Филонова О.В.
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, kurbatova [email protected]
Одним из важнейших аспектов пропаганды здорового образа жизни у школьников выступает проблема охраны репродуктивного здоровья в подростковом возрасте, приобретающая в настоящее время особую медицинскую и социальную значимость. В многочисленных исследованиях отмечены негативные сдвиги в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов. Одной из основных причин этой тенденции является низкий уровень знаний школьников о методах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. В работе представлены современные данные об осведомленности старшеклассников в вопросах репродуктивного здоровья, полученные по результатам анкетирования.
В исследовании участвовали 203 учащихся 8-10 классов трех образовательных школ Санкт-Петербурга. Средний возраст респондентов составил 15,3 лет. Для проведения исследования была разработана анкета, дифференцированная для девочек и мальчиков.
Анкета состояла из 124 вопросов для девочек, 118 - для мальчиков, и была разделена на пять блоков:
1. Общие вопросы.
2. Репродуктивное здоровье и его составляющие.
3. Заболевания репродуктивной сферы.
4. Безопасность сексуального поведения.
5. Жизненные установки.
На основании проведенного анкетирования можно выявить ряд закономерностей. Современные подростки характеризуются малой информированностью и высокой заинтересованностью в повышении уровня своих знаний в вопросах репродуктивного здоровья.
Сами подростки оценили состояние своего репродуктивного здоровья следующим образом. 88 (43,3%) школьников оценили свое здоровье как отличное, никогда не болели. Такое же количество подростков - 88 (43,3%) - как хорошее, практически не болели. 25 (12,3%) респондентов - как удовлетворительное. 2 (1,0%) ученика оценили свое здоровье как плохое. Приведенные цифры по заболеваемости подростков получены, исходя из их собственного мнения, и не подтверждены результатами медицинского обследования. Учитывая недостаточные и подчас неверные представления школьников о заболева-
ниях репродуктивной сферы, приведенные результаты в некоторой степени завышены.
Оценивая уровень знаний современных подростков в вопросах репродуктивного здоровья, можно отметить их неравномерность. Некоторые вопросы хорошо известны нынешним старшеклассниками, по поводу других школьники практически не осведомлены.
Респонденты показали удовлетворительные знания в вопросах здорового образа жизни, отрицательных последствий употребления алкоголя, табака, наркотиков. Школьники имеют верные представления о путях передачи заболеваний, передающихся преимущественно половым путем, мерах их профилактики, особенностях течения ВИЧ-инфекции. Они правильно оценивают роль заболеваний мочеполовой системы в развитии бесплодия.
Недостаточная осведомленность школьников была выявлена в вопросах влияния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка. Школьники не знают о некоторых заболеваниях, передающихся преимущественно половым путем, в частности, генитальном герпесе, гонорее, хламидиозе, трихомониазе. Недостаточные знания подростки показали об особенностях течения, методах диагностики и профилактики таких социально значимых в настоящее время заболеваниях, как сифилис и вирусные гепатиты. Отмечена низкая медицинская культура школьников, в частности, знания о физиологическом менструальном цикле, необходимости регулярного посещения гинеколога и андролога, мерах профилактики заражения ЗПППП и нежелательной беременности не отвечают современным требованиям.
При этом была выявлена высокая заинтересованность старшеклассников в повышении уровня знаний по вопросам заболеваний репродуктивной сферы и их проявлений, а также безопасного сексуального поведения.
Проанализировав Государственный стандарт общего образования, мы пришли к выводу, что в имеющихся программах недостаточное внимание уделяется вопросам репродуктивного здоровья подростков. В соответствии с федеральным базисным учебным планом основ безопасности жизнедеятельности вопросам репродуктивного здоровья отводится один час в 9 классе, три часа в 10 классе и два часа в 11 классе. Содержание и объем освещаемых в учебной программе вопросов не соответствует необходимому уровню знаний и растущему интересу подростков в период полового созревания. Многим важным вопросам, таким как безопасное сексуальное поведение, заболевания репродуктивной системы, современные методы контрацепции, не уделяется внимания в существующей учебной программе.
Для улучшения и сохранения репродуктивного здоровья подростков необходима разработка и активное внедрение в средней школе образовательных программ, направленных на формирование знаний о репродуктивном здоровье.