ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
О. Г Соколова
М. В. Полежаева
Е. В. Чухарева
УДК: 67.08; 338.012 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10095
Формирование модели управления твердыми коммунальными отходами
Статья посвящена актуальной теме — формированию модели системы управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С каждым годом все более актуальной для России становится проблема образования и размещения твердых коммунальных отходов, объемы которых постоянно увеличиваются. Ежегодно в России образуется более 70 млн тонн ТКО, при этом только 7% из них утилизируется, 90% отходов размещается на полигонах и несанкционированных свалках, что приводит к выведению из оборота земельных площадей, загрязнению почв, грунтовых вод и выделению в атмосферу вредных газов.
Для решения данной проблемы в статье предлагается использовать положительный зарубежный опыт с учетом отечественной нормативной базы. На основе системного, процессного и логистического подходов авторами предложена структурно-функциональная модель системы управления процессом обращения с ТКО, результатом функционирования которой станет снижение негативного влияния отходов на окружающую среду путем преобразования части отходов во вторичные материалы и энергетические ресурсы.
Ключевые слова: модель, управление отходами, твердые коммунальные отходы, методы обращения с отходами
Введение
Проблема управления твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России стоит очень остро, о чем в Послании Федеральному Собранию говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин Так, ежегодно россияне производят более 70 млн тонн ТКО, из которых только 7% утилизируются согласно нормам. Большая часть твердых коммунальных отходов образует несанкционированные свалки. Самые крупные из них находятся в Московской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской, Свердловской, Томской и Челябинской областях [13; 14]. Захоронение отходов без предварительной сортировки, переработки на полигонах приводит к выведению из оборота земельных площадей, загрязнению почв и грунтовых вод и выделению в атмосферу вредных газов.
Твердые коммунальные отходы есть проявление экономического потребления, связанного в конечном счете с человеком [29]. Поскольку в России отрасль переработки ТКО находится в стадии становления, целями данной статьи является изучение положительного опыта других стран
© Соколова О. Г., 2019 © Полежаева М. В., 2019 © Чухарева Е.В, 2019
для применения его при формировании отечественной эффективной системы управления отходами, а также обоснование использования системного, процессного и логистического подходов при управлении процессом обращения с ТКО.
Методы исследования
Исследование основано на комплексе общенаучных методов: абстрактно-логическом, анализе, синтезе, монографическом, системном методе. Из специальных методов отраслей науки были использованы: сравнительно-правовой, статистический.
Анализ зарубежного опыта процесса обращения с отходами
Сегодня в странах Евросоюза (ЕС), Японии и США развивается принципиально новая «безотходная» философия отношения к ТКО, в соответствии с которой нельзя отправлять на захоронение отходы, которые можно сжечь, и нельзя сжигать мусор, который можно переработать [12].
В директиве Европейского союза «2008/98/ЕС» [31] установлена система методов управления ТКО, которая включает в себя шесть уровней иерархии (рисунок 1).
Предпочтительность методов обращения с мусором, с точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую среду, показана по мере движения сверху вниз (от шестого уровня к первому).
6 уровень
предотвращение
5 уровень
4 уровень
3 уровень
2 уровень
минимизация (reduce)
повторное использование (reuse)
переработка (recycle)
1 уровень
Рисунок 1. Иерархия методовобращенияс отходами
Предотвращение образованияотходов,находящееся наверхнемуровнеие-рархииявляетсянаиболеерациональнымметодом,реализациякоторогонаходит отражение в концепции бережливого производства. Все материалы, используемые для создания продукта,должныподвергатьсябиологическому разложению или
подлежать вторичной переработке после использования.
Далее следует минимизация образования отходов.
Следующий уровень — переработка — основа управления отходами в ЕС, что отражено в «Директиве об отходах» от 2008 года. Когда ТКО удовлетворяют определенным критериям, они превращаются в побочный продукт, приобретают определенную стоимость, и возвращаются в производственный цикл. Такие критерии разработаны в отношении макулатуры, отходов стекла, пластмасс, черных и цветных металлов, биоразлагаемых отходов (в основном пищевых). Набирают темпы переработка пластиковой и алюминиевой тары, стекла, восстановление шин легковых машин, электронного хлама, извлечение и утилизация опасных отходов из отживших свое транспортных средств, холодильников и другого оборудования. В настоящее время в странах ЕС 15% шин для легковых машин произведены из вторичного сырья, при этом производственные издержки на 20% ниже, чем при изготовлении их из сырья первичного [16; 30].
Эффективность переработки определяется качеством сортировки, которую производят субъекты — отходообразователи, что позволяет обеспечить высокое качество сырья и охват источников производства ТКО [28].
В Европе, где не хватает энергоресурсов, переработка мусора превратилась в выгодный бизнес. По выработке электроэнергии Швеция лидирует в ЕС, сжигая 48,6% отходов. На свалки отправляется только 4% мусора, остальной в результате переработки обеспечивает 20% объемов центрального отопления. Сегодня в стране более 30 мусоросжигательных заводов. В 2016 году для получения энергии было сожжено 2,3 млн тонн ТКО, часть которых импортирована из Норвегии, Великобритании и Ирландии [16].
Размещение отходов на полигонах должно сводиться к минимуму. Например, процент захоронения ТКО на полигонах в Германии близок к нулю [27].
Основой системы управления отходами (СУО) в ЕС служит Концепция управления отходами и провозглашенные в ней принципы устойчивого развития применительно к СУО.
1. Соблюдение иерархии обращения с отходами (приоритетности).
2. Принцип близости. Например, ряд стран ЕС практикует установку автоматов по сбору пластиковой тары в сетях розничной торговли. Результатом является вторичное использование 60—70% от общего объема пластиковой тары [16].
3. Принцип «загрязнитель платит».
4. Принцип ответственности производителя, бремя переработки и утилизации продукции перекладывается на производителя [19].
Следует отметить, что почти 3-кратное увеличение объемов вторичного использования отходов произошло в ЕС примерно за 15 лет [1].
В иерархии управления отходами преобразование мусора в энергию находится ниже уровня утилизации и компостирования, но выше уровня всех видов свалок. Однако 69% ТКО в Японии сжигается с применением самой современной технологии — плазменной газификации. Несгораемый мусор, переработка которого невозможна, а сжигание вредит окружающей среде, отправляется на экспорт
(чаще всего на Филиппины). К таким отходам относятся аэрозоли, батарейки, токсичный и опасный мусор. В дальнейшем осуществляется захоронение отходов.
Сжигание мусора решает проблему отсутствия территорий для захоронения ТКО, способствует образованию новых земель (острова из мусора), является источником производства электроэнергии.
Принцип предотвращения отходов — один из приоритетных для Японии. В обществе распространена идея «моттаинай» (на русский язык переводится как «расточительство»), которая гласит: «Не выкидывай, пока не использовал полностью» [10].
В США реализуется программа «3R — Reduce, Reuse and Recycle» (пер. с англ. — «Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать»). Ее цель — к 2021 году перерабатывать 20 млн тонн мусора в год.
Что касается «Уменьшения потребления», в ряде штатов законодательно запрещена упаковка из быстро неразлагающихся компонентов.
Следующий принцип, «Использовать снова», активно реализовывается в США. В штате Орегона семь местных пивоварен договорились продавать пиво в стандартных бутылках объемом 500 мл и 12 унций (354 мл). Это будут более тяжелые и прочные бутылки, которые можно использовать 40—50 раз. На бутылки будут наносить специальную маркировку — «Повторное использование» и «Пожалуйста, верните». Для потребителей возврат тары не будет иметь никаких сложностей. Вторичные бутылки они смогут сдать в продуктовых магазинах, где принимают и одноразовую стеклотару.
На сегодняшний день в США переработке подвергается 35% ТКО, 16% сжигается, остальное — около половины — вывозится на мусорные полигоны. Зачастую, рядом с ними функционируют предприятия по уничтожению мусора путем превращения его в сжиженный газ; в день выходит 13 м3 сжиженного газа [15].
Принцип «Загрязнитель платит» реализуется через ценообразование: «Больше отходов — выше цена утилизации».
Годовой оборот утилизации ТБО в Америке оценивается в 55—60 млрд долларов. Рыночная конъюнктура способствовала сокращению до 20% доли муниципальных предприятий и росту числа частных компаний [11].
Таким образом, в развитых странах основными направлениями обращения с отходами являются: предотвращение их образования, вторичное использование и переработка.
На снове анализа статистических данных на рисунке 2 представлена структура используемых методов обращения с отходами в Европе, США, Японии и России в 2016 году. Исследование показывает, что по количеству ТКО, подвергаемых рециклингу, Российская Федерация значительно отстает от развитых стран, но лидирует по количеству отходов, отправляемых на захоронение, поэтому решение «мусорной» проблемы для России является одной из основных на современном этапе.
В Российской Федерации вопросы управления отходами регулируются рядом нормативно-правовых документов [7—9; 17; 23—27].
13 январе 2019 года, Презндентом Российской Федерации В.В. Путнным был подписан документ о создании единого мусорного оператора страны «Российского экоозгическдшоператорд», который и форме госууа°ственной п^личнцопдавовой компании базируется в Москве [21].
100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%
17 21 16 28
30 33 25
31
28
50
44
24 18
18
49
32
18
23
22
37
20,8
69
12,2
33,5
49
16
90
У У У
о/ У
о©
■ захоронение сжигание I переработка ■ компостирование
Рисунок 2. Структура обращения с отходами в Европе, США, Японии, России в 2016 году
При реализации «мусорной» реформы приоритетным направлением становится создание модели управления процессом обращения с ТКО на основе системного и процессного подходов. Именно эти подходы лежат в основе менеджмента качества [2—6].
Описание модели управления твердыми бытовыми отходами
Процесс формирования модели управления рассматриваемой системы включает в себя четыре этапа:
— фомулирование цели управления ТКО;
— посроение структурно-функциональной модели управления, распределение задач, функций, полномочий и ответственности каждой из подсистем, выделение бизнес-процессов;
— определение принципов функционирования;
— обоснование критериев эффективности и ограничений данной системы и выделенных в ней подсистем — показателей, определяющих результативность функционирования системы управления ТКО.
На рисунке 3 представлена предлагаемая структурно-функциональная модель системы управления процессом обращения с ТКО в Российской Федерации, основной целью функционирования которой является сокращение экологического
следа человека, путем преобразования части отходов во вторичные материалы и энергетические ресурсы.
Рисунок 3. Структурно-функциональная модель системы управления процессом обращения с ТКО
В модели выделено две подсистемы управления: Федерального уровня, представленная Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Российским экологическим оператором, и регионального уровня управления.
Основные функции Российского экологического оператора заключаются в формировании системы обращения с ТКО; предотвращении вредного воздействия мусора на здоровье человека и окружающую среду; осуществлении контроля за переработкой мусора.
Учредителем Российского экологического оператора выступает Министерство природных ресурсов. Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, положение о котором утверждено Правительством Российской Федерации. В его состав входят вице-премьер, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, министр строительства и ЖКХ Российской Федерации, министр промышленности и торговли Российской Федерации и генеральный директор компании. Правительство Российской Федерации назначает на три года членов наблюдательного совета и его председателя [18].
Создание госкомпании по переработке мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей. Еще 225 млрд рублей в проект должны вложить частные компании [20].
Подсистема на региональном уровне состоит из уполномоченных органов государственной власти региона и региональных операторов; бизнес-процессов; поставщиков сырья и готовой продукции.
Губернатор несет личную ответственность за проведение «мусорной реформы» в регионе. Уполномоченные органы местной государственной власти, выбирают подрядную организацию, которая формирует территориальную схему обращения с ТКО. Минприроды России разработало специальный проект, где детально описаны требования к территориальным схемам обращения ТКО, их составу и содержанию. Документ утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и согласуется с Росприроднадзором. Региональная схема является правовой основой для всей работы по обращению с отходами на территории субъекта Российской Федерации. Сведения регионов войдут в единую электронную карту системы обращения с отходами в России, которая, как говорилось ранее, будет сформирована Российским экологическим оператором. Министерство энергетики и ЖКХ региона на конкурсной основе выбирает, а затем контролирует работу региональных операторов, каждый орган — по своему направлению: Министерство энергетики и ЖКХ — качество услуг; Региональная энергетическая комиссия — уровень тарифов.
В России на сегодняшний день нет единой системы расчета тарифов за вывоз мусора. Например, для Московской области, расчет производится в зависимости от площади жилого помещения; в Свердловской области плата за вывоз мусора зависит от количества человек, прописанных в квартире или частном доме. В структуре платежей за услугу по обращению с коммунальными отходами учтены расходы на сбор, транспортировку и захоронение отходов, плата за негативное влияние на окружающую среду, инвестиционная составляющая, которая позволит создавать и развивать мусороперерабатывающую и мусоросор-тировочную инфраструктуру и другие затраты [18].
Региональный оператор — ключевое лицо в реализации территориальной схемы обращения с отходами. В его обязанности входит обеспечение перехода на новую систему регулирования деятельности по обращению с ТКО; заключение договоров с поставщиками мусора (организациями, управляющими компаниями или с частными лицами) и подрядными организациями, оказывающими услуги по сбору и транспортировке, обработке, обезвреживанию, утилизации, компостированию, захоронению ТКО; ликвидация свалок. Он обязан действовать в соответствии с региональной программой обращения с отходами. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз.
Подсистема поставщиков сырья представлена организациями, управляющими компаниями, домохозяйствами — производителями ТКО. На этом уровне происходит сбор отходов, накопление, что включает в себя ответственность за содержание контейнерных площадок. В модели также выделена сортировка мусора, которая в дальнейшем будет закреплена в данной подсистеме. Кроме того, при обнаружении несанкционированных свалок региональный оператор обязует хозяина территории ликвидировать их, если предписание не выполнено, оператор
сам убирает мусор, но хозяин территории компенсирует затраты.
Основными бинес-процессами на региональном и муниципальном уровнях являются: сбор и транспортировка мусора, обработка (сортировка, разборка, очистка), обезвреживание, утилизация (рециклинг, рекупация, регенерация, компостирование, захоронение отходов и рекультивация мусорных полигонов). Данные услуги оказывают предприятия, занимающиеся соответствующими бизнес-процессами. На рисунке 3 выделены материальные и информационные потоки, показана их взаимосвязь. Логистическое управление движением ТКО позволяет интегрировать все бизнес-процессы в единую систему. Реализация логистического подхода обеспечивается путем формирования организационных и транспортно-технологических логистических цепочек, на всех этапах обращения отходов — от их образования до получения готовой продукции (вторичных материалов) или захоронения.
Готовая продуция региональной подсистемы: полимерное сырье; резиновая крошка; макулатурная масса; текстильное сырье; металлолом (черный, цветной, драгоценный); древесина; электроэнергия.
Потребители готовой продукции — компании, использующие вторичное сырье и электроэнергию.
Выводы и рекомендации
1. Считаем целесообразным использование зарубежного опыта и внедрение европейской концепции управления отходами и провозглашенных в ней принципов, а именно: сосредоточить усилия на снижении объемов производимых отходов, а также на переработке отходов с целью их превращения из экономического балласта в ценный ресурс. Это поможет снизить количество отходов, размещаемых на полигонах, что является главной целью «мусорной реформы». Сжигание отходов, столь актуальное в Японии, для России нецелесообразно в таких масштабах из-за отсутствия необходимой для этого инфраструктуры и наличия альтернативных источников электроэнергии.
2. Необходимо доработать законодательную базу по обращению с ТКО и предусмотреть в ней строгие наказания за экологические правонарушения в виде высоких штрафов и даже уголовной ответственности, а также возможность создания структуры «зеленых силовиков», которые помогали бы правоохранительным органам осуществлять экологический надзор.
3. Необходима как социальная, так и экономическая мотивация населения сортировать мусор. Например, целесообразно введение единой системы расчета тарифов за вывоз ТКО; материальное стимулирование людей, отдельно собирающих мусор; развитие сети приема макулатуры, стеклотары, утильсырья.
4. Введение для предприятий утилизационного сбора с целью стимулирования внедрения биоразлагаемой упаковки, что позволит заменить до 60% пластиковых отходов на бумагу или другой современный материал. Уменьшить налоговую нагрузку на региональных операторов с целью максимально возможного снижения тарифов на вывоз мусора для населения.
5. Предложенная авторами структурно-функциональная модель процесса обращения с ТКО сформирована в соответствии с поправками к федеральному закону «Об отходах производства и потребления», которые вступили в силу в 2018 году [22]. В модели выделены подсистемы, их функции, бизнес-процессы, взаимосвязи между ними, а также основные логистические потоки. В дальнейшем при введении предварительной сортировки мусора населением количество логистических потоков увеличится. Анализ показал, что на сегодняшний день очень большая нагрузка в системе управления отходами ложится на плечи региональных операторов, поскольку в их обязанности входит координация всех выделенных бизнес-процессов, осуществляемых при обращении с ТКО. В дальнейшем необходимо повысить эффективность функционирования выделенных подсистем путем синхронизации и оптимизации потоковых процессов.
Литература
1. Варенчев А. А., Потапов И. И., Щетинина И. А. Проблема твердых бытовых отходов в год экологии в России: обзор // Экономика природопользования. Обзорная информация. ВИНИТИ РАН. 2018. № 2. С. 53-62.
2. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. Издание официальное. М.: Стандартинформ, 2013. URL: http://protect. gost.ru/document.aspx?control=7&id=180072 (дата обращения: 3 июня 2019 года).
3. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Официальное издание. М.: Госстандарт России. 2001.
4. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. Издание официальное. М.: Госстандарт России, 2001. URL: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=131194 (дата обращения: 3 июня 2019 года).
5. ГОСТ Р ИСО 9001:2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования. (ISO 9001:2008, IDT). Издание официальное. М.: Стандартинформ, 2012.
6. ГОСТ Р ИСО 9004:210. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. Издание официальное. М.: Стандартинформ, 2011. URL: http://protect. gost.ru/document.aspx?control=7&id=176895 (дата обращения: 3 июня 2019 года).
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (редакция от 21 июля 2014 года). URL: https://base.garant. ru/57747935/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
8. Закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 4 октября 2014 года). URL: https://base.garant.
ru/12138284/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
9. Закон Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции от 14 октября 2014 года № 307-Ф3. URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-99/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
10. Как сортируют и перерабатывают мусор в Японии. URL: https://recyclemag.ru/article/kak-sortiruyut-i-pererabatyivayut-musor-v-yaponii (дата обращения: 3 июня 2019 года).
11. Как устроены разделительный сбор и переработка мусора в США. URL: https://recyclecdn-a.akamaihd.net/main/d/d090fca4a399bdf3a72f1f6ca9f-cc6b6.jpg (дата обращения: 3 июня 2019 года).
12. МочаловаЛ. А., Гриненко Д. А., ЮракВ. В. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт // Известия Уральского государственного горного университета. 2017. № 3 (47). С. 97-101.
13. Мусор под госконтролем: кто будет регулировать рынок отходов. URL: https://www.rbc.ru/business/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2 (дата обращения: 3 июня 2019 года).
14. Мусорная статистика: в России перерабатываются только 4% отходов. URL: https://news.rambler.ru/ecology/37959747-musornaya-statistika-v-rossii-pererabatyvayutsya-tolko-4-othodov/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
15. Новый взгляд на мусор. URL: http://www.cdu.ru/tek_russia/is-sue/2018/8/504/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
16. Пляскина Н. И., Харитонова В. Н. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2016. № 12. C. 5-19.
17. Постановление Правительства от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 1 мая 2005 года. URL: http://www.consultant. ru/law/hotdocs/54190.html/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
18. Региональная энергтическая комиссия Свердловской области утвердила предельные тарифы на услуги по обращению с мусором. URL: http://midural.ru/news/list/document140749/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
19. Система управления отходами в странах ЕС. URL: http://waste-nn.ru/ sistema-upravleniya-othodami-v-stranah-es (дата обращения: 3 июня 2019 года).
20. Создание госкомпании по утилизации мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2018/12/05/788429-goskompanii-pererabotke-musora (дата обращения: 3 июня 2019 года).
21. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2019 года № 8
«О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». URL: http://www.solidwaste.ru/ docs/view/1232.html (дата обращения: 3 июня 2019 года).
22. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 29—1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"». URL: https://www.garant.ru/images/www/all/russiangerb2.gif (дата обращения: 3 июня 2019 года).
23. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30 декабря 2008 года. № 309-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12112084/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
24. Федеральный закон от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14 октября 2014 года) № 307-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70562192/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
25. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции от 24 ноября 2014 года № 361-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12125350/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
26. Федеральный закон о 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ. URL: https://base. garant.ru/12115550/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
27. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23 июня 2014 года № 160-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/57502702/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
28. Филиппов В. В., Кадиров Н. Т. Обзор системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Европейского союза // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 91-94. URL: https://moluch.ru/archive/102/23520 / (дата обращения: 3 июня 2019 года).
29. Чикурова О. С., Соколова О. Г. Эколого-экономические аспекты утилизации твердых коммунальных отходов // Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа — регионам»: сборник докладов. Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2017. С. 667-669.
30. Юдин А. Г., Потапов И. И. Кризис с отходами: европейский выход — «циркулярная экономика» // Экономика природопользования. Обзорная информация. ВИНИТИ РАН. 2018. № 5. С. 45-50.
31. Directive 2008/98/EC on waste (Waste Framework Directive. URL: http://ec.europa.eu/environment/waste/framework/ (дата обращения: 3 июня 2019 года).
References
1. Varenichev A. A., Potapov I. I., Shchetinina I. A. Problema tverdykh bytovykh otkhodov v god ekologii v Rossii: obzor [The problem of municipal solid waste in the year of ecology in Russia: review]. Ekonomikaprirodopol'zovaniya. Obzor-naya informatsiya. VINITIRAN [Economics of nature. Overview information. VINITI RAS], 2018, no. 2, pp. 53-62 (in Russian).
2. GOSTR ISO 19011—012. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii. Ruko-vodyashchiye ukazaniya po auditu sistem menedzhmenta. Izdaniye ofitsial'noye [GOST R ISO 19011-2012. National standard of the Russian Federation. Guidelines for the audit of management systems. Official publication], M.: Standartinform, 2013. Available at: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=180072 (accessed June 3, 2019) (in Russian).
3. GOST R ISO 9000:2001. Gosudarstvennyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnyyepolozheniya i slovar'. Ofitsial'noye izdaniye [State standard of the Russian Federation. Quality management system. Basic provisions and dictionary. Official publication]. M.: Gosstandart Rossii. 2001.
4. GOSTR ISO 9001:201.Gosudarstvennyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. Izdaniye ofitsial'noye [GOST R ISO 9001:2001.State standard of the Russian Federation. Quality management system. Requirements. Official publication], M.: Gosstandart Rossii, 2001. Available at: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id= 131194 (accessed June 3, 2019) (in Russian).
5. GOSTR ISO 9001:2011. Mezhgosudarstvennyy standart. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. (ISO 9001:2008, IDT) [GOST R ISO 9001:2011. Interstate standard. Quality management system. Requirements. (ISO 9001:2008, IDT)], izdaniye ofitsial'noye., M.: Standartinform, 2012 (in Russian).
6. GOST R ISO 9004:201. Menedzhment dlya dostizheniya ustoychivogo us-pekha organizatsii. Podkhod na osnove menedzhmenta kachestva. Izdaniye ofitsial'noye [GOST R ISO 9004:2010. Managing for the sustained success of an organization. Quality management approach. Official publication], M.: Standartinform, 2011. Available at: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=176895 (accessed June 3, 2019) (in Russian).
7. Housing code of the Russian Federation. No. 188-FZ of 29 December 2004 (edition of July 21, 2014). Available at: https://base.garant.ru/57747935/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
8. The law of the Russian Federation of December 30, 2004 № 210-FZ «On the basis of regulation of tariffs of public utilities» (version of October 4, 2014). Available at: https://base.garant.ru/12138284/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
9. Law of the Russian Federation of May 4, 2011 № 99-FZ «On licensing of certain activities», as amended on October 14, 2014 № 307-FZ. Available at: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-99/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
10. How to sort and recycle garbage in Japan. Available at: https://recyclemag.ru/ article/kak-sortiruyut-i-pererabatyivayut-musor-v-yaponii (accessed June 3, 2019) (in Russian).
11. How does the separation collection and processing of garbage in the United States. Available at: https://recyclecdn-a.akamaihd.net/main/d/d090f-ca4a399bdf3a72f1f6ca9fcc6b6.jpg (accessed June 3, 2019) (in Russian).
12. Mochalova L. A., Grinenko D. A., Yurak V. V. System of municipal solid waste management: foreign and Russian experience. Izvestiya Ural'skogo gosudarst-vennogogornogo universiteta [Proceedings of the Ural state mining University], 2017, no. 3 (47), pp. 97-101 (in Russian).
13. Garbage under state control: who will regulate the waste market. Available at: https://www.rbc.ru/business/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2 (accessed June 3, 2019) (in Russian).
14. Trash statistics: Russia processed only 4% waste. Available at: https://news. rambler.ru/ecology/37959747-musornaya-statistika-v-rossii-pererabaty-vayutsya-tolko-4-othodov/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
15. A new look at garbage. Available at: http://www.cdu.ru/tek_russia/is-sue/2018/8/504/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
16. Plyaskina N.I., Kharitonova V. N. Management in the field of solid municipal waste management: current state. EKO. Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal [ECO. All-Russian economic journal], 2016, no. 12, pp. 5-19 (in Russian).
17. Government decree No. 155 of February 10, 1997 on the approval of the Rules for the provision of services for the export of solid and liquid domestic waste (edition of May 1, 2005). Available at: http://www.consultant.ru/law/hot-docs/54190.html/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
18. The regional energy Commission of the Sverdlovsk region has approved marginal tariffs for waste management services. Available at: http://midural.ru/ news/list/document140749/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
19. Waste management system in EU countries. Available at: http://waste-nn.ru/ sistema-upravleniya-othodami-v-stranah-es (accessed June 3, 2019) (in Russian).
20. The creation of the state company for waste disposal will cost the budget 75 billion rubles. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2018/12/05/788429-goskompanii-pererabotke-musora (accessed June 3, 2019) (in Russian).
21. Decree No. 8 of the President of the Russian Federation of 14 January 2019 «On the establishment of a public law company to form a comprehensive system for the treatment of solid municipal waste "Russian environmental operator"». Available at: http://www.solidwaste.ru/docs/view/1232.html (accessed June 3, 2019) (in Russian).
22. Federal law «On amendments to article 29-1 of the Federal law "On production and consumption waste"». Available at: https://www.garant.ru/images/ www/all/russiangerb2.gif (accessed June 3, 2019) (in Russian).
23. Federal law No. 89-FZ ofJune 24, 1998 on production and consumption waste, as amended on December 30, 2008. № 309-FZ. Available at: https://base.ga-rant.ru/12112084/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
24. Federal law No. 131-FZ of September 16, 2003 on General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation (last amended on October 14, 2014) No. 307-FZ. Available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70562192/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
25. Federal law of January 10, 2002 No. 7-FZ «On environmental protection» as amended on November 24, 2014 No. 361-FZ. Available at: https://base.ga-rant.ru/12125350/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
26. Federal law No. 96-FZ of May 4, 1999 on the protection of atmospheric air, as amended by No. 226-FZ of July 23, 2013. Available at: https://base.garant. ru/12115550/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
27. Federal law No. 52-FZ of March 30, 1999 on the sanitary and epidemiological welfare of the population, as amended by No. 160-FZ of June 23, 2014. Available at: https://base.garant.ru/57502702/ (accessed June 3, 2019) (in Russian).
28. Filippov V.V., Kadirov N. T. Review of the solid waste management system in the European Union. Yunyi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 22, pp. 91-94. Available at: https://moluch.ru/archive/102/23520 / (accessed June 3, 2019) (in Russian).
29. Chikurova O.S., Sokolova O. G. Ekologo-ekonomicheskie aspekty utilizacii tverdyh kommunal'nyh othodov [Ecological and economic aspects of solid municipal waste disposal]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-ciya «Ural'skaya gornaya shkola — regionam»: sbornik dokladov. [International scientific and practical conference «Ural mining school — regions»: collection of reports], Ekaterinburg: publishing House of UGSU, 2017, pp. 667-669 (in Russian).
30. Yudin A. G., Potapov I. I. waste Crisis: European solution — «circular economy». Ekonomika prirodopol'zovaniya. Obzornaya informaciya. VINITI RAN [Economics of nature management. Overview information. VINITI], 2018, no. 5, pp. 45-50 (in Russian).
31. Directive 2008/98/EC on waste (Waste Framework Directive. Available at: http://ec.europa.eu/environment/waste/framework/ (accessed June 3, 2019).