УДК 372.8
О. В. Филонова
Методика повышения уровня знаний учащихся 8 - 10 классов о репродуктивном здоровье
В статье описана методика повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» и показана результативность разработанной методики для учашдхся 8-10 классов общеобразовательных школ.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, обучение ОБЖ, школьники. O. V. Filonova
The method of increasing in knowledge level of pupils from 8 to 10 form about reproductive health
The method of increasing in knowledge level about reproduction health «Fundamentals of conservation of schoolboys' reproductive health» is described in the work and the effectiveness of the invented method among pupils from 8 to 10 forms of comprehensive schools is shown.
Keywords: reproductive health, training «Health and safety bases», pupils.
В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется стойкая тенденция к ухудшению состояния здоровья подростков. По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23 % здоровых школьников, около 50 % имеют функциональные отклонения, остальные - хронические заболевания [4]. Негативные сдвиги в репродуктивном здоровье подростков в будущем могут быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов [1, 2, 3].
Низкая медицинская информированность и санитарно-гигиеническая культура усугубляют физиологические и социально-психологические трудности подросткового возраста, что приводит к ухудшению репродуктивного здоровья [5]. Для естественного улучшения репродуктивного здоровья подростков необходима хорошо организованная и целенаправленная работа, при этом она должна проводиться не только органами здравоохранения, но и структурами, занимающимися обучением и воспитанием подростков.
Нами было проведено исследование, посвященное изучению осведомленности школьников 8-10 классов в вопросах репродуктивного здоровья, разработке и оценке результативности методики повышения уровня знаний учащихся о ре-
продуктивном здоровье. Была разработана анкета «Репродуктивное здоровье школьников», дифференцированная для мальчиков и девочек с учетом особенностей их полового развития. Анкета состояла из пяти блоков: общие вопросы; репродуктивное здоровье и его составляющие; заболевания репродуктивной сферы; безопасность сексуального поведения; жизненные установки.
В основу работы легли результаты анкетирования 203 учащихся 8-10 классов трех общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Среди них было 118 мальчиков и 85 девочек. Средний возраст опрошенных составил 15,3±0,9 лет.
На основании результатов анкетирования была разработана методика повышения уровня знаний учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников». Для оценки эффективности методики обследуемые школьники были разделены на основную и контрольную группы. В основной группе (115 учащихся) в течение 4 месяцев проводились уроки по методике «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» в рамках курса ОБЖ. В контрольной группе (88 учащихся) проводились уроки ОБЖ согласно календарно-тематическому плану.
С целью повышения уровня знаний учащихся о репродуктивном здоровье были разработаны четыре содержательно-методических комплекса.
© Филонова О. В., 2013
Комплекс «Репродуктивное здоровье и его составляющие» был направлен на усвоение школьниками знаний о здоровье и репродуктивном здоровье, широкое привлечение учащихся к здоровому образу жизни, формирование ценностного отношения к сохранению репродуктивного здоровья, осознание влияния собственного здоровья на здоровье будущих детей, повышение осведомленности о негативных последствиях вредных привычек и снижение их распространения в подростковой среде.
Комплекс «Заболевания репродуктивной сферы» был направлен на укрепление знаний учащихся о наиболее распространенных заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП), повышение осведомленности о физиологии и патологии мочеполовой системы, регулярное посещение школьниками врачей-специалистов.
Комплекс «Безопасность сексуального поведения» был направлен на повышение осведомленности о негативных последствиях опасного сексуального поведения и, как следствие, соблюдение школьниками правил безопасного сексуального поведения, осознанное рациональное использование мер профилактики ЗППП и контрацепции, снижение количества ЗППП, нежелательных беременностей и абортов в подростковой среде.
Комплекс «Жизненные установки» был направлен на укрепление жизненных ценностей подростков, ориентированных на создание полноценной семьи и рождение детей, формирование ответственного отношения к семье как к основе демографической безопасности общества, повышение уровня знаний об основах семейного законодательства, роли семьи в жизни личности и общества.
Методика включала в себя 16 часов занятий. Увеличение объема учебных часов на изучение вопросов репродуктивного здоровья происходило за счет вариативных часов и внеклассной работы. При реализации содержательно-методических комплексов с учетом классификации уроков и успешного формирования уровня знаний учащихся были определены виды занятий по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, проводимых в 8-10 классах, такие как: урок-рассказ, урок-беседа, урок-игра, урок-семинар, учебная экскурсия. Для учащихся 10 класса были проведены школьные лекции по изложению материала на темы ЗППП, ВИЧ-инфекция, сифилис, заболевания репродуктивной сферы человека, основы семейного законодатель-
ства. В игровой форме проводились уроки по темам «Вредные привычки и их социальные последствия», «ВИЧ-инфекция и способы ее профилактики», «Культура брачных отношений». Учитывая связь с программным материалом, содержание внеклассной работы по вопросам репродуктивного здоровья строилось с использованием групповых экскурсий по темам «Вредные привычки и их социальные последствия», «ВИЧ-инфекция и способы ее профилактики», «Вирусные гепатиты и меры их профилактики».
Выполнена экспериментальная проверка методики «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» в рамках курса ОБЖ среди учащихся 8-10 классов трех общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Для оценки результативности методики было выполнено повторное анкетирование школьников обеих групп после окончания цикла уроков по разработанной методике. Для статистического анализа полученных результатов использованы %2-критерий Пирсона и 1>критерий Стьюдента. При уровне значимости критерия а<5 % принималась гипотеза о наличии статистически значимых различий между показателями. Расчеты критериев выполнены в программе 81ай8йса 6.0.
Эффективность содержательно-
методического комплекса «Репродуктивное здоровье и его составляющие» выражалась в повышении уровня знаний учащихся основной группы в вопросах соответствующего блока анкеты. Достоверно увеличилась осведомленность школьников основной группы о значении терминов «здоровье» (х2=18,96; р<0,001) и «репродуктивное здоровье» (Х2=22,97; р<0,001). Выбирая среди причин ухудшения репродуктивного здоровья, учащиеся придавали большое значение опасному сексуальному поведению (%2=49,22; р<0,001).
Занятия с учащимися основной группы способствовали увеличению количества подростков, уверенных в том, что у больных родителей не может быть здоровых детей, с 36 (31,3%) при первичном анкетировании до 59 (51,3%) при повторном (х2=10,06; р<0,01).
В основной группе мы выявили повышение уровня знаний школьников об отрицательных последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков. В частности, достоверно возросло число респондентов, отметивших бесплодие (х2=25,80; р<0,001), врожденные дефекты развития у детей (%2=5,34; р<0,05), мертворождение (Х2=28,99; р<0,001).
Методика повышения уровня знаний
учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье
Эффективность содержательно-
методического комплекса «Заболевания репродуктивной сферы» выражалась в повышении уровня знаний учащихся в вопросах инфекционных и неинфекционных заболеваний мочеполовой системы. Достоверно возросли показатели осведомленности школьников основной группы о таких ЗППП, как сифилис (х2=30,03; р<0,001), ВИЧ-инфекция (х2=11,65; р<0,001), генитальный герпес (х2=5,73; р<0,05), хламидиоз (х2=8,21; р<0,01), трихомониаз (х2=5,52; р<0,05).
Было выявлено достоверное повышение уровня знаний учащихся основной группы о характерных признаках ЗППП. Значимо возросло число подростков, выбравших варианты «язвочки, пузырьки на половых органах» (х2=45,29; р<0,001); «зуд, жжение половых органов» (х2=23,34; р<0,001); «необычные выделения из половых органов» (х2=32,79; р<0,001); «частое болезненное мочеиспускание» (х2=38,84; р<0,001).
После проведения уроков по разработанной методике существенно повысилась осведомленность учащихся основной группы о путях передачи ЗППП. В частности, достоверно увеличилось количество респондентов, верно ответивших, что заражение возможно при незащищенном половом акте (х2=7,96; р<0,01), от матери к ребенку (х2=78,91; р<0,001), при переливании крови (х2=63,30; р<0,001).
При повторном ответе на вопрос о месте лечения ЗППП сохранился высокий процент учащихся, выбравших квалифицированные медицинские учреждения. Однако только в основной группе значимо возросло число подростков, отметивших кожно-венерологические диспансеры (х2=56,57; р<0,001) и медицинские центры (х2=6,65; р<0,01). При этом осведомленность школьников о необходимости регулярного обследования на ЗППП достоверно не изменилась в обеих группах, что позволяет сделать вывод о несовершенстве и необходимости корректировки разработанной методики.
Анализ результатов повторного анкетирования показал увеличение осведомленности школьников основной группы о вирусных гепатитах. Так, достоверно увеличилось количество школьников основной группы, правильно считавших, что бытовым путем передается гепатит А (х2=45,63; р <0,001), а также число подростков, ответивших, что гемоконтактным путем передаются гепатит В (х2=43,34; р<0,001) и гепатит С (х2=51,59; р<0,001). Мы выявили повышение
уровня знаний учащихся основной группы о возможных последствиях вирусных гепатитов В и С, в частности, печеночной недостаточности (х2=28,99; р<0,01) и циррозе печени (х2=26,16; р<0,001).
В основной группе после проведения уроков по разработанной методике улучшились знания подростков в отношении профилактики вирусных гепатитов. Значимо возросло число респондентов, которые на вопрос о прививках выбрали верные варианты ответа - против гепатита А (х2=28,19; р<0,001) и против гепатита В (х2=13,66; р<0,001).
Анализ результатов повторного анкетирования также показал увеличение осведомленности школьников основной группы о ВИЧ-инфекции за период проведения цикла уроков по методике «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников». Достоверно увеличилось количество респондентов, отметивших верные пути передачи ВИЧ-инфекции: при незащищенном половом акте (х2=5,38; р<0,05), при использовании общей иглы с друзьями (х2=22,72; р<0,001), при сдаче крови (х2=59,04; р<0,001), от матери к ребенку (х2=59,01; р<0,001). При этом снизилось число подростков, выбравших неверные варианты ответа - при укусе насекомого (х2=13,46; р<0,001) и при объятиях с ВИЧ-инфицированным человеком (х2=6,03; р<0,05).
Заслугой занятий по разработанной методике мы считали улучшение знаний учащихся основной группы о мерах предосторожности, которые помогают защитить себя от ВИЧ-инфекции. Существенно возросло количество респондентов, верно выбравших использование презерватива (х2=3,77; р<0,05) и воздержание от половых отношений (х2=26,58; р<0,001).
В части блока «Неинфекционные заболевания» для мальчиков достоверно повысился уровень знаний мальчиков основной группы о предназначении врача-андролога и необходимости его регулярного посещения. Статистически значимо увеличилось число подростков, знавших о специальности «врач-андролог», с 27 (39,1 %) при первичном анкетировании до 52 (75,4 %) при повторном (х2=18,50; р<0,001). Существенно увеличилось число респондентов, которые считали целесообразным посещать андролога раз в полгода, с 11 (15,9 %) до 28 (40,6 %) учащихся (х2=17,63; р<0,01).
В части блока «Неинфекционные заболевания» для девочек мы отметили увеличение осведомленности девочек основной группы о при-
знаках физиологического менструального цикла. Количество респонденток, отметивших все верные варианты ответа, увеличилось с 3 (6,5 %) при первичном анкетировании до 29 (63,0 %) при повторном (1=7,07; р<0,001). Мы отметили достоверное повышение уровня знаний девочек о таких признаках нормально протекающего цик-
ла, как регулярность, длительность, отсутствие болей. Изменения осведомленности девочек основной группы о признаках физиологического менструального цикла графически представлены на рис. 1.
Рис. 1. Изменения осведомленности девочек основной группы о признаках физиологического менструального цикла
При этом ученицы основной группы придавали большее значение влиянию нарушений менструального цикла на репродуктивную функцию. За период проведения уроков по разработанной методике достоверно возросло количество девочек, отметивших в качестве возможных последствий таких нарушений развитие бесплодия (х2=9,79; р<0,01) и воспалительные заболевания половых органов (%2=11,32; р<0,001).
Эффективность содержательно-
методического комплекса «Безопасность сексуального поведения» выражалась в повышении уровня знаний учащихся основной группы в вопросах профилактики заражения ЗППП и предупреждения нежелательной беременности. Достоверно увеличилось количество респондентов, отметивших эффективные меры профилактики заражения ЗППП - использование презерватива (х2=13,81; р<0,001) и воздержание от половых отношений (х2=54,64; р<0,001). При этом снизилось число подростков, выбравших неверные варианты ответа - обследование после незащищенных половых актов (%2=10,81; р<0,01) и гормональные средства (х2=7,73; р<0,01).
Также увеличился уровень знаний респондентов основной группы о мерах предупреждения
нежелательной беременности. За время проведения занятий по разработанной методике достоверно возросло количество школьников, выбравших воздержание от половых отношений (х2=30,87; р<0,001) и гормональные средства (х2=8,47; р<0,01). На стабильно высоком уровне (85,2%) осталось число подростков, отметивших использование презерватива (х2=2,32; р>0,05).
В основной группе мы выявили повышение осведомленности учащихся о влиянии современных гормональных контрацептивов. При повторном анкетировании верно указали, что гормональные средства предупреждают нежелательную беременность и не оказывают неблагоприятного воздействия на организм при соблюдении рекомендаций врача, 43 (37,4%) респондента по сравнению с 15 (13,0%) при первичном анкетировании (х2=18,08; р<0,001).
После проведенных уроков школьники основной группы стали больше информированы об отрицательных последствиях аборта. Возросло количество подростков, выбравших в качестве возможных негативных последствий бесплодие (х2=27,68; р<0,001), осложненное течение последующих беременностей (х2=36,10; р<0,001), повреждения шейки матки (х2=41,87; р<0,001).
Методика повышения уровня знаний
учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье
При оценке эффективности содержательно-методического комплекса «Жизненные установки» мы выявили сохранившуюся высокую ориентированность учащихся на создание семьи и рождение детей.
Таким образом, после проведения занятий по методике «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» в основной группе повысился уровень знаний учащихся по подавляющему большинству вопросов, касающихся составляющих репродуктивного здоровья, его значения, физиологии мочеполовой системы, заболеваний репродуктивной сферы, безопасного сексуального поведения. В контрольной группе мы не выявили достоверных изменений знаний подростков по большинству вопросов. Это позволяет заключить, что повышение уровня знаний школьников основной группы в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья было обусловлено качественными характеристиками разработанной программы и увеличением объема учебных часов в рамках курса ОБЖ на изучение вопросов репродуктивного здоровья.
Полученные нами результаты позволяют заключить, что разработанная методика «Основы сохранения репродуктивного здоровья школьников» является эффективной в отношении повышения уровня знаний учащихся 8-10 классов о репродуктивном здоровье. Однако мы не получили ожидаемого улучшения осведомленности подростков о необходимости регулярного обследования на ЗППП, что требует дальнейшего совершенствования методики.
Отличительной чертой разработанной нами методики является практическая направленность и возможность использования полученных знаний в своей дальнейшей жизни, что позволяет подросткам корректировать собственное репродуктивное поведение и избегать возможных ошибок. Мы рассчитываем: с течением времени использование методик повышения уровня знаний школьников в вопросах репродуктивного здоровья приведет к изменению их репродуктивного поведения, что в будущем станет причиной снижения распространенности ЗППП и количества абортов, повышения уровня рождаемости, регресса показателей патологии беременности и родов.
Библиографический список
1. Бехало, В. А. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков / В. А. Бехало, О. К. Лосева, Е. В. Сысолятина // Репродуктивное здоровье
детей и подростков. - 2007. - № 5. - С. 73-79.
2. Богданова, Е. А. Гинекология детей и подростков / Е. А. Богданова. - М. : МИА, 2000. - 332 с.
3. Кротин, П. Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подростков / П. Н. Кротин // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. - С. 52-59.
4. Макарова, Л. П. Особенности состояния здоровья современных школьников / Л. П. Макарова, Г. А. Корчагина // Вестник Герценовского университета. -2007. - № 8 (44). - С. 47-48.
5. Мартынович, Н. Н. Медико-социальный взгляд на проблему репродуктивного здоровья и сексуального воспитания подростков Иркутской области / Н. Н. Мартынович, Н. А. Князева, Е. В. Шевченко // Сибирский медицинский журнал. - 2011. - Т. 100. - № 1. -С. 138-141.
6. Чечулина, О. В. Медико-социальный взгляд на проблему репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения девочек-подростков в Российской Федерации / О. В. Чечулина, Е. В. Уварова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 5. - С. 6-11.
Bibliograficheskij spisok
1. Bekhalo У.А. Reproduktivnoe zdorov'e i seksual'noe povedenie podrostkov / У.А. Bekhalo, O.K. Lo-seva, E.V. Sysolyatina // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. — 2007. — № 5. — S. 73-79.
2. Bogdanova Е.А. Ginekologiya detej i podrostkov / Е.А. Bogdanova. — M. : MA, 2000. — 332 s.
3. Krotin P.N. Mediko-sotsial'naya pomoshh' v ok-hrane reproduktivnogo zdorov'ya devochek-podrostkov / P.N. Krotin // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrost-kov. — 2006. — № 4. — S. 52-59.
4. Makarova L.P. Osobennosti sostoyaniya zdorov'ya sovremennykh shkol'nikov / L.P. Makarova, GA. Korchagina // Vestnik gertsenovskogo universiteta. — 2007. — № 8 (44). — S. 47-48
5. Martynovich N.N. Mediko-sotsial'nyj vzglyad na problemu reproduktivnogo zdorov'ya i seksual'nogo vospitaniya podrostkov Irkutskoj oblasti / N.N. Martynovich, NA. Knyazeva, E.V. SHevchenko // Sibirskij meditsinskij zhurnal. — 2011. — T. 100. — № 1. — S. 138-141.
6. CHechulina O.V. Mediko-sotsial'nyj vzglyad na pro-blemu reproduktivnogo zdorov'ya i reproduktiv-nogo povedeniya devochek-podrostkov v Rossijskoj Federatsii. / O.V. CHechulina, E.V. Uvarova // Re-produktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. — 2007. — № 5. — S. 6-11.