Научная статья на тему 'Требования к профессиональной подготовке врачей для лицензирования медицинской деятельности'

Требования к профессиональной подготовке врачей для лицензирования медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
891
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кислый Н. Д., Бычков В. А., Ильина Е. С., Ходорович А. М., Егоров Ю. В.

В статье освещен вопрос лицензирования медицинской деятельности и требования к образовательному уровню специалистов, претендующих на самостоятельную медицинскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of professional knowledge for licensing of medical activity1RPFU

Requirement for licensing of medical activity and level of professional knowledge are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Требования к профессиональной подготовке врачей для лицензирования медицинской деятельности»

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Д. Кислый, В.А. Бычков

Факультет повышения квалификации и кафедра госпитальной хирургии РУДН ул. Миклухо-Маклая, д. 1, корп. 3, Москва, 117198

Е.С. Ильина

Управление лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзора Славянская пл., 4, стр. 1, Москва, 109074

А.М. Ходорович, Ю.В. Егоров

Поликлиника № 25 ул. Миклухо-Маклая, д. 10, Москва, 117198

В статье освещен вопрос лицензирования медицинской деятельности и требования к образовательному уровню специалистов, претендующих на самостоятельную медицинскую деятельность.

Система повышения квалификации и переподготовки медицинских работников в последние годы претерпела значительные изменения [1—4].

С 1996 года, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ, послевузовскую профессиональную подготовку врачей в системе профессионального дополнительного образования кроме учебных заведений профессионального дополнительного образования Минздравсоцразвития России осуществляют также учебные заведения Минздравсоцразвития и Минобразования России. Кроме того, в учебном процессе принимают участие научно-исследовательские институты Минздравсоцразвития России и Научные центры РАМН. В настоящее время в подготовке и переподготовке медицинских работников наряду с государственными и муниципальными учреждениями могут принимать участие и некоммерческие организации.

В системе профессионального отраслевого дополнительного образования ежегодно проходят обучение более 450 тыс. работников здравоохранения. Вместе с тем анализ сложившийся практики подготовки специалистов показывает, что имеются и нерешенные проблемы — это, прежде всего, отсутствие единой информационной и образовательной среды и несоответствие программ, а зачастую и уровня подготовки специалистов, потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли [5].

Сложившаяся ситуация потребовала введения новой системы управления качеством в сфере здравоохранения, которая включает в себя использование стандартов, сертификацию продукции, аттестацию работников и аккредитацию предприятий.

Процесс лицензирования медицинской деятельности, в основе которого лежит контроль за соблюдением определенных лицензионных требований и условий, является одним из составляющих системы управления качеством.

В период с 1996 по 2001 год внедрена система лицензирования медицинской деятельности. Лицензионные требования и условия были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1996 № 350, затем дополнены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» в 2001 году.

В указанный период требованием к профессиональной подготовке специалистов при лицензировании было представление документов, подтверждающих профессиональную подготовку специалистов, осуществляющих лицензируемую деятельность.

В настоящее время лицензирование медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Территориальные органы, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» от 04.07.2002 г. и № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» от 30.06.04 г., сформированы и действуют во всех субъектах Российской Федерации.

Лицензионные требования и условия в части профессиональной подготовки специалистов усовершенствованы, и теперь для получения лицензии требуется представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие:

— наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, которые соответствуют требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет для юридического лица;

— наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет — для индивидуального предпринимателя;

— повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в пакете документов для получения лицензии на медицинскую деятельность представляются следующие документы об образовании: диплом об образовании, свидетельство о профессиональной подготовке врачей-специалистов (первичная специализация не менее 500 часов, интернатура, ординатура, аспирантура), свидетельство о повышении квалификации не реже 1 раза в 5 лет, трудовая книжка.

Подготовка специалистов, работающих в системе здравоохранения, осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 553 от 20.08.2007 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и письмом Минздрава России № 2510/149-01-32 от 05.01.2001 г. Подготовка специалистов по основным специальностям, в соответствии с данным приказом и письмом осуществляется только через интернатуру и ординатуру.

Много вопросов возникает при лицензировании специалистов, не имеющих медицинского образования. Работа специалистов, не имеющих медицинского образования, регламентируется приказом Минздрава СССР № 755 от 22.06.1983 г. «О типовой номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР (без медицинского и фармацевтического образования)».

Особенно много таких специалистов работает в лабораторном деле, их работа регламентируется приказом Минздрава № 380 от 25.12.1997 г. «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов учреждениях здравоохранения Российской Федерации» и письмом Минздрава России № 15-12/267 от 10.06.2003 г. «О врачах клинической лабораторной диагностики».

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 № 990», лица, закончившие биологические факультеты, могут работать в учреждениях здравоохранения только в должностях научных сотрудников, лаборантов, старших лаборантов научно-исследовательских учреждений.

Кроме того, лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности требует четко разделить понятия основной специальности и специальности, требующей углубленной подготовки. Профессиональная подготовка специалиста по специальности, требующей углубленной подготовки,

должна состоять из подготовки как по основной специальности, так и по специальности, требующей углубленной подготовки. Например, специалист по лабораторной генетике, имеющий диплом по специальности «лечебное дело», специализацию по «лабораторной генетике» и не имеющий профессиональной подготовки по основной специальности «генетика», не соответствует лицензионным требованиям к профессиональной подготовке.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» Росздравнадзором может проводиться лицензионный контроль. Целью данного контроля является проверка полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также данных, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, и возможности выполнения им лицензионных требований и условий. Возможна также проверка сведений о лицензиате и контроля соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проведение лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности регулируется положениями Федерального закона № 134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Основанием для внеплановых проверок может стать выявление нарушений в ходе плановой проверки, обращение граждан и организаций с жалобами на нарушения их прав действиями лицензиата, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.

В случае, если лицензиат допускает нарушения лицензионных требований и условий, комиссия по проверке, наряду с Актом проверки, вправе составить протокол об административном правонарушении, для последующего направления в суд который вправе принять решение о назначении административного взыскания в виде штрафа, налагаемого на саму организацию (учреждение) или его руководителя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано только случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий или в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства по решению суда.

Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение об отказе в предоставлении лицензии Росздравнадзор принимает после рассмотрения на Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (центральной или субъекта Российской Федерации) по лицензированию медицинской деятельности на основании того, что:

— представленные документы не соответствуют предъявляемым лицензионным требованиям, определенным п. 4 и 5 постановления Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»;

— очная проверка соискателя лицензии не подтвердила его возможности по осуществлению заявленных работ и услуг.

Важно, что осуществление медицинской деятельности без оформления права на ее осуществления, т.е. получения лицензии на данную деятельность, является нарушением действующего законодательства.

Анализ проведенных проверок лицензионных требований и условий, а также отказов в предоставлении лицензий учреждениям, организациям и врачам, индивидуальным предпринимателям выявил высокий процент несоответствия профессиональной подготовки специалистов, который составляет около 50% среди причин отказов в предоставлении лицензии и около 30% среди выявленных нарушений при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости лицензирования, постоянный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий позволяет влиять на качество оказания медицинской помощи и тем самым совершенствовать систему управления качеством в здравоохранении.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Денисов И.Н., Мелешко В.П., Душенков П.А. Медицинские кадры: социальная гигиена (медицина и организация здравоохранения): Учебное пособие / Под ред. Ю.П. Лисицына. — М.: Медикосервис, 1998. — С. 443—463.

[2] Тульчинский Т.Г., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. — Иерусалим, 1999. — С. 870—925.

[3] Фокин В.А., Карась С.И., Калятвянская Т.А. Доказательная медицины в профессиональной подготовке врачей: информационные и экономические аспекты // Научнопрактический журнал Бюллетень Сибирской Медицины. — № 4. — С. 10—12.

[4] Приказ Минздрава РФ от 03.07.2002 № 210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации».

[5] Решение коллегия от 11.06.2002 № 13/3 «О программе развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002—2005 годы».

LEVEL OF PROFESSIONAL KNOWLEDGE FOR LICENSING OF MEDICAL ACTIVITY

N.D. Kisliy, V.A. Bichkov

Medics’ Retraining Faculty and Department of Hospital Surgery. RPFU M-Maklaya st., 21/3, Moscow, Russia, 117198

E.S. Ilyna

Department of licensing for medicine and social development

Roszdravnadzor Slavyanskaya sq., 4, bild. 1, Moscow, Russia, 109074

A.M. Chodorovich, Y.V. Egorov

Outpatient Department № 25

M-Maklaya st., 10, Moscow, Russia, 117198

Requirement for licensing of medical activity and level of professional knowledge are discussed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.