Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1413
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЗАЩИТА ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ ЛИЧНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / PROSECUTOR'S SUPERVISION / PROTECTION OF THE LEGITIMATE INTERESTS AND RIGHTS OF THE INDIVIDUAL / ENSURING THE SOCIAL RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лемехов Сергей Витальевич, Шишкин Олег Евгеньевич

В статье анализируется проблема обеспечения прав и свобод личности средствами прокурорского надзора в сфере здравоохранения. Рассматриваются различные правовые нормы, анализируются научные позиции. На основе анализа указанных источников авторы приходит к выводу о необходимости осуществления прокурорского надзора в сфере здравоохранения, в особенности в период пандемии новой коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лемехов Сергей Витальевич, Шишкин Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE FIELD OF HEALTH CARE DURING THE PANDEMIC

The article analyzes the problem of ensuring the rights and freedoms of the individual by means of public prosecutor's supervision in the field of healthcare. Various legal norms are considered, scientific positions are analyzed. Based on the analysis of these sources, the authors conclude that it is necessary to exercise public prosecutor's supervision in the field of health care, especially during the pandemic of a new coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 327

Лемехов Сергей Витальевич Шишкин Олег Евгеньевич

Университет прокуратуры Российской Федерации Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)

Россия, Санкт-Петербург lemekhov. serzh@gmail. com [email protected]

Lemekhov Sergey Shishkin Oleg

«University of the Office of the Prosecutor of the Russian Federation»

Saint-Petersburg law institute (branch)

Russia, Saint-Petersburg

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД

ПАНДЕМИИ

Аннотация: в статье анализируется проблема обеспечения прав и свобод личности средствами прокурорского надзора в сфере здравоохранения. Рассматриваются различные правовые нормы, анализируются научные позиции. На основе анализа указанных источников авторы приходит к выводу о необходимости осуществления прокурорского надзора в сфере здравоохранения, в особенности в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Ключевые слова: прокурорский надзор, защита законных интересов и прав личности, обеспечение социальных прав граждан.

PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE FIELD OF HEALTH CARE

DURING THE PANDEMIC Annotation: the article analyzes the problem of ensuring the rights and freedoms of the individual by means of public prosecutor's supervision in the field of healthcare. Various legal norms are considered, scientific positions are analyzed. Based on the

533

analysis of these sources, the authors conclude that it is necessary to exercise public prosecutor's supervision in the field of health care, especially during the pandemic of a new coronavirus infection.

Key words: prosecutor's supervision, protection of the legitimate interests and rights of the individual, ensuring the social rights of citizens.

В 2020 году весь мир столкнулся с новым угрозой, которая затронула все сферы жизни общества: политику, экономику, социальную и духовно-культурную. Каждое государство, в том числе и Российская Федерация, попали в сложную эпидемиологическую ситуацию, вызванную коронавирусной инфекцией. С целью противодействия пандемии COVID-19 и предотвращения распространения данного вируса среди населения нашей страны органами государственной власти были приняты различные нормативно-правовые акты.

При таких обстоятельствах именно на органы прокуратуры, одной из главных задач которой является защита прав человека и гражданина, была возложена сложнейшая задача - предпринять все возможные оперативные меры для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Как отмечают Я.Л. Алиев, А.Н. Логинов и А.Э. Романова, в сфере здравоохранения прокурорская деятельность заняла видное место и приобрела особую роль [3]. Прокурорский надзор, будучи эффективным средством защиты и обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц, публично-правовых образований, неопределенного круга лиц в различных сферах правоотношений, в том числе в сфере здравоохранения, был призван выполнить данную задачу.

Чтобы полным образом осветить вопрос прокурорского надзора в сфере здравоохранения, необходимо понять сущность данного вида надзора.

Так, основообразующими правами в сфере здравоохранения являются положения, закрепленные в статье 41 Конституции Российской Федерации, а именно: право на охрану здоровья (в целом на здоровье) и медицинскую помощь, прежде всего бесплатную [1].

534

В качестве первостепенных задач прокуратуры в указанной сфере

выделяют: обеспечение права каждого на качественную медицинскую помощь посредством использования всего комплекса мер, которыми наделен прокурор, с целью реализации законных прав в сфере здравоохранения; упреждающий характер прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений; комплексная работа по противодействию правонарушениям в данной сфере; надзор за органами государственной власти и местного самоуправления, которые наделены полномочиями в области здравоохранения [4, с. 20].

Таким образом, предмет прокурорского надзора в сфере здравоохранения, прежде всего, будут составлять вышеизложенные конституционные права, обеспечение охраны которых рассмотрим более детальным образом.

Так, в повседневных условиях, до объявления ВОЗ пандемии новой коронавирусной инфекции, прокурорский надзор в сфере здравоохранения, как отмечает И.С. Викторов, регламентировался достаточно обширной нормативно-правовой базой. Также, он отмечает, что приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в частности п. 7.1 акцентирует внимание всех прокуроров на защите закрепленных в Конституции РФ прав на медицинскую помощь. В свою очередь, в п. 1 приказа Генерального прокурора РФ от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов», прокурорам предложено считать данную сферу прокурорского надзора одним из важнейших направлений осуществления прокурорской деятельности. [8, с. 133-139].

Полагаем, пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла ряд корректив в регулирование прокурорского надзора в сфере обеспечения прав граждан в сфере здравоохранения. В том числе, Генеральной прокуратурой был разработан ряд поручений, в рамках которых координируются мероприятия по защите здоровья населения, в том числе и несовершеннолетних лиц.

535

По поручениям Генеральной прокуратуры РФ органами

прокуратуры был проведен ряд проверок в связи с массовым заболеванием новой коронавирусной инфекцией воспитанников учреждений для детей. Вспышки COVID-19 зафиксированы в детских учреждениях десятков субъектов Российской Федерации. Материалами проверок установлено, что массовым заболеваниям среди детей и работников образовательных организаций способствовало несоблюдение администрациями учреждений требований санитарных норм. В целях устранения выявленных нарушений законодательства, было внесено более 20 актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения, виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, было возбуждено 1 уголовное дело по статье 293 УК РФ в связи с ненадлежащим исполнением сотрудниками детского дома г. Воронежа своих обязанностей, что повлекло заражение коронавирусной инфекцией. В результате принятых мер во всех организациях проведен комплекс противоэпидемиологических мероприятий [6].

Рассматриваемый пример правоприменительной практики наглядно отражает активное участие органов прокуратуры в деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере здравоохранения.

Следует обратить особое внимание на то, что в период распространения новой коронавирусной инфекции, несовершеннолетние, нуждаются в обеспечении всесторонней защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в особенности в ситуации, когда имеет место бездействие в обеспечении таких прав со стороны различных образовательных и иных учреждений, оказывающих воспитательную функцию данной категории граждан. Исходя из материалов указанного примера, непринятие должных мер руководством указанных образовательных учреждений допустило заражение лиц новой коронавирусной инфекцией. В целях защиты прав граждан, органами прокуратуры были вынесены акты прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновных лиц к юридической ответственности.

536

Также по данным Генеральной прокуратуры в 2020 году органами

прокуратуры Российской Федерации осуществлялись и иные мероприятия, направленные на применение мер прокурорского реагирования, обеспечивающих соблюдение прав граждан в сфере здравоохранения в условиях распространения коронавирусной инфекции.

В частности, для реализации вышеизложенной задачи было проведено более 32,8 тысяч проверок, которыми охвачены учреждения здравоохранения, социального обслуживания, хозяйствующие субъекты, осуществляющие оказание услуг населению, органы государственной власти и местного самоуправления [5].

Под контролем органов прокуратуры находилось лекарственное обеспечение и оснащение необходимым оборудованием учреждений здравоохранения.

При осуществлении прокурорских проверок выявлялись многочисленные нарушения законодательства, например: доступность медицинской помощи, право на бесперебойное лекарственное обеспечение, непринятие органами власти и местного самоуправления мер, способствующих повышенной готовности учреждений здравоохранения в период пандемии.

По итогам реализации принятых мер реагирования Прокуратурой Республики Крым соответствующее региональное министерство организовало закупку и ремонт около 50 аппаратов ИВЛ [5].

Прокуратурой г. Костромы была проведена соответствующая проверка. По ее результатам удалось выявить факты поставки недоброкачественных и незарегистрированных аппаратов искусственной вентиляции легких. Органы предварительного следствия по постановлению прокурора возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 238.1 УК РФ [5].

По результатам вмешательства органов прокуратуры в Приморском крае региональным министерством здравоохранения была осуществлена поставка более 40 тысяч дополнительных защитных костюмом в соответствующие медицинские учреждения региона [5].

537

Принятие аналогичных мер потребовалось еще в 24 регионах страны

[5].

Что касается ведомственных актов Генеральной прокуратуры, которые способствуют улучшению эпидемиологической обстановки в стране, то следует обратить отдельно внимание на следующие правовые документы, принятые в том числе с целью исполнения поручения Председателя Правительства РФ от 18.03.2020 № ММ-П36-1945:

1) Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2020 г. № 40-11-2020 «Об отмене плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 г.», устанавливало дополнительные ограничения на проведение в 2020 году плановых мероприятий по контролю в отношении субъектов предпринимательства, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек (указанные ограничения не распространяли на политические партии и некоммерческие организации, которые выполняют функции иностранного агента) [2].

В отношении хозяйствующих субъектов иных категорий плановые проверки в 2020 году допускались лишь в случае, если их деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска[2]..

Указанные ограничения не применяются к таможенным проверкам, а также к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии"[2]..

В этой связи органами прокуратуры приняты меры к отмене плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 году [2].

Таким образом данные действия станут одним из факторов, обеспечивающих нормализацию эпидемиологической ситуации населения, поскольку обеспечат уменьшение случаев, в которых возможно нарушение социальной дистанции ввиду скученности населения.

2) Информация Генеральной прокуратуры РФ от 14 апреля 2020 г. «Генеральный прокурор Российской Федерации поручил прокурорам регионов

538

незамедлительно реагировать на сведения о завышении цен на социально значимую продукцию», в которой установлено, что поскольку на территории РФ установлен мораторий на осуществление контролирующими органами (в том числе ФАС России) в 2020 году плановых и внеплановых проверок, то с учетом необходимости принятия дополнительных мер по защите прав граждан в сложившихся условиях с ФАС России выработан порядок взаимодействия при поступлении в органы прокуратуры сведений о завышении поставщиками и производителями товаров цен на социально значимую продукцию [7].

В такой ситуации органы прокуратуры должны быть готовы обеспечить проведение проверочных мероприятий путем направления в антимонопольные органы поручений об осуществлении проверок по фактам правил ценообразования на товары обозначенной категории [7].

Таким образом данный ведомственный акт также способствует обеспечению нормализации эпидемиологической обстановки в стране, поскольку осуществляет снижение вероятности появления паники у населения по поводу подорожания наиболее значимых продуктов и последующего увеличения спроса на них, что в свою очередь однозначно приведет к ажиотажу и соответствующей скученности населения в продуктовых и иных магазинах. Такая ситуация, несомненно, приведет к нарушению всевозможных социальных норм, в том числе, которые направлены на обеспечение прав населения на здоровье, а также права на социальную защищенность граждан в случае его утраты. Наличие достаточного предложения на товары первой необходимости является предопределяющим фактором психоэмоционального здоровья, а, следовательно, правопорядка среди населения.

В заключение необходимо сказать, что в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 прокурорский надзор в сфере здравоохранения столкнулся с новыми вызовами. Так, безусловно, увеличился объем работы в органах прокуратуры в направлении обеспечения права граждан на надлежащую медицинскую помощь. Был усилен надзор за соблюдением рекомендаций и ограничений, установленных Роспотребнадзором, различными

539

учреждениями и организациями. Без сомнения, на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 направлены мероприятия по отмене контрольных мероприятий за субъектами малого и среднего предпринимательства с целью уменьшить контакты, а также предоставить возможность указанным предприятиям и организациям оказывать услуги дистанционно.

Полагаем, что система здравоохранения в период пандемии столкнулась с большими трудностями. Среди них особое место занимают право граждан на качественную медицинскую помощь, на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, на благоприятную эпидемиологическую обстановку и другие. В последнее время, нарушения указанных прав стали выявляться чаще, что вызвано повышением нагрузки на всю систему здравоохранения. В конкретных условиях, прокурорский надзор может стать эффективным средством обеспечения и реализации законных прав и интересов граждан в сфере здравоохранения.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Об отмене плановых контрольных мероприятий, запрещенных к проведению в 2020 г. : письмо Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2020 г. № 40-11-2020.

3. Алиев Я.Л., Логинов А.Н., Романова А.Э. Прокурорский надзор в сфере здравоохранения // Вестник ННГУ. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 30.01.2021).

Список литературы:

540

4. Винокуров А. Ю. Требование прокурора о проведении проверки // Законность. 2012. № 2. С. 19-22.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс] : о принимаемых органами прокуратуры мерах по защите прав граждан и законных интересов бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1864960/ (дата обращения: 28.10.2020).

6. Генеральной прокуратурой проведены проверки по фактам заболевания новой коронавирусной инфекцией воспитанников детских учреждений. — Текст : электронный // Генеральная Прокуратура Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1874594/ (дата обращения: 25.10.2020).

7. Генеральный прокурор Российской Федерации поручил прокурорам регионов незамедлительно реагировать на сведения о завышении цен на социально значимую продукцию : информация Генерального прокурора Российской Федерации от 14 апр. 2020 г.

8. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. методич. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана. — М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. — С. 133-139.

541

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.