Научная статья на тему 'ОСУЖДЕННЫЕ - БЫВШИЕ РАБОТНИКИ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ОСУЖДЕННЫЕ - БЫВШИЕ РАБОТНИКИ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ОСУЖДЕННЫЕ - БЫВШИЕ РАБОТНИКИ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF RUSSIA / CONVICTS-FORMER EMPLOYEES OF COURTS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES / SOCIAL APPEARANCE / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK / PENITENTIARY CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашукова Анастасия Дмитриевна

Статья посвящена изучению индивидуальных особенностей осужденных -бывших работников судов и правоохранительных органов. Дается правовая характеристика содержания данной категории осужденных в местах лишения свободы. В статье указывается, какое количество специализированных исправительных учреждений действует на территории Российской Федерации в настоящее время и какие виды учреждений существуют. Рассматривается организация воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей указанной категории осужденных. Данная категория осужденных имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при педагогическом взаимодействии в местах лишения свободы. Цель статьи заключается в усилении внимания к проблеме организации воспитательного процесса с осужденными - бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Это обусловлено спецификой социального облика данной категории осужденных. Осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов в местах лишения свободы находятся в той же социальной среде, что и остальные осужденные, но являются наиболее сложной и специфической категорией. Автор обосновывает трудности, с которыми сталкиваются сотрудники при взаимодействии с указанной категорией осужденных. В статье представлены статистические данные возраста, образования, семейного положения осужденных, а также дается анализ социальному статусу личности осужденных. Результаты исследования отражены в рисунках, проведен сравнительный анализ. Также автор статьи дает краткие рекомендации сотрудникам уголовно-исполнительной системы по организации эффективного воспитательного процесса с осужденными указанной категории в местах лишения свободы. Данные психолого-педагогические рекомендации помогут достигнуть основной цели уголовно-исполнительной системы - исправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашукова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVICTS - FORMER EMPLOYEES OF COURTS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS A SPECIAL SOCIAL CATEGORY IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the study of individual characteristics of convicts-former employees of courts and law enforcement agencies. The article provides a legal description of the content of this category of convicts in places of deprivation of liberty. The article indicates how many specialized correctional institutions are currently operating on the territory of the Russian Federation and what types of institutions exist. The article considers the organization of educational work taking into account the individual characteristics of this category of convicts. This category of convicts has a number of features that must be taken into account when teaching interaction in places of deprivation of liberty. The purpose of the article is to increase attention to the problem of organizing the educational process with convicts-former employees of courts and law enforcement agencies. This is due to the specific social appearance of this category of convicts. Convicts-former employees of courts and law enforcement agencies in places of deprivation of liberty are in the same social environment as other convicts, but they are the most complex and specific category. The author substantiates the difficulties that employees face when interacting with this category of convicts. The article presents statistical data on the age, education, and marital status of convicts, as well as analyzes the social status of the convicts ' personality. The results of the study are shown in the figures, and a comparative analysis is carried out. The author of the article also gives brief recommendations to the staff of the criminal Executive system on the organization of an effective educational process with convicts of this category in places of deprivation of liberty. These psychological and pedagogical recommendations will help to achieve the main goal of the penal system - correction.

Текст научной работы на тему «ОСУЖДЕННЫЕ - БЫВШИЕ РАБОТНИКИ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пашукова А.Д. Осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов как особая социальная категория при организации воспитательного процесса // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pshukova A.D. (2020). Convicts - former employees of courts and law enforcement agencies as a special social category in the organization of the educational process. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 343.244 ГРНТИ 14.43.51

Пашукова Анастасия Дмитриевна

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия

Адъюнкт факультета «Подготовки научно-педагогических кадров»

E-mail: flamingo21.04.1990@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id= 1017756

Осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов как особая социальная категория при организации воспитательного процесса

Аннотация. Статья посвящена изучению индивидуальных особенностей осужденных -бывших работников судов и правоохранительных органов. Дается правовая характеристика содержания данной категории осужденных в местах лишения свободы. В статье указывается, какое количество специализированных исправительных учреждений действует на территории Российской Федерации в настоящее время и какие виды учреждений существуют. Рассматривается организация воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей указанной категории осужденных. Данная категория осужденных имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при педагогическом взаимодействии в местах лишения свободы. Цель статьи заключается в усилении внимания к проблеме организации воспитательного процесса с осужденными - бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Это обусловлено спецификой социального облика данной категории осужденных. Осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов в местах лишения свободы находятся в той же социальной среде, что и остальные осужденные, но являются наиболее сложной и специфической категорией. Автор обосновывает трудности, с которыми сталкиваются сотрудники при взаимодействии с указанной категорией осужденных. В статье представлены статистические данные возраста, образования, семейного положения осужденных, а также дается анализ социальному статусу личности осужденных. Результаты исследования отражены в рисунках, проведен сравнительный анализ. Также автор статьи дает краткие рекомендации сотрудникам уголовно-исполнительной системы по организации эффективного воспитательного процесса с осужденными указанной категории в местах лишения свободы. Данные психолого-педагогические рекомендации помогут достигнуть основной цели уголовно-исполнительной системы - исправление.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система России; осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов; социальный облик; воспитательная работа;

воспитательный процесс; психолого-педагогическая работа; пенитенциарные исправительные учреждения

Введение

В последнее время в уголовно-исполнительной системе России уделяется большое внимание развитию и совершенствованию психолого-педагогической работы с различными категориями осужденных. Особое место занимает такая категория осужденных, как бывшие работники судов и правоохранительных органов.

В современном обществе происходит значительный рост числа осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов. Так, в 2018 году за различные преступления осуждено 6683 сотрудника правоохранительных органов, то сейчас количество осуждённых бывших силовиков, находящихся в учреждениях ФСИН РФ, приближается к 12 тысячам человек [1].

Рассматривая статью 80 ч. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, то согласно ей осуждённые - бывшие работники судов и правоохранительных органов, а именно: сотрудники прокуратуры, следственного комитета, сотрудники Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, таможни, уголовно-исполнительной системы и др., отбывают уголовное наказание в отдельных пенитенциарных учреждениях, что обусловлено прошлой профессиональной деятельностью данных лиц1. Совместное содержание с осужденными, не являющимися бывшими сотрудниками правоохранительных органов, может спровоцировать конфликтные ситуации, которые осложнят оперативную обстановку, а также создадут реальную угрозу, как для осужденных, так и для действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В общей сложности на территории Российской Федерации на 2020 год функционирует уже 21 пенитенциарное учреждение для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов. В их число входят следующие виды учреждений:

• колонии общего режима (3 на территории РФ);

• колонии строгого режима (11 на территории РФ);

• колонии-поселения (7 на территории РФ).

Специальных исправительных учреждений для данной категории осужденных, которые получили пожизненные сроки наказания, в России не предусмотрено. Бывшие работники судов и правоохранительных органов направляются в общую тюрьму особого режима, которая находится в Архангельской области.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №2. - С. 198.

https:// mir-nauki. com

Роль воспитательной работы

Особый статус сотрудника правоохранительных органов предъявляет повышенные требования к его нравственности, поведению и социальной ответственности. Поэтому невозможно измерить вред обществу, нанесенный преступностью со стороны человека, который имеет отношение к силовым структурам. Данная категория осужденных требует особого внимания при применении воспитательных средств воздействия, а эффективностью их исправления будет напрямую зависеть от уровня профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений.

Трудно переоценить значение воспитательной работы как составной части педагогического процесса, организованного в местах лишения свободы для содержания осужденных. Она должна строиться на принципах гуманности, доступности, добровольности, конфиденциальности, профилактической направленности и стимулирования осужденных.

Статья 109 УИК РФ определяет воспитательный процесс в исправительном учреждении как обязательный важный компонент более широкого процесса исправления человека1. Конечной целью этого процесса является выполнение задач по развитию у осужденных уважительного отношения к правилам, нормам и традициям общественной жизни человека, добросовестного отношения к труду, к человеку и обществу [2]. Важную роль в этом процессе играет деятельность, направленная на развитие и совершенствование образовательного и культурного уровня лиц, находящихся в местах лишения свободы. Для реализации данных задач должны быть найдены эффективные и разнообразные средства с учетом индивидуальных особенностей различных категорий осужденных [3].

Индивидуальная воспитательная работа в специализированных учреждениях направлена на изучение особенностей личности осужденных - бывших сотрудников силовых структур. Это способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому из осужденных. Формирование высоких моральных качеств, привычек к нравственным поступкам немыслимо без установления контакта с каждым. Следует также особое внимание обратить на создание новых убеждений, основанных на уважительном отношении к самому человеку и обществу в целом, на высоких идеалах. Необходимо оказывать помощь в ликвидации аморальных привычек и отрицательных качеств, вредных стремлений, заменяя их формированием новых, положительных характеристик, содействуя тем самым воспитанию культуры поведения и общения.

Воспитательная работа с данной категорией осужденных должна быть спланированной и комплексной, она должна учитывать отличительные признаки личности (демографические, нравственные, уголовно-правовые, психологические). Индивидуальный подход в принципе необходим каждому человеку, так как дает возможность личности осознать индивидуальность, научиться управлять поведением, эмоциями, адекватно оценивать свои сильные стороны и корректировать действия и поведение в целом [4].

Большую роль приобретает характеристика социального облика осужденного. Знание отличительных свойств социального облика помогает выбрать надежную, эффективную и оптимальную систему мер воздействия на осужденного, направленную на коррекцию негативных черт личности, реабилитацию осужденного. Также знание характеристики социального облика осужденного позволяет путём правильных воспитательных воздействий целенаправленно влиять на девиантное и пенитенциарное поведение в частности [5].

Изучение социального облика осужденных, составляющих специфическую категорию осужденных, чья деятельность в недавнем прошлом была связана с работой в судах и в правоохранительных органах, приобретает большое практическое значение. Ведь их профессия

направлена на поддержание законности и правопорядка в стране, а не только связана с возлагаемыми на каждого человека определёнными социальными функциями.

Методология

Исследуя вышеуказанную проблему, мы использовали методы сбора эмпирических данных - тестирование, анкетирование, математико-статистические методы обработки полученных данных и метод сравнение.

Мы предполагаем, что осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют определенную специфику при организации воспитательной работы с ними. Специфика обуславливается особенностями социального облика осужденных данной категории.

Для определения особенностей указанной категории осужденных, были получены данные на базе исправительной колонии №3 строгого режима, находящейся в Рязанской области, где отбывают наказание бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эксперименте приняли участие 523 осужденных.

Результаты исследования

Возраст осужденных является главной, определяющей характеристикой их социального облика. Именно возрастные особенности человека лежат в основе таких показателей, как семейное положение, уровень образования. Возраст влияет и на формирование социального окружения. Поэтому, исследуя данную категорию осужденных, представляется возможным выявить наиболее криминогенный возраст.

На рисунке 1 показано, в каких возрастных категориях преобладает криминогенный возраст у осужденных - бывших сотрудников правоохранительных органов:

Рисунок 1. Распределение лиц, лишенных свободы, по возрастным группам, количество человек, % (рисунок составлен автором)

Возраст как важный определяющий социально-демографический фактор выделен не случайно. Он был выявлен при изучении различных категорий осужденных многими учёными. Исследуя личность разнопланово, в частности в социальном, биологическом и криминальном аспектах, учёные пришли независимо друг от друга к единому выводу: поведение субъектов напрямую связано с их возрастом.

Данные рисунка 1 наглядно демонстрируют преобладание среди лиц данной категории осужденных в возрасте от 26 до 55 лет. Это говорит о том, что большинство лиц, ранее имевших

отношение к правоохранительным органам, совершают уголовные преступления в достаточно зрелом возрасте. Человек в данном возрастном периоде стремится к профессиональной самореализации, совершенствованию интеллектуального уровня и материальному достатку, а попав в специализированные е учреждения, человек лишается этих возможностей и, как следствие, наиболее остро переживают факт изоляции и нынешнее положение в обществе. Таким образом, сотрудникам специализированных учреждений необходимо грамотно подходить к организации воспитательного процесса с учетом возрастных характеристик для эффективной работы по исправлению указанной категории осужденных.

Семейное положение является той характеристикой, благодаря которой можно определить социальные связи осужденных, дать им общую оценку, выявить роль семейных ценностей в формировании особенностей поведения осужденного, а также определить степень положительного влияния семьи на эффективный процесс исправления и ресоциализации [6]. Трудно переоценить роль семьи в формировании особенностей поведения человека. Именно в семье устанавливаются правила, определяющие взаимоотношения с людьми и обществом. Кроме того, семья представляет собой и определенно сложившийся малый социум со своими социально-бытовыми условиями, законами, правилами и требованиями к членам. По замечанию Самыгина П.С., семья, являясь малой группой, в то же время представляет собой фундаментальный институт, выполняющий функции формирования личности, определения социальных норм поведения, регулирования взаимоотношений как членов семьи, так семьи и общества [7]. Таким образом, семья выступает в роли основного фактора, влияющего на усвоение её членами социальных норм поведения человека в семье и обществе.

Рисунок 2 наглядно представляет семейное положение исследуемой группы осужденных.

Рисунок 2. Распределение лиц, лишенных свободы, в зависимости от семейного положения, % (рисунок составлен автором)

Проведенное нами анкетное исследование показывает, что у 75 % осужденных есть семьи или были на момент совершения преступления; 9 % в разводе, 2 % - вдовцы, 16 % -холостые. У большинства семейных осужденных (71 %) есть дети.

При педагогической работе с данной категорией осужденных сотрудникам важно учитывать семейное положение как один из важных стимулирующих факторов, способствующий их успешному исправлению [8].

Важным фактором, влияющим на формирование личности, является образование человека [9]. Оно определяет круг интересов человека, занятость во внеслужебное время, влияет на выбор друзей и круг общения. Но и высшее образование не является панацеей от совершения преступления. Именно оно подчас и определяет девиантно-преступное поведение.

Поэтому ошибочно считать, что хорошо образованный человек, дипломированный специалист всегда законопослушен и неспособен к совершению преступления. Высокообразованный человек может являться личностью с искажёнными представлениями о чести, долге, с хищнической страстью к наживе и т. д. Наличие высшего образования не является препятствием для девиантного поведения. Более того, отдельные группы преступлений, совершаемые, как правило, должностными лицами, предполагают обязательное наличие высшего образования.

Рисунок 3 демонстрирует уровень образования респондентов.

Рисунок 3 Распределение лиц, лишенных свободы, в зависимости от образовательного уровня, % (рисунок составлен автором)

Соответственно этим данным, у большей части исследуемых осужденных есть высшее образование. 32 % из них - дипломированные специалисты, 4 % имеют неоконченное высшее и 33 % - среднее профессиональное образование. Это свидетельствует о том, что исследуемые нами лица, принадлежащие к специфической категории осужденных, - высокообразованные, интеллектуально развитые люди, обладающие широким кругозором, знанием юридических законов. Большая часть осужденных, бывших сотрудников правоохранительных органов, оказавшись в местах лишения свободы, стремится к привычной им жизни, искренне сожалея и раскаиваясь в содеянных преступлениях. Такие осужденные обычно много читают, развиваясь интеллектуально и духовно, даже оказавшись в местах лишения свободы, участвуют в общественных мероприятиях, не нарушают установленный режим. Поэтому благодаря такому поведению они вступают на путь исправления и получают возможность освободиться условно-досрочно. А это означает, что задача исправления осужденного уголовно-исполнительной системой успешно выполнена.

При осуществлении воспитательной работы с данной категорией осужденных эффективно использование такого средства педагогического процесса, как культурно-досуговая деятельность. Правильно организованное свободное время и общественно-полезная деятельность служит целям нравственного воспитания осужденных. Для этого необходимо вводить элементы самоуправления, поощрять образование самодеятельных организаций, занятия народным творчеством, чтение и обсуждение научной и художественной литературы, просмотры информационных телепередач, познавательных кинофильмов и пр. [10].

Важно отметить, что осужденные - бывшие сотрудники силовых структур до осуждения занимали определенные должности в правоохранительных органах и имели значимый социальный статус. В связи с этим у многих сохраняются амбиции, которые влияют на отношения в коллективе, что в свою очередь, могут приводить к конфликтным ситуациям, способствующие совершению противоправных действий в исправительном учреждении.

https:// mir-nauki. com

Выводы

Подводя итог анализу социального облика осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, следует отметить: нами были получены данные, что указанная категория находится в зрелом осознанном возрасте; лица данной категории являются достаточно образованными, в большинстве случаев имеют семьи. Исходя из приведенных характеристик, необходимо сделать вывод о том, что указанная специфическая категория осужденных довольно сильно переживает разлуку с семьей, родственниками, у них формируется пессимистическое отношение к жизни, часто появляется недоверие к окружающим, развивается озлобленность и агрессивность. Несмотря на это, осужденные -бывшие работники судов и правоохранительных органов реже, чем другие категории осужденных, имеют асоциальные направленности, преступные взгляды. Они переживают за совершенные преступления, озабочены своим будущим. Для них характерны беспокойство, тревожность, чувство вины, неуверенность в будущем, их одолевают разного рода сомнения. Поэтому именно такие осужденные в большей степени испытывают потребность в психологической поддержке и педагогическом сопровождении.

Итак, специфические особенности данной категории осужденных требуют от сотрудников уголовно-исполнительной системы особого внимания и специальных знаний. Только при этих условиях возможна правильная, целенаправленно и грамотно организованная воспитательная работа, способная решить особые задачи воспитания и дать высокие положительные результаты. Эффективность, неизбежность и устойчивость исправления может обеспечить воспитательный процесс, основанный на индивидуальном подходе к каждой личности. Необходимо также учитывать наличие криминогенной устойчивости у части осужденных, преодолеть которую можно только опираясь на положительный потенциал осужденных, беря во внимание направленность и устремления личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллова Т.В. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки будущих сотрудников УИС для работы со специфическими категориями осужденных // Кириллова Т.В. / В сборнике: Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. материалы XIX всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. А.Г. Чириков. 2019. С. 227-229.

2. Елеонский В.А. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы. - М.: Юристъ, 2008.

3. Кириллова Т.В., Кузнецов М.И., Лузгин С.А. Воспитательная работа с различными категориями осужденных на начальном и основном этапах отбывания наказания в местах лишения свободы. В книге: Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития Кириллова Т.В., Кириллова О.В., Корышева С.Е., Холопова Е.Ю., Кузнецов М.И., Лузгин С.А., Коноплин Н.Ю., Ананьева Е.О., Иванова Е.К., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Коллективная монография. Научнные редакторы Т.В. Кириллова, О.В. Кириллова. Ульяновск, 2018. С. 96-124.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд. М., 2000. С. 87.

5. Герасимова Ю.Р. Социальный облик осужденного, отбывающего наказание в пенитенциарном учреждении (на материалах Иркутской области) автореферат дис. ... кандидата социологических наук / Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2013.

6. Финаева А.Г. Семейные стратегии в структуре ресоциализации заключенных // Новая серия. Серия: Социология. Политология Т. 12. № 3. / А.Г. Финаева. Саратов 2012. С. 35-39.

7. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. - 2007. - № 1. - С. 85-96.

8. Пашукова А.Д., Кириллова Т.В. Педагогические условия и специфика деятельности сотрудников УИС в исправительных учреждениях для бывших сотрудников судов и правоохранительных органов // Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 915-919.

9. Макаренко А С. Сочинения, - Т.5, - М., 1958. - С. 62.

10. Ветошкин С.А. Социально-педагогические технологии исправления осужденных в пенитенциарном учреждении. - Екатеринбург, 2010. - С. 56-62.

Pshukova Anastasia Dmitrievna

Academy of law and management of the federal penal service of the Russian Federation, Ryazan, Russia

E-mail: flamingo21.04.1990@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=1017756

Convicts - former employees of courts and law enforcement agencies as a special social category in the organization of the educational process

Abstract. The article is devoted to the study of individual characteristics of convicts-former employees of courts and law enforcement agencies. The article provides a legal description of the content of this category of convicts in places of deprivation of liberty. The article indicates how many specialized correctional institutions are currently operating on the territory of the Russian Federation and what types of institutions exist. The article considers the organization of educational work taking into account the individual characteristics of this category of convicts. This category of convicts has a number of features that must be taken into account when teaching interaction in places of deprivation of liberty. The purpose of the article is to increase attention to the problem of organizing the educational process with convicts-former employees of courts and law enforcement agencies. This is due to the specific social appearance of this category of convicts. Convicts-former employees of courts and law enforcement agencies in places of deprivation of liberty are in the same social environment as other convicts, but they are the most complex and specific category. The author substantiates the difficulties that employees face when interacting with this category of convicts. The article presents statistical data on the age, education, and marital status of convicts, as well as analyzes the social status of the convicts ' personality. The results of the study are shown in the figures, and a comparative analysis is carried out. The author of the article also gives brief recommendations to the staff of the criminal Executive system on the organization of an effective educational process with convicts of this category in places of deprivation of liberty. These psychological and pedagogical recommendations will help to achieve the main goal of the penal system - correction.

Keywords: the criminal Executive system of Russia; convicts-former employees of courts and law enforcement agencies; social appearance; educational work; educational process; psychological and pedagogical work; penitentiary correctional institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.