ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
1 2 3
Разумных А.В. , Калинина К.В. , Власов В.А. Email: [email protected]
1Разумных Алёна Вячеславовна - студент; 2Калинина Ксения Владимировна - студент; 3Власов Валерий Александрович - кандидат юридических наук, доцент, кафедра земельного права и экологических экспертиз, Юридический институт Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск
Аннотация: существующие экологические проблемы требуют принятия новых решений и новых подходов к улучшению экологической ситуации. В России важной проблемой является сбор и утилизация мусорных отходов, а именно, твёрдо стоит вопрос обращения с твёрдыми бытовыми отходами. В связи с этим начата реализация «мусорной реформы», которая на сегодняшний день свою эффективность не доказала, вследствие чего экологическая обстановка остаётся плачевной. В статье рассмотрены отдельные проблемы, связанные с ее реализацией в отдельных регионах, в частности, в Красноярском крае.
Ключевые слова: экологические проблемы, мусорная реформа, твердые бытовые отходы, полигоны.
IMPLEMENTATION OF SOLID WASTE MANAGEMENT REFORM IN KRASNOYARSK REGION: SEPARATE ISSUES OF THEORY
AND PRACTICE Razumnykh A.V.1, Kalinina K.V.2, Vlasov У.А.3
1Razumnykh Alena Vyacheslavovna - Student; 2Kalinina Ksenia Vladimirovna - Student; 3Vlasov Valery Alexandrovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT LAND LAW AND ENVIRONMENTAL EXPERTISE, LAW INSTITUTE KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY, KRASNOYARSK
Abstract: еxisting environmental problems require new solutions and new approaches to improve the environmental situation. In Russia, an important problem is the collection and disposal of garbage, namely, the issue of solid waste management is firmly established. In this regard, the implementation of the "garbage reform" has begun, which has not yet proven its effectiveness, as a result of which the ecological situation remains deplorable. The article discusses certain problems associated with its implementation in certain regions, in particular, in the Krasnoyarsk Territory.
Keywords: environmental problems, garbage reform, municipal solid waste, landfills.
УДК 34.096
В связи с актуализацией экологических проблем в мире в целом и в России в частности, на федеральном уровне все чаще поднимаются проблемы, связанные с сохранением экологической обстановки, повышением экологической безопасности, утилизацией отходов и другие важные вопросы. Одним из шагов на пути к улучшению экологической обстановки предполагалось проведение в регионах
Российской Федерации с 01 января 2019 года начала свою реализацию реформа обращения с твердыми бытовыми отходами, т.н. «мусорная реформа».
Особенности обращения с отходами регламентированы рядом нормативных правовых актов федерального уровня - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - ФЗ № 89), который в 2014 году был существенно дополнен положениями Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (далее по тексту - ФЗ № 458), положения которого в законную силу вступали поэтапно.
Конечной целью изменений, введенных ФЗ № 458 было, по мнению исследователей было экономическое стимулирование вторичной переработки отходов [7].
При этом следует отметить, что в настоящее время достаточно остро стоит проблема реализации реформы обращения с ТБО в части строительства полигонов, регулирования деятельности региональных операторов и других направлений ее реализации. Прежде всего, исследователями отмечается, что регионы в большинстве своем были не готовы к проведению мусорной реформы: не были созданы полигоны ТБО в необходимых количествах, не построены заводы по переработке мусора. Например, по информации, размещенной в СМИ, Красноярский край не реализовывает ни одно из мероприятий, предусмотренных мусорной реформой [5].
Несмотря на то, что фактически в Красноярском крае сейчас действуют 33 полигона ТКО, и до 2024 года планируется построить еще 19 объектов, а для северных территорий рассматривается вариант приобретения мусоросжигательных комплексов. Следует однако отметить, что фактически, по прошествию более чем полутора лет после начала реализации мусорной реформы, с учетом получения дотационных средств федерального бюджета, мусоросжигательные комплексы не строятся, а экологическая ситуация со сбором мусора и вывозом его на свалки ТБО остается достаточно плачевной.
В ежегодных докладах уполномоченного по правам человека в Красноярском крае с 2018 года отмечалось, что регион не готов к проведению мусорной реформы. Так, гражданам, проживающим в сельской местности, приходится за бытовые отходы платить практически наравне с горожанами, тогда как вывоз отходов от них практически не осуществляется [6].
«Существующая в Красноярском крае система обращения с ТКО не направлена на использование ТКО в качестве вторичных материальных ресурсов и их дальнейшую переработку и основана преимущественно на непосредственном размещении ТКО на полигонах, в подавляющем большинстве случаев (около 95%) не соответствующих современным нормативным требованиям. Отсутствие сортировки и переработки ТКО при отсутствии в большинстве муниципальных образований Красноярского края объектов размещения отходов обусловливает наличие большого количества несанкционированных мест размещения отходов» [4].
Кроме того, существует определенная проблема, связанная не только с непосредственной реализацией мусорной реформы, а прежде всего с подготовкой мест для сбора мусора, полигонов ТБО. Так, место накопления ТКО, именуемое также контейнерной площадкой и предназначенное для размещения контейнеров, бункеров и иных емкостей для накопления ТКО, обустраивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, в самом общем виде требования к местам накопления ТКО установлены в ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления.
Определение мест (площадок) накопления ТКО осуществляется с учетом Правил благоустройства и входит в зону ответственности органов местного самоуправления, которые, кроме того, ведут специальный реестр мест (площадок) накопления ТКО [3].
В ФЗ № 89 установлено, что создание и содержание мест (площадок, полигонов) накопления ТКО является полномочием органов местного
самоуправления, кроме случаев, прямо предусмотренных нормами ФЗ № 89. Но в то же время ФЗ № 89 не содержит отсылок к тому, к кому и в каких случаях данное полномочие может быть возложено.
Отмечается, что, несмотря на запланированное строительство полигонов ТБО, власти уделяют недостаточное внимание строительству заводов по сортировке и переработке мусора, поскольку исключительно строительство полигонов в мировой практике уже продемонстрировало свою неэффективность.
Кроме того, применительно к Красноярскому краю, также как и к любому другому субъекту РФ необходимо отметить, что строительство мусороперерабатывающих предприятий, мусоросжигательных заводов или непосредственно полигонов затруднено несколькими факторами. Во-первых, соблюдение санитарных норм по размещению данных объектов, а во-вторых, нежелание жителей близко расположенных населенных пунктов давать согласие на размещение данных объектов, поскольку справедливо предполагается ухудшение экологической ситуации. Однако следует отметить, что граждане, вопреки требованиям законодательства, сами создают несанкционированные свалки отходов, размещая их в непосредственной близости от населенного пункта или внутри него, что, разумеется, также негативно сказывается на экологической обстановке.
В настоящее время в Красноярском крае действует 1 мусоросортировочное предприятие в г. Красноярске, 1 линия по сортировке в Ачинске; 4 предприятия по переработке ТКО. Следует сказать, что для такого большого субъекта РФ этого явно недостаточно. Ситуацию с постройкой подобных предприятий затрудняет то, что в пределах населенного пункта такие предприятия не могут быть построены и функционировать, и, соответственно, в случае их постройки за пределами г. Красноярска неминуемо возрастет и плата за сбор мусора. По информации, представленной в СМИ, в населенных пунктах, где услуга по сбору мусора пока не предоставляется, региональными операторами разработаны планы реализации реформы. Основным причинами, почему люди не охвачены услугой, по-прежнему остаются отсутствие мест накопления и транспортной доступности. Сложная ситуация сохраняется в Абанском, Дзержинском, Енисейском, Казачинском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районах. Следует отметить, что вопросы относительно размещения перерабатывающих и сжигаемых отходов, а также полигонов, и их проектов, должны решаться с учетом общественного мнения, т.е. проведения общественных слушаний.
Таким образом, следует отметить, что проводимая в настоящее время мусорная реформа не является тщательно подготовленной. Отсутствуют производственные мощности для ее реализации, тарифы вызывают вопросы. Также охват населения, задействованного в данной реформе, нельзя назвать 100%, поскольку в удаленных районах Красноярского края до настоящего времени система, предусмотренная законодательством о сборе, вывозе и переработке ТБО, отсутствует в полном объеме.
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // КонсультантПлюс: Законодательство.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс: Законодательство.
3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" // КонсультантПлюс: Законодательство.
4. Постановление Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п "Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы" // КонсультантПлюс: Законодательство.
5. Бюллетень мусорной реформы. М., 2020.
6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае от 22.03.2019 "О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2018 году" // КонсультантПлюс: Законодательство.
7. Селезнев В.А. Административная ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами / В.А. Селезнев // Журнал российского права, 2019. N 12.