Научная статья на тему 'Новое в лицензировании медицинской деятельности'

Новое в лицензировании медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов А. Ю.

НОВОЕ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в лицензировании медицинской деятельности»

А.Ю. Абрамов,

и.о. руководителя Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области

НОВОЕ В

ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

МЕДИЦИНСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

□сновной нормативный каркас и общий подход к лицензированию сформированы в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. В нем же было дано определение понятию «лицензирование».

«Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Цель принятия Закона: установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий, которые определяются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; обеспечение гласности и открытости лицензирования,

© А.Ю. Абрамов, 2007 г.

доступности сведений; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации и несоответствие соискателю лицензии принадлежащих или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям».

Федеральный закон Российской Федерации № 80-ФЗ от 2 июля 2005 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в силу 17.07.2005, не повлек за собой какой-либо кардинальной

перекройки лицензионного поля. Этот Закон лишь модернизировал отдельные стороны лицензионной практики с учетом требований текущего момента и новых процессов.

Основной целью поправок являлось намерение сократить количество лицензируемых видов деятельности, упростить и оптимизировать порядок лицензирования, обеспечить гласность и открытость лицензирования, законность при его осуществлении.

При этом механизмом достижения цели являлись сокращение срока рассмотрения заявлений соискателей, упрощенный порядок лицензирования для некоторых видов деятельности, изменение порядка лицензионного контроля и приостановления лицензий.

Нужно обратить внимание, что Федеральным законом № 80-ФЗ от 02.07.2005 были внесены изменения не только в закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но и в Федеральный Закон № 134-ФЗ от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в Кодекс административных правонарушений Российской Федерации (КоАП). Произошло своего рода слияние трех этих нормативных элементов, что несколько модифицировало порядок лицензирования.

В Федеральном законе Российской Федерации от 08.08.2001 № 134-ФЗ отмечено, что плановые мероприятия по контролю должны проводиться не чаще, чем один раз в два года (пункт 4 статьи 7). Основанием для внеплановых проверок (пункт 5 статьи 7) являются выявление нарушений в ходе плановой проверки, обращение граждан и организаций с жалобами на нарушения их прав действиями лицензиата, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.

Изменилась процедура выявления правонарушений при проведении государственных контрольных мероприятий (рис. 1). Это связано с введением новой процедуры привлечения к административной ответственности правонарушителей. Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ установлено требование о передаче

Рис. 1. Схема проверок лицензиатов в сфере здравоохранения и социального развития

протокола в суд. Таким образом, судебное производство является обязательным следствием любого выявленного правонарушения.

Во время проведения проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям составляется акт проверки. В нем детально отражается соблюдение требований законодательства, касающегося лицензируемой деятельности. Зафиксированное правонарушение отражается как в акте, так и в протоколе. Протокол является официальным документом, содержащим факт обнаружения расхождений с требованиями законодательства, который в соответствии с Кодексом об административных нарушениях должен быть передан в суд.

Лицом, привлеченным к административной ответственности, составляется акт, в котором подробно излагается устранение выявленных нарушений с приложением доказательной базы. Данная процедура необходима для информирования лицензирующего органа о нормализации лицензионной деятельности привлеченного к ответственности лица, а в случаях приостановки лицензии указанный акт инициирует мероприятия лицензирующего органа по возобновлению действия лицензии.

Для участия в проводимых в рамках лицензионного контроля совместных комиссиях и коор-

Менедже1

здравоохранения .

Лицензирование

Таблица J

Лицензионные требования и условия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04 июля 2002 г. № 499

______________6 требований:________________

1) наличие на законном основании помещений;

2) наличие соответствующих организационнотехнических условий и материально-технического оснащения;

3) обеспечение противопожарной защиты и наличие средств пожаротушения;

4) наличие специалистов, наличие стажа у руководителя не менее 5 лет;

5) наличие медицинского образования у ИП, стаж — не менее 2 лет;

6) повышение квалификации специалистов и ИП не реже 1 раза в 5 лет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 22 января 2007 г. № 30

______________11 требований;_______________

1) наличие на законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники;

2) наличие образования и стажа не менее 5 лет;

3) наличие образования у ИП и стажа не менее 5 лет;

4) наличие у работников образования и сертификата;

5) повышение квалификации специалистов не реже 1 раза в 5 лет;

6) соблюдение разрешенных медицинских технологий;

7) соблюдение санитарных правил;

8) медицинские услуги в соответствии с установленными стандартами;

9) соблюдение правил предоставления платных медицинских услуг;

10) техническое обслуживание медицинской техники (договор с организацией или специалист в штате организации);

11) ведение учетной и отчетной медицинской документации.

динационных советах Управление Росздравнад-зора по Москве и Московской области регулярно привлекает экспертов правоохранительных органов, сотрудников Департамента здравоохранения г. Москвы, сотрудников Министерства здравоохранения Московской области, представителей научно-исследовательских организаций.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Положение о лицензировании медицинской деятельности»

• определена ответственность за осуществление медицинской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий в соответствии установленным законодательством Российской Федерации;

• установлен порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае его утраты; установлен порядок оплаты государственной пошлиныы;

• установлено, что информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой дея-

тельности, размещается в одном из официальных информационных ресурсов лицензирующего органа в течение 10 дней;

• исключены пункты:

— лицензиат, осуществляющий деятельность на основании лицензии, может осуществлять эту деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления им в установленном порядке соответствующих лицензирующих органов;

— лицензиат обязан уведомить в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении места своего нахождения, а также места нахождения территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

• введен новый перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.

Анализ новых лицензионных требований и условий приведен в таблицах 1 и 2.

"Менеджер

\ здравоохранения

42 Я

Таблица 2

Изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04 июля 2002 г. № 499

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет — для индивидуального предпринимателя;

наличие в штате работников, имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг; наличие средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара; требование отсутствует;

требование отсутствует;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 22 января 2007 г. № 30

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений. оборудования и медицинской техники. необходимых для выполнения работ (услуг) наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лер наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста; требование отсутствует;

наличие в штате специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности; соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику.

Основными причинами отказов в выдаче лицензионных документов являются: лицензиатом не представлены документы, подтверждающие право собственности на помещение, и документы, свидетельствующие о квалификации сотрудников. Так, до 80% отказов происходит из-за отсутствия документов, подтверждающих права владения помещением.

При осуществлении медицинской деятельности наиболее часто встречающимися правонарушениями являются следующие:

У не осуществляется техническое обслу-

живание имеющегося на объекте медицинского оборудования;

У произвольное и неполное отражение сведений врачами в картах больных;

У отсутствие документов об образовании сотрудников.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены различные санкции в зависимости от вида нарушений лицензионных требований и условий.

Часть 3 статьи 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» предусматривает наложение штрафа:

• на должностных лиц — от 30 до 40 мрот;

• на юридических лиц — от 300 до 400 мрот.

Менеджер

здравоохранения .

Часть 4 статьи 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» предусматривает наложение штрафа:

• на должностных лиц — от 40 до 50 мрот;

• на юридических лиц — от 400 до 500 мрот или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Административное приостановление деятельности может назначаться судом, как правило, на основании фактов, доказывающих неспособность соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Приостановление лицензии осуществляется только по решению арбитражного суда.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2005 № 80-ФЗ (вступил в силу 17.07.2005) в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 определило понятие административного законодательства «грубые нарушения» лицензионных требований и условий в медицинской сфере как невыполнение лицензиатом следующих требований:

• о наличии на законном основании недвижимости и оборудования;

• о наличии у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, или индивидуального предпринимателя профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

• о наличии в штате или привлечение на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста;

• о соблюдении лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• о соблюдении лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

• об обеспечении лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформа института контроля и надзора в медицинской сфере, помимо принятия нового Положения о лицензировании, выразилась в утверждении новых административных регламентов Росздравнадзора. Это документы, определяющие нормативы контроля и надзора, а также систематизирующие с учетом последних изменений в законодательстве контрольнонадзорные функции Росздравнадзора.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 905) определяет:

^ порядок организации медицинской помощи в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 №633 «Об организации медицинской помощи»;

^ порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 № 487 «Об утвер-

ждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи»;

^ порядок оказания скорой медицинской помощи в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»;

^ порядок организации специализированной медицинской помощи в соответствии с видами и стандартами, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Административный регламент федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 899) определяет порядок получения и анализа сведений о соблюдении государственных стандартов социального обслуживания и порядок осуществления проверок деятельности субъектов, осуществляющих социальное обслуживание.

В заключение следует отметить еще один документ, непосредственно касающийся лицензирования медицинской деятельности. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием Разграничения полномочий» с 1 января 2008 года к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, будут относиться следующие:

1) осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в феде-

ральных организациях здравоохранения);

2) лицензирование следующих видов деятельности:

• медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

• фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

• деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения будет осуществлять:

1) ведение единого реестра лицензий, в том числе выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

2) контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Дополнительная информация может быть получена:

— www.roszdravnadzor.ru

— В Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области создана горячая линия, по которой ведется прием жалоб о нарушениях.

Менеджер

здравоохранения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.