Научная статья на тему 'Анализ эффективности методики обучения вопросам репродуктивного здоровья учащихся 8-10 классов'

Анализ эффективности методики обучения вопросам репродуктивного здоровья учащихся 8-10 классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / SCHOOLCHILDREN / REPRODUCTIVE HEALTH / TEACHING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филонова Ольга Владимировна

Описана методика обучения вопросам репродуктивного здоровья «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» и показана эффективность разработанной методики среди учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of the Efficiency of the Method of teaching of Reproductive Health to 8-10 Grade Pupils

The article describes a method of teaching the course 'Fundamentals of preserving schoolchildren' reproductive health' and the efficiency of the suggested method for pupils of 8-10 grades.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности методики обучения вопросам репродуктивного здоровья учащихся 8-10 классов»

О. В. Филонова

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОПРОСАМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 8-10 КЛАССОВ

Описана методика обучения вопросам репродуктивного здоровья «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» и показана эффективность разработанной методики среди учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ.

Ключевые слова: школьники, репродуктивное здоровье, методика преподавания.

О. Filonova

An analysis of the Efficiency of the Method of teaching of Reproductive Health to 8-10 Grade Pupils

The article describes a method of teaching the course ‘Fundamentals of preserving schoolchildren ’ reproductive health ’ and the efficiency of the suggested method for pupils of 8-10 grades.

Keywords: schoolchildren, reproductive health, teaching method.

уровня знаний учащихся в вопросах репродуктивного здоровья.

В исследовании участвовали 203 учащихся 8-10 классов трех образовательных школ Санкт-Петербурга. Среди них — 118 мальчиков и 85 девочек. Средний возраст респондентов составил 15,3 ± 0,9 лет.

Для проведения исследования была разработана анкета «Репродуктивное здоровье школьников», дифференцированная для

мальчиков и девочек. Для оценки эффективности разработанной методики обучения вопросам репродуктивного здоровья учащиеся были разделены на основную и контрольную группы. Основную группу исследования составили 115 подростков, контрольную — 88 учащихся.

В основной группе в течение четырех месяцев проводились уроки по методике «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» в рамках курса ОБЖ. В контрольной группе с учащимися проводились уроки ОБЖ согласно календарнотематическому плану.

При разработке методики мы планировали, что полученные школьниками знания о репродуктивном здоровье будут способствовать:

278

Подростковый возраст — один из критических этапов жизни человека, в течение которого организм наиболее не защищен и уязвим к воздействию различных факторов среды. Репродуктивная функция подростков является одной из наиболее чувствительных систем организма, тонко реагирующей на различные внешние воздействия [5].

В многочисленных исследованиях [1; 2; 3] отмечены негативные сдвиги в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов.

Для улучшения репродуктивного здоровья молодого поколения необходимы серьезные образовательные программы, направленные на воспитание ответственного отношения подростков к репродуктивному здоровью [4].

Нами было проведено исследование, посвященное изучению осведомленности школьников 8-10 классов о репродуктивном здоровье, разработке и оценке эффективности методики, способствующей повышению

- воспитанию у учащихся ценностного отношения к сохранению общего и репродуктивного здоровья, формированию негативного отношения к курению, к употреблению алкоголя и психоактивных веществ;

- формированию модели сексуального поведения подростков, способствующей снижению количества заболеваний, передающихся преимущественно половым путем (ЗПППП), снижению количества ранних беременностей и абортов в подростковой среде;

- формированию ответственного отношения к семье как к основе демографической безопасности общества, культуры брачных отношений.

При разработке методики обучения «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» важным являлось определение научно-методических основ организации процесса обучения. Основные компоненты методики, методические условия и функции представлены на схеме.

В ходе разработки методики нами были выделены информационные, процессуальные и технические условия обучения учащихся вопросам репродуктивного здоровья. Информационные условия включали в себя моделирование содержательно-методических комплексов обучения, выделение групп знаний о репродуктивном здоровье в структуре содержательно-методических комплексов, планирование процесса обучения, а также содержание обучения.

Были разработаны четыре содержательно-методических комплекса:

• «Репродуктивное здоровье и его составляющие» — включает понятия здоровья и репродуктивного здоровья, составляющие здорового образа жизни, причины ухудшения репродуктивного здоровья, факторы, необходимые для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, негативные последствия вредных привычек;

• «Заболевания репродуктивной сферы»

— содержит сведения об основных ЗПППП, о вирусных гепатитах, ВИЧ-инфекции (пути передачи, клинические проявления, меры профилактики), о физиологии и патологии мочеполовой системы, о необходимости регулярного обследования и посещения школьниками врачей-специалистов;

• «Безопасность сексуального поведения» — раскрывает сведения о негативных последствиях опасного сексуального поведения, раннего начала половой жизни и абортов, о современных способах и методах контрацепции;

• «Жизненные установки» — охватывает понятия о семье и браке, о правильном взаимоотношении полов, об основах семейного законодательства.

Процессуальные условия были связаны с отбором и использованием рациональных видов, методов и форм обучения на различных этапах организации с учетом целей и содержания курса ОБЖ. Технические условия раскрывались за счет использования информационных, учебно-методических и наглядно-технических средств обучения.

Представленная модель методики является системой, объединяющей следующие основные компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-

регулировочный и оценочно-результативный.

Оценка эффективности методики «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» проводилась путем повторного исследования уровня знаний учащихся основной и контрольной групп. Проведен сравнительный анализ результатов анкетирования обеих групп до и после занятий по разработанной методике в основной группе.

При повторном анкетировании отмечено улучшение осведомленности учащихся основной группы в вопросах репродуктивного здоровья.

к

•о

со

о

&

о

п

м

о

и

о

X

со

X

н

*

о

&

х

о

&

л

и

о

&

Б

о

£

к

г

X

и

т

ко

о

г

г

в

л

м

г

х

л

и

&

о

к

X

а

о

5

и

X

*

и

и

т

X

о

н

о

м

о

ч

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

к

о

л

о

м

о

ч

о

Й

л

§

о

о

&

о

&

«

о

ч

о

о

к

И

Компоненты методики обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Целевой компонент

Повышение уровня знаний учащихся 8 □ 10 классов в вопросах репродуктивного здоровья в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»__________

Содержательный компонент

Содержательно-методические комплексы: репродуктивное здоровье и его составляющие; заболевания репродуктивной сферы; безопасность сексуального поведения; жизненные установки

Организационные блоки: урок-лекция; урок-семинар; урок-беседа; урок-деловая игра; урок-консультация

Операционно-деятельностный компонент

Методы

обучения

Формы

обучения

—►

Средства

обучения

^ Контрольно-регулиров + 1 очный компонент

Корректировка компонентов модели методики, внесение изменений в методы, формы и средства обучения, саморегулирование действий учащихся

1 г

Оценочно-результативный компонент

Повышение уровня знаний школьников в вопросах репродуктивного здоровья

яа

к

с

е

т

с

сон

г

о

яа

о

ца

т

о

о

с

и

т

с

о

н

ь

л

е

т

я

е

д

е

н

и

т

с

о

н

с

а

п

о

3 е б

ы

в

о

н

с

О

у

с

р

у

к

о

п

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

н

е

4 у б о и к и д о т е

и

и

ц

к

н

у

е

Схема. Модель методики обучения «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников»

В контрольной группе по подавляющему большинству вопросов статистически значимых изменений уровня знаний респондентов за период между анкетированиями мы не выявили (р > 0,05).

При оценке эффективности содержательно-методического комплекса «Репродуктивное здоровье и его составляющие» отмечено повышение уровня знаний учащихся основной группы в вопросах, касающихся

терминов «здоровье» и «репродуктивное здоровье», причин ухудшения репродуктивного здоровья, влияния опасного сексуального поведения на репродуктивное здоровье, значения здоровья родителей для здоровья будущего ребенка, отрицательных последствий употребления алкоголя, табака, наркотиков.

При ответе на вопрос об определении термина «репродуктивное здоровье» количество учащихся основной группы, выбравших вариант определения ВОЗ, увеличилось с 34 (29,6%) до 70 (60,9%) (х2 = 22,97; р < 0,001).

Отвечая на вопрос о причинах, приводящих к ухудшению репродуктивного здоровья, учащиеся придавали большее значение опасному сексуальному поведению. В основной группе количество учащихся, выбравших этот вариант, увеличилось с 26 (22,6%) опрошенных при первичном анкетировании до 79 (68,7%) — при повторном (х2 = 49,22; р < 0,001). Число подростков, которые посчитали, что у больных родителей не может быть здоровых детей, в основной группе возросло с 36 (31,3%) до 59 (51,3%) (х2 = 10,06; р < 0,01).

При оценке эффективности содержательно-методического комплекса «Заболевания репродуктивной сферы» в части «Инфекционные заболевания» значимо повысился уровень знаний учащихся основной группы в вопросах, касающихся характерных признаков, путей передачи, диагностики и ле-

чения ЗПППП, последствий перенесенных заболеваний; клинических признаков, диагностики и последствий сифилиса; путей передачи, особенностей течения и профилактики вирусных гепатитов. Увеличилась осведомленность респондентов о путях передачи, мерах профилактики, а также об уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией.

В основной группе значимо увеличились показатели осведомленности школьников о сифилисе, ВИЧ-инфекции, генитальном герпесе, хламидиозе, трихомониазе. Основные изменения осведомленности школьников об отдельных венерических заболеваниях представлены в табл. 1.

Один из вопросов предлагал респондентам отметить характерные признаки ЗПППП. Выявлено достоверное увеличение знаний школьников основной группы по верным вариантам: пузырьки на половых органах (х2 =45,29; р < 0,001); зуд половых органов (х2 = 23,34; р < 0,001); необычные выделения из половых органов (х2=32,79; р

< 0,001); частое болезненное мочеиспускание (х2 = 38,84; р<0,001). Существенно повысились показатели осведомленности школьников основной группы о путях передачи ЗПППП: при незащищенном половом акте (х2 = 7,96; р < 0,01); от матери к ребенку (х2 = 78,91; р < 0 ,001); при переливании крови (х2 = 63,30; р < 0,001).

Таблица 1

Осведомленность учащихся об отдельных венерических заболеваниях при первичном и повторном анкетировании

Название Основная группа Контрольная группа

перв. повт. р перв. повт. р

Сифилис 71 (61,7%) 106 (92,2%) < 0,001 55 (62,5%) 72 (81,8%) < 0,01

ВИЧ-инфекция 84 (73,0%) 104 (90,4%) < 0,001 69 (78,4%) 76 (86,4%) > 0,05

Генитальный герпес 41 (35,7%) 59 (51,3%) < 0,05 27 (30,7%) 31 (35,2%) > 0,05

Гонорея 38 (33,0%) 47 (40,9%) > 0,05 22 (25,0%) 25 (28,4%) > 0,05

Хламидиоз 25 (21,7%) 45 (39,1%) < 0,01 17 (19,3%) 18 (20,5%) > 0,05

Трихомониаз 19 (16,5%) 34 (29,6%) < 0,05 12 (13,6%) 12 (13,6%) > 0,05

Анализ ответов подростков на вопросы о сифилисе выявил достоверное увеличение количества школьников основной группы, давших абсолютно правильные ответы на все вопросы или несколько правильных ответов (х2 =141,77; р < 0,001). Достоверно повысилась осведомленность школьников основной группы о наиболее значимых клинических проявлениях сифилиса: «твердый шанкр» (х2=56,93; р < 0,001), увеличение лимфатических узлов (х2 = 80,90; р <

0,001), сыпь (х2 = 65,62; р < 0,001).

Анализ ответов подростков на вопросы о вирусных гепатитах также выявил значимое увеличение числа учащихся основной группы, которые верно ответили на все или несколько вопросов (х2 = 144,70; р < 0,001). Достоверно возросло количество учащихся, верно считавших, что бытовым путем передается гепатит А (х2 = 45,63; р < 0,001), а гемоконтактным — гепатит В (х2 = 43,34; р

< 0,001) и гепатит С (х2 = 51,59; р < 0,001).

Знания учащихся основной группы улучшились также в отношении профилактики вирусных гепатитов. На вопрос о прививках количество школьников основной группы, выбравших правильный вариант «против гепатита В», повысилось с 41 (35,7%) при первичном анкетировании до 69 (60,0%) при повторном (х2=13,66; р<0,001); вариант «против гепатита А» — с 31 (27,0%) до 71 (61,7%) респондента (х2=28,19; р < 0,001).

Анализ ответов школьников на вопросы, касающиеся ВИЧ-инфекции, позволил выявить повышение уровня знаний школьников основной группы за период проведения цикла уроков по разработанной методике. Значимо улучшились знания респондентов основной группы о путях передачи ВИЧ-инфекции, в частности, при незащищенном половом акте (х2 = 5,38; р < 0,05), при использовании общей иглы с друзьями (х2 = 22,72; р < 0,001), при сдаче крови (х2 = 59,04; р < 0,001), от матери к ребенку (х2 = 59,01; р < 0,001).

Вопрос о мерах предосторожности, которые помогают защитить себя от ВИЧ-инфекции, мы считали наиболее важным в этом разделе. Значимо возросло количество учащихся, выбравших использование презерватива (х2 = 3,77; р < 0,05) и воздержание от половых отношений (х2 = 26,58; р < 0,001).

В части блока «Неинфекционные заболевания» для мальчиков в основной группе значимо повысился уровень их знаний о заболеваниях мочеполовой системы, о предназначении врача-андролога, о необходимости регулярного посещения андролога. Число подростков, осведомленных о специальности «врач-андролог», за период между анкетированиями возросло в основной группе с 27 (39,1%) до 52 (75,4%) (х2 = 18,50; р < 0,001). Посещать врача-андролога раз в полгода на момент повторного анкетирования считали необходимым 28 (40,6%) подростков основной группы по сравнению с 11 (15,9%) при предыдущем анкетировании (х2 = 17,63; р < 0,01).

В части блока «Неинфекционные заболевания» для девочек в основной группе достоверно повысился уровень их знаний о менструальном цикле, влиянии гинекологических заболеваний и заболеваний молочных желез на репродуктивное здоровье, о необходимости регулярного профилактического посещения гинеколога.

При анализе повторных результатов анкетирования девочек о признаках физиологического менструального цикла получены следующие результаты, представленные в табл. 2.

В основной группе произошло достоверное повышение уровня знаний девочек о таких признаках физиологического менструального цикла, как регулярность и продолжительность цикла, отсутствие болей.

В рамках профилактической направленности медицины важно понимание девочками необходимости регулярного посещения гинеколога.

Таблица 2

Осведомленность девочек о физиологическом менструальном цикле при первичном и повторном анкетировании

Признаки Основная группа Контрольная группа

перв. повт. р перв. повт. р

Регулярный цикл каждые 28 ± 7 дней 35 (76,1%) 43 (93,5%) < 0,05 31 (79,5%) 32 (82,1%) > 0,05

Продолжительность те^8 5 дней 25 (54,3%) 40 (87,0%) < 0,001 25 (64,1%) 25 (64,1%) > 0,05

Безболезненный 12 (26,1%) 32 (69,6%) < 0,001 7 (17,9%) 5 (12,8%) > 0,05

Боли в первые дни те^8 12 (26,1%) 5 (10,9%) > 0,05 14 (35,9%) 17 (43,6%) > 0,05

Продолжительность те^8 8 дней 6 (13,0%) 5 (10,9%) > 0,05 5 (12,8%) 3 (7,7%) > 0,05

Число респонденток, правильно полагавших, что посещать врача-гинеколога необходимо раз в полгода, в основной группе возросло с 18 (39,1%) при первичном анкетировании до 26 (56,5%) при повторном (х2 = 5,48; р > 0,05).

При оценке эффективности содержательно-методического комплекса «Безопасность сексуального поведения» отмечено повышение уровня знаний респондентов основной группы в вопросах, касающихся современных средств контрацепции и профилактики заражения ЗПППП, последствий искусственного прерывания беременности на организм девушки.

В основной группе за время проведения уроков по разработанной методике увеличилась осведомленность школьников о мерах профилактики ЗПППП. Достоверно возросло количество респондентов, отметивших верные ответы, — использование презерватива (х2 = 13,81; р < 0,001) и воздержание от половых отношений (х2 = 54,64; р < 0,001). При этом снизилось число подростков, выбравших неверные варианты

— обследование после незащищенных половых актов (х2 = 10,81 ; р < 0 ,01) и гормональные средства (х2 = 7,73; р < 0,01).

За период между анкетированиями также достоверно возросли показатели верных ответов о мерах контрацепции среди учащихся основной группы: воздержание от поло-

вых отношений (х2=30,87; р<0,001), гормональные средства (х2=8,47; р<0,01). Стоит отметить стабильно высокие показатели по варианту «прерванный половой акт»: 27 (23,5%) при первичном анкетировании и 24 (20,9%) — при повторном (х2 = 0,23; р>0,05).

Учащиеся основной группы показали улучшение уровня знаний о влиянии гормональных контрацептивов после проведенных уроков по нашей методике. Количество правильных ответов о том, что гормональные средства предупреждают нежелательную беременность и не оказывают неблагоприятного воздействия на организм при соблюдении рекомендаций врача, в основной группе увеличилось с 15 (13,0%) при первичном анкетировании до 43 (37,4%) при повторном (х2 = 18,08; р < 0,001).

При оценке ответов подростков на вопросы блока «Жизненные установки» при первичном и повторном анкетированиях можно отметить высокую ориентированность подростков на создание семьи и рождение детей.

На основании полученных результатов можно сделать выводы:

1. Сравнительный анализ результатов анкетирования, полученных после реализации методики «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников», выявил существенное повышение уровня знаний

учащихся основной группы о здоровье и репродуктивном здоровье, о заболеваниях репродуктивной сферы, по вопросам безопасного сексуального поведения.

2. Полученные при обучении по разработанной методике знания являлись основой формирования у школьников модели сексуального поведения, способствующей сни-

жению количества ЗПППП, ранних беременностей и абортов в подростковой среде, культуры брачных отношений.

3. Представляется целесообразным внедрение в курс общеобразовательной школы специализированных программ, направленных на формирование знаний о репродуктивном здоровье подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехало В. А. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков / В.А. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007. № 5. С. 73-79.

2. БогдановаЕ. А. Практическая гинекология молодых. М.: Медицинская книга, 2011. 268 с.

3. Кротин П. Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2006. № 4. С. 52-59.

4. Стогова Н. Н. Региональные особенности репродуктивного поведения и гинекологической заболеваемости детей и подростков в Воронежской области / Н. Н. Стогова, Е. Е. Образцова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007. № 4. С. 20-28.

5. ШабаловН. П. Детские болезни: Учебник для вузов: В 2 т. 6-е изд. СПб.: Питер, 2011. Т. 2. 928 с.

REFERENCES

1. Behalo V. A. Reproduktivnoe zdorov'e i seksual'noe povedenie podrostkov / V. A. Behalo, O. K. Loseva, E. V. Sysoljatina // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2007. № 5. S. 73-79.

2. Bogdanova E. A. Prakticheskaja ginekologija molodyh. M.: Meditsinskaja kniga, 2011. 268 s.

3. Krotin P. N. Mediko-sotsial'naja pomoshch' v ohrane reproduktivnogo zdorov'ja devochek-podrostkov // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2006. № 4. S. 52-59.

4. Stogova N. N. Regional'nye osobennosti reproduktivnogo povedenija i ginekologicheskoj zabolevaemosti detej i podrostkov v Voronezhskoj oblasti / N. N. Stogova, E. E. Obraztsova // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2007. № 4. S. 20-28.

5. ShabalovN. P Detskie bolezni: Uchebnik dlja vuzov: V 2 t. 6-e izd. SPb.: Piter, 2011. T. 2. 928 s.

М. В. Ухтинская

ВЛИЯНИЕ «СРЕДЫ» И «СРЕДСТВА»

НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Автор обращается к вопросу духовно-нравственной культуры подростков. Средние общеобразовательные учреждения вовлечены в процесс становления духовно и нравственно богатой личности в условиях, когда институт семьи не воздействует должным образом на формирующуюся личность подростка. Туристско-экскурсионная деятельность выступает как наиболее результативное средство в решении данных вопросов.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, социально-культурная деятельность, патриотизм, туристско-экскурсионная деятельность, институт семьи, средние общеобразовательные учреждения, подростки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.