаз.
Большинство опрошенных дали правильные ответы на вопрос о возможных путях передачи ЗПППП: 158 (77,8 %) человек верно указали, что заражение возможно при незащищенном половом акте, 77 (37,9 %) — при переливании крови, 67 (33,0 %) — от матери к ребенку.
По мнению 67 (33,0 %) школьников, проходить обследование на ЗПППП необходимо раз в полгода, 43 (21,2 %) — раз в год, 53 (26,1 %) подростка считают, что надо обследоваться после незащищенного полового акта, 14 (6,9 %) — только при появлении симптомов заболевания.
Несмотря на то что подавляющее большинство респондентов — 110 (54,2 %) — считают
^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012
необходимым регулярное профилактическое обследование на ЗПППП, только 28 (13,8 %) учащихся сдавали соответствующие анализы. Из 52 старшеклассников, живущих половой жизнью, лишь 15 (28,8 %) сдавали анализы, требующиеся для диагностики ЗПППП.
На предложенные вопросы, касающиеся проявлений и последствий сифилиса, а также методов диагностики этого заболевания, 90 (44,3 %) школьников затруднились с ответом на все вопросы, 85 (41,9 %) — ответили неправильно на все вопросы, 28 (13,8 %) — дали несколько правильных ответов. На все вопросы о сифилисе правильных ответов не дал ни один анкетируемый.
Отмечая клинические проявления сифилиса, только 43 (21,2 %) человека верно указали на его основное проявление — язвы с плотными краями в области половых органов («твердый шанкр»), 26 (12,8 %) — необычные выделения из половых путей, 23 (11,3 %) — сыпь. 134 (66,0 %) респондента не знают признаков сифилиса.
В следующем разделе были предложены вопросы, позволяющие выявить осведомленность учащихся о вирусных гепатитах. 118 (58,1 %) старшеклассников попытались ответить на них, но не дали ни одного правильного ответа, 60 (29,6 %) — затруднились с ответом, и только 25 (12,3 %) дали несколько правильных ответов. На все вопросы правильных ответов не дал ни один ученик.
На вопрос, какие гепатиты могут передаваться при незащищенном половом акте, 67 (33,0 %) учащихся дали правильные ответы: 34 (16,7 %) — отметили гепатит В, 33 (16,3 %) — гепатит С. Неверные варианты ответов распределились следующим образом: 14 (6,9 %) опрошенных указали гепатит А, 9 (4,5 %) — гепатит Е. 133 (65,5 %) респондента не знали ответа на вопрос.
Для определения уровня знаний учащихся о ВИЧ-инфекции им был предложен ряд вопросов по данной теме. В одном из вопросов школьникам предлагалось отметить, какие меры предосторожности помогают защитить себя от ВИЧ-инфекции. 148 (72,9 %) человек верно указали на использование презерватива, 64 (31,5 %) — воздержание от половых отношений. 16 (7,9 %) учащихся неверно отметили использование противозачаточных таблеток.
Вопросы раздела «Неинфекционные заболевания репродуктивной сферы» позволили
выявить уровень знаний подростков о физиологии и патологии мочеполовой системы, уровень их медицинской культуры.
На вопрос, что является физиологическим менструальным циклом, лишь 6 (7,1 %) девочек ответили правильно. 70 (82,4 %) старшеклассниц отметили регулярный цикл каждые 28 ± 7 дней, 50 (58,8 %) — указали продолжительность месячных 5 дней, 19 (22,4 %) — безболезненный менструальный цикл. Боли в первые дни месячных неверно считали нормальными 26 (30,6 %) девочек.
Только 39 (45,9 %) девочек считают, что посещать врача-гинеколога нужно один раз в полгода, 16 (18,8 %) — один раз в год. При этом всего 5 (5,9 %) из опрошенных девочек регулярно посещают гинеколога.
72 (61,0 %) мальчикам не известны специальность и предназначение врача-андролога. По мнению 31 (26,3 %) респондента, посещать андролога необходимо при появлении симптомов заболевания. 27 (22,9 %) школьников не считают нужным посещать врача. 25 (21,2 %) опрошенных указали, что надо посещать врача один раз в год, 18 (15,3 %) — один раз в полгода. При этом только 2 (1,7 %) мальчика регулярно посещают андролога.
Блок вопросов «Безопасность сексуального поведения» направлен на выявление уровня знаний подростков о репродуктивном поведении, методах профилактики заражения ЗПППП и контрацепции.
Респондентам были известны методы предупреждения нежелательной беременности. Наиболее часто отмечались эффективные методы контрацепции: по мнению 163 (80,3 %) учащихся, это презерватив, 92 (45,3 %) человека указали гормональные контрацептивы. Однако значительная часть респондентов выбрали малоэффективные способы: 47 (23,2 %) — прерванный половой акт, 38 (18,7 %) — календарный метод.
Для профилактики ЗПППП и предупреждения нежелательной беременности 59 (29,1 %) анкетируемых воздерживались от половых отношений, 39 (19,1 %) — использовали презерватив, 2 (1,0 %) — гормональные средства. 100 (49,3 %) респондентов не принимали никаких мер.
На вопрос, какое влияние на организм девушки оказывают гормональные контрацептивы, только 40 (19,7 %) подростков ответили
верно. 73 (36,0 %) школьника неверно считали применение современных гормональных контрацептивов вредным для здоровья.
Показательно, что 147 (72,4 %) респондентов хотели бы повысить свой уровень знаний о заболеваниях репродуктивной системы и безопасности сексуального поведения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Школьники недостаточно осведомлены о некоторых ЗПППП, в частности генитальном герпесе, гонорее, хламидиозе, трихомониазе, и об особенностях течения, методах диагностики и профилактики таких социально значимых заболеваний, как сифилис и вирусные гепатиты. Уровень медицинской культуры школь-
ников низкий. Использование ими средств профилактики заражения ЗПППП и нежелательной беременности не отвечает современным требованиям.
2. Вышеперечисленные особенности приводят к быстрому распространению ЗПППП в подростковой среде, повышению числа нежелательных беременностей и абортов, росту заболеваемости мочеполовой системы и, как следствие, к снижению репродуктивного потенциала общества.
3. Необходимы разработка и активное внедрение образовательных программ, направленных на формирование у школьников знаний о мерах по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехало, В.А. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков [Текст] / В.А. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2007. — № 5. — С. 73—79.
2. Емельянцева, Т.А. Роль семьи с алкогольными проблемами в формировании девиантного поведения у подростков [Текст] / Т.А. Емельянцева // Тр. молодых ученых: сб. науч. работ. — Минск, 2000. — С. 142-144.
3. Кротин, П.Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подрост-
ков [Текст] / П.Н. Кротин // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2006. — № 4. — С. 52—59.
4. Ляхович, A.B. Гигиеническое воспитание школьников — важнейшее направление комплексной программы «Здоровье в общеобразовательной школе» [Текст] / A.B. Ляхович, Л.М. Медведь, А.И. Маркова // Матер. междунар. конгр. — Ч. II. — М., 2004. - С. 229-231.
5. Синчихин, С.П. Беременность и роды у несовершеннолетних [Текст] / С.П. Синчихин, В.Ф. Коколина, О.Б. Мамиев // Педиатрия. - 2004. - № 3. - С. 93-96.
УДК 378.937
О.Р. Шефер, П.Н. Сошникова
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
С введением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в вузах изменились требования к внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Это сказалось: 1) на смене требований к данной деятельности (формирование компетенций, определяющих целевой компонент обучения
и влияющих на аддитивные качества выпускника — его компетентность); 2) требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям, владениям (опыт практической деятельности); 3) количестве часов, отводимых на данную деятельность (оно увеличилось).
Составляющие компетентностного подхода в профессиональном образовании: парадиг-