Научная статья на тему 'Особенности оперативно-розыскного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке, совершаемых путем «искусственного дробления бизнеса»'

Особенности оперативно-розыскного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке, совершаемых путем «искусственного дробления бизнеса» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
потребительский рынок / оперативно-розыскная деятельность / подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции / выявление / раскрытие / налоговые преступления / «искусственное дробление бизнеса» / consumer market / operational investigative activities / economic security and anti-corruption units / detection / disclosure / tax crimes / «artificial fragmentation of business»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Иванович Иванов, Артем Сергеевич Шитов

В статье рассматриваются особенности оперативно-розыскного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению налоговых преступлений на потребительском рынке, совершаемых путем «искусственного дробления бизнеса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of operational-search support for the activities of the economic security units and the fight against corruption in identifying tax crimes in the consumer market committed by «artificially splitting a business»

This article discusses the features of operational-search support for the activities of the economic security units and the fight against corruption in identifying tax crimes in the consumer market committed by «artificially splitting a business».

Текст научной работы на тему «Особенности оперативно-розыскного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на потребительском рынке, совершаемых путем «искусственного дробления бизнеса»»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10088

ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ, СОВЕРШАЕМЫХ ПУТЕМ «ИСКУССТВЕННОГО ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА»

Петр Иванович ИВАНОВ, главный Артем Сергеевич ШИТОВ, адъюнкт

научный сотрудник научно-исследовательского Академии управления МВД России

центра Академии управления МВД России,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист РФ

E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются особенности оперативно-розыскного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению налоговых преступлений на потребительском рынке, совершаемых путем «искусственного дробления бизнеса».

Ключевые слова: потребительский рынок, оперативно-розыскная деятельность, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, выявление, раскрытие, налоговые преступления, «искусственное дробление бизнеса».

Annotation. This article discusses the features of operational-search support for the activities of the economic security units and the fight against corruption in identifying tax crimes in the consumer market committed by «artificially splitting a business».

Keywords: consumer market, operational investigative activities, economic security and anti-corruption units, detection, disclosure, tax crimes, «artificial fragmentation of business».

В настоящее время, как показывает многолетняя практика, одними из самых распространенных налоговых преступлений, совершаемых юридическими лицами, являются факты уклонения от уплаты налогов, а также факты незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации. Уклонение от уплаты налогов нередко осуществляется и путем «искусственного дробления бизнеса».

Как известно, в некоторых зарубежных странах «искусственное дробление бизнеса» на несколько структурных единиц ведения предпринимательской деятельности в группе взаимоза-

висимых компаний остается в рамках правового поля и потому не вызывает вопросов со стороны правоохранительных и фискальных органов. В этом плане Россия идет иным путем, «искусственное дробление бизнеса» рассматривается как противоправное деяние, направленное на минимизацию налоговых отчислений в бюджет, при этом выгодоприобретателями становятся предприниматели, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность.

«Искусственное дробление бизнеса» как понятие на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплено. Между тем сотрудники правоохранительных органов чаще всего под

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

этим понятием понимают дробление единого бизнеса компании (группы компаний) на несколько структурных единиц, а именно: взаимозависимых компаний, подконтрольных индивидуальных предпринимателей, которые выполняют определенные функции с целью возможной балансировки, позволяющей применять специальные налоговые режимы, распределять в «нужном направлении» доходы, расходы, в итоге определяя суммы налоговых отчислений, приемлемые выгодоприобретателю для их уплаты в бюджет по истечению (по окончанию) определенного налогового периода.

Согласно позиции налоговых органов 2019 год проходит под эгидой особого контроля за так называемыми «дробленцами». В соответствии с письмом ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/259841 центральный аппарат указанного ведомства поручил территориальным налоговым органам усилить контроль за налогоплательщиками, «искусственно дробящими» свой бизнес.

Одним из типичных примеров в дроблении бизнеса остается стремление компаний (групп компаний) не применять общую (традиционную) систему налогообложения, в частности, чтобы не платить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации, используя специальные налоговые режимы, обладающие особым порядком исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода време-ни2, а именно, упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход.

Отметим, что, говоря об «искусственном дроблении бизнеса», следует иметь ввиду, что оно связано не только с незаконным стремлением применять специальные налоговые режимы в целях «налоговой экономии», но и с незаконным занижением доходов или завышением расходов, а также незаконным возмещением налога на добавленную стоимость либо налоговых вычетов.

Оперативные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД (далее — ЭБиПК), обслуживая хозяйствующие субъекты, проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение первичной информации о противоправных действиях недобросовестных налогоплательщиков («искусственных дробленцов бизнеса»).

Подобного рода противоправные действия наиболее характерны для сферы потребительского рынка, а именно, связаны с ведением предпринимательской деятельности владельцами

крупных торгово-развлекательных центров, осуществление деятельности которых направлено на получение огромной прибыли, в том числе от реализации товаров и услуг, сдачи в аренду нежилых помещений (недвижимого имущества); оказания услуг в сфере розничной торговли, бытовых услуг и услуг общественного питания. Нередко встречаются «искусственные дроблен-цы» и среди крупных продавцов (поставщиков) пивной и слабоалкогольной продукции; предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке граждан коммерческим автотранспортом (по городским, пригородным маршрутам).

Наример, ООО «С» с минимальной наценкой реализует в адрес находящихся на упрощенной системе налогообложения специально созданных для цели уклонения от уплаты налоговых обязательств ООО «С+» и ООО «С-» продукцию, которую они впоследствии продают конечному потребителю. Указанная схема с учетом того, что в реальности сделки между названными взаимозависимыми юридическими лицами не исполняются и хозяйственные операции отображаются только в бухгалтерской отчетности и не находят своего отражения при осуществлении реальной финансово-хозяйственной деятельности, это позволяет уклоняться ООО «С» от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организации.

По мнению практических работников, к числу обстоятельств, по совокупности которых правоохранительными и налоговыми органами, а также арбитражными судами устанавливается признак «искусственности дробления бизнеса», следует отнести: создание, а также управление группой организаций, входящих в том числе в одну компанию (группу компаний), одними и теми же учредителями, директорами (руководителями), менеджерами; одинаковый (идентичный) вид деятельности; использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети Интернет, адресов фактического местонахождения помещений (офисных, складских и производственных), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета; единая кадровая политика (прием на работу осуществляется централизованно, трудовые книжки всех работников хранятся в одном месте); идентичность 1Р-адресов всех взаимозависимых организаций (большинства из них).

К такому же роду обстоятельств следует также отнести: когда единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

«искусственного дробления бизнеса» может являться другой ее участник, либо поставщик и покупатели у всех участников схемы являются общими; подписание бухгалтерских документов, а также документов налоговой отчетности одним лицом по всей компании (группе компаний); общее ведение бухгалтерского учета; наделение правом подписи одних и тех же лиц по распоряжению денежными средствами на расчетных счетах по всем организациям компании (группы компаний); отсутствие документов, подтверждающих движение (перевозку) товара и сырья между организациями группы при исполнении условий сделок; формальный перевод работников во вновь созданную организацию без изменения названия должностей, должностных обязанностей, адреса и места работы, подчинение их тем же лицам, что и у прежнего работодателя.

Для установления (определения) указанных признаков сотрудникам оперативных подразделений ЭБиПК необходимо хорошо знать:

■ перечень документов, используемых для проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов;

■ основные способы уклонения от уплаты налогов;

■ признаки фирм-«однодневок» (проблемных, а также аффилированных организаций);

■ типичные признаки, свидетельствующие о сокрытии доходов;

■ основные приемы (методы) выявления признаков налоговых правонарушений3.

Мы перечислили лишь основные признаки, характеризующие «искусственное дробление бизнеса», а поэтому указанные признаки не являются исчерпывающими, их дополнительное установление возможно также путем осуществления мониторинга4.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), направленных на выявление и раскрытие фактов уклонения от уплаты налогов путем «искусственного дробления бизнеса», сотрудники оперативных подразделений ЭБиПК, а также при проведении мероприятий налогового контроля сотрудники налоговых органов, в первую очередь, обращают внимание на взаимозависимость участников раздробленного бизнеса, которая свидетельствует о подконтрольности участников фиктивного дробления какому-то единому (одному) центру управления бизнесом, умышленно применяющему незаконные схемы по уклонению от уплаты налогов.

При установлении налогоплательщиков, совершающих противоправные действия, связанные с уклонением от уплаты налогов, на первоначальном этапе следует провести следующие мероприятия:

■ целесообразно навести справки в налоговых органах о всех организациях, представляющих интерес, входящих в компанию (группу компаний), а именно, получить заверенные светокопии регистрационных дел, которые необходимо детально изучить на предмет общих контактных номеров телефонов, адресов электронных почт, гарантийных писем (в случае наличия таковых) и иных сведений, указывающих на подконтрольность организаций единому центру управления, т.е. одному собственнику;

■ получить и исследовать представленную налогоплательщиками налоговую отчетность за интересующий налоговый период, в том числе с привлечением специалистов, уполномоченных заниматься документальными исследованиями (среди сотрудников подразделений ЭБиПК);

■ получить сведения о среднесписочной чис-

ленности работников организаций, справки 2-НДФЛ на каждого из них, а также сведения о тех, за кого отчитывается налогоплательщик в налоговый орган и фонды в настоящее время (т.е. о текущих работниках), а также об уволенных работниках.

Анализ указанных сведений особенно актуален, так как он дает понимание того, в какой именно организации «числился» тот или иной сотрудник в различные периоды времени; нередки случаи, когда работники и сами не знают о том, в каком именно Обществе (ИП) они официально трудоустроены. Помимо этого, уволенные сотрудники при проведении их опроса могут предоставить большой объем интересующей информации, четко указывающий на единый центр управления взаимозависимыми организациями, созданными для «искусственного дробления бизнеса»;

■ получить сведения об 1Р-адресах, с которых представлялась отчетность в налоговые органы, а также при помощи которых осуществлялся доступ к системе «Клиент — Банк»;

■ получить сведения о проводимых в настоящее время (проводимых ранее) мероп-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

риятиях налогового контроля в отношении интересующих налогоплательщиков со стороны налоговых органов (камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки).

На последующем этапе предельно важным является опрос работников, в большинстве своем уволенных, как было указано выше. В случае не установления доверительных отношений с интересующими лицами, располагающими представляющей оперативный интерес информацией, возможно проведение и обычной беседы, по результатам которой можно получить новые сведения, что в дальнейшем позволит планировать необходимые оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и в рамках дел оперативного учета.

Вместе с тем на рассматриваемом этапе, как показывает практика, наиболее эффективным способом получения интересующей информации является проведение встречной проверки (сопоставление разных экземпляров одного и того же документа).

Учет алгоритма действий, предложенный нами, позволит на первоначальном этапе сделать определенные выводы о компании (группе компаний), указывающие на совершение ее руководством (единым центром) возможных противоправных деяний путем «искусственного дробления бизнеса», направленных на уклонение от уплаты налогов.

Таким образом, установление полной картины совершаемого налогового преступления будет возможно в случае проведения всего спектра оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

1 Письмо ФНС России от 29.12.2018 г. № ЕД-4-2/25984 «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, ус-

тановленными для малого бизнеса» // http:// www.consultant.ru

2 Иванов П.И., Пчелинцев М.Э., Шегабудинов Р.Ш., Са-фиюлина П.Р. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Науч.-методич. пособие. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. С. 88.

3 См.: Иванов П.И., Кондратьев A.B. Защита экономических интересов добросовестных предпринимателей от преступных посягательств // Закон и право. 2018. № 10. С. 123;

Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. 2019. № 4. С. 48.

4 Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 9.

Библиографический список

1. Письмо ФНС России от 29.12.2018 г. № ЕД-4-2/25984 «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса» // http://www.consultant.ru

2. Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. 2019. № 4. С. 45-50.

3. Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 7—11.

4. Иванов П.И., Кондратьев A.B. Защита экономических интересов добросовестных предпринимателей от преступных посягательств // Закон и право. 2018. № 10. С. 121—123.

5. Иванов П.И., Пчелинцев М.Э., Шегабудинов Р.Ш., Сафиюлина П.Р. Выявление и раскрытие налоговых преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Науч.-методич. пособие. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. 94 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.