Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 223-226
223
УДК 343.8
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ВОПРОСОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ -БЫВШИХ РАБОТНИКОВ СУДОВ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
© 2015 г. К.В. Капустин
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Владимир
Псстубкла в радакцкю 10.10.2015
Обосновывается необходимость исследования отдельных аспектов оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов. Проанализированы некоторые особенности оперативно-розыскной деятельности в данных исправительных учреждениях.
Ключавые слсва: уголовно-исполнительная система России, исправительные учреждения для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, оперативно-розыскная деятельность.
Состояние правопорядка и законности в местах содержания под стражей и исправительных учреждениях традиционно представляет интерес для многих исследователей.
На современном этапе развития УИС эти вопросы приобретают особую актуальность в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.
Тем не менее в пенитенциарных учреждениях продолжают происходить происшествия криминального характера, которые сразу же получают широкую общественную огласку с помощью средств массовой информации, сети «Интернет», деятельности правозащитных организаций и наносят немалый вред авторитету уголовно-исполнительной системы.
Отметим, что современная уголовно-исполнительная система представлена различными видами учреждений.
По состоянию на 1 января 2015 года в ее состав входят: 728 исправительных колоний разных видов режима, 219 следственных изоляторов, 108 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, 8 тюрем, 41 воспитательная колония для содержания несовершеннолетних [1].
Из статистических данных ФСИН России следует, что большую часть учреждений уголовно-исполнительной системы представляют исправительные колонии. В состав перечисленных исправительных учреждений входят и ис-
правительные учреждения для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов.
Отдельное содержание данной категории специального контингента регламентировано частью 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и очевидно связано с обеспечением безопасности указанной категории осужденных ввиду их бывшей профессиональной деятельности. В то же время часть 4 данной статьи предусматривает и исключения из раздельного содержания разных категорий специального контингента. Данное исключение распространяется на лечебные исправительные учреждения и исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка [2].
На сегодняшний день в пенитенциарной системе России для содержания осужденных -бывших работников судов и правоохранительных органов функционирует: 6 колоний строгого режима; 2 колонии общего режима; 5 колоний-поселений; 5 изолированных участков разных видов режима при исправительных учреждениях, 2 из которых для содержания женщин; 14 участков колоний-поселений при исправительных учреждениях, 1 из которых для содержания женщин1. Отметим, что в 2014 году количество учреждений для содержания данной категории осужденных возросло на 1 колонию-поселение и 1 участок колонии-поселения по сравнению с 2013 годом2.
Исходя из анализа функционирующих учреждений для содержания данной категории специального контингента, отметим, что в совре-
менной уголовно-исполнительной системе России присутствуют не все виды исправительных учреждений, которые предусмотрены частью 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: отсутствуют специализированные тюрьмы, колонии особого режима для содержания осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, колонии особого режима (функционирует лишь изолированный участок особого режима при обычной исправительной колонии), женские колонии (имеются только 2 изолированных участка для данной категории лиц при обычных исправительных колониях). Указанная норма также закрепляет, что в отдельные учреждения для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов могут быть направлены и иные осужденные, личная безопасность которых может быть поставлена под угрозу в связи с деятельностью, которой они занимались ранее. К этим осужденным могут быть отнесены бывшие представители органов исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления и некоторые другие [3].
Принимая во внимание современные тенденции ужесточения политики государства в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми работниками судов и правоохранительных органов, можно прогнозировать дальнейший рост числа осужденных данной категории.
В июле 2010 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел является обстоятельством, отягчающим наказание (пункт «о» части 1 статьи 63 УК РФ), также была введена уголовная ответственность за неисполнение приказа сотрудником органа внутренних дел (статья 286.1 УК РФ) [4]. Введенные законодателем нормы распространяются только на сотрудников органов внутренних дел. По нашему мнению, данная норма не совсем корректна и законодателю необходимо распространить ее действие на сотрудников других правоохранительных органов (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная миграционная служба и так далее).
Вышеприведенное предположение о росте числа осужденных, являющихся бывшими ра-
ботниками судов и правоохранительных органов, обосновано и тем, что на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 года В.В. Путин отметил, что «надо более жёстко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике» [5].
Наш прогноз роста количества осужденных, являющихся бывшими работниками судов и правоохранительных органов, подтверждается и мнениями практических работников ФСИН России. В частности, 28-29 апреля 2014 года на Всероссийском совещании с заместителями начальников территориальных органов ФСИН России, курирующими вопросы безопасности и оперативной работы, в выступлении начальника управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России генерал-майора внутренней службы С. А. Есипова был затронут вопрос о росте количества осужденных, являющихся бывшими работниками судов и правоохранительных органов, и нехватке отдельных исправительных учреждений для их содержания.
Следует отметить, что происшествия криминального характера происходят и в рассматриваемых нами исправительных учреждениях. Ярким примером являются события, произошедшие 26 июня 2013 года в исправительной колонии № 3 УФСИН России по Иркутской области, в которой отбывают наказание бывшие работники судов и правоохранительных органов. В данном исправительном учреждении имели место несанкционированные выступления осужденных, сопровождавшиеся массовыми актами членовредительства и требованиями по ослаблению режима содержания. В массовом выступлении приняли участие около 400 человек, 39 из которых нанесли себе поверхностные порезы предплечий демонстративно-шантажного характера [6].
Безусловно, деятельность сотрудников ФСИН России направлена на обеспечение правопорядка и законности в исправительных учреждениях с помощью различных средств, регламентированных в уголовно-
исполнительном законодательстве: установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима); воспитательной работы; общественно полезного труда; получения образования; профессионального обучения и общественного воздействия. В число этих средств входит и оперативно-розыскная деятельность, которая благодаря особым методам и средствам
Об актуальности научной разработки вопросов оперативно-розыскной деятельности
225
по-прежнему является одним из эффективных средств борьбы с пенитенциарной преступностью и пенитенциарными правонарушениями.
Стоит отметить, что оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями исправительных учреждений для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, обладает определенной спецификой. Несомненно, главную особенность данных исправительных учреждений составляет специальный контингент - бывшие работники судов и правоохранительных органов, что не может не отражаться на процессе исполнения наказания.
Сосредоточение в одном исправительном учреждении лиц, являющихся профессионалами в работе судов и правоохранительных органов, имеющих высшее юридическое образование, хорошую физическую и специальную подготовку, осведомлённых о методах и возможностях оперативно-розыскной деятельности, о ее силах и средствах, безусловно, осложняет работу всех отделов и служб, требует наличия высококвалифицированного персонала исправительных учреждений. Следующей особенностью работы с данной категорией специального контингента является то, что у осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов с учетом занимаемых ими должностей до осуждения, как правило, сохраняются связи в правоохранительных органах России. С помощью этих связей осужденные могут оказывать воздействие на администрации исправительных учреждений с целью добиться послаблений установленного порядка исполнения и отбывания наказания.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности научной разработки вопросов оперативно-розыскной деятельности в отдельных исправительных учреждениях для содержания осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, необходимости их специального изучения и анализа с целью разработки конкретных мер по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности.
Пркмечаккя
1. Данная информация подготовлена при анализе приложения к Приказу Минюста России от 14.03.2014 г. № 30 «Об изменении вида режима и
лимитов наполнения исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
2. Данная информация подготовлена при анализе следующих нормативно-правовых актов: Приказа Минюста России от 14.03.2014 г. № 30, Приказа Минюста РФ от 10.05.2011 г. № 149 «О передислокации, изменении вида режима и лимитах наполнения исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях изолированных участков с различными видами режима и признании утратившими силу приказов Министерства юстиции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2015; Приказа Минюста России от 17.08.2012 г. № 162 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях изолированных участков с различными видами режима» // СПС «КонсультантПлюс», 2015; Приказа Минюста РФ от 8.10.2010 Г. № 257 «О создании и ликвидации следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и утверждении перечней следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы» // СПС «Гарант», 2015.
Список литературы
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: ЬИрУ/фсин.рф^гиСше/т-spector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон: от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: в ред. от 1 дек. 2014 г. № 419-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198; 2010. № 8. Ст. 780.
3. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиан-това. М.: Проспект, 2011. 416 с. // СПС «Консультант-Плюс», 2015.
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ] // Рос. газ. 2010. 26 июля.
5. Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19516.
6. Сообщение ГУФСИН по ситуации в ИК-3 г. Иркутска. URL: http://38.fsin.su/news/detail.php7ELE-MENT ID=90370.
ABOUT THE RELEVANCE OF RESEARCH INTO INVESTIGATIVE OPERATIONS IN CORRECTIONAL FACILITIES FOR CONVICTS - FORMER EMPLOYEES OF COURTS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES
K.V. Kapustin
The article considers the relevance of research into investigative operations in correctional facilities for convicts -former employees of courts and law enforcement agencies. Some peculiarities of investigative operations in these correctional facilities are analyzed.
Keywords: penitentiary system of Russia, correctional facilities for convicts - former employees of courts and law enforcement agencies, investigative operations.
References
1. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. URL: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/sta-tistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/.
2. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Feder-acii: [Feder. zakon: ot 8 yanv. 1997 g. № 1-FZ: v red. ot 1 dek. 2014 g. № 419-FZ] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1997. № 2. St. 198; 2010. № 8. St. 780.
3. Brilliantov A.V., Kurganov S.I. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / Pod red. A.V. Brilliantova. M.: Prospekt,
2011. 416 s. // SPS «Konsul'tantPlyus», 2015.
4. O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i v Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: [Feder. zakon ot 22 iyulya 2010 g. № 155-FZ] // Ros. gaz. 2010. 26 iyulya.
5. Putin V.V. Vstupitel'noe slovo na zasedanii Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii 30 oktyabrya 2013 goda. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/19516.
6. Soobshchenie GUFSIN po situacii v IK-3 g. Ir-kutska. URL: http://38.fsin.su/news/detail.php7ELE-MENT ID=90370.