ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
с©4 политика и право ^d
ГАБИДУЛЛИНА Чулпан Фархатовна,
ассистент кафедры МТЭК Тюменского индустриального университета e-mail: [email protected]
«МУСОРНАЯ» РЕФОРМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Непрерывный рост мусора является глобальной проблемой человечества. Не только в России, но и в мире увеличение числа свалок, отсутствие должного уровня переработки отходов составляют серьезную экологическую угрозу. В этой связи вопрос вывоза и утилизации мусора должен решаться на государственном уровне. В Российской Федерации изменения в области законодательства в отношении отходов вступили в силу с 1 января 2019 г. В настоящей статье автор раскрывает причины, содержание, социально-экономическую специфику и возможные последствия «мусорной» реформы в Российской Федерации как на развитие региональной экономики, так и на показатели уровня и качества жизни россиян.
Ключевые слова: «мусорная» реформа, твердые коммунальные отходы, раздельный сбор отходов, региональные операторы, утилизация мусора, рециклинг, правовое регулирование.
GABIDULLINA Chulpan Farhatovna,
assistant of the Department of MTEK of Tyumen Industrial University
"GARBAGE" REFORM IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: SOCIO-ECONOMIC ASPECTS
Annotation. Continuous growth of garbage is a global problem of mankind. Not only in Russia, but also in the world, the increase in the number of landfills, the lack of an adequate level of waste recycling constitute a serious environmental threat. In this regard, the issue of removal and disposal of garbage should be resolved at the state level. In the Russian Federation, changes in the legislation on waste entered into force on January 1, 2019. In this article, the author reveals the causes, content, socio-economic specifics and the possible consequences of the "junk" reform in the Russian Federation both on the level of development of the regional economy, and on indicators of the level and quality of life of Russians.
Key words: "junk" reform, municipal solid waste, separate collection of waste, regional operators, garbage disposal, recycling, legal regulation.
На сегодняшний день параллельно с ростом населения страны неизбежно повышается уровень потребления. Практически каждый день стремительно развиваются новые технологии производства, позволяю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
щие производить все новые виды товаров. Как следствие, увеличивается объем отходов, производимых населением Российской Федерации. В результате, возникает проблема их утилизации,
которая в настоящее время становится важной задачей, не только в России, но и в мире.
Безусловно, мусор, представляющий собой одну из основных категорий отходов деятельности людей, далеко не всегда имел сугубо негативную окраску. В частности, в древних обществах, когда человек был в значительной степени частью природы, нежели теперь, мусор, производимый им, имел большую экологичность. Однако в условиях современной техногенной цивилизации, вещества, которые выделяют отходы, сильно загрязняют и разрушают окружающую среду. Ситуация осложняется тем, что развитие человечества невозможно остановить, и, как следствие, нельзя сделать производство мусора абсолютно безвредным для биосферы. Так, на современном этапе общество вынуждено искать пути выхода из сложившейся ситуации посредством создания новых технологий производства, позволяющих рационально утилизировать бытовые отходы и пускать их в переработку.
В настоящее время не представляется возможным справиться с постоянным ростом объема мусора без принятия серьезных мер на уровне государства. Проблема образования отходов заключается в том, что современная российская промышленность имеет высокий уровень ресур-соемкости и большой процент образования отходов производства. [16, с. 52]. С 2018 г. вводится полный запрет на захоронение перерабатываемых отходов, в частности на бумагу и стекло. Необходимо отметить, что в Российской Федерации пока не создана структура для их переработки и сортировки, а большая часть полигонов переполнена и находится в аварийном состоянии [10, с. 13]. Кроме того, использование (утилизация) и обезвреживание отходов - технологически сложное и экономически невыгодное дело [16, с. 52]. В этой связи необходимо разработать способы мотивации населения, сформировать комфортные и доступные условия для реализации этого важного мероприятия, устранив, тем самым, социальные и экономические препятствия на пути борьбы с массой и последствиями отходов человеческой деятельности. Не только в России, но и во многих промышленно развитых странах за последние десятилетия политика в области управления отходами подвергается существенным изменениям и ориентирована на снижение их количества, на развитие методов их максимального использования [15]. С 1 января 2019 г. российские регионы перешли на новую систему обращения с отходами. Как отмечается в СМИ, с этого времени задействована «мусорная реформа», предусматривающая новый порядок утилизации твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) [11]. В этой связи большое значение приобретает
вопрос анализа содержания «мусорной реформы» в России, ее социальной и экономической специфики, в частности, тех последствий, к которым приведет ее введение (к примеру, рост тарифов, необходимость закупки дорогостоящего мусоросжигательного оборудования, строительство заводов по утилизации отходов, расходы на систему раздельного сбора мусора в государственном масштабе и проч.).
Однако в первую очередь необходимо ответить на вопрос о причинах «мусорной» реформы в стране. Первой причиной реформы по утилизации отходов является стремительный рост их числа на территории Российской Федерации. По сообщению законодательного Комитета, занимающегося реализацией «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [1], в России на сегодняшний день находится свыше 30 млрд т твердых бытовых отходов, в то время как перерабатывается всего около 10%, а остальное лишь складируется на полигонах [13]. В свою очередь, территории таких свалок с каждым годом увеличиваются. Академик РАН В. Осипов приводит еще меньшую цифру переработки отходов, составляющую сегодня лишь 5% [14].
Второй причиной, по мнению депутата Московской городской Думы Н. Зубрилина (фракция КПРФ), были безнадёжно устаревшие технологии обращения с мусором. Мусорные свалки на полигонах только в Московском регионе едва не привели к экологической катастрофе. В частности, под Волоколамском от мусорных газов пострадали дети, тяжелое положение сложилось в Южном и Юго-Восточном округах Москвы, а также в Балашихе, Люберцах и во многих других районах Подмосковья [14]. При этом вывозить мусор в соседние регионы не представляется возможным, так как желающих принимать его практически нет. Даже строительство 200 мусоросжигательных заводов, о чем говорил В.В. Путин на декабрьской пресс-конференции (2018 г.) [8], не является новшеством в технологическом аспекте.
Третьей причиной «мусорной» реформы было устаревшее законодательство в области борьбы с мусором, которое фактически не изменялось с 90-х годов прошлого века. В частности, для того, чтобы понять причины отсутствия в столице контейнеров для раздельного сбора пластика, стекла и бумаги, необходимо обратиться к законодательству более чем 20-летней давности. В 1998 г. в России вступил в силу ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» [2], крайне необходимый в то время. Главной целью его принятия было выведение из теневого сектора экономики системы обращения с мусорными отходами. В частности, настоящим Законом устанавлива-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
лись правила контрольно-надзорной деятельности, соответствие санитарным нормам и природоохранному законодательству. Важно отметить, что в нем отсутствовали какие-либо экономические показатели и положения о создании стимулов для сокращения образования отходов, введении системы их раздельного сбора и создании мусо-роперерабатывающих производств. При этом, со времени принятия данного Закона прошло уже более 20 лет, объемы мусора сильно возросли (в среднем по России его количество увеличивается на 3% в год). Кроме того, остро стоит проблема утилизации отходов в крупных российских городах, особенно в столице, где плотность населения чрезвычайно высока: свыше 19.8 млн человек, проживающих здесь, производят ежегодно 11 млн т твердых коммунальных отходов [17]. В свою очередь, те полигоны, на которые свозился мусор еще с советских времен, на сегодняшний день уже переполнены.
В этой связи Н. Колдобская отмечает, что если к концу 80-х годов ХХ в. процент вторичной переработки твёрдых коммунальных отходов составлял около 20% и функционировало свыше 5 тыс. пунктов сбора вторсырья, то после распада СССР эта система была разрушена [14]. В результате, в Москве т.н. рециклинг (переработка отходов) составляет только от 5 до 7%, а в целом в стране ситуация обстоит гораздо хуже. Кроме того, среди отходов, производимых каждым отдельным человеком, возрастает число упаковок, бутылок, старой электрической техники, батареек, люминесцентных ламп и т.п., т.е. мусора, нуждающегося в переработке. В России действует только один завод такого профиля в г. Челябинске, в работе которого часто возникают перебои, а налаженных программ по утилизации бытовой техники в настоящее время не существует.
Четвертая причина - рост в крупных российских городах нелегальных свалок мусора. Так, согласно статистике, на одну легальную свалку приходится две нелегальные [17], что может обернуться экологической катастрофой. Жители мегаполисов, например москвичи, пытаясь вести борьбу со свалками отходов, стихийно возникающими вблизи их домов, часто не находят поддержки со стороны властей. Во многом это объясняется тем, что, признав незаконность свалки, город как собственник земли обязан ее рекультивировать, что представляет собой весьма затратное мероприятие. Это является не только причиной, но и тем обстоятельством, которое способно замедлить ход «мусорной» реформы. Ведь на сегодняшний день в Российской Федерации существует 1920 официально зарегистрированных полигонов накопления отходов, 16.000 разрешённых свалок и ещё 31.000 нелегальных свалок.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Вследствие этого огромная масса мусора непрерывно разрастается, приближаясь к местам проживания людей.
Все эти причины представляют серьезную угрозу для экологии страны и являются свидетельством того, что «мусорная» реформа необходима. Ситуация обостряется также ростом массовых протестов, в частности, связанных со строительством мусоросжигательных заводов вокруг Москвы, полигоном «Ядрово» в Волоколамском районе Московской области. Осознавая, что недовольство граждан положением с утилизацией отходов может возрастать, правительство вынуждено было выдвинуть проект «мусорной» реформы.
В настоящее время в России действуют несколько правовых актов, посредством которых регулируются вопросы отходов. Это - ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5], не претерпевший существенных изменений за предшествующий год, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов. данным документом утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности. Кроме того, действует ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4], в который в 2018 г. были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состояние окружающей среды. Наконец, ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [3], согласно которому с 2018 г. санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ. Следует отметить, что наибольшее значение в рамках вопроса вывоза и утилизации отходов имеет ФЗ от 24.06.1998 № 89 (с изм. и доп.) «Об отходах производства и потребления» [2]. Вступившие в силу поправки к этому Федеральному закону и стимулировали задействование кардинальных преобразований в данной сфере. В соответствии с его положениями можно заключить, что Правительство РФ стремилось создать современные мусо-роперерабатывающие заводы, так как это позволило бы решить проблему утилизации отходов. Вследствие этого свалки и полигоны должны быть ликвидированы, а ответственность за переработку отходов легла бы на владельцев земельных участков. Таким образом, те, кто владеет землей, вынужден будет самостоятельно оплачивать услуги уборки территории от ТКО. Однако введение «мусорной» реформы вносит ряд существенных изменений в действующее законода-
тельство. В частности, она предполагает, что во всех субъектах Российской Федерации приступят к работе региональные операторы, задачей которых будет управление мусорными потоками на основании территориальных схем и региональных программ. К этому моменту Минприроды России должно будет принять решение о том, какие практики сбора, сортировки и переработки отходов являются наилучшими. Усилиями операторов осуществляется как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, так и их утилизация. Согласно законодательству Российской Федерации, они несут ответственность за отведенную им территорию. Выбор этих операторов осуществляется на конкурсной основе из числа предприятий, принимающих участие в тендере на предоставление данной услуги государству. Как отмечают специалисты, у многих граждан бытует мнение о «формальности» проводимых конкурсов [12, с. 16]. Бесспорно, такая работа должна проходить под пристальным контролем органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, важным социально-экономическим отличием от прежней ситуации в области вывоза и утилизации твердых бытовых отходов является то, что раньше они были жилищной услугой, тарифы на которую устанавливали ТСЖ или управляющие компании. С 1 января 2019 г. переработка ТКО стала одной из услуг для населения, и тарифы на пользование ею регулируются государство. В результате, в ежемесячных платежах граждан появится новая отдельная строка, аналогичная, например, регулярно получаемым счетам за отопление или газоснабжение. Отдельно следует отметить, что отказаться от данной услуги будет невозможно. В частности, по ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2] все организации и владельцы жилой недвижимости будут обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет переработку ТКО. Представляет интерес тот факт, что даже, если отходы граждан расходуются на фундамент строящегося дома, они будут обязаны заплатить по установленному тарифу. Таким образом, последствия реформы приведут к повышению расходов населения, не только проживающего в квартирах, но также загородных домах, на дачах, в коттеджах, а также членов садоводческих объединений и гаражных кооперативов.
Что касается размера оплаты за услуги переработки ТКО, то он будет рассчитываться на основании количества проживающих жильцов в квартире или доме. Таким образом, формулу, по которой будет исчисляться оплата, можно представить следующим образом: Цена = Норматив * Количество жильцов * Установленный тариф за
куб. При этом, последняя составляющая данной формулы будет различной в зависимости от типа жилья. Так, например, для загородного дома, коттеджа или квартиры будут предусмотрены разные тарифы. Если говорить о льготах на оплату за вывоз и переработку мусора, то они будут доступны исключительно тем гражданам, кто уже обладает таким правом на иные ЖКУ. В случае заключения договора садоводческого общества с региональным оператором тариф будет рассчитываться, исходя из количества членов объединения. Если дача имеет статус жилого строения, то ее собственник может самостоятельно принять решение относительно того, заключать ли ему договор напрямую с оператором, предоставляющим услуги, либо с самим садоводческим обществом. «Мусорная» реформа является не только расходной, но и всеобъемлющей для граждан, так как в соответствии с ней оплату за вывоз и переработку отходов обязаны вносить даже владельцы нежилых строений, имеющих статус «с правом проживания».
С точки зрения Правительства РФ, «мусорная реформа» предусматривает такую систему тарификации за услуги вывоза и утилизации мусора, которая удовлетворит как граждан, так и операторов, так как для первых она не будет являться слишком расходной статьей бюджета, а для вторых создаст экономически выгодные условия работы. Однако следует учитывать, что тарифы за услугу утилизации мусора для разных регионов страны будут варьироваться. В частности, эксперты прогнозируют повышение цен на вывоз ТКО для граждан в несколько раз. В частности, каждый рядовой гражданин должен будет платить от 200 до 350 руб. ежемесячно. Следовательно, семье, состоящей из четырех человек, необходимо будет выделить из своего бюджета на оплату вывоза и утилизации мусора от 800 до 1400 руб.
Неопределенным элементом в рамках данной услуги является возраст граждан, с которого они обязаны оплачивать вывоз и переработку мусора. Кроме того, неясными остаются основания установления правительством различных тарифов для регионов и городов. В частности, В. Бурматов, занимающий должность главы Комитета по охране окружающей среды, отмечал, что в Туруханской технологической зоне Красноярского края стоимость тарифа на данную услугу имеет тенденцию к увеличению в десятки раз. Следовательно, после вступления в силу «мусорной» реформы семья из трех человек вынуждена будет платить сумму около 12.000 руб. [13]. Это объясняется тем, что в установленные тарифы будет входить стоимость разноцветных контейнеров, предназначенных для разных видов отходов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Кроме того, значительный объем средств, необходимых для оплаты услуги по вывозу и утилизации мусора, пойдет на строительство перерабатывающих заводов. Экономическая сторона вопроса определяется также необходимостью федерального центра затратить средства не только на разработку, но и на реализацию новых мер поддержки переработчиков вторсырья, а также просветительских мероприятий, направленных на формирование культуры раздельного сбора мусора в стране.
Говоря о социально-экономических аспектах «мусорной» реформы, нельзя не согласиться с мнением экспертов относительно того, что бытовые отходы далеко не всегда бесполезны, часто представляют собой нечто ценное (например, бумага, металл, пластик, дерево и проч.) [14]. Так как такой мусор является потенциальным товаром, при правильной его утилизации из него можно извлекать прибыль. В этой связи целесообразным было упорядочить данный процесс посредством создания, напр., хозяйственных структур, которые занимались бы переработкой мусора, при этом, контрольный пакет акций этих предприятий находился бы в руках государства. Заметим, проект «мусорной» реформы предопределяет рост необоснованных поборов с жителей за вывоз отходов. Таким образом, «мусорная реформа» превращается в очередной бизнес-проект конкретных чиновников. Кроме того, эксперты дают негативные прогнозы относительно влияния «мусорной» реформы на рынок рециклинга, так как фактически ее реализация будет способствовать разрушению формировавшихся длительное время региональных практик. Это объясняется тем, что решения, оказывающие влияние на рынок переработки отходов, принимаются на уровне регионов. При этом, необходимо учитывать тот факт, что чиновники на местах далеко не всегда делают выбор в пользу дорогостоящего раздельного сбора мусора.
Не только в провинциальных, но и в крупных городах осуществление «мусорной» реформы может затормозиться отсутствием программ в области обращения с отходами. Примером может служить Санкт-Петербург, где действует только госпрограмма «Благоустройство и охрана окружающей среды» [6], в которой не содержится никаких положений относительно внедрения системы раздельного сбора отходов (РСО). Территориальная схема, разработанная в 2016 г., также не предусматривает указаний о переходе к обязательной сортировке и переработке вторсырья [9]. Несмотря на то что в данный документ были внесены изменения от 28 февраля 2019 г., о внедрении системы раздельного сбора отходов (РСО) упоминается только в соглашении между властями
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
Санкт-Петербурга и новым региональным оператором - городским унитарным предприятием. В частности, отмечается что переход на систему РСО должен проходить поэтапно. Более конкретного хода и результата реформы данный документ не предусматривает. Наряду с
этим в Санкт-Петербурге благодаря усилиям волонтеров и предпринимателей уже сформировалась система РСО. В частности, субъекты малого и среднего бизнеса договариваются с жильцами, управляющими компаниями и ТСЖ, устанавливают рядом с многоквартирными домами контейнеры для вторсырья, после чего продают пластик, макулатуру, стекло и другие отсортированные отходы переработчикам.
Безусловно, действия представителей малого и среднего бизнеса с экономической точки зрения более выгодны населению. Однако они идут вразрез с федеральным законодательством, которое фактически может поставить придомовое РСО под угрозу закрытия. Это связано с тем, что региональные операторы могут запретить другим компаниям выстраивать на контейнерных площадках систему раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Это существенно осложнит задачу заготовителей вторсырья, так как им придется искать пути выхода из ситуации. К таковым можно отнести доказательство при помощи паспортов отходов и протоколов биотестирования того факта, что они занимаются сбором не ТКО, а например, отходов от использования товаров (ОИТ). Однако изменения, внесенные в ФЗ «Об отходах производства и потребления» [2], а также введение термина «ОИТ» допускают накопления вторсырья только вне контейнерных площадок. В то же время в некоторых областях России еще с 2018 г. действовала региональная программа по утилизации мусора, например в Калининградской области [7]. При этом в документе содержатся целевые показатели, связанные с развитием системы РСО. В частности, согласно документу, доля твердых коммунальных отходов, превратившихся во вторичное сырье на контейнерных площадках, должна увеличиться в регионе с текущих 3 до 10% к 2025 г. При этом региональным оператором стало новое государственное предприятие Калининградской области, а в ее нормативно-правовой базе прописана роль действующих игроков рынка рециклинга, наделенных статусом операторов по обращению с отходами.
Таким образом, можно заключить, что «мусорная» реформа является, с одной стороны, необходимой мерой, направленной на борьбу с ростом свалок в стране и способствующей предотвращению экологической катастрофы. Безусловно, для реализации этой цели требуется зани-
маться раздельным сбором и последующей переработкой мусора, в особенности, твердых бытовых отходов (например, картон, бумага, металл, дерево). В переработке особенно нуждается пластик, отходы которого представляют глобальную экологическую проблему. С другой стороны, несмотря на оправданность «мусорной» реформы, от ее введения сильно пострадает бюджет российских граждан. Неравномерность тарифов по разным городам и регионам определяет несправедливость реформы в отношении каждого конкретного гражданина страны. Большинство людей не производит такого количества отходов, утилизация которых требовала бы столь значительных материальных затрат. Во многом стоимость услуги на вывоз и утилизацию мусора определяется стремлением правительства окупить вложения в строительство мусороперерабатывающих заводов. Кроме того, «мусорная» реформа может отрицательным образом сказаться на рынке рециклинга в Российской Федерации.
Несмотря на изменения в законодательстве в отношении утилизации отходов, определенное время необходимо будет продолжать их захоронение, так как для быстрой реализации положений реформы может не хватить производственных мощностей. Кроме того, к выбору мест для мусорных полигонов и внедрения новых технологий работы с мусором следует подходить с научной точки зрения. В этом случае можно существенно повысить эффективность «мусорной» реформы и, как следствие, улучшить экологию и здоровье людей.
Отметим, что если данная реформа как одна из составляющих социально-экономических преобразований на уровне субъектов Российской Федерации оправдает себя, то мы получим в конечном счете тот искомый набор социальных благ, который в наибольшей степени удовлетворяет общественным интересам в контексте повышения уровня и качества жизни населения региона [9, с. 21].
Список литературы:
[1] Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215668/ (дата обращения: 01.07.2019).
[2] ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (послед. ред.) «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19109/ (дата обращения: 01.07.2019).
[3] ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (послед. ред.). «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 01.07.2019).
[4] ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (послед. ред.) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 01.07.2019).
[5] ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (послед. ред.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_113658/ (дата обращения: 01.07.2019).
[6] Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г. № 487 (с изм. на 28.02.2019). «О государственной программе Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге"» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// docs.cntd.ru/document/822403594 (дата обращения: 01.07.2019).
[7] Постановление Правительства Калининградской области от 22.06.2018 N 365 «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калининградской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc;base=RLAW04 4;n=82333#07111854025834632 (дата обращения: 01.07.2019).
[8] Полный текст пресс-конференции Президента Российской Федерации Владимира Путина, 20 декабря 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://infoabad.com/v-mire/polnyi-tekst-pres-konferenci-vladimira-putina-20-dekabrja-2018-goda.html (дата обращения: 01.07.2019).
[9] Баркенхоева Р.А. Повышение уровня и качества жизни населения как доминанта регионального развития // Вестник АГУ. Сер. 5: Экономика. - 2017. - Вып. 1 (195). - С. 13 - 22.
[10] Булатова Е.Р. Совершенствование утилизации твердых коммунальных отходов в Ставропольском крае // Молодежь и актуальные проблемы современной науки: материалы Росс. науч.-практ. конф. / под ред. О.Б. Бигдая. - Ставрополь, 2018. - Т. I. - С. 13 - 15.
[11] Вылегжанина У. ПЭТ-проблема. Рынок рециклинга в регионах не будет развиваться без корректировки «мусорной» реформы // Росс. газ. - Экономика Северо-Запада. 28.08. 2018. № 189 (7652) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2018/08/28/reg-szfo/chto-meshaet-szfo-perejti-na-novuiu-sistemu-obrashcheniia-s-othodami.html (дата обращения: 01.07.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
[12] Жилякова В.В. Проблематика введения мусорной реформы на территории Российской Федерации // Образование и право. - 2019. - № 4. - С. 14 - 17.
[13] Заворотный М. Мусорная реформа 2019 года: что нас ждет? 06.01.2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www. allremont59.ru/news/musornaya-reforma-2019-goda-chto-nas-zhdet.html (дата обращения: 01.07.2019).
[14] Мелитонян Ю. «Мусорная реформа» как способ грабежа народа. 22.02.2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://msk.kprf. ru/2019/02/22/108590/ (дата обращения: 01.07.2019).
[15] Рахметуллина Ш.Ж. Управление отходами как фактор улучшения экологической ситуации в регионе // Восточно-Европейский научный журнал. 06.04.2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://eesa-journal.com/2017/04/06/ upravlenie-otxodami-kak-faktor-uluchsheniya-ekologicheskoj-situacii-v-regione/ (дата обращения: 01.07.2019).
[16] Семенюк Е.В., Катункина Е.В. «Мусорная» реформа. Цели и проблемы ее осуществления // Актуальные вопросы юриспруденции: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 52 - 55 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-praktich/ sektsiya-5-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo/musornaya-reforma-tseli-i-problemy-eye-osushchestvleniya/ (дата обращения: 01.07.2019).
[17] Спецпроект «Ъ»: Грязь большого города. 23.01.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ruslom.com/spetsproekt-gryaz-bolshogo-goroda/ (дата обращения: 01.07.2019).
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 N 176 «O Strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[2] FZ ot 24.06.1998 N 89-FZ (posled. red.) «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[3] FZ ot 30.03.1999 N 52-FZ (posled. red.). «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22481/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
[4] FZ ot 10.01.2002 N 7-FZ (posled. red.) «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[5] FZ ot 04.05.2011 N 99-FZ (posled. red.) «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_113658/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[6] Postanovlenie Pravitel'stvo Sankt-Peterburga ot 17 iyunya 2014 g. № 487 (s izm. na 28.02.2019). «O gosudarstvennoj programme Sankt-Peterburga "Blagoustrojstvo i ohrana okruzhayushchej sredy v Sankt-Peterburge"» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://docs.cntd.ru/ document/822403594 (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[7] Postanovlenie Pravitel'stva Kaliningradskoj oblasti ot 22.06.2018 N 365 «Ob utverzhdenii regional'noj programmy v oblasti obrashcheniya s othodami, v tom chisle s tverdymi kommunal'nymi othodami, na territorii Kaliningradskoj oblasti» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;b ase=RLAW044;n=82333#07111854025834632 (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[8] Polnyj tekst press-konferencii Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina, 20 dekabrya 2018 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://infoabad.com/v-mire/polnyi-tekst-pres-konferenci-vladimira-putina-20-dekabrja-2018-goda. html (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[9] Barkenhoeva R.A. Povyshenie urovnya i kachestva zhizni naseleniya kak dominanta regional'nogo razvitiya // Vestnik AGU. Ser. 5: Ekonomika. - 2017. - Vyp. 1 (195). - S. 13 - 22.
[10] Bulatova E.R. Sovershenstvovanie utilizacii tverdyh kommunal'nyh othodov v Stavropol'skom krae // Molodezh' i aktual'nye problemy sovremennoj nauki: materialy Ross. nauch.-prakt. konf. / pod red. O.B. Bigdaya. - Stavropol', 2018. - T. I. - S. 13 - 15.
[11] Vylegzhanina U. PET-problema. Rynok reciklinga v regionah ne budet razvivat'sya bez korrektirovki «musornoj» reformy // Ross. gaz. -Ekonomika Severo-Zapada. 28.08. 2018. № 189 (7652) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://rg.ru/2018/08/28/reg-szfo/chto-meshaet-szfo-perejti-na-novuiu-sistemu-obrashcheniia-s-othodami. html (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[12] Zhilyakova V.V. Problematika vvedeniya musornoj reformy na territorii Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 4. - S. 14 - 17.
[13] Zavorotnyj M. Musornaya reforma 2019 goda: chto nas zhdet? 06.01.2019 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www. allremont59.ru/news/musornaya-reforma-2019-
goda-chto-nas-zhdet.html (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[14] Melitonyan Yu. «Musornaya reforma» kak sposob grabezha naroda. 22.02.20l9 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://msk.kprf. ru/2019/02/22/108590/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[15] Rahmetullina Sh.Zh. Upravlenie othodami kak faktor uluchsheniya ekologicheskoj situacii v regione // Vostochno-Evropejskij nauchnyj zhurnal. 06.04.2017 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://eesa-journal.com/2017/04/06/ upravlenie-otxodami-kak-faktor-uluchsheniya-ekologicheskoj-situacii-v-regione/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
[16] Semenyuk E.V., Katunkina E.V. «Musornaya» reforma. Celi i problemy ee
osushchestvleniya // Aktual'nye voprosy
yurisprudencii: sb. nauch. tr. po itogam Mezhdunar.
nauch.-prakt. konf. 2017. S. 52 - 55 [Elektronnyj
resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://izron.ru/
articles/aktualnye-voprosy-yurisprudentsii-sbornik-
nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-
nauchno-praktich/sektsiya-5-prirodoresursnoe-
pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo/
musornaya-reforma-tseli-i-problemy-eye-
osushchestvleniya/ (data obrashcheniya:
01.07.2019).
[17] Specproekt «"»: Gryaz' bol'shogo goroda. 23.01.2018 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://ruslom.com/spetsproekt-gryaz-
bolshogo-goroda/ (data obrashcheniya: 01.07.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019