УДК [316.422:628.4]+[316.6:004.738.5]
Пупкова Юлия Валентиновна
Pupkova Yulia Valentinovna
кандидат социологических наук, старшим преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета
Шевцов Юрий Романович
студент Кубанского государственного технологического университета
РЕФОРМА СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ: ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (ЧАСТЬ 1)
PhD in Social Science, Senior Lecturer, Sociology, Legal Science and Human Resources Department, Kuban State Technological University
Shevtsov Yury Romanovich
Student, Kuban State Technological University
WASTE MANAGEMENT REFORM: PUBLIC RESPONSE ON THE INTERNET (PART 1)
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности восприятия социумом процесса реформирования российской системы обращения с отходами. На основе анализа статистических данных веб-ресурса «Ян-декс.Вордстат» за последние два года сделан вывод о росте интереса аудитории Рунета к запланированным на 2019 г. нововведениям мусорной реформы на этапах их подготовки и внедрения в регионах РФ. Представлены результаты контент-анализа петиций, созданных для решения различных социальных проблем в сфере управления отходами в период с января 2014 г. по август 2019 г. на сайте общественных инициатив Change.org. Выявлено, что в целом в рассматриваемый период наиболее высокий потенциал про-тестных настроений был локализован вокруг действующих и вновь создаваемых на территории РФ объектов размещения отходов. После перехода в 2019 г. на новый этап мусорной реформы в России увеличилась доля онлайн-петиций, авторы которых не удовлетворены стоимостью, характером, качеством и прочими особенностями оказания населению коммунальных услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.
Ключевые слова:
твердые коммунальные отходы, система управления отходами, мусорная реформа, объект размещения отходов, раздельный сбор мусора, отхо-доперерабатывающая отрасль, экологизация, пользовательский запрос, протестное поведение, петиция.
Summary:
The paper discusses the features of society's perception of the process of reforming the Russian waste management system. Based on an analysis of the statistical data of the web resource Yandex.Wordstat over the past two years, it is concluded that the Runet audience has become more interested in the garbage reform innovations planned for 2019 at the stage of their preparation and directly implemented in the regions of the Russian Federation. The results of a content analysis of petitions created to solve various social problems in the field of waste management from January 2014 to August 2019 are also presented from Community Initiatives Change.org. The study revealed that, in general, during the period under review, the highest potential for protest sentiment was localized around existing and newly created waste disposal facilities in the Russian Federation. After the transition to a new stage of "garbage" reform in Russia in 2019, the share of online petitions is increasing, the authors of which are dissatisfied with the cost, nature, quality and other features of the provision of public services for the collection and removal of household waste to the population.
Keywords:
municipal solid waste, waste management system, garbage reform, waste disposal facility, separate waste collection, waste processing industry, greening, user request, protest behavior, petition.
Современный этап развития общества характеризируется возрастающими темпами потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Это актуализирует проблему поиска путей рационального природопользования в различных сферах жизнедеятельности человека. Мировой опыт свидетельствует о том, что многие эколого ориентированные технологии и управленческие решения могут быть весьма успешно реализованы в рамках региональных и муниципальных систем управления твердыми коммунальными отходами (ТКО). В экономически развитых странах обращение с отходами по принципу снижения их накопления и увеличения объемов переработки осуществляется на протяжении уже почти трех десятилетий [1, с. 130]. Важной составляющей начального этапа рециклинга отходов является организация процесса регулярной первичной сортировки мусора на уровне отдельных домохозяйств. Подобный подход экологизации экономики, в частности, реализован в Японии [2, с. 26], Швеции, Германии [3] и других странах.
Определенный положительный опыт использования ТКО в качестве вторичных ресурсов был накоплен и в СССР [4, с. 2]. За годы его существования сформировались определенные
социальные практики сдачи металлолома, макулатуры и стеклянной тары в специализированные пункты приема вторсырья. При этом для стимулирования подобного ресурсосберегающего поведения населения активно использовались как идеологические, так и экономические рычаги. С развалом Советского Союза и коммерциализацией общества ранее существовавшая для раздельного сбора ТКО инфраструктура, по сути, была полностью разрушена. Пришедшая же на смену социалистической рыночная идеология, с ее явно выраженными эгоцентрическими ценностными ориентациями, уже не могла столь успешно стимулировать россиян к экологическим действиям, не приносящих им прямой экономической выгоды.
Принципиальные изменения в регулировании сферы обращения с отходами, в том числе коммунальными, наметились в российском обществе после принятия в 2014 г. Федерального закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [5]. В соответствии с ним, а также рядом других, более поздних нормативно-правовых актов [6], переход к новым моделям управления ТКО предполагает качественные изменения в деятельности различных акторов: управляющих и транспортных компаний, мусоросортировоч-ных предприятий, объектов размещения отходов (ОРО), предприятий - переработчиков мусора и самого населения. Для выполнения функций координации и контроля на различных стадиях жизненного цикла ТКО в масштабах конкретного региона формируется институт региональных операторов. Соответствующие новым законодательным стандартам территориальные схемы (ТС) и региональные программы по обращению с отходами должны были вступить в силу во всех субъектах РФ с 1 января 2019 г.
Общий вектор проводимых в России с 2014 г. преобразований был направлен на развитие отходоперерабатывающей отрасли и усиление в ней природоохранной составляющей. В частности, планировалось достигнуть этого за счет все более активного использования технологий ре-циклинга. Непосредственно для конечных потребителей услуг ЖКХ подобная экологизация данного сектора экономики предполагает повсеместное внедрение в их повседневные практики новых правил селективного сбора бытового мусора. Кроме того, в результате мусорной реформы произошли изменения методики тарификации услуги по вывозу бытового мусора, ее статуса в платежных документах населения, а само оказание услуги стало регламентироваться обязательным договором между собственниками жилья и региональным оператором. Закономерно возникает вопрос о готовности россиян к столь радикальным трансформациям в их образе жизни и возможном сопротивлении внедряемым в масштабе всей страны инновациям. В работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, осуществив:
- в первой части исследования - анализ поисковой активности пользователей Рунета и анализ особенностей инициализации петиций пользователями цифровой платформы Change.org;
- во второй части исследования - анализ уровня поддержки подписантами петиций, созданных на сайте Change.org для решения проблем в сфере обращения с ТКО.
На рисунке 1 представлены данные статистики с ежемесячной детализацией по некоторым тематически связанным с мусорной реформой поисковым запросам пользователей «Яндекса» в период с августа 2017 по июль 2019 г. В качестве источника информации был использован интернет-сервис «Яндекс.Вордстат» [7]. Анализ проводился по всем типам пользовательских устройств (без дифференциации на десктопы и мобильные) для таких ключевых словосочетаний, как «мусорная реформа», «региональный оператор», «тарифы мусор», «вывоз ТБО» [8], «вывоз ТКО», «раздельный сбор мусора».
Как видно из рисунка 1, по мере приближения к предполагаемой дате вступления в силу на всей территории РФ новых правил обращения с ТКО - 1 января 2019 г. - ежемесячная численность всех рассматриваемых ключевых запросов начинает расти. Подобная восходящая динамика явно прослеживается с сентября 2018 г. Это свидетельствует об усилении внимания аудитории Рунета к запланированным в стране инновационным преобразованиям системы ЖКХ. Пик интереса наблюдался в январе-феврале 2019 г., когда регионы РФ перешли на новые стандарты управления отходами.
Выбранные для анализа в рамках исследования словосочетания имеют весьма емкую формулировку. Они агрегируют в себе разные варианты пользовательских запросов в поисковой системе «Яндекс», которые могли быть выполнены как непосредственно собственниками ТКО, так и специалистами, чья профессиональная деятельность напрямую связана со сферой управления отходами. По своему содержанию эти запросы также варьировались и могли быть направлены на удовлетворение разных информационных потребностей интернет-пользователей. Например, в статистике «Яндекс.Вордстат» для словосочетания «раздельный сбор мусора»
были, в частности, агрегированы, такие поисковые фразы, как «раздельный сбор мусора +с 2019 года», «контейнеры +для раздельного сбора мусора купить», «раздельный сбор мусора +в Москве» и т. д. Тем не менее, хотя интент пользовательских запросов, представленных на графиках рисунка 1, был разным, можно утверждать, что в целом мусорная реформа 2019 г. имела явную обратную связь в коммуникативном пространстве интернета. Кроме того, даже спустя полгода после перехода к новым региональным моделям обращения с отходами поисковая активность пользователей «Яндекс» по запросу «региональный оператор» сохранилась на достаточно высоком уровне. На наш взгляд, это свидетельствует о наличии у собственников ТКО в отношении сущности и функций данного института многих открытых вопросов, ответы на которые они хотели бы получить в интернете.
200000
180000
160000
ш о о о о. с та
СО
140000
120000
80000
о 40000
У Ц
О
* 20000 <и =Т ю
О п
' ' ......*..........
Мусорная реформа
Региональный оператор
Тарифы мусор
Вывоз ТБО
Вывоз ТКО
Раздельный сбор мусора
Рисунок 1 - Динамика поисковых запросов в «Яндексе», тематически связанных с реформированием сферы обращения с ТКО [9]
Как следует из результатов всероссийского опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в декабре 2018 г., 11 % россиян не желают заниматься сортировкой бытового мусора [10]. По данным всероссийского опроса «Левада-центра», в марте 2019 г. заявили о неготовности к подобным проэкологическим действиям 29 % респондентов [11]. Закономерно предположить, что не только сам переход к селективному сбору бытового мусора, но и ряд других нововведений в рамках реформирования сферы обращения с ТКО в регионах РФ не были единодушно одобрены населением. Источником информации для изучения уровня недовольства мусорной реформой и возможных протестных настроений в российском обществе стали материалы русскоязычного сегмента сайта общественных инициатив Change.org. В настоящее время эта онлайн-петиционная платформа является наиболее популярной среди россиян.
В ходе исследования были проанализированы такие петиции сайта Change.org, в которых либо поднимались только какие-то конкретные проблемы в сфере управления отходами, либо «мусорная» проблематика рассматривалась в контексте других нерешенных социальных про-
блем. В общей сложности для последующего анализа было отобрано 623 онлайн-петиции, созданные в период с января 2014 г. по август 2019 г. На первом этапе исследования их контент был классифицирован следующим образом:
- протестные петиции с требованиями полностью закрыть конкретные объекты размещения отходов в РФ, устранить серьезные нарушения в их работе или не допустить строительство новых ОРО;
- петиции против действующих на территории РФ мусоросжигательных заводов (МСЗ), возможного строительства новых МСЗ, а также против мусоросжигательных технологий в целом как способа утилизации отходов;
- петиции против уже существующих или только строящихся мусороперегрузочных станций (МПС), мусоросортировочных станций (МСС), мусороперерабатывающих заводов (МПЗ);
- петиции против несанкционированных, незаконных или стихийно возникших свалок бытовых отходов;
- протестные петиции с локализацией проблемной ситуации непосредственно на уровне конечных потребителей услуг ЖКХ (высокие тарифы на вывоз бытовых отходов, отсутствие инфраструктуры для сбора ТКО, несвоевременный вывоз мусора, некачественная уборка мусора на придомовых территориях и т. п.);
- петиции, в которых выражается недовольство низкой культурой обращения с бытовыми отходами у населения современного российского общества (привычки не убирать за собой мусор после отдыха на природе, выбрасывать его мимо городских урн, оставлять мусор на обочинах дорог по пути следования личного автомобиля и т. п.);
- петиции с просьбами или требованиями создать на разных уровнях управления отходами в РФ систему раздельного сбора ТКО (в масштабе всей страны, отдельно взятого региона, города или внутригородского района);
- петиции в поддержку различных правовых или технико-технологических инноваций (за исключением системы раздельного сбора отходов), которые могут минимизировать экологический ущерб от ТКО.
На рисунке 2 представлены результаты расчетов усредненной динамики создания новых петиций за январь 2014 г. - август 2019 г.
о 25 21,25
20
15,83
12,5 ■
6,67
0,67 2,08 ■
ш £ й
| 2 15 -
§ ш
* >5
«5 10 -
<и а-
I 5
5 -
а с
О
0 -
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Год создания петиций
Рисунок 2 - Среднемесячное количество петиций по проблемам обращения с отходами,
созданных на сайте Change.org
Как видно из рисунка 2, в рассматриваемый период среднемесячное количество петиций по разным проблемам в сфере управления отходами ежегодно только увеличивалось. В определенной степени подобная восходящая динамика обусловлена ростом популярности самого сайта Change.org среди россиян, ростом уровня проникновения интернета и развитием электронной демократии в российском обществе. Поэтому закономерно, что в целом активность интернет-пользователей на цифровых платформах, подобных Change.org, увеличивается с каждым годом. Тем не менее рост частоты создания петиций по «мусорной» проблематике за последние 6 лет связан не только с развитием электронных форм политического участия россиян, но и с другими факторами. Подтверждением этого тезиса является существенное различие трендов динамики размещения петиций на Change.org по некоторым конкретным проблемам в сфере обращения с отходами. Примеры этих трендов показаны на рисунке 3.
9,00
8,00
о 7 00
о '
г
6,00
« 5,00
о ш
Я 4,00
О 3,00
<и <и
2,00
<и
р
О
1,00
0,00
Проблемы объектов
размещения
отходов
-Проблемы мусоросжигательны х заводов
Проблемы в сфере оказания
коммунальных услуг по сбору и вывозу ТКО
Проблемы низкой культуры обращения с отходами среди населения
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Год создания петиций
Рисунок 3 - Среднемесячное количество протестных петиций на сайте Change.org по отдельным проблемам обращения с отходами
Из рисунка 3 видно, что тема культуры обращения с отходами редко мотивировала коммуникантов на создание петиций. Причем низкая протестная активность по данной проблематике сохранялась в коммуникативном пространстве Change.org на протяжении всего рассматриваемого периода. Напротив, в 2017-2018 гг. наблюдается резкий рост среднемесячного количества петиций по проблемам объектов размещения отходов. Динамика этого показателя в 2019 г. свидетельствует о некотором снижении актуальности подобных проблем с переходом российского общества к новому этапу реформирования отходоперерабатывающей отрасли.
Как видно из рисунка 3, определенное снижение протестной активности на Change.org произошло и в отношении использования в РФ мусоросжигательных технологий. Частота создания петиций по проблемам МСЗ начинает понижаться с 2018 г. По всей видимости, это связано с государственной политикой последних лет, направленной на развитие мусороперерабатывающих предприятий и сокращение объемов мусоросжигания.
Что касается различных проблем на уровне конечных потребителей услуг ЖКХ, то для них характерен резкий рост протестной активности на платформе Change.org именно в 2019 г. - когда мусорная реформа вышла на новый этап развития в стране.
Различия в динамике создания петиций по отдельным темам свидетельствуют о том, что уровень недовольства россиян различными аспектами сферы обращения с ТКО значительно варьировался на протяжении рассматриваемого периода. Таким образом, представленная на рисунке 2 тенденция - увеличение количества гражданских инициатив на Change.org за последние 6 лет - обусловлена не только общим ростом активности россиян на этой цифровой платформе, но и тем, что мусорная реформа привела к обострению старых и появлению новых проблем в системе управления отходами.
В таблице 1 представлены результаты контент-анализа исследуемых петиций с учетом предложенного выше классификатора и разбивкой по отдельным годам.
Из таблицы 1 видно, что чаще всего в период с января 2014 г. по август 2019 г. цифровая платформа Change.org использовалась как инструмент для выражения протестных настроений в связи с серьезными нарушениями работы объектов размещения отходов или их предполагаемым строительством. В 2018 г. большинство гражданских инициатив было направлено на решение именно этих проблем. Рост социальной напряженности накануне перехода в 2019 г. к новым территориальным схемам обращения с ТКО был связан с тем, что в результате утверждения некоторых из них могли ущемляться интересы отдельных социально-территориальных общностей. В частности, рост недовольства среди населения стимулировали управленческие решения о строительстве мусорных полигонов с большими мощностями на новых территориях или вывозе
ТКО Москвы для захоронения в другие, находящиеся за пределами Московской области, регионы. Однако уже в 2019 г. приоритеты в требованиях петиций изменяются. Самой популярной в протестном дискурсе Change.org становится тема произошедших в результате мусорной реформы негативных перемен в сфере ЖКХ.
Таблица 1 - Проблемы в сфере управления отходами, поднимаемые авторами петиций
на сайте Change.org, %
Тема петиции 2014 2015 2016 2017 2018 Январь -август 2019 г. Всего за период
Против объектов размещения отходов 25,0 44,0 21,2 43,3 50,5 30,6 39,0
Против МСЗ 25,0 16,0 2,5 14,0 10,0 4,1 8,8
Против несанкционированных, стихийных свалок 12,5 16,0 26,2 12,0 8,9 15,3 14,0
Против МПС, МСС, МПЗ 12,5 12,0 5,0 8,7 10,0 9,4 9,0
Недовольство стоимостью
и характером оказания услуг по сбору и вывозу ТКО 0,0 16,0 28,8 15,3 22,1 38,8 25,4
Недовольство низкой культурой обращения с отходами в обществе 25,0 20,0 8,8 5,3 3,2 4,1 5,6
За создание системы раздельного сбора мусора 37,5 4,0 7,5 8,0 6,8 3,5 6,6
За прочие инновации в сфере обращения 0,0 8,0 8,8 9,3 7,9 7,6 8,2
с отходами
Всего >100 >100 >100 >100 >100 >100 >100
Как видно из представленных в таблице 1 данных, доля гражданских инициатив, в которых коммуниканты настаивали на формировании системы селективного сбора мусора была высокой только в самом начале рассматриваемого периода - в 2014 г. В последующие годы эта тема меньше инициирует отдельных акторов к написанию петиций. Можно предположить, что это связано не столько с низкой заинтересованностью россиян в проэкологических практиках раздельного сбора ТКО, сколько с обострением целого ряда проблем в сфере управления отходами, которые в первую очередь привлекают внимание общественности.
Подводя итоги данного этапа исследования, отметим, что мусорную реформу 2019 г., на наш взгляд, можно считать резонансным событием в коммуникативном пространстве Рунета. Однако переход к новым моделям управления ТКО не только не позволил радикально решить ранее существовавшие в российском обществе социальные проблемы (например, проблемы мусорных полигонов и свалок), но и привел к росту протестных настроений на уровне конечных потребителей услуг ЖКХ. Хронологический анализ общественных инициатив, размещенных в разные годы на платформе Change.org, свидетельствует о том, что проблема обращения с отходами в РФ не теряет своей актуальности, несмотря на проводимую государственную политику модернизации и экологизации отходоперерабатывающей отрасли.
Ссылки и примечания:
1. Пластинина Ю.В., Теслюк Л.М., Дукмасова Н.В. Реализация принципов циркулярной экономики при региональном обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. 2018. № 5 (47). С. 129-139.
2. Селиванова Л.А., Васильева Н.В. Анализ систем управления твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 24-30. http://dx.doi.Org/10.25631/PEJ.2018.4.3.
3. Волков В.И., Шингаркина В.С. Анализ решения проблем утилизации твердых бытовых отходов за рубежом // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 1, № 3 (3). С. 91-94.
4. Аракелова Г.А. Исследование проблем, влияющих на темпы реализации «мусорной реформы» в Российской Федерации // Отходы и ресурсы. 2019. Т. 6, № 1. С. 7. http://dx.doi.org/10.15862/07EC0R119.
5. О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 458-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 дек. 2016 г. № 486-ФЗ. Ст. 2, 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 авг. 2008 г. № 641 [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 12 нояб. 2016 г. № 1156 : ред. от 23 сент. 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. В настоящее время результаты анализа поисковой активности интернет-пользователей широко используются не только в сугубо практических целях интернет-маркетологами, но и в междисциплинарных научных исследованиях. Наиболее популярными программными инструментами для отслеживания динамики интересов целевых аудиторий в Рунете являются Google Trends и «Яндекс.Вордстат» - адаптированные под поисковые запросы в соответствующих браузерах. Google Trends позволяет проанализировать тренды поисковой активности по ключевым запросам за разные периоды времени начиная с 2004 г. «Яндекс.Вордстат» предоставляет соответствующую статистическую информацию только за последние 2 года. Однако Google Trends предоставляет данные по популярности поисковых запросов в относительных показателях, в то время как «Яндекс.Вордстат» - в абсолютных. Это стало основанием для выбора в исследовании именно последнего веб-ресурса в качестве источника информации о возможном интересе россиян к мусорной реформе.
8. В статье 1 Федерального закона № 458-ФЗ была определена категория «твердые коммунальные отходы» - более широкая по содержанию, чем ранее использовавшаяся в российском правовом поле категория «твердые бытовые отходы» (ТБО). Поскольку на уровне массового сознания эти термины до сих пор могут восприниматься как синонимы, статистические данные по двум сходным по смыслу поисковым запросам - «вывоз ТБО» и «вывоз ТКО» -были отражены на отдельных графиках рисунка 1.
9. Яндекс. Подбор слов [Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 12.08.2019).
10. ТАСС: ВЦИОМ: каждый четвертый россиянин сортирует бытовой мусор [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2019. 10 янв. URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9505 (дата обращения: 12.10.2019).
11. «Мусорная реформа» и раздельный сбор отходов: результаты мартовского опроса «Левада-центра» [Электронный ресурс] // Левада-центр. 2019. 15 мая. URL: https://www.levada.ru/2019/05/15/musornaya-reforma/ (дата обращения: 12.10.2019).
References:
Arakelova, GA 2019, 'The Study of Problems Affecting the Pace of Implementation of the «Trash Reform» in the Russian Federation', Othody i resursy, vol. 6, no. 1, P. 7, http://dx.doi.org/10.15862/07EC0R119, (in Russian).
Plastinina, YuV, Teslyuk, LM & Dukmasova, NV 2018, 'Implementation of the Principles of the Circular Economy in the Regional Management of Municipal Solid Waste (MSW) in the Russian Federation', Innovacionnoe razvitie jekonomiki, no. 5 (47), pp. 129-139, (in Russian).
Selivanova, LA & Vasilyeva, NV 2018, 'Analysis of Control Systems for Hard Municipal Waste in the Russian Federation', Peterburgskijjekonomicheskij zhurnal, no. 4, pp. 24-30, http://dx.doi.org/10.25631/PEJ.2018.4.3, (in Russian).
Volkov, VI & Shingarkina, VS 2015, 'Analysis of the Solution of the Problems of Solid Domestic Waste Disposal Abroad', Evrazijskoe nauchnoe ob'edinenie, vol. 1, no. 3 (3), pp. 91-94, (in Russian).
Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна