Научная статья на тему 'Знания о репродуктивном здоровье и качество жизни девушек 15-17 лет в условиях реализации принципов «Клиники, дружественной к молодёжи»'

Знания о репродуктивном здоровье и качество жизни девушек 15-17 лет в условиях реализации принципов «Клиники, дружественной к молодёжи» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВУШКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / GIRLS / GENESIAL HEALTH / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саламатова Татьяна Валентиновна, Мещеряков Виталий Витальевич

Целью исследования явилась сравнительная оценка уровня знаний о репродуктивном здоровье и качества жизни девушек, получающих медико-социальную помощь в отделении медико-социальной помощи подросткам со стандартным регламентом работы и аккредитованном как «Клиника, дружественная к молодёжи». Проведено одномоментное сплошное сравнительное медико-социологическое исследование анкетирование девушек для оценки уровня знаний по репродуктивному здоровью и качества жизни. Установлен достоверный рост уровня знаний и качества жизни за 3 года наблюдения в аккредитованном как «Клиника, дружественная к молодёжи» отделении медико-социальной помощи подросткам, в то время как в группе со стандартным регламентом работы аналогичного отделения рост изучаемых параметров был статистически незначимым (> 0,05). Между уровнем знаний по данной проблеме и качеством жизни установлена прямая сильная и статистически значимая связь (r = 0,81; р < 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Саламатова Татьяна Валентиновна, Мещеряков Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE ABOUT GENESIAL HEALTH AND LIFE QUALITY OF 15-17 YEAR-OLD GIRLS IN THE CONDITIONS OF PRINCIPLES «YOUTH FRIENDLY CLINIC»

Research objective was comparative assessment of level of knowledge about genesial health and life qualities of the girls rendered medico-social care in unit of medico-social care to teenagers with standard regulations of work and accredited as «Youth friendly clinic». Single-step continuous comparative medico-sociological research questioning of girls for an assessment of level of knowledge on genesial health and life quality is conducted. Reliable increase of knowledge level and life quality for 3 years of observation in accredited as «Youth friendly clinic» unit of the medico-social care to teenagers is registered while increase of the studied parameters was statistically insignificant in group with standard regulations of work of similar unit (> 0,05). The direct strong and statistically significant connection (r = 0,81; р < 0,05) is established between the level of knowledge of this problem and life quality.

Текст научной работы на тему «Знания о репродуктивном здоровье и качество жизни девушек 15-17 лет в условиях реализации принципов «Клиники, дружественной к молодёжи»»

№ 3 - 2015 г.

14.00.00 Медицинские науки (14.01.00 Клиническая медицина)

УДК 613.88+618.1]-055.2

ЗНАНИЯ О РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ «КЛИНИКИ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ К МОЛОДЁЖИ»

Т. В. Саламатоваы. В. В. Мещеряков1

1ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (г. Сургут) 2БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2» (г. Сургут)

Целью исследования явилась сравнительная оценка уровня знаний о репродуктивном здоровье и качества жизни девушек, получающих медико-социальную помощь в отделении медико-социальной помощи подросткам со стандартным регламентом работы и аккредитованном как «Клиника, дружественная к молодёжи». Проведено одномоментное сплошное сравнительное медико-социологическое исследование — анкетирование девушек для оценки уровня знаний по репродуктивному здоровью и качества жизни. Установлен достоверный рост уровня знаний и качества жизни за 3 года наблюдения в аккредитованном как «Клиника, дружественная к молодёжи» отделении медико-социальной помощи подросткам, в то время как в группе со стандартным регламентом работы аналогичного отделения рост изучаемых параметров был статистически незначимым (> 0,05). Между уровнем знаний по данной проблеме и качеством жизни установлена прямая сильная и статистически значимая связь (г = 0,81; р < 0,05).

Ключевые слова: девушки, репродуктивное здоровье, качество жизни.

Саламатова Татьяна Валентиновна — аспирант кафедры детских болезней медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», заведующий отделением медико-социальной помощи подросткам БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2», рабочий телефон: +7 (3462) 76-30-51, e-mail: stv20002@yandex.ru

Мещеряков Виталий Витальевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский

государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», рабочий телефон: +7 (3462) 76-30-51, e-mail: maryvitaly@yandex.ru

Введение. Охрана репродуктивного здоровья молодежи в настоящее время приобретает особую ценность. Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствует о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях. В связи с этим встает вопрос о необходимости внедрения новых медико-организационных форм работы [1-3]. Такой формой деятельности отделения медико-социальной помощи (ОМСПП) детской поликлиники может являться его функционирование в соответствии с принципами «Клиники, дружественной к молодёжи» (КДМ) — Добровольность, Доступность, Доброжелательность и Доверие. Такие учреждения оказывают

медико-социально-психологическую помощь подросткам в соответствии со спецификой возраста. В задачи КДМ входят диагностика, лечение и профилактика заболеваний половой сферы путем организации приемов специалистов (гинеколога, уролога), ежегодных профилактических осмотров, информационное и консультативное сопровождение психолога с целью изменения отношения подростков к собственному здоровью, профилактическая работа по предупреждению употребления психоактивных веществ, а также создание психологически комфортных условий для посещения специалистов. Соблюдение этих принципов в работе с молодежью максимально обеспечивает возможность управления здоровьем молодых людей через достижение взаимопонимания между подростками и медицинскими работниками [2-7].

Среди приоритетных задач, решаемых функционирующего по принципам КДМ ОМСПП, следует выделить охрану репродуктивного здоровья девушек, которая включает два основных вида деятельности: лечебно-диагностическую и социально-психологическую помощь. В КДМ широко используются индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы относятся лечебно-диагностическая помощь гинеколога (индивидуальные приёмы и консультации по вопросам контрацепции и заболеваний, передаваемых половым путём (ЗППП)) и консультативная помощь психолога (психологическая диагностика, консультирование девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Групповые занятия с психологом включают в себя:

• групповые психологические занятия по повышению компетентности подростков

в области собственного полового развития, сохранения репродуктивного здоровья в рамках профилактических медицинских осмотров девушек;

• оказание информационных услуг, в которых реализуются все методы профилактической работы: проведение лекций, бесед, видеолекториев, семинаров, массовых образовательных акций в прикреплённых к КДМ общеобразовательных учреждениях;

• реализацию проекта «Школа репродуктивного здоровья» с девочками-подростками, также направленного на повышение уровня знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

За период функционирования ОМСПП как КДМ в Городской клинической поликлинике

№ 2 г. Сургута отмечается рост уровня охвата девушек всеми перечисленными формами работы, при этом достигнут полный охват профилактическими осмотрами гинекологом и групповыми занятиями с психологом в рамках профилактических осмотров. Это сопровождалось снижением частоты случаев нежелательной беременности и абортов среди девушек 15-17 лет [8, 9].

Важной задачей работы ОМСПП является повышение уровня осведомленности девушек о физиологии и анатомии репродуктивной системы, беременности, вреде абортов, контрацепции, профилактики ЗППП. В отличие от стандартного подхода, где преобладают групповые методы работы с подростками (лекции в школьных классах), в КДМ, как описано выше, наиболее распространёнными являются индивидуальные формы работы: занятия в малых группах незнакомых между собой девушек («Школа репродуктивного здоровья») и индивидуальные формы работы на приёмах гинеколога и оказавшихся в трудной жизненной ситуации — у психолога.

Целью исследования явилась сравнительная оценка уровня знаний о репродуктивном здоровье и качества жизни девушек, получающих медико-социально-психологическую помощь в ОМСПП со стандартным регламентом работы и аккредитованном как КДМ.

Материалы и методы. Уровень знаний о репродуктивном здоровье и качество жизни исследовались методом анкетирования. Сформированы 2 группы респондентов:

1. основная группа (202 девушки, получающие медико-социально-психологическую помощь в КДМ) включала 2 подгруппы (15 лет — начало наблюдения в ОМСПП по принципу КДМ — 98 человек; 17 лет — последний год наблюдения в КДМ (104 человека); подгруппы А1 и А2 соответственно);

2. группа сравнения (104 девушки, получающие медико-социально-психологическую помощь в функционирующем по стандартному регламенту ОМСПП) также включала 2 подгруппы (15 и 17 лет; подгруппы Б1 (50 человек) и Б2 (54 человека) соответственно).

Анкетирование проведено после информированного согласия. Тип медико-социологического исследования — одномоментное сравнительное сплошное. Репрезентативность выборок подтверждалась достаточным количеством респондентов обеих групп (основная группа — 28,9 % всех девушек, достигших 15 и 17 лет, прикреплённых к КДМ; в группе сравнения этот показатель составил 39,0 %) и сплошным методом формирования групп и подгрупп — анкетировались школьники по принципу «весь класс». В основной группе работа проведена в 13-ти классах учащихся школ, прикреплённых к детской поликлинике с КДМ, в группе сравнения — в 7-ми классах школ, прикреплённых к детской поликлинике с ОМСПП со стандартным регламентом работы. Отказались принять участие в исследовании 8 человек основной группы и 5 группы сравнения.

Анкета состояла из двух частей. Первая часть разработана авторами и включала вопросы, позволяющие оценить уровень знаний по репродуктивному здоровью. Она состояла из 5-ти блоков вопросов: о физиологии и анатомии репродуктивной системы, беременности и вреде абортов, контрацепции, профилактике ЗППП, ВИЧ-инфекции. Уровень знаний оценивался как по выраженному в процентах удельному весу правильных ответов на вопросы анкеты в целом, так и по отдельным блокам вопросов репродуктивного здоровья при суммировании результатов всех анкет в каждой подгруппе. Вторая часть анкеты была предназначена для оценки качества жизни. Для этого использована русифицированная версия анкеты качества жизни MOS 36-Item Short-Form

Health Survey (SF-36), сертифицированная для детей 14 лет и старше, рекомендуемая для проведения популяционных исследований как здоровых лиц, так и имеющих хронические заболевания [10] с балльной оценкой 8-ми отдельных параметров качества жизни (максимальное число баллов по каждому параметру — 100):

• физическое функционирование (Physical Functioning) — PF);

• ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning — RP);

• интенсивность боли (Bodily pain — BP);

• общее состояние здоровья (General Health — GH);

• жизненная активность (Vitality — VT);

• социальное функционирование (Social Functioning — SF);

• ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional — RE);

• психическое здоровье (Mental Health — MH).

Статистическая обработка осуществлялась непараметрическими методами: углового преобразования Фишера (сравнение выраженных в процентах показателей уровня знаний в подгруппах), Манна-Уитни (сравнение параметров качества жизни в баллах) и ранговой корреляции (связь между показателями уровня знаний и качеством жизни) [11]. Статистически значимыми считались установленные закономерности при р < 0,01, что соответствует критерию достоверности при проведении социологических исследований.

Результаты исследований. Методом углового преобразования Фишера установлено отсутствие статистически значимых различий (p > 0,05) уровня знаний по основным блокам вопросов по репродуктивному здоровью между подгруппами А1 и Б1 (рис. 1-4), что позволяет заключить о сопоставимости сравниваемых групп и объективности сравнительной оценки исследуемых показателей в подгруппах А2 и Б2 через 3 года обеспечения медико-социальными услугами девушек в различных медико-организационных условиях — КДМ и стандартный регламент.

У девушек 17 лет установлены различия знаний в сторону статистически значимого (p < 0,01) более высокого их уровня в подгруппе А2, получающей услуги в КДМ, чем в подгруппе Б2, по всем блокам вопросов анкеты. При этом зарегистрирован значительный рост уровня знаний как в целом по анкете, так и по каждому блоку её вопросов в основной группе (p < 0,01). Прирост уровня знаний за период наблюдения в КДМ по вопросам физиологии и анатомии женской репродуктивной сферы составил 47 %, контрацепции — 52 %, беременности и вреде абортов — 27 %, ЗППП — 63 %, ВИЧ-инфекции — 66 %. Аналогичные показатели в группе сравнения составили соответственно 6, 10, 2, 8, 5 %. Прирост уровня знаний по всем блокам вопросов анкеты у девушек со стандартным регламентом работы с ними в ОМСПП оказался статистически незначимым (p > 0,05) (рис. 1-4).

Рис. 1. Уровень знаний девушек 15-17 лет сравниваемых подгрупп по вопросам физиологии и анатомии женской репродуктивной системы (статистическая значимость различий здесь и в следующих рисунках — по угловому преобразованию Фишера: Р А1—Б1 > 0,01; Р А1—А2 < 0,01; Р Б1—Б2 > 0,01; Р А2—Б2 < 0,01)

Рис. 2. Уровень знаний девушек 15-17 лет сравниваемых подгрупп по вопросам контрацепции (Р А1—Б1 > 0,01; Р А1—А2 < 0,01; Р Б1—Б2 > 0,01; Р А2—Б2 < 0,01)

Рис. 3. Уровень знаний девушек 15-17 лет сравниваемых подгрупп о беременности и вреде абортов (Р А1—Б1 > 0,01; Р А1—А2 < 0,01; Р Б1—Б2 > 0,01; Р А2-Б2 < 0,01)

Рис. 4. Уровень знаний девушек 15-17 лет сравниваемых подгрупп по вопросам ЗППП (Р А1—Б1 > 0,01; Р А1—А2 < 0,01; Р Б1—Б2 > 0,01; Р А2—Б2 < 0,01)

Рис. 5. Уровень знаний девушек 15-17 лет сравниваемых подгрупп лет по вопросам

ВИЧ-инфекции (Р А1-Б1 > 0,01; Р А1-А2 < 0,01; Р Б1-Б2 > 0,01; Р А2-Б2 < 0,01)

При анализе анкеты в части качества жизни нами выявлено отсутствие статистически значимых различий (р > 0,01) между показателями качества жизни 15-летних девушек основной группы и группы сравнения (подгруппы А1 и Б1 соответственно, см. табл.). Установленная сопоставимость по всем параметрам качества жизни этих подгрупп позволила заключить о возможности объективного сравнения изучаемых показателей через 3 года наблюдения девушек в различных медико-организационных условиях — в КДМ и ОМСПП со стандартным регламентом работы.

Нами установлен статистически значимый (р < 0,01 по всем показателя) рост всех составляющих качества жизни, кроме физического функционирования — PF (см. табл.), что можно связать со спецификой работы КДМ: влияние на физическую активность оказывают, прежде всего, занятия физкультурой и спортом, что не входит в регламент работы ОМСПП.

В группе сравнения нами не установлены достоверные различия качества жизни (р > 0,01 по всем показателям) у 15- и 17-летних девушек (табл. 1). В то же время, при сравнении подгрупп А2 и Б2 качество жизни оказалось достоверно выше (р < 0,01 по всем параметрам, кроме физического функционирования — PF) у девушек основной группы, наблюдаемой в КДМ (см. табл.).

Сравнительная оценка параметров качества жизни в баллах (Ме (Q1—Q3)) у девушек 15 и 17 лет основной группы и группы сравнения (А1 и А2;

Б1 и Б2 соответственно)

Показатели качества жизни Подгруппы сравнения Статистическая значимость различий (р) по Манна-Уитни

А1 (п = 98) А2 (п = 104) Б1 (п = 50) Б2 (п = 54) А1-А2 Б1-Б2 А1-Б1 А2-Б2

GH 67 (47-82) 82 (67-90) 62 (52-77) 62 (57-72) 0,001 0,641 0,564 0,001

PF 93 (80-100) 95 (80-100) 95 (80-95) 92 (80-100) 0,742 0,456 0,627 0,754

КР 75 (50-100) 91 (75-100) 71 (50-100) 75 (50-100) 0,010 0,124 0,637 0,001

КЕ 67 (67-100) 88 (67-100) 67 (67-100) 71 (67-100) 0,009 0,671 0,854 0,003

SF 50 (38-50) 63 (50-75) 50 (38-50) 54 (50-50) 0,001 0,212 0,420 0,001

ВР 80 (62-100) 97 (84-100) 75 (62-100) 80 (62-100) 0,001 0,562 0,446 0,001

УТ 65 (50-75) 90 (85-90) 64 (35-62,5) 69 (45-70) 0,001 0,157 0,067 0,001

МС 56 (44-80) 77 (62-88) 52 (44-76) 68 (48-76) 0,001 0,420 0,781 0,001

Между уровнем знаний в целом по всем вопросам первой части анкеты и интегральным показателем качества жизни установлена прямая сильная и статистически значимая связь (г = 0,81; р<0,05).

Выводы

1. Внедрение в деятельность ОМСПП детской поликлиники принципов «Клиники, дружественной к молодёжи» позволяет повысить уровень информированности девушек по вопросам репродуктивного здоровья с целью формирования ориентации

на здоровьесберегающие поведение и образ жизни в этой сфере.

2. Специфика работы с девушками в условиях КДМ, в отличие от ОМСПП со стандартным регламентом работы, обеспечивает повышение уровня качества жизни по всем его параметрам, кроме физического функционирования.

3. Установленная связь между уровнем знаний по вопросам репродуктивного здоровья и качеством жизни позволяет заключить о необходимости повсеместного внедрения методов работы КДМ в просветительской части для повышения качества жизни девушек.

Список литературы

1. Баранов А. А. Медико-социальные проблемы воспитания подростков : монография / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М. : ПедиатрЪ, 2014. — 388 с.

2. Сухарев А. Г. Оптимизация профилактической среды — приоритетная задача гигиены детей и подростков / А. Г. Сухарев, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Сб. материалов XVII Съезда педиатров России. — М., 2013. — С. 622.

3. Клиники, дружественные к подросткам и молодежи в Российской Федерации : инициатива, опыт, результат, сотрудничество, устремленность в будущее / Под ред. А. А. Корсунского, П. Н. Кротина, А. М. Куликова, В. Р. Кучмы. — М. : Бэст принт, 2010. — 206 с.

4. Проблемы подросткового возраста / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М. : РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения, 2003. — 480 с.

5. О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста : Приказ министерства здравоохранения РФ № 154 от 05.05.1999. — М. : МЗ РФ, 1999.

6. Adolescent friendly health services. An agenda for change. — Genewa : WHO, 2002.

— 44 p.

7. Кротин П. Н. Медико-социальные службы со статусом «Клиника, дружественная

к молодёжи» : методическое письмо / П. Н. Кротин, А. М. Куликов, Т. Ю. Кожуховская.

— М. : Минздравсоцразвития РФ, 2008. — 39 с.

8. Саламатова Т. В. Эффективность реализации принципов «Клиники, дружественной к молодежи» в охране репродуктивного здоровья девушек [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2012. — № 3.

— Режим доступа : (http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=733). — Дата обращения : 20.05.2015.

9. «Клиника, дружественная к молодёжи» как инновационная организационная форма медико-социальной помощи подросткам / Т. В. Саламатова [и др.] // Вестн. СурГУ. Медицина. — 2012. — № 13. — С. 110-118.

10. Новик А. А. Исследование качества жизни в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова.

— М. : РАЕН, 2008. — 103 с.

11. Сергиенко В. И. Математическая статистика в клинических исследованиях / В. И. Сергиенко, И. Б. Бондарева. — 2-е изд. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 215 с.

KNOWLEDGE ABOUT GENESIAL HEALTH

AND LIFE QUALITY OF 15-17 YEAR-OLD GIRLS IN THE CONDITIONS OF PRINCIPLES «YOUTH

FRIENDLY CLINIC»

T. V. Salamatova12. V. V. Meshcheryakov1

1SBEIHPE «Surgut State University of KMAD — Yugra» (KMAD — Yugra, Surgut) 2SE KMAD — Yugra «Surgut city clinical hospital № 2» (Surgut)

Research objective was comparative assessment of level of knowledge about genesial health and life qualities of the girls rendered medico-social care in unit of medico-social care to teenagers with standard regulations of work and accredited as «Youth friendly clinic». Single-step continuous comparative medico-sociological research — questioning of girls for an assessment of level of knowledge on genesial health and life quality is conducted. Reliable increase of knowledge level and life quality for 3 years of observation in accredited as «Youth friendly clinic» unit of the medico-social care to teenagers is registered while increase of the studied parameters was statistically insignificant in group with standard regulations of work of similar unit (> 0,05). The direct strong and statistically significant connection (r = 0,81; p < 0,05) is established between the level of knowledge of this problem and life quality.

Keywords: girls, genesial health, life quality.

About authors:

Salamatova Tatyana Valentinovna — post-graduate student of pediatric illnesses chair of medical institute at SBEI HPE «Surgut State University of KMAD — Yugra», head of unit of medico-social care to teenagers at SE KMAD — Yugra «Surgut city clinical hospital № 2», office phone: +7 (3462) 76-30-51, e-mail: stv20002@yandex.ru

Meshcheryakov Vitaly Vitalyevich — doctor of medical science, professor, head of pediatric illnesses chair of medical institute at SBEI HPE «Surgut State University of KMAD — Yugra», office phone: 8 (3462) 76-30-51, e-mail: maryvitaly@yandex.ru

List of the Literature:

1. Baranov A. A. Medico-social problems of education of teenagers: monograph / A. A. Baranov, V. R. Kuchma, L. M. Sukhareva. — M.: Pediatrist, 2014. — 388 P.

2. Sukharev A. G. Optimization of preventive medium as a priority problem of hygiene of children and teenagers / A. G. Sukharev, V. R. Kuchma, L. M. Sukhareva // Coll. of materials XVII of Congress of pediatricians of Russia. — M, 2013. — P. 622.

3. Clinics, friendly to teenagers and youth in the Russian Federation: initiative, experience, result, cooperation, tendency in the future / Under the editorship of A. A. Korsunsky, P. N. Krotin, A. M. Kulikov, V. R. Kuchma. — M.: Best print, 2010. — 206 P.

4. Problems of teenage age / Under the editorship of A. A. Baranov, L. A. Shcheplyagina.

— M.: Russian Academy of Medical Science, Union of pediatricians of Russia, Center of information and training, 2003. — 480 P.

5. Improvement of medical care to children of teenage age: Order of Ministry of Health of the Russian Federation No. 154 of 05.05.1999. — M.: MH of the Russian Federation, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Adolescent friendly health services. An agenda for change. — Genewa: WHO, 2002. — 44 p.

7. Krotin P. N. Medico-social services with the status «Youth friendly clinic»: methodical guidance / P. N. Krotin, A. M. Kulikov, T. Y. Kozhukhovskaya. — M.: Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, 2008. — 39 P.

8. Salamatova T. V. Effectiveness of realization of the principles «Youth friendly clinic » in protection of genesial health of girls [electron resource]//Medicine and education in Siberia: online scientific publication. — 2012. — N 3. — Access mode: (http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=733). — Access date: 20.05.2015.

9. «Youth friendly clinic » as innovative organizational form of the medico-social care

to teenagers / T. V. Salamatova [et al.] // Bulletin of SurSU. Medicine. — 2012. — N 13.

— P.110-118.

10. Novick A. A. Research of life quality in pediatrics / A. A. Novick, T. I. Ionova. — M.: Russian Academy of Natural Sciences, 2008. — 103 P.

11. Sergienko V. I. Mathematical statistics in clinical trials / V. I. Sergienko, I. B. Bondarev.

— 2nd ed. — M.: GEOTAR-media, 2006. — 215 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.