Ю.В. Кириллова
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (СОУГО-19)
В статье рассматриваются вопросы осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением прав граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные направления прокурорского надзора в период пандемии, а также меры, принимаемые органами прокуратуры по осуществлению надзора. Рассматриваются различные правовые нормы.
Ключевые слова: прокурорский надзор, коронавирусная инфекция, защита прав и интересов граждан.
Минувший 2020 г. стал достаточно сложным для нашей страны. Российская Федерация, в целом, как и весь мир, столкнулись с новой, неизвестной и чрезвычайно опасной инфекцией. Пандемия вируса COVID-19 (SARS-CoV-2) оказала сильное влияние на жизнь граждан и уровень жизни общества в целом, а воздействие введённых ограничительных мер наиболее остро ощутили наиболее уязвимые группы населения.
Беспрецедентная ситуация в мире, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, создала столь же беспрецедентные проблемы для органов прокуратуры как в Российской Федерации, так и в других странах.
Необходимость соблюдения социальной дистанции, а также соблюдения режима самоизоляции привели к сбоям как в режиме работы судов, так и в режиме работы и органов прокуратуры.
Как неоднократно отмечает Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов, в условиях распространения коронавирусной инфекции, при обеспечении безусловного соблюдения прав и свобод граждан, органы прокуратуры должны действовать на опережение, и, при этом, непременно взаимодействовать с правоохранительными и контролирующими органами[ 1]. Не взирая на сложность сложившейся ситуации, органами прокуратуры были приняты усиленные меры, которые, прежде всего, имеют своей целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка в условиях распространения нового заболевания.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[ 2], прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему надзорных органов.
Из положений ст. 21 названного федерального закона следует, что предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В период распространения нового вируса СОУТО-19 (SARS-CoV-2) основным видом деятельности, на котором органы прокуратуры Российской Федерации сосредоточили внимание, стал надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения.
© Кириллова Ю.В., 2021.
Научный руководитель: Мишакова Надежда Валерьевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия.
'Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1842072.
2Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Первоочередными задачами органов прокуратуры в сфере здравоохранения являются следующие^]: обеспечение права граждан на получение качественной медицинской помощи посредством использования всего комплекса мер, которыми наделен прокурор, с целью реализации законных прав в сфере здравоохранения; упреждающий характер прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений; комплексная работа по противодействию правонарушениям в данной сфере; осуществление надзора за органами государственной власти и местного самоуправления, которые наделены полномочиями в области здравоохранения.
Анализ современного состояния дел позволяет говорить о том, что органами прокуратуры в сложившейся ситуации принимаются беспрецедентные меры по осуществлению надзора за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения.
Так, прокурорскими работниками стали активно использоваться судебные механизмы восстановления нарушенных прав граждан нашей страны.
В частности, прокуроры принимали, и продолжают принимать обязательное участие в рассмотрении заявлений о госпитализации граждан, которые уклоняются от обследования в целях выявления опасного инфекционного заболевания (лиц с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания и (или) находящихся или находившихся в контакте с источником заболевания, лиц, уклоняющихся от лечения инфекционного заболевания и (или) нарушающего санитарно -противоэпидемический режим). Следует отметить, что в данном случае речь идет именно о госпитализации граждан в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую соответствующую помощь в стационарных условиях. Кроме того, прокурорам было предписано в случае необходимости обращаться самим в суд с такими заявлениями.
В период действия карантинных мер прокуроры приняли участие и дали заключения более чем по 600 делам вышеназванных категорий, из них о принудительной изоляции - более 200, о принудительной госпитализации - более 300. Подавляющее большинство судебных постановлений вынесено в соответствии с заключениями участвовавших в делах прокуроров [2].
В некоторых случаях восстановление нарушенных прав граждан стало возможным только после обращения прокуроров с соответствующими исковыми заявлениями в суды. В 2020 г. судами рассмотрено свыше 400 исков, предъявленных прокурорами в защиту прав граждан, пострадавших от неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки. Так, прокурорами предъявлялись иски:
•о возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами;
•о признании факта трудовых отношений;
•о возложении обязанности оснастить медицинские организации и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты;
•о запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от СОУГО-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки;
•о приостановлении деятельности по предоставлению услуг кафе.
Приведенный перечень исков, которые были поданы работниками органов прокуратуры в период распространения коронавирусной инфекции не является исчерпывающим. Например, своевременность выплат стимулирующего характера за выполнение работы, связанной с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция - также не осталась без должного внимания прокуратуры. Практически все заявленные прокуратурой требования были поддержаны судом и удовлетворены.
Нельзя не отметить, что противодействие эпидемии потребовало внести коррективы в правовые акты, регулирующие прокурорский надзор.
Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации принят ряд актов, направленных на сокращение распространения нового вируса 8ЛЯ8-Соу-2 (Соу1^19).
Одним из наиболее заметных и обсуждаемых стало письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об отмене плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 г.»[3]. В названном письме отмечается, что органами прокуратуры приняты меры к отмене плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 г.
1Винокуров А.Ю. Требование прокурора о проведении проверки // Законность. 2012. № 2. С. 19-22. 2Сайт Генеральной прокуратуры РФ // https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1885582; 3 Письмо Генпрокуратуры России от 15.07.2020 № 40-11-2020 «О плановых контрольных мероприятиях» // Официальные документы (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»). 2020. № 29.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. В результате распространения новой ко-ронавирусной инфекции СОУ[Э-19 органы прокуратуры столкнулись с новыми вызовами. На первый план в деятельности прокуратуры встал надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения, и, помимо этого, был усилен надзор за соблюдением рекомендаций и ограничений, установленных Роспотреб-надзором, различными 540 учреждениями и организациями.
На борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции СОУ[Э-19 направлены меры по отмене контрольных мероприятий за субъектами малого и среднего предпринимательства с целью уменьшить контакты, а также предоставить возможность указанным предприятиям и организациям оказывать услуги дистанционно. Прокуроры принимали, и продолжают меры по выявленным нарушениям санитарно-эпидемиологических требований. В настоящее время прокуратура продолжает принимать меры по соблюдению законности в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Библиографический список
1.Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1842072;
2.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472;
3.Винокуров А. Ю. Требование прокурора о проведении проверки // Законность. 2012. № 2. С. 19-22.
4.Сайт Генеральной прокуратуры РФ // https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1885582;
5.Письмо Генпрокуратуры России от 15.07.2020 № 40-11-2020 «О плановых контрольных мероприятиях» // Официальные документы (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»). 2020. № 29.
КИРИЛЛОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия.