Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в связи с реализацией мусорной реформы в городском округе город Тюмень Problems of disposal of solid municipal waste in connection with the implementation of garbage reform in the city district of Tyumen
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 628.477(571.12-2) DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10038 Черезова Наталья Викторовна,
доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, канд.с/х наук, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Cherezova N.V., [email protected]
Аннотация. В настоящее время проблемы использования и утилизации отходов жизни и деятельности человека, стоят очень остро не только в нашей стране, но и во всем мире. Многие страны занимаются решением этих вопросов не одно десятилетие. Появившаяся в 2019 году в РФ «мусорная реформа» подняла ряд проблем, которые требуют обоснованного решения. А также реформа показала неподготовленность многих регионов к ее реализации.
Summary. At present, the problems of the use and disposal of waste from life and human activity are very acute not only in our country, but throughout the world. Many countries have been addressing these issues for decades. The "garbage reform" that appeared in Russia in 2019 raised a number of problems that require a justified solution. And also the reform showed the unpreparedness of many regions for its implementation.
Ключевые слова: отходы, мусорная реформа, сортировка мусора, экологические факторы, мусоросжигающий завод, мусорная площадка.
Keywords: waste, garbage reform, waste sorting, environmental factors, incinerator, garbage site.
В последнее время проблема утилизации бытовых отходов (ТБО) становится всё более актуальной. Еще пару десятилетий назад основным упаковочным материалом была простая оберточная бумага, которая расползалась на глазах, и, истлевая, не оставляла после себя следа. Современные же материалы, из которых изготавливается упаковка продовольственных и непродовольственных товаров, могут годами лежать в земле, не разлагаясь[8].
Пластик, полиэтилен и прочие синтетические материалы не перерабатываются бактериями, а, следовательно, их накопление в окружающей среде происходит стремительными темпами. На полигонах, предназначенных для утилизации отходов, уже не хватает места. Открытое сжигание отходов также не является оптимальным вариантом утилизации, так как в процессе горения, синтетические материалы выделяют массу вредных веществ, что еще больше ухудшает и без того неблагоприятную экологическую ситуацию. Именно поэтому, вопрос об уничтожении твердых бытовых отходов сегодня стал актуален как никогда[4].
Мусорная реформа в России-2019 началась с января 2019 года (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений...» от 31.12.2017 №503-Ф3)[1].
Первое изменение коснулось определения твердых бытовых отходов (ТБО). Основная часть мусора любого современного города - это и есть ТБО, то есть, тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.Такие отходы состоят из различных биологических (пищевые и растительные остатки, кости) и синтетических (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.) компонентов, непригодных для дальнейшего использования. Исходя из состава, их можно разделить на два вида:
1 биологические (которые еще именуют отбросами).
2 не биологические (обычный бытовой мусор).
Само понятие твердых коммунальных отходов впервые было установлено Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ. Исходя из этого документа, ТКО - это собственно тот мусор, который формируется и накапливается в жилых помещениях в ходе деятельности человека, а также потребительские товары, потерявшие со временем свои полезные свойства[2].
К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по компонентному составу с обычным бытовым мусором. ТКО классифицируются на:
- отходы биологического происхождения (кости, остатки еды);
- отходы синтетического происхождения (бумага, целлюлозная продукция, древесина);
- нефтепродукты (синтетическая кожа, пластмасса);
- стекло;
- металлы.
Проблема их утилизации стоит остро и решается разными способами. Существует 5 распространенных способов утилизации ТКО.
1.Вторичная переработка
Одним из самых популярных, эффективных и распространенных является способ переработки ТКО во вторичное сырье. Отходы должны из мусора превратиться вновь во что-то полезное.
2.Утилизация ТКО путем сжигания.
Сжигание мусора - самый дешевый вариант утилизации твердо-комунальных отходов. Для абсолютного уничтожения ТКО необходима температура +850 - 900 °С для нейтрализаций выделяющегося яда.
3.Утилизация ТКО путем захоронения
Для реализации этого метода необходимо выделение отдельной территории, которая должна быть расположена примерно в 300 метрах от жилой местности, от сельхозугодий, в 500 метрах от лесного массива. Главным преимуществом является очевидная дешевизна, но это и самый неэффективный способ избавления от мусора.
4.Брикеты из мусора
Одним из новых методов утилизирования ТКО является брикетирование. Мусор заключается в брикеты определенного размера. Их транспортируют в определенное место.
5. компостирование.
Одним из эффективных методов утиля ТКО признано компостирование. Данный метод применим не для всех видов ТКО. Например, пластиковый, металлический и стеклянный мусор требует иного вида утилизирования [5].
В связи с этим, целесообразно обратить внимание на опыт некоторых европейских государств, где проблема утилизации более или менее решена. Основной принцип утилизации заключается в раздельном хранении отходов в зависимости от материала, из которого они изготовлены. В большинстве европейских городов давно уже существуют раздельные контейнеры для пластика, стекла, бумаги, и.т.д. [6]. При таком разделении, многие отходы можно запустить во вторичное производство, а те материалы, которые не подлежат переработке, как правило, легко разлагаются в природных условиях или сжигаются. Например, большинство стройматериалов (песок, щебень, кирпич, грунт), а
также продовольственные отходы хорошо принимаются природой и без проблем разлагаются [7].
Мусорная реформа с 1 января 2019 года стартовала в подавляющем большинстве регионов России. Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом [10] (рисунок-1).
Среди проблем реализации данной реформы главной является техническая и законодательная неподготовленность большинства регионов к новеллам закона № 89-Ф3[3]. В целом можно сказать, что мусорная реформа в регионах реализуется неодинаковыми темпами. Одна из причин задержки в реализации данной реформы является неподготовленность мусорных площадок к приему раздельного мусора, отсутствие транспорта по его вывозу.
Согласно статье 13.4. 503-Ф3 к местам накопления отходов предъявляют определенные требования:
1 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации;
Рисунок 1. Основные положения «мусорной реформы»
2 накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление);
3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований;
4 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
5 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов;
6 накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Роспотребнадзор Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, после анализа сложившейся ситуации во многих населенных пунктах, сделал сенсационное заявление - не выгодно в нашей стране сортировать мусор. Здесь можно отметить проблемы какэкологического так и экономического порядка.
В городах и сельских местностях отсутствуют площадки для складирования мусора, которые соответствовали бы стандартам складирования мусора; во многих населенных пунктах отсутствуют схемы размещения таких площадок; нет контейнеров для складирования раздельного мусора; отсутствуют или ведутся не должным образом реестры мест накопления ТКО. Кроме того, для вывоза сортированного мусора необходимо иметь специализированный парк автотранспорта и разработанный
порядок вывоза раздельного мусора. Это значит больше машин, больше бензина, больше выхлоп!
Есть еще одна, достаточно веская проблема, это мусор из многоквартирных домов. Если учесть, что каждый житель производит в среднем до 500 кг мусора в год, встает вопрос: где хранить отсортированный мусор в квартирах до момента его выноса из жилья? А также возникает проблема очередей к мусорным контейнерам и их пополняемость.
На сегодняшний день в городском округе город Тюмень на фоне динамичного развития возрастает проблема вывоза и утилизации отходов. По данным СМИ Тюмень и Тюменская область «опускается все ниже в экологическом рейтинге России» (в 2017 году - на 60 месте). В документах территориального планирования Тюменской области предполагаются территории для размещения объектов утилизации отходов. На начало 2018 года по данным Кадастра отходов в Тюменской области находилось 627 объектов размещения твердых бытовых отходов, из них 23 - полигоны ТБО (один выведен из эксплуатации до 2013 года), 604 - свалки (в том числе участки компостирования и несанкционированные свалки). Согласно данным отчета по форме 2-ТП (отходы) по Тюменской области за 2018 год образовалось 1 152 402,17 тонн отходов производства и потребления [9,10,11].
Тюменский Мусоросортировочный завод был построен и запущен еще 17 августа 2018 года. Но на сегодняшний день, завод не работает в полном объеме. Задействовано только около 40 % его возможности (рисунок 2). Проблемой деятельности завод является отсутствие установленных границ у земельного участка и отсутствие проектной документации по использованию этого участка и установленных границ охранной зоны.
ИСК КИуСС ро <«>|ЖГМГХ>Я40ММк91
3 под
Рисунок 2. Местоположение Тюменского мусоросортировочного завода Велижанский тракт 9 км. 18а. Ленинский округ. Тюмень
Проблема утилизации и переработки отходов до сих пор стоит очень остро. Для решения этого вопроса необходимо дальнейшее строительство мусороперерабатывающего или мусоросжигающего завода. Либо реконструкция мусоросортировочного завода с присоединением к нему мусоропереработки.
На сегодняшний день, все таки, лучшим решением будет строительство мусоросжигающего завода. Рассматривая опыт Московской области, где работает 2 таких завода, можно сказать, что это наиболее дешевый и экологически безопасный способ утилизации мусора. Новейшие технологии мусоросжигания не наносят ущерба окружающей среде. Вырабатываемая тепловая энергия позволит переработать ее для выработки электроэнергии, которую можно использовать для нужд города и прилегающих населенных пунктов. Сортировка перед сжиганием позволит использовать на вторичную переработку до 14 % мусора. Если объединить два завода по мусоросортировке и мусоросжиганию, то можно увеличить выход вторичного использования мусора до 40% [12,13].
Для реализации этого проекта, вполне можно использовать территорию Тюменского мусоросортировочного завода, проведя реконструкцию здания. А также необходимо установить границы земельного участка, разработать в соответствии с действующим законодательством проектную документацию и установить границы охранной зоны объекта.
Список литературы
1.Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 503-Ф3 (последняя редакция) 31 декабря 2017 года N 503-ФЗhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286766/
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 N 458-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172948/
3.Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
4. Авилова Т.В., Ознобихина Л.А., Кряхтунов А.В. Анализ современного использования и состояния земель на примере Тюменской области // Московский экономический журнал. 2019.№10.С.10
5. Алёшина Станимира Способы решения проблемы утилизации твердых бытовых отходовhttps://moydom.media/gkh/utilizacii-tbo-2623
6. Ермакова А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона: факторы и тенденции развития (на примере Тюменской области) / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный экономический университет. Тюмень, 2008
7. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В., Ермаков Д.В. Государственная поддержка промышленных предприятий Тюменской области / Агропродовольственная политика России. 2013. №4 (16). С. 15-16.
8. Ознобихина А.О., Ознобихина Л.А. Проблемы качества трансграничных водных ресурсов //Московский экономический журнал.2019.№1.С.8.
9.Информация по отчетности № 2-ТП (отходы) https://tumen.bezformata.com/listnews/informatciya-po-otchetnosti-2-tp-othodi/63886698/
10.Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать https://rusjurist.ru/ekologicheskaya bezopasnost/musornaya-reforma-s-1-yanvarya-chto-nuzhno-znat/
11. Воронин, А.В., Кравченко, Е.Г. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области). Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 9.
12. Структурно-логическая модель формирования стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюм. области)./Кряхтунов А. В., Кравченко Е. Г., Пелымская О. В.//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013, № 2 (50). -С. 34.
13. Galchenko S, Varlamov A and Bogdanova O 2018 Theoretical and methodological foundations for formation of sustainable land management system IOP Conf. ser. Materials Science and Engineering 012141