Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / THE LEGALITY OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITIES / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцов Владимир Николаевич

На основе сравнительно-правового анализа определено значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий специализированными органами. Выводы автора основываются на трудах таких ученых, как Ларина А.М., Литвиновой И.В., Николаевой Л.А., Потапова С.А., Сафонова А.П., Скворцова К.Ф., Шалумова М.В. и других. Определены условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Обозначены цели и задачи проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированы направления прокурорского надзора за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих права и свободы личности. Предложенное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения прокурорского надзора, в частности изучения роли прокурорского надзора в защите прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE IMPLEMENTATION OF THE ORD

On the basis of comparative legal analysis, the significance of Prosecutor's supervision over the observance of individual rights and freedoms in the implementation of operational search activities by specialized agencies is determined. The author's conclusions are based on the works of such scientists as Larina a.m., Litvinova I. V., Nikolaeva L. A., Potapova S. A., Safonov A. P., Skvortsova K. F., Shalumova M. V. and others. The conditions for conducting operational search activities are defined. The goals and objectives of operational search activities are outlined. The directions of Prosecutor's supervision over the legality of operational search activities affecting the rights and freedoms of the individual are formulated. The proposed research can be used for further study of Prosecutor's supervision, in particular, the role of Prosecutor's supervision in the protection of human and civil rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД»

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUDICIAL, PROSECUTORIAL, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES . .

УДК 343.163

13.2. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД

©Ельцов В. Н.

Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация e-mail: vladimirelltsov@yandex.ru

Аннотация. На основе сравнительно-правового анализа определено значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий специализированными органами. Выводы автора основываются на трудах таких ученых, как Ларина А.М., Литвиновой И.В., Николаевой Л.А., Потапова С.А., Сафонова А.П., Скворцова К.Ф., Шалумова М.В. и других. Определены условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Обозначены цели и задачи проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированы направления прокурорского надзора за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих права и свободы личности. Предложенное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения прокурорского надзора, в частности изучения роли прокурорского надзора в защите прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: законность, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, права и свободы личности, прокурорский надзор.

Для цитирования: Ельцов В. Н. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №3. С. 264-267.

Implementation of prosecutor's supervision over the observance of human and civil rights and freedoms in the implementation of the ORD

©V. N. Yeltsov

Institute of Law and National Security «Tambov State University named after G.R. Derzhavin»,

Tambov, Russian Federation e-mail: vladimirelltsov@yandex.ru

Abstract. On the basis of comparative legal analysis, the significance of Prosecutor's supervision over the observance of individual rights and freedoms in the implementation of operational search activities by specialized agencies is determined. The author's conclusions are based on the works of such scientists as Larina a.m., Litvinova I. V., Nikolaeva L. A., Potapova S. A., Safonov A. P., Skvortsova K. F., Sha-lumova M. V. and others. The conditions for conducting operational search activities are defined. The goals and objectives of operational search activities are outlined. The directions of Prosecutor's supervision over the legality of operational search activities affecting the rights and freedoms of the individual are formulated. The proposed research can be used for further study of Prosecutor's supervision, in particular, the role of Prosecutor's supervision in the protection of human and civil rights and freedoms.

Keywords: the legality of operational-investigative activity, operational-investigative activities, the rights and freedoms of the individual, the public Prosecutor's supervision.

For citation: Yeltsov V. N. Implementation of prosecutor's supervision over the observance of human and civil rights and freedoms in the implementation of the ORD // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №3. P. 264-267.

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав и свобод человека и гражданина является незыблемым приоритетом всего мирового сообщества, что нашло своё отражение во Всеобщей декларации прав человека, рекомендованной для государств - членов ООН. Права и

свободы человека принадлежат ему с рождения независимо от его расовой или половой принадлежности, языка, на котором он изъясняется, религии, которую исповедует, или цвета кожи, которым его одарила природа, а также независимо от социального или национального происхождения, политических или иных убеждений, имущественного и сословного положения.

264 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №3,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Ельцов В. Н.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД

Главенствующим принципом российского права является выделение человека и его прав и свобод как высшей ценности. В нашей стране незыблемые права и свободы человека и гражданина нашли свое отражение в непререкаемой основе для всего остального законодательства государства - Конституции РФ.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая специализированными органами, регулируется нормативными актами, согласующимися с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Такая деятельность осуществляется не только с целью пресечения и раскрытия преступлений, но и с целью защиты государства и её граждан от преступных посягательств. При этом необходимо тщательно соблюдать правила применения указанной деятельности, так как она сама может стать причиной нарушения конституционных прав и свобод граждан. Особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она осуществляется тайно, что препятствует проявлению нарушений при её производстве. В связи с чем законодатель разработал и установил порядок и пределы вторжения в права и свободы человека при осуществлении ОРД, это также обусловлено необходимостью пресечения злоупотребление должностным положением лицами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия.

Особое место в контроле и надзоре за осуществлением ОРД принадлежит прокуратуре, призванной не только выявлять допускаемые в ходе оперативно-розыскной деятельности нарушения, но и разъяснять специализированным органом порядок осуществления ОРД без нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Исследованиям прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности были посвящены труды таких авторов, как Ларина А.М., Литвиновой И.В., Николаевой Л.А., Потапова С.А., Сафонова А.П., Скворцова К.Ф., Шалу-мова М.В. и других.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Оперативно-розыскная деятельность возможна только для достижения строго обозначенных в Федеральном законе РФ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» целей и задач. Достижения иных целей и задач с использованием оперативно-розыскной деятельности не допускается.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина законодательно закрещено осуществлять оперативно-розыскную деятельность в интересах, каких либо общественных и религиозных объединений, политических партий, не разрешается осуществлять негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, субъектов Федерации, органах МСУ, общественных и религиозных объединений, политических партий с целью оказания влияния на их деятельность, наложен запрет на разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, ставшие известными в процессе поведения ОРМ, без согласия таких граждан, за исключением специально предусмотренных случаев.

Согласимся с рядом авторов, утверждающих, что оперативная разработка возможна только при соблюдении вышеназванных условий, когда достаточно данных, подтверждающих противоправность лиц, в отношении которых планируется осуществление такой деятельности, а также при невозможности ее пресечения иными способами. Нарушение обязательных условий приведет не только к бессмысленной трате времени, ресурсов, но и нарушению прав и свобод личности, что само по себе станет преступлением [Горяинов, Овчин-ский,2004].

Следует отметить, что осуществление ОРД в любом случае реализуется через вторжение в сферу прав и свобод человека. Однако, при её правомерном осуществлении происходит ограничение таких прав, а при неправомерном совершается их нарушение. Эту мысль поддерживает и И.В. Литвинова, отмечая, что «...любое из предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий сопровождается вторжением в сферу прав и свобод личности, осуществляемым конфиденциально, негласно, что существенным образом ограничивает собственные возможности человека по выявлению допущенных нарушений его прав и обжалованию незаконных действий, приведших к указанным нарушениям»[Литвинова, 2001].

Исходя из этого лицо, в отношении которого осуществлялась такая деятельность, в случае если его виновность не будет доказана, либо в случае отказа в возбуждении уголовного дела или в случае если производство по делу будет прекращено, вправе требовать восстановления своих нарушенных прав посредством предоставления ему сведений, о собранной о нём информации. При этом лицо, располагая данными о неполном представлении указанной выше информации, либо об использовании ее не по назначению, также вправе обратиться в суд для разрешения данного вопроса. В период рассмотрения дела в суде, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан доказать обоснованность отказа запрашиваемых лицом данных. В том числе такой орган в обязательном порядке должен предоставить такие сведения на рассмотрение в суд, за исключением определенного перечня сведений. Суд может обязать такие органы предоставить необходимые сведения заявителю с условием соблюдения необходимой конспирации, если указанный орган признает необоснованность отказа в предоставлении сведений лицам, в отношении которых она осуществлялась.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД

Все вышеперечисленные права находятся под охраной государства, надзор за их законностью осуществляет прокуратура РФ. Федеральный Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 в статье 29 достаточно точно формулирует предмет такого надзора, где соблюдение прав и свобод человека и гражданина стоит на первом месте, к предмету прокурорского надзора относится и надзор за установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о совершаемых и готовящихся преступлениях, а также выполнении оперативно-розыскных мероприятий и проведению расследования, в том числе, и законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

На этом же акцентирует свое внимание и Потапов С.А., отмечая, что «Организация прокурорского надзора является особым видом деятельности органов прокуратуры, основной це-

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUDICIAL, PROSECUTORIAL, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

12.00.11

лью которых является обеспечение законности при осуществлении ОРД уполномоченными на то ФЗ об ОРД субъекта-ми»[Потапов, 2016].

Актуализируют необходимость тщательного контроля за осуществлением ОРД статистические данные, приводимые Генеральной прокуратурой РФ.

Количество выявленных нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина[Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации].

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выявлено нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4890671 4948304 5141906 5107637 4389128 4290567 4163025

График выявленных нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2013-2019 г.г. в России.

Как видим, сохраняется значительное количество выявленных нарушений закона в указанной сфере, что подтверждает необходимость усиления надзора и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры.

Прокурорский надзор при проверке законности ОРД направлен на выявление и пресечение случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина, в отношении которого осуществляется такая деятельность, а также в целях контроля за соблюдением органами, осуществляющими ОРД правил хранения, использования и уничтожения материалов, полученных в результате ОРМ. Основаниями осуществления проверки являются как обращения граждан, юридических или должностных лиц, так и результаты изучения материалов уголовных дел, план осуществления надзорной деятельности, а также иные случаи, предусмотренные законом.

Прежде чем приступить к непосредственной проверки законности действий органа, уполномоченного на ведение оперативно-розыскной деятельности, прокурор должен убедиться, что оперативно-розыскные мероприятия проводились по соответствующей категории дел при наличии судебного решения на их проведение[Захарцев, Игнащенков,2006].

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02 2011 года № 33 отмечается, что «уполномоченный прокурор обязан знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД по поводу выявленных нарушений закона, требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и оперативно-служебных материалов, опротестовать противоречащие закону нормативно-правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и решения должностных лиц, указанных органов по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства». Уголовно-процессуальный кодекс наделяет прокурора правом выносить мотивированное постановление либо требовать передачу результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, выносить представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Уполномоченный прокурор, в соответствии со своей формой допуска допускается к ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, он также может осуществить запрос о предоставлении ему дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационные документы. При этом прокурор обязан проверить порядок и сроки хранения и уничтожения материалов, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, в отношении лиц, чья виновность в совершении преступления не доказана. Такие материалы подлежат хранению в течение 1 года, затем уничтожаются, фонограммы и иные аудиоматериалы хранятся не более 6 месяцев со дня окончания прослушивания, фиксация чего осуществляется в специальном протоколе. В материалах дела также должно находиться уведомление судьи об уничтожении материалов оперативно-розыскных мероприятий, осуществленных на основании судебного решения не позднее, чем за три месяца до дня такого уничтожения.

ВЫВОДЫ

Итоговая оценка результатов проверки прокурором органа, осуществляющего ОРД на предмет нарушения прав и свобод человека и гражданина, зависит от полноты проверки, то есть получения ответов на все поставленные планом вопросы, а также от объема проверяемого материала, количества выявленных случаев нарушений закона, и установления лиц, виновных в данных нарушениях. При этом прокурор вправе вынести протест на несоответствие закону распорядительных документов руководителей органов, осуществляющих ОРД, нарушивших права и свободы человека и гражданина, с целью пресечения преступных действий. Доказательства необоснованности протеста лежит на органах, в отношении которых осуществлялась проверка и были выявлены нарушения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 61,97%.

266 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №3,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Ельцов В. Н.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД

Список литературы:

1. Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. 10.12.1998.

2. Конституция Российской Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст.4398.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.

4. Федеральный закон РФ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета. № 160. 18.08.1995.

5. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1// Российская газета. № 39. 18.02.1992.

6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02 2011г. № 33 // Законность. 2011.№ 5.

7. Горяинов К.К., Овчинский В.С. и другие. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2004. С. 34.

8. Захарцев С.И. Игнащенков Ю.Ю. К вопросу о регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина// Российский следователь. 2006. № 5. С. 31.

9. Литвинова И.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург. 2001. С. 7.

10. Потапов С.А. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности // Социально-экономические явление и процессы. 2016. № 12. С. 171.

11. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // https://genproc.gov.ru/stat/data/1795898/ (дата обращения 10.06.2020)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ельцов Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 0000-0003-0693-4421, e-mail: vladimi-relltsov@yandex.ru

Reference list:

1. The universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948)// Russian newspaper. 10.12.1998.

2. The Constitution of the Russian Federation [text]: adopted by popular vote 12.12.1993 g. (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FKZ) / / Sz RF. 2014. No. 31. St.4398.

3. Criminal procedure code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18.12.2001 // Russian newspaper. № 249. 22.12.2001.

4. Federal law of the Russian Federation No. 144-FZ of August 12, 1995 «On operational search activities»// Russian newspaper. No. 160. 18.08.1995.

5. Federal Law on the Prosecutor's office of the Russian Federation of 17.01.1992 No. 2202-1// Russian newspaper. № 39. 18.02.1992.

6. On the organization of Prosecutor's supervision over the execution of laws in the implementation of operational and investigative activities: order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated 15.02 2011 No. 33 // Legality. 2011. № 5.

7. Goryainov K. K., ovchinsky V. S. and others. Operational-search activity. Moscow, 2004. P. 34.

8. Zahartsev Ignatkov S. I. Y. To the question of regulation of the operational-search measures restricting the constitutional rights of man and citizen// Russian investigator. 2006. no. 5. P. 31.

9. Litvinova I. V. Prosecutor's supervision over the observance of human and civil rights and freedoms in the implementation of operational investigative activities. Abstract for the degree of candidate of legal Sciences. Saint Petersburg, 2001, P. 7.

10. Potapov S. A. Implementation of Prosecutor's supervision over compliance with the law in operational and investigative activities // Socio-economic phenomena and processes. 2016. no. 12. P. 171.

11. Statistical data on the main indicators of activity of the Prosecutor's office of the Russian Federation // https://genproc.gov.ru/stat/data/1795898/ (accessed 10.06.2020)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Yeltsov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law, Institute of Law and National Security «Tambov State University named after G.R. Derzhavin», Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-0693-4421, e-mail: vladimirelltsov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.