Научная статья на тему 'Обзор мер по организации управления отходами в России, как фактора повышения ее энергоэффективности'

Обзор мер по организации управления отходами в России, как фактора повышения ее энергоэффективности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
903
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / WASTE MANAGEMENT / РЕЦИКЛИНГ / ЭКОТЕХНОПАРК / ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА / CLOSED CYCLE ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / REGIONAL OPERATOR / ВТОРСЫРЬЕ / ECOTECHNICAL PARKS / RECYCLABLE MATERIALS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Путинцева Наталья Александровна, Чекалин Вадим Сергеевич

Статья посвящена анализу этапов, предшествующих формированию в России отрасли управления отходами, реализации основных положений № 89-ФЗ. В статье дается обзор положений Стратегии развития отрасли обращения с отходами, роли экоиндустриальных парков -как ключевого элемента развития экономики замкнутого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF WASTE MANAGEMENT IN RUSSIA AS THE FACTOR OF IMPROVING ITS ENERGY EFFICIENCY

The article is devoted to the analysis of the stages preceding the formation of the waste management branch in Russia, the implementation of the main provisions No 89-FZ, taking into account changes. The article gives an overview of the provisions of the Strategy for the development of the waste management industry, the role of eco-technical parks as a key element in the development closed cycle economy.

Текст научной работы на тему «Обзор мер по организации управления отходами в России, как фактора повышения ее энергоэффективности»

ОБЗОР МЕР ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В РОССИИ, КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу этапов, предшествующих формированию в России отрасли управления отходами, реализации основных положений № 89-ФЗ. В статье дается обзор положений Стратегии развития отрасли обращения с отходами, роли экоиндустриальных парков -как ключевого элемента развития экономики замкнутого цикла.

Ключевые слова. Управление отходами, утилизация отходов, рециклинг, экотехнопарк, экономика замкнутого цикла, региональный оператор, вторсырье.

Putinseva N.A., Chekalin V.S.

REVIEW OF WASTE MANAGEMENT IN RUSSIA AS THE FACTOR OF IMPROVING ITS ENERGY EFFICIENCY

Abstract. The article is devoted to the analysis of the stages preceding the formation of the waste management branch in Russia, the implementation of the main provisions No 89-FZ, taking into account changes. The article gives an overview of the provisions of the Strategy for the development of the waste management industry, the role of eco-technical parks as a key element in the development closed cycle economy.

Keywords. Waste management, ecotechnical parks, closed cycle economy, regional operator, recyclable materials.

В последние годы многие страны, испытавшие в условиях финансово-экономического кризиса спад производства, занимались активным поиском новых моделей развития. Новые модели развития нашли свое воплощение в форме «зеленой экономики» или экономики замкнутого цикла, предполагающей рационализацию землепользования, совершенствование градостроительной политики, повышении энергоэффективности технологий, зданий, городской инфраструктуры, внедрение возобновляемых источников энергии, развитие устойчивого транспорта и даже строитель-ствн экогородов.

В России в целом внедрение элементов «зеленой экономики» находится на низком уровне. Первые шаги в сторону «зеленой экономики» были сделаны через появление программ повышения энергоэффективности и энергосбережения. Управление отходами в условиях замкнутого цикла, с одной стороны, является составной частью «зеленой экономики», с другой стороны грамотное управление отходами - ключевой фактор реализации целей и задач «зеленой экономики», включая задачу повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы по заказу СПбГЭУ на тему «Концепция повышения энергоэффективности инфраструктуры города на базе развития экоиндустриальных парков». ГРНТИ 06.61.53

© Путинцева Н.А., Чекалин В.С., 2018

Наталья Александровна Путинцева - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Вадим Сергеевич Чекалин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Путинцева Н.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел: +7-921-307-87-32. Е-mail: p.i.r@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 11.05.2018.

Актуальность темы исследования предопределена неэффективным управлением отходами в России, жизненно важной необходимостью становления экономики замкнутого цикла и снижения уровня ее энергоэффективности.

Под циркулярной экономикой, для которой характерно эффективное управление отходами, специалистами понимается экономика, которой свойствен восстановительный и замкнутый характер, минимизация потребления первичного сырья и объемов перерабатываемых ресурсов, которая сопровождается снижением отходов, направляемых на захоронение, при одновременном сокращении площадей, занимаемых соответствующими полигонами и неорганизованными свалками [1, с. 245]. Экоинду-стриальные парки (экотехнопарки) (в мире сегодня насчитывается порядка 300 таких парков) являются основой циркулярной экономики, именно на них перерабатываются и вовлекаются во вторичный оборот ценные отходы.

Кроме того, циркулярная экономика позволяет получить не только экологический, и экономический эффект, сформировать новые точки роста и создать новые рабочие места. Как показывает мировая практика, рециклинг отходов создает в 10 раз больше рабочих мест, чем традиционное захоронение отходов на полигонах. При создании 100 новых рабочих мест в рециклинге количество рабочих мест в традиционной сфере обращения с отходами сокращается всего лишь на 10. Индустрия переработки отходов в США в 2010 году обеспечивала 460 тысяч рабочих мест с фондом заработной платы 26 миллиардов долларов. Стоимость произведенной продукции и оказанных услуг отрасли превышала 90 миллиардов долларов, что сопоставимо с объемами издательской деятельности или деятельности по добыче угля. Индустрия переработки отходов в США входит в десятку быстро растущих отраслей, в 2016 году зафиксирован ее рост в 11%. Повышение доли вторичного использования отходов на 1% создает около 35 тысяч рабочих мест [2, с. 23].

В среднем в России ежегодно образуется около 5,4 млрд т отходов, из которых 60 млн т приходится на твердые коммунальные отходы (ТКО), как наиболее ценный вид отходов. В настоящее время из этого объема ТКО перерабатывается от 5 до 13%, 10% подлежит захоронению на объектах, соответствующих природоохранному законодательству, до 85% отходов ТКО размещается на свалках (большей частью несанкционированных). В процессе захоронения ТКО ежегодно в РФ безвозвратно теряется не менее 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн полимерных материалов и 0,5 млн тонн стекла. По экспертным оценкам, на ценные компоненты приходится более 40% ТКО, т.е. около 15 млн тонн ежегодно. Например, в Центральном федеральном округе наличие сети мусоросортировочных станций позволило бы за счет отбора вторсырья зарабатывать до 68 миллиардов рублей ежегодно [3, с. 6]. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300-400 тыс. гектаров [4].

До 1990 г. в СССР в системе Госснаба функционировал специализированный институт вторичных ресурсов (ВИВР). При переходе к рыночной системе хозяйствования старые методы в сфере управления отходами перестали работать, не были созданы условия, которые стимулировали бы сбор и использование вторичного сырья в новых условиях, что привело к резкому уменьшению сбора и использования вторичного сырья. Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами был признан приоритет утилизации отходов перед их обезвреживанием и размещением.

Однако, быстрое увеличения количества отходов, и недостаточная скорость их переработки способствовали принятию закона № 458-ФЗ [5], который внес некоторые коррективы в действующее положение вещей. В первоначальном варианте закон должен был способствовать созданию экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, однако в процессе работы цели его были расширены задачами повышения эффективности регулирования и привлечения инвестиций в сферу обращения ТКО.

Новая редакция № 89-ФЗ расширила понимание сферы обращения с отходами (добавив в нее обработку и утилизацию), сформулировала понятие «твердые коммунальные отходы», как отходы, образуемые физическими лицами в процессе потребления в жилых помещениях, так и отходы юридических лиц, «подобные по составу» отходам физических лиц; ввела изменения в положение о праве собственности на отходы, согласно которому отходы становятся объектом права собственности; ввела расширенную ответственность производителей товаров и упаковки за утилизацию товаров, превратившихся в отходы; расширила перечень лицензируемых видов деятельности в области обращения с

отходами; способствовала внедрению территориальных схем обращения с отходами на уровне субъектов РФ, утвердила Перечень отходов производства и потребления с полезными компонентами, захоронение которых запрещается [6]; обязала разработать единую государственную систему учета отходов (ЕГИС УОИТ); утвердила иерархию приоритетов по обращению с отходами.

Внесение изменений в организацию работы сферы обращения с отходами создало условия для формирования в субъектах РФ новых систем обращения с ТКО. Вместе с тем, можно отметить, что реформа сферы обращения с отходами производства и потребления не была в достаточной мере проработана на федеральном уровне. А именно, не были использованы положения ГОСТ ИСО 26000, являющиеся комплексной методической основой для формирования норм в области устойчивого развития. При подходе к системе обращения с отходами должны регулироваться не отдельные стадии цикла обращения с отходами, а полный цикл обращения, при этом оценивается прямой и косвенный эффект влияния системы обращения с отходами в контексте долгосрочного экологически безопасного и экономически эффективного развития общества.

Также новая редакция № 89-ФЗ не установила четкой ответственности муниципальных органов власти за организацию системы обращения с ТКО и материальной заинтересованности в ее эффективном функционировании, не заложила правовые основы формирования бытовой и технологической культуры, актуальные для организации работы с населением по созданию системы стимулов и мотиваций, по включению основ цивилизованного обращения с отходами в систему образования и просвещения, по организации системы поддержки экологических инициатив. Новая редакция № 89-ФЗ также не сформировала четкого понимания круга вопросов регионального оператора. В результате, наиболее приоритетный способ обращения с отходами, их утилизация, выпал из необходимых условий деятельности регионального оператора (№ 89-ФЗ, ст. 24.6 и ст. 24.7).

Вызывает также целый ряд вопросов реализация территориальных схем обращения с отходами (ТСОО). Центром общественного мнения Общероссийского Народного Фронта (ЦОМ ОНФ) в июне 2017 года были проанализированы 62 ТСОО, на разработку которых было израсходовано 587 млн рублей (а в целом на разработку ТСОО было израсходовано около 1 млрд руб.), и сделаны выводы, что разработанные в субъектах РФ ТСОО, за исключением ТСОО Пермского края, выполнены с нарушением № 89-ФЗ, поскольку предусматривают неуклонный рост объемов образования отходов, что противоречит приоритетам государственной политики [3, с. 12].

Вместе с тем, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования были согласованы все ТСОО, не имеющие целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов, по причине отсутствия механизмов отказа в согласовании ТСОО. Рабочей группой по обращению с отходами Экспертного совета при Министерстве экологии и природопользования Московской области была проведена экспертиза ТСОО Московской области, заключением которой от 25 октября 2016 г. подтверждено, что «территориальная схема Московской области противоречит действующим нормативно-правовым актам, стандартам и правилам, не учитывает принципиальные аспекты схемы обращения отходов в Московской области и должна быть доработана до представления на утверждение Правительству» [3, с. 23].

Также в ТСОО, утвержденной в Московской области декларируется создание системы мер по внедрению пилотных проектов по раздельному сбору отходов, однако прогнозные показатели свидетельствуют об отрицательной динамике объемов утилизации после введения в эксплуатацию объектов по термическому уничтожению ТКО [7, с. 20]. Объекты термической обработки должны появиться в Московской области к 2025 году в рамках реализации проекта «Чистая страна» [8], который предполагает, помимо последовательного закрытия по всей стране мусорных полигонов, строительство 5 мусоросжигательных заводов (МСЗ): 4 в Московской области и 1 в Казани. Суммарная мощность МСЗ в Московской области составит 2,8 млн тонн ТКО в год и 280 МВт электричества (с учетом потребления на собственные нужды), в г. Казани - 550 тыс. тонн ТКО в год и 55 МВт электричества [9, с. 58-59]. Реализация Проекта позволит снизить объем захораниваемых ТКО в Московской области на 30% в течение 3-5 лет, что соответствует снижению объемов захоронения на 7% на территории России.

Эксперты утверждают, что строительство МСЗ замедлит развитие в стране технологий раздельного сбора и последующей переработки отходов - самого перспективного пути, по которому идет весь развитый мир. Кроме того, предлагаемые к использованию технологии сжигания отходов предпола-

гают наличие в стране уже действующей системы сортировки мусора, которой в России не существует, и в новой редакции № 89-ФЗ механизмы ее создания четко не определены [10]. Выбросы же МСЗ, помимо того, что содержат высокотоксичные и канцерогенные стойкие органические загрязнители (СОЗ), такие как диоксины и фураны, гексахлорбензолы, полихлорированные бифенилы и бромиро-ванные СОЗ, производят самую «грязную» энергию как в смысле токсичности выбросов, так и в смысле выделения парниковых газов.

Мусоросжигание неэффективно: удельные капитальные затраты такого типа МСЗ (374 тыс. руб./кВт) в 9 раз выше, чем для тепловых ДПМ, и в 3,4 раза выше, чем у солнечных электростанций (СЭС). Операционные затраты для ТКО (2,5 млн руб./МВт) превосходят показатели новых ТЭС в 20 раз, СЭС - в 12 раз [11]. Кроме того, энергия, произведенная в результате сжигания отходов, в несколько раз меньше энергии, которую можно сэкономить, если использовать отходы вторично при производстве товаров. По мнению специалистов, сжигание в отличие от переработки - значительно более затратный, как при строительстве, так и при эксплуатации путь развития. В отличии от переработки, которая через 2-3 года переходит на полную самоокупаемость, сжигание требует постоянных эксплуатационных субсидий.

Таким образом, для МСЗ есть альтернатива, это использование и развитие раздельного сбора мусора, развитие вторичного использования товара, утилизация органических отходов на основе биотехнологий с получением биогаза (метана) и удобрений. Например, правительство г. Москвы признало, что МСЗ № 4 является крупным источником загрязнения территории ближайшего района Кожухо-во, подвергая его жителей влиянию вредных выбросов [12, с. 68].

Нерешенным вопросом, несмотря на целый ряд мер в сфере управления отходами, в России остается также вопрос незаинтересованности производителей в как можно более полном вовлечении отходов во вторичное производство, по причине отсутствия нормативно закрепленного понятия «вторичные ресурсы» и применения к полученному при переработке сырью тех же норм и требований, что и к отходам; недостаточно высоких для стимулирования переработки отходов нормативов утилизации: отсутствия спроса на вторичные материальные ресурсы [13].

В целях усиления внимания к вопросу отходов 15 ноября 2017 года формируется перечень Поручений Президента РФ (Пр-2319), реализация которых должна стабилизировать ситуацию с отходами. Основные пункты Поручений Президента (далее - Поручения) включают в себя создание отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами замкнутого цикла (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение); поэтапное введение запрета на поступление твёрдых коммунальных отходов на объекты размещения (полигоны) без предварительной обработки и утилизации; формирование законодательства, регулирующего обращения вторичных материальных ресурсов, стимулирующего спрос на продукцию из них; регламентацию деятельности экотехнопарков в сфере обращения с отходами и типовые требования к ним, включая меры государственной поддержки; разработку, перевод в электронные модели и корректировку ТСОО, предусмотрев регулирование их межрегиональных потоков, учёт и задействование имеющихся технологических мощностей замкнутого цикла, а также подтверждение расчётами необходимости создания новых объектов; доработку ЕГИС УОИТ, путем интеграции электронных моделей территориальных схем обращения с отходами, а также балансов их оборота в субъектах РФ; путем создания региональных систем учёта на основе автоматизированного поступления информации весового контроля с объектов утилизации и размещения твёрдых коммунальных отходов, а также данных об их перемещении и т. п.

Реализация Поручений должна способствовать нормализации межрегионального взаимодействия региональных операторов, без которого невозможно сформировать реально действующую комплексную систему утилизации отходов, содействовать улучшению инвестиционного климата отрасли, вывести из отрасли нелегальных участников. Поручения также предусматривали вовлечение малого бизнеса и населения в деятельность по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ответом на Поручения Президента явилось вступление в силу 31 декабря 2017 года федерального закона № 503-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ № 89-ФЗ и отдельные законодательные акты РФ». К положительным моментам внесения изменений в № 89-ФЗ можно отнести введение обязательного общественного обсуждения территориальных схем; разграничение полномочий государственных и муниципальных органов власти в области обращения с ТКО; создание электронной модели террито-

риальной схемы обращения с отходами. Из минусов внесения изменений в № 89-ФЗ стоит выделить: появление тарифа на обработку отходов; отсутствие регламента влияния населения на процесс принятия решений в сфере ТСОО; передача согласования ТСОО и региональных программ на уровень субъектов РФ; передача обязанности создавать и содержать контейнерные площадки, а также вести реестр и определять схему размещения контейнерных площадок муниципальным органам власти; отсутствие пересмотра ситуация с тарифами на утилизацию и захоронение ТКО; декларация «разрешения» раздельного сбора мусора по всей России, однако отсутствие мер по стимулированию организации раздельного сбора мусора с последующей переработкой отходов ни для бизнеса, ни для граждан (путем появления возможности сдавать вторсырье за деньги) [14]. В целом, обновленный вариант закона, по нашему мнению, не выполнил Поручений Президента по решению проблем с отходами, отразил интересы региональных операторов, владельцев полигонов, структур ЖКХ и мусоровывозящих компаний.

Уже в январе 2018 года выполнение Поручений Президента (Пр-2319) нашло свою реализацию в форме «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов» (далее - Стратегия) [4]. Стратегия предусматривает комплексные меры по развитию системы максимального возвращения отходов в хозяйственный оборот, ужесточая экологические требования, с одной стороны, предоставляя меры поддержки тем предприятиям, которые будут внедрять новые технологии - с другой стороны. Стратегия закрепляет понятие экотехнопарков, придает им статус ключевого элемента развития отрасли обращения с отходами и индустрии вторичных ресурсов.

Под экотехнопарками понимаются промышленные симбиозы, функционально связанные предприятия, которые будут производить не только обработку отходов, но и выпускать из них конечную продукцию или вторичное сырье, реализация которых станет основным источником возврата инвестиций в сферу отходов. Стратегией впервые признан тот факт, что отсутствие раздельного сбора и сортировки отходов в РФ - одно из основных препятствий для создания отрасли. Согласно второму рейтингу «Гринпис России» о доступности для жителей инфраструктуры раздельного сбора мусора, только 14,5% жителей крупных городов России, или 10,7 млн человек, имеют доступ к инфраструктуре раздельного сбора отходов (в Москве 11% жителей, в СПб - 2,3%) [15]. Анализ целевых показателе Стратегии позволяет сделать вывод о том, что ее реализация позволит получить комплексный социально-экономический и экологический эффект (см. табл.).

Таблица

Целевые показатели «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [15]

Наименование целевого показателя Факт. значение Прогнозное значение

2016 2018 2019 2020 2025 2030

Доля утилизированных и обезвреженных отходов, % 59,6 61,6 63,3 65 75 86

Количество созданных экотехнопарков, ед. - 4 7 12 30 70

Уровень локализации производства в отрасли, % 45 55 70 75 85 90

Вклад отрасли в ВВП РФ, % 0,08 0,08 0,08 0,09 0,1 0,11

Экономия древесины, млн куб. метров 15,38 24,5 38 40,5

Экономия потребления лесных ресурсов, млн единиц деревьев 95,36 151,9 235,6 251,5

Уровень снижения образования отходов, % - -1,9 -1,8 -1,8 -1,8 -3,7

Принципиально новыми приоритетными положениями Стратегии, в отличие от иных документов стратегического планирования, проектов стратегий, государственных программ в сфере обращения с отходами являются: основополагающий принцип 3Я (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы); отказ от полигонного захоронения отходов; ориентация на обработку, утилизацию и обезвреживание ТКО. Основные мероприятия Стратегии включают в себя следующее: реанимирование, модернизация, техническое перевооружение существующих мощностей по переработке отходов; создание инновационной инфраструктуры промыш-

ленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов (МСК, МКПО, экотехнопарков, ПТК, МСК ТКО); создание промышленной базы по выпуску отечественного высокотехнологичного оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. Объем финансирования мероприятий по реализации Стратегии экспертно оценивается в размере не менее 5 трлн рублей, из которых: 2,5 трлн рублей - за счет частных инвестиции, 1,5 трлн рублей - за счет экологического сбора, 0,5 трлн рублей -за счет платежей за НВОС. Инвестиции будут направиться на развитие и модернизацию машиностроения, подготовку кадров.

Для претворения в жизнь такого масштабного проекта, как становление отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, предполагается внесение ряда законодательных изменений. Так, в предложенных поправках к № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ» [16], эко-технопаркам будет дано законодательное определение - как важное условие предоставления мер государственной поддержки. Нормотворческая деятельность в целях реализации Стратегии также предполагает закрепление понятия вторичных ресурсов и распространение на произведенные из них товары преференций при государственных закупках; предусмотрено выведение регулирования обращения вторичных ресурсов из-под жестких требований № 89-ФЗ.

13-14 февраля 2018 года в Москве в ТИП РФ прошел II Общероссийский бизнес-форум «Экотех-нопарки России» (далее - Форум) [17]. На Форуме Минпромторгом России была представлена принятая Стратегия, разработки и внедренные решения по обезвреживанию и утилизации ряда промышленных отходов, техногенных залежей и, главное, сами проекты региональных экотехнопарков, которые уже работают в Пермской, Курганской, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях. В перспективе - запуск в эксплуатацию экотехнопарков в Нижнем Новгороде, Новокузнецке, а также в Южной Осетии и Адыгее. В целом, в принятой на Форуме резолюции [18], было отмечено, что современное развитие технологий и нормативной базы позволяет осуществлять утилизацию отходов в России.

Обзор мер по организации управления отходами в России позволяет сделать вывод о крайне медленной реализации основных положений № 89-ФЗ (закона об отходах) при решение проблем с отходами. Кроме того, непрозрачная для населения деятельность инициаторов мер по организации управления отходами вызывает крайнее недоверие к любым проектам, направленным на решение проблем ТКО. Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с 1 января 2017 до начала октября 2017 гг. в службу поступило более 17 тыс. жалоб граждан по вопросам обращения с ТКО, по поводу планов строительства новых полигонов ТКО и мусоросжигательных заводов. И эти претензии не безосновательны. В результате, складывающаяся в современной России ситуация, когда, с одной стороны, население с недоверием относится к «мусорной реформе» и, при этом, признание Стратегией того факта, что без раздельного сбора и сортировки отходов населением проблемы с отходами не будут решены, может негативно сказаться на становлении в России промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.

В свою очередь становление отрасли управления отходами - это не прихоть чиновников - это, с одной стороны, вынужденная необходимость, вокруг крупных городов в ближайшие годы мест под свалки может просто не оказаться, а с другой стороны - это возможность сформировать новые точки роста в экономике и создать новые рабочие места. И что не менее важно - это возможность минимизировать потребление первичного сырья и объемов перерабатываемых ресурсов, это возможность экономии сырьевых и энергетических ресурсов, без которых невозможно создание экономики замкнутого цикла, экономики с заботой о будущих поколениях. Поэтому сегодня, когда практически сформирована нормативная база управления отходами, главной задачей органов власти должна стать задача повышения информированности жителей РФ по вопросу раздельного сбора отходов, обеспечение населения необходимой для этого инфраструктурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок

как фактор устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 2. С. 244-268.

2. Марьев В.А., Смиртова Т.Г. Формирование экотехнопарков в условиях РФ // Твердые бытовые отходы.

2017. № 3. С. 21-23.

3. Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления. М., 2017.

4. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 25 января 2018 года № 84-р.

5. «О внесении изменений в федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ.

6. Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Утв. распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р.

7. ТСОО, в том числе с ТКО, Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/29-12-2016-10-45-57-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-2 (дата обращения 11.04.2018).

8. Проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения ТКО (Чистая страна)»: реализуется в рамках ГП РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326).

9. Доклад о целях и задачах Минпромторга РФ на 2018 год и результатах за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/docVersions/5ad48d069014f/actual/Minpromtorg _press2. pdf (дата обращения 11.04.2018).

10. Грязь большого города. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3449313? from=doc_vrez (дата обращения 23.03.2018).

11. Мусорный бизнес - дым из трубы // ИА «ФИНАМ». 07.07.2016.

12. О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году / Под ред. А.О. Кульбачевского. М.: ДПиООС; НИА-Природа, 2015.

13. Шувалова М. Минпромторг России: доля используемых во вторичном производстве отходов производства и потребления должна быть увеличена // Информационно-правовой журнал «Гарант.РУ». 06.04.2018.

14. Госдума поддержала закон об отмене НДФЛ для граждан от сдачи макулатуры (законопроект № 1039273-6 с поправками в статью 217 НК РФ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ business/news/2018/03/21/n_11314267.shtml (дата обращения 30.03.2018).

15. «Гринпис России» рассортировал отходы на душу населения // ИА «Коммерсант.т». 01.02.2018.

16. О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/53028.html (дата обращения 23.03.2018).

17. В ТПП РФ прошел II Общероссийский бизнес-форум «Экотехнопарки России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/komgkh/news/232100 (дата обращения 23.03.2018).

18. Резолюция II Общероссийского бизнес-форума «Экотехнопарки России» 13-14 февраля 2018 г. // ИА «INFOLOM». 28.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.