Научная статья на тему 'Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии)'

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самигуллина Э.Ф.

Правовое регулирование как метод государственного управления экономикой является составной и неотъемлемой частью государственного воздействия. Правовое поле должно быть четко очерченным и понятным для участников экономических отношений. При этом невозможно сегодня характеризовать позитивное поведение без комплексного анализа частноправовых и публично-правовых норм. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет понятие предпринимательской деятельности, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает правовые запреты для субъектов, ее осуществляющих. Тем самым КоАП РФ выполняет охранительные и защитные функции для участников правовых отношений [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии)»

начиная с 2008 года количество несовершеннолетних, совершивших преступления, со 107890 лиц сократилось до 65963 лиц, то есть на 38,9 %.

Тем не менее, преступность среди несовершеннолетних остается на высоком уровне, что требует увеличения внимания к детям и к семье со стороны государства, а так же срочных профилактических мер по профилактике делинквентного поведения подростков.

Список литературы:

1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

3. Королев В.В. Психиатрия детского возраста - М., 1979.

4. Васкэ Е.В. Дети и подростки, совершившие преступления и правонарушения.

5. Молодые исследователи о проблемах современной психолого-педагогической науки // Сборник научных статей студентов факультета психологии и социальной работы. Вып. 2 / Сост.: Д.В. Кошелева. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.

6. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступления? // Воспитание школьников. - 2002.

7. Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних): дисс. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2005.

8. Рябцев Е.М. МВД бьет тревогу, или без настоящего нет будущего // Закон и право. - 2000.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ)

© Самигуллина Э.Ф.*

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа

Правовое регулирование как метод государственного управления экономикой является составной и неотъемлемой частью государственного воздействия. Правовое поле должно быть четко очерченным и по-

* Преподаватель правовых дисциплин.

нятным для участников экономических отношений. При этом невозможно сегодня характеризовать позитивное поведение без комплексного анализа частноправовых и публично-правовых норм. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет понятие предпринимательской деятельности, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает правовые запреты для субъектов, ее осуществляющих. Тем самым КоАП РФ выполняет охранительные и защитные функции для участников правовых отношений [6].

В современном обществе нередки случаи осуществления предпринимательской деятельности с нарушением законодательства. В связи с этим возникает необходимость в рассмотрении и анализировании вопроса об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации, без получения лицензии.

В статье 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензии [2]. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает административная ответственность. Согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Государственная регистрации юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования.

Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц [1].

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Указанные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку п. 3 ст. 23 ГК предусмотрено применение правил ГК, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица [9].

Объектом правонарушения, предусмотренного в статье 14.1. КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности:

- без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;

- без лицензии (разрешения), если такая лицензия (такое разрешение) обязательна (обязательно);

- с нарушением условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законодательством (Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), допустимы только на основе специальной лицензии (разрешения). Следует иметь в виду, что комментируемая статья носит общий характер. Потому что в КоАП содержатся специальные составы за нарушения в области лицензирования.

Субъектами административного правонарушения являются: по ч. 1 ст. 14.1 - любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, осуществляющий предпринимательскую деятельность; по ч. 2 и 3 комментируемой статьи - индивидуальный предприниматель, должностное лицо, осуществляющее действия от имени юридического лица, юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи, а по делам, совершенным юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, - судьи арбитражных судов (ст. 23.1 КоАП). Если осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, ответственность наступает по ст. 171 УК РФ [10].

Согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

- государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

- государственный контроль за осуществлением деятельности;

- возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства.

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании [5].

Можно выделить следующее цели лицензирования:

1. защита прав и свобод граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ;

2. достижение соответствия условий осуществления лицензируемой деятельности требованиям органов государственной власти;

3. государственный контроль за соблюдением требований, предъявляемых к осуществлению деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. обеспечение соблюдения установленных экологических, санитарно-гигиенических, технических и т.п. норм.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование осуществляется применительно к видам деятельности, установленным п. 1 ст. 12 данного Федерального закона, федеральными лицензирующими органами, определенными Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», является исчерпывающим; расширение этого Перечня либо сокращение предусмотренных им лицензируемых видов деятельности возможно только в форме внесения соответствующих коррективов в указанный Федеральный закон.

По результатам лицензионного контроля, а также при осуществлении установленных КоАП РФ процессуальных действий к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального разрешения применяются административные санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования или административные наказания, предусмотренные КоАП.

Административные санкции, определенные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», применяются независимо от применения к нарушителю мер ответственности, установленных КоАП РФ [11].

Заслуживает внимания и вопрос, связанный с административной ответственностью индивидуальных предпринимателей, допускающих нарушения законодательства в сфере лицензирования. В частности, речь идет о положениях п. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ, из которых следует, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 441-О, со-

гласно которому «приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования». Рассмотрим ситуацию, при которой индивидуальный предприниматель, получивший лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, не осуществляет сам данную деятельность, но привлекает фармацевтических работников, не имеющих лицензии. Так как действие лицензии индивидуального предпринимателя распространяется только не него самого, то привлекаемые им лица фактически осуществляют деятельность без лицензии. Однако если данная ситуация будет выявлена лицензирующим органом, то протокол об административном правонарушении по ст. 6.2 КоАП РФ будет составлен именно в отношении привлеченных фармацевтических работников. Сам же «виновник» не подпадает под действие соответствующих статей КоАП РФ (ст. 6.2, ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ). Как следствие, актуален вопрос о возможности внесения дополнений в ст. 19.20 и ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность для индивидуального предпринимателя в случае привлечения им для осуществления лицензируемого вида деятельности граждан, не имеющих соответствующей лицензии.

Также актуальным является вопрос о дифференцированной административной ответственности для лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере лицензирования.

Например, за осуществление медицинской деятельности без лицензии, в том числе в виде отдельных работ и услуг, для юридических лиц предусмотрены следующие размеры административного штрафа:

- от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей в случае осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ);

- от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей в случае осуществления предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

В результате за одно и то же нарушение минимальный штраф для «бюджетного» учреждения социального обслуживания населения, вынужденного держать в штате медицинского работника для оказания медико-социальных услуг, будет более чем в четыре раза больше, чем штраф для частной медицинской организации. Возможно, с учетом вышеизложенного целесообразно рассмотреть вопрос либо о сглаживании данного дисбаланса, либо об уточнении пределов административной ответственности для лиц, участвующих в оказании медико-социальной помощи, по примеру положений ст. 2.5 КоАП РФ [8].

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений

или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии по результатам собственной надзорной деятельности либо на основе нарушений, выявленных государственными органами: к последним относятся не только специализированные надзорные и контрольные органы, но и иные органы государственной власти, например органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ) и др. Приостановлению действия лицензии лицензирующим органом всегда предшествует его обращение к лицензиату, в котором указаны выявленные по результатам надзора нарушения лицензионных требований и условий, определенных федеральным законом либо положениями о лицензировании, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Решением лицензирующего органа должен быть определен срок устранения выявленных нарушений, невыполнение лицензиатом этого решения в указанный срок может привести к приостановлению действия лицензии [12].

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1. привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2. назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и др.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обжалование решений лицензирующих органов относится к экономическим спорам и осуществляется в соответствии с гл. 22 АПК РФ [12].

Аннулирование лицензии происходит по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Так, например, Согласно ст. 26 ФЗ N 150-ФЗ «Об оружии» Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.

Лицензирование - это административно-правовой институт, но принципиальное положение о его нормативно-правовой основе закреплено в нормах гражданского права. Нормы о лицензировании лежат как бы в двух плоскостях: в плоскости административного права (это все нормы, регулирующие порядок получения, продления, отзыва лицензии и надзорные полномочия государственных органов) и в плоскости гражданского права (нормы, регламентирующие правовые последствия получения лицензии, продления срока ее действия или отзыва, касающиеся правосубъектности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Необходимость получения специального разрешения (лицензии) для занятия определенными видами предпринимательской деятельности, а также последствия заключения сделок без лицензии закрепляются в ГК РФ.

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.

Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствую-

щей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна [13].

Анализируя нормативные источники и учебную литературу, представляется целесообразным выделить возможные пути совершенствования законодательства. Во-первых, создание идеологии государственного регулирования экономики, включая уточнение критериев соразмерности ограничения свободы предпринимательства. В связи с этим, безусловно, своевременным представляется отнесение к Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. в рамках работы по реализации принципа «эффективного государства» определения критериев необходимости осуществления федерального, регионального и муниципального надзора (контроля) и критериев замены контрольных (надзорных) процедур и мероприятий (включая лицензирование) декларированием, оценкой соответствия, техническим контролем и контролем со стороны саморегулируемых организаций.

Во-вторых, дальнейшая унификация лицензионного законодательства (максимальное сокращение выведенных за пределы действия Федерального закона N 99-ФЗ сфер предпринимательства), сопровождающаяся наиболее полным и ясным закреплением перечня лицензионных требований и условий для каждого подлежащего лицензированию вида предпринимательской деятельности. В-третьих, законодательное уточнение сферы лицензирования, предполагающее в том числе сокращение объема подзаконного регулирования [8].

Подводя итог, можно сделать заключение о необходимости оптимизации законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе с учетом его взаимосвязи с УК РФ и КоАП РФ. Кроме того, в данном случае представляется целесообразным привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 14 апреля 2008 г. N 7-П, согласно которой «из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Непонятное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение, нарушающее эти конституционные принципы» [7].

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. - М., 2004. - (в ред. от 14.11.2013).

2. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 21.01.2014).

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.2013).

4. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (Расширенный, с использованием материалов судебной практики). - М., 2008.

5. Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности/ А.В. Гущин // Вестник МГИУ Серия «Гуманитарные науки». - М.: МГИУ 2003. - № 1. - С. 108-122.

6. Калинина Л.Е. Метод принуждения в административно-деликтных отношениях при применении статьи 14.1.КОАП РФ / Л.Е. Калинина // Право и экономика. - 2013. - N 10.

7. Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: монография / Акад. Генеральной прокуратуры РФ. - М.: Статут, 2011. - С. 46-48.

8. Шишов М.А. Актуальные вопросы лицензирования отдельных видов деятельности / М.А. Шишов // Административное право и процесс. - 2013. -№ 8. - С. 57-61.

9. Законодательство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.labex.ru. - Загл. с экрана.

10. Составы административных правонарушений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studentu-vuza.ru. - Загл. с экрана.

11. Комментарии к кодексам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kommentarij-k-state-14-1. - Загл. с экрана.

12. Лицензирование предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.edu.ru. - Загл. с экрана.

13. Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawtheses.com. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.