Научная статья на тему 'Осуществление оперативного поиска в сфере потребительского рынка с целью выявления налоговых преступлений'

Осуществление оперативного поиска в сфере потребительского рынка с целью выявления налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции / оперативный поиск / выявление / налоговые преступления / operational search activity / divisions of economic security and anti-corruption / operational search / detection / tax crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артём Сергеевич Шитов

В научной статье на основе изучения и анализа оперативно-розыскного законодательства, научных публикаций, правоприменительной практики деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, а также криминогенной ситуации по линии противодействия налоговой преступности рассмотрены наиболее типичные вопросы, возникающие в процессе осуществления оперативного поиска в сфере потребительского рынка при выявлении налоговых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артём Сергеевич Шитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performing an operational search in the consumer market in order to detect tax crimes

In this scientific article, based on the study and analysis of operational search legislation, scientific publications, law enforcement practices of the economic security and anti-corruption units of internal affairs bodies, as well as the criminal situation in the field of countering tax crime, the most typical issues that arise in the process of conducting an operational search in the consumer market when detecting tax crimes are considered.

Текст научной работы на тему «Осуществление оперативного поиска в сфере потребительского рынка с целью выявления налоговых преступлений»

УДК 343.359.2

ББК 67.408.122.40

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10507

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПОИСКА В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Артём Сергеевич ШИТОВ, адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В научной статье на основе изучения и анализа оперативно-розыскного законодательства, научных публикаций, правоприменительной практики деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, а также криминогенной ситуации по линии противодействия налоговой преступности рассмотрены наиболее типичные вопросы, возникающие в процессе осуществления оперативного поиска в сфере потребительского рынка при выявлении налоговых преступлений.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативный поиск, выявление, налоговые преступления.

Annotation. In this scientific article, based on the study and analysis of operational search legislation, scientific publications, law enforcement practices of the economic security and anti-corruption units of internal affairs bodies, as well as the criminal situation in the field of countering tax crime, the most typical issues that arise in the process of conducting an operational search in the consumer market when detecting tax crimes are considered.

Keywords: operational search activity, divisions of economic security and anti-corruption, operational search, detection, tax crimes.

Научный руководитель: П.И. ИВАНОВ, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

На сегодняшний день оперативно-следственная практика показывает, что налоговые преступления, совершаемые в сфере потребительского рынка, заметно отличаются от аналогичных противоправных деяний, имеющих место в иных сферах экономики, высокой степенью их латентности. Преступники все чаще используют замаскированные способы их совершения. Для прикрытия реально произведенной операции недобросовестные налогоплательщики указанной сферы (с целью уменьшения суммы уплачиваемых налогов / сборов) прибегают к заключению фиктивных сделок.

Таким образом, внешне правомерные операции позволяют им получать неучтенные денежные средства в огромных количествах. Подобного рода сделки, естественно, не находят своего отражения в бухгалтерском учете. В итоге реально произведенная операция оказывается сокрытой.

Информация о неучтенных операциях, как правило, официально в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции системы МВД России (далее — ЭБиПК) не поступает.

Как уже отмечалось, противоправные действия завуалированы, круг лиц, знающих об этих

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

неучтенных операциях, весьма ограничен. Даже проверки финансово-хозяйственных операций, осуществляемые территориальными подразделениями ФНС России, не всегда их вскрывают. В этих условиях сотрудники подразделений ЭБиПК основной упор делают на инициативный поиск1.

Забегая вперед, отметим, что под выявлением налоговых преступлений в сфере потребительского рынка2 нами понимается разновидность деятельности подразделений ЭБиПК, осуществляемая ими в пределах полномочий, определенных федеральными законами «О полиции»3 и «Об оперативно-розыскной деятельности»4, с целью установления наличия в событии или действиях лиц совокупности признаков, указывающих на совершение названного вида преступления, предусмотренного Особенной частью уголовного закона (статьи 159 (связано с незаконным возмещением НДС), 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Заметим, что выявление преступлений является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) подразделений ЭБиПК, обслуживающих объекты потребительского рынка [2].

К тому же деятельность, направленная на решение указанной задачи, в теории и практике ОРД именуется по-разному, а именно: выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; разведывательно-поисковая работа; оперативно-поисковая работа5. Более того, эта деятельность отнесена к числу одной из организационно-тактических форм ОРД ОВД. Как нам представляется, такое сочетание рассматриваемого вида деятельности (содержание которого составляют меры организационного и тактического характера) существенно расширяет потенциальные ее возможности.

Проведенное нами выборочное исследование показывает, что оперативно-поисковая работа также нуждается в информационном обеспечении, последнее в современных условиях характеризуют следующие обстоятельства:

■ наличие достаточно большого количества разрозненных розыскных, оперативно-справочных и криминалистических учетов, которые зачастую несовместимы между собой;

■ нерешенность до конца проблемы создания единого информационного пространства для обмена информацией (существующая модель интегрированного банка данных (ИБД)6 не удовлетворяет потребности подразделений ЭБиПК);

■ неэффективное использование в целях получения первичной информации общедоступных ресурсов сети Интернет, новейших инфор-

мационных технологий, а также средств массовой информации.

Имеющиеся информационно-поисковые системы (в их числе единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности подразделений ГУЭБиПК МВД России), на базе которых осуществляются процессы накопления и систематизации оперативно-розыскной информации о фактах совершения преступлений экономической направленности, лицах, причастных к ним, способах (схемах) завладения бюджетными денежными средствами, на сегодняшний день с «двойным усердием» должны использоваться подразделениями ЭБиПК.

На их основе возможен активный поиск оперативно-значимой информации, чтобы первичные данные обогащались сведениями для выдвижения оперативно-розыскных версий, конкретизации оперативно-тактических ситуаций, в рамках которых точечно мог осуществляться комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, раскрытие преступлений и документирование преступных лиц, совершающих преступления экономической и коррупционной направленности [1, с. 31].

Думается, что продуманная тактика их проведения, как правило, позволяет «добраться» до рассматриваемых видов преступлений, скрываемых в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. Здесь весьма важно консолидировать усилия оперативных подразделений полиции в пределах предоставленных им полномочий. Современная криминальная среда пытается всячески оказывать противодействие, используя имеющиеся у нее новейшие технические средства противоборства.

Несмотря на наличие указанной системы, руководство ГУЭБиПК МВД России понимает, что совершенствование программного обеспечения [5, с. 42—50] — это приоритетное направление деятельности, так как высокие технологии не стоят на месте.

Оперативно-аналитические системы на сегодняшний день выступают важным компонентом поискового программного ресурса. С их помощью успешно может быть решена задача, связанная с отысканием по делам об экономических и коррупционных преступлениях имущества, подлежащего в последующем конфискации в установленном порядке.

Результаты изучения ведомственных нормативных правовых актов, а также монографических работ (рукописей диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий) свидетельствуют

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

о том, что оперативно-поисковая деятельность подразделений ЭБиПК базируется на призна-ках7, указывающих на подготовку либо совершение налоговых преступлений в рассматриваемой сфере. По совокупности признаков указанные подразделения определяют противоправный характер действий лиц, их совершающих [4].

Учитывая множественность признаков, мы для удобства анализа предлагаем классифицировать их в зависимости от степени их взаимосвязи с объектом на три большие группы:

■ общие;

■ специальные;

■ факультативные (вспомогательные).

К числу общих признаков следует отнести: неделовые связи хозяйствующих структур системы потребительского рынка с членами организованных преступных групп, отслеживающих финансовые потоки; приобретение за короткое время работы лицом, занимающимся предпринимательством и заподозренном в сокрытии полученных доходов (прибыли) от налогообложения, недвижимости (в том числе и за границей), автомобилей престижных иностранных марок и иных дорогостоящих вещей; наличие у руководителя коммерческой организации, получившей бюджетные денежные средства, непогашенной судимости за совершенное им налоговое преступление, а также лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей вверенной ему организации; принимаемые руководителем организации решения (заключение сомнительных сделок с аффилированными структурами по продаже имущества), приводящие к преднамеренному банкротству; составление фиктивных первичных учетных документов (подделка подписей, печатей и штампов); несоответствие первичных документов учета и отчетности фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществляемой в системе потребительского рынка.

Наряду с общими признаками подразделения ЭБиПК в своей практической деятельности используют и так называемые специальные, совокупность которых может свидетельствовать о совершенном либо совершаемом в настоящее время преступлении налоговой направленности в изучаемой сфере [3]. К этой группе относятся следующие: использование для осуществления незаконных финансовых операций предприятий и организаций, зарегистрированных на подставных лиц (фирм-«однодневок»); заключение фиктив-

ных коммерческих сделок с подконтрольными юридическими лицами с целью инициирования процедуры банкротства и завладения имуществом предприятия; умышленное создание перед кредиторами и государством большой задолженности; незаконное обналичивание денежных средств и выведение активов за границу с последующим банкротством организации; внесение в отчетную документацию заведомо ложных сведений об объемах реально выполненных работ по заключенному госконтракту и их стоимости (фальсификация актов выполненных работ); включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений с целью незаконного получения из федерального бюджета денежных средств в качестве возмещения налога на добавленную стоимость.

И наконец, в информационно-аналитической работе, осуществляемой в рамках оперативно-поисковой работы, не менее значимую роль играют и факультативные (вспомогательные) признаки распознания налоговых преступлений, совершаемых на объектах потребительского рынка, которые не только могут обогатить содержание имеющихся в распоряжении подразделений ЭБиПК сведений, но и их уточнить либо существенно скорректировать.

Такого рода признаками, как правило, являются: неведение бухгалтерской отчетности; факты вымогательства должностными лицами взяток в виде «откатов» за выделение предприятиям, например сферы ЖКХ, бюджетных денежных средств; представление заведомо ложных сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии при заключении кредитных договоров; факты незаконного отчуждения имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств хозяйствующих субъектов; завышение стоимости приобретенного оборудования, смет на выполненные работы; факты вымогательства денежных средств у участников конкурсов при размещении госзаказов за обеспечение победы или прекращение действий, направленных на срыв конкурсов; факты включения заведомо искаженных данных в акты приемки выполненных работ.

Приведенный перечень признаков, безусловно, не исчерпывающий, ибо могут быть и иные, которые не нашли в нем свое отражение. Следует отметить, что отдельно взятый признак не всегда указывает на вероятность совершения налогового преступления в рассматриваемой сфере. Именно поэтому их следует анализировать в совокупности, включая сведения, получаемые оперативным путем.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Проведенное нами выборочное изучение показывает, что чаще всего в основу организации поисковой работы могут быть положены две наиболее характерные схемы:

■ «от налоговой декларации — к налогоплательщику»;

■ «от налогоплательщика — к налоговому преступлению».

В рамках этих схем сотрудники подразделений ЭБиПК свои основные усилия направляют на своевременное и быстрое изобличение преступников. Для этого они в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводят документирование фактов уклонения от уплаты налогов (сборов), сокрытия объектов налогообложения, являющееся неотъемлемой составной частью процесса раскрытия налоговых преступлений оперативным путем. При этом под раскрытием мы подразумеваем выявление подразделениями ЭБиПК путем использования оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий обстоятельств преступления и лиц, его совершивших, установление и проверку фактических данных, подтверждающих противоправную деятельность этих лиц, обеспечение возможности использования полученных данных в качестве доказательств в ходе расследования уголовного дела.

В заключение следует отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности по борьбе с налоговой преступностью в целом во многом зависит от того, насколько тактически грамотно сотрудниками подразделений ЭБиПК осуществляется на объектах потребительского рынка оперативно-поисковая работа в интересах получения первичных данных, содержащих признаки преступлений налоговой направленности, и лиц, их совершивших (совершающих). Знание признаков распознавания как самих деяний, так и лиц, причастных к ним, в значительной мере позволяет сотрудникам указанных подразделений результативно вести оперативный поиск в сфере потребительского рынка.

1 В последнее время государство развитию потребительского рынка придает первостепенное значение. Выделены и осваиваются в сфере потребительского рынка значительные денежные средства на реализацию принятых национальных проектов: «Жилье и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В связи с этим защита бюджетных средств от преступных посягательств — приоритетное направление деятельности органов внутренних дел.

2 В экономической теории потребительский рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу спроса, предложения и продажи товаров и услуг индивидуального потребления. Эта отрасль экономики состоит из следующих сегментов: рынка товаров потребительского назначения (рынок пищевых продуктов и напитков, рынок непродовольственных товаров, рынок общественного питания), рынка услуг потребительского назначения.

3 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5 В дальнейшем наряду с использованием полного словосочетания «выявление налоговых преступлений на потребительском рынке» также используются: оперативно-поисковая деятельность или оперативный поиск.

6 ИБД (модель информационного обеспечения ОРД подразделений ЭБиПК) включает: информационные ресурсы (массивы документов, учеты и базы данных, все виды архивов) и информационную инфраструктуру (информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; информационно-телекоммуникационные структуры; системы средств массовой информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИБД).

7 Признаки экономического преступления — любые фактические данные, свидетельствующие о возможности его совершения. Их соотношение со способами преступления можно представить следующим образом: если способ — это система взаимосвязанных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, то признаки — это всего лишь совокупность данных о вероятности совершения деяния.

Библиографический список

1. Иванов П.И. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности по защите бюджетных средств от преступных посягательств // Тр. Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 29—33.

2. Иванов П.И., Шитов А. С. К вопросу о выявлении налоговых преступлений в сфере потребительского рынка // Закон и право. 2020. № 1. С. 147—150.

3. Иванов П.И., Шитов А. С. К вопросу об оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке // Вестник Уральского юрид. ин-та МВД России. 2020. № 2 (26). С. 143—149.

4. Иванов П.И., Шитов А.С. Оперативно-розыскное противодействие налоговой преступности: поисковые признаки и их учет в правоприменительной деятельности // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2020. № 1 (54). С. 57—60.

5. Макаров В. Ф. Защита информации в телекоммуникационных системах: Учеб. пособие М.: Академия управления МВД России, 2016. 95 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.