Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности'

Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
топливно-энергетический комплекс / система горнорудной промышленности / налоговые преступления / экономическая безопасность / оперативно-розыскное обеспечение / органы внутренних дел. / fuel and energy complex / system of mining / tax offenses / economic security / operatively-search provision / internal affairs bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Иванович Иванов, Артем Викторович Кондратьев

В статье излагаются основные меры по обеспечению экономической безопасности топливно-энергетического комплекса страны. ТЭК рассматривается подотраслью горнорудной промышленности. Предложены меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петр Иванович Иванов, Артем Викторович Кондратьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of the fuel and energy complex as subsystems of the mining industry

The article outlines the main steps to ensure economic security of the fuel and energy complex of the country. TAC discusses the mining sub-sector. Proposed measures to improve the investigative activities in a specified field.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности»

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10033

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПОДСИСТЕМЫ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Петр Иванович ИВАНОВ, главный научный Артем ^мюр^ич КОНДРАТЬЕВ, адъюнкт

сотрудник Научно-исследовательского центра Академии управления МВД Р°ссии

Академии управления МВД России,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист РФ

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье излагаются основные меры по обеспечению экономической безопасности топливно-энергетического комплекса страны. ТЭК рассматривается подотраслью горнорудной промышленности. Предложены меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, система горнорудной промышленности, налоговые преступления, экономическая безопасность, оперативно-розыскное обеспечение, органы внутренних дел.

Annotation. The article outlines the main steps to ensure economic security of the fuel and energy complex of the country. TAC discusses the mining sub-sector. Proposed measures to improve the investigative activities in a specified field.

Keywords: fuel and energy complex, system of mining, tax offenses, economic security, operatively-search provision, internal affairs bodies.

Изучение и анализ экономической литературы показывает, что в настоящее время в экономической теории высказано немало точек зрений по поводу содержания и структуры горнорудной промышленности. Мы разделяем мнение тех специалистов, которые утверждают, что добыча нефти и газа также входит в понятие «горнорудная промышленность».

Отталкиваясь от этой посылки, мы в настоящей статье хотим осветить отдельные вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности топливно-энергетического комплекса.

Неэффективная правоохранительная деятельность не в последнюю очередь приводит к порождению правового нигилизма, недоверию граждан, что отрицательно влияет на социально-политическую составляющую безопасности и в конечном счете подрывает безопасность страны1. При этом за основу нами взята налоговая преступность2.

Налоговые преступления в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) занимают особое место в структуре преступлений в сфере экономической деятельности вследствие высокой рен-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

табельности отрасли, а также из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли.

По данным выборочного исследования, удельный вес уклонений от уплаты налогов, совершенных в крупном и особо крупном размерах, выявленных на объектах горнорудной промышленности, в числе преступлений в сфере экономической деятельности составляет не более 10%. В то же время динамика указанных видов преступлений характеризуется неравномерностью. Количество регистрируемых преступлений постоянно меняется. Однако, на наш взгляд, эти данные все в меньшей степени отражают реальные масштабы налоговой преступности.

Авторы со своей стороны полагают, что такое положение во многом обусловлено тем, что налоговые преступления в рассматриваемой сфере относятся к группе высоколатентных (98%), заметным снижением уровня информированности самих правоохранительных и контрольно-надзорных органов о таких преступлениях, а также тем, что налоговые преступления так или иначе затрагивает частный сектор, который любыми путями стремится не допустить к своей экономической деятельности правоохранительные органы, включая подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) органов внутренних дел (ОВД).

Кроме того, коррективы, вносимые в процесс криминализации и декриминализации противоправных деяний налоговой направленности, требуют адаптации к ним правоохранительной системы, в том числе оперативно-розыскного обеспечения, а это, к сожалению, приводит к временному снижению уровня регистрируемой налоговой преступности. В то же время реальные масштабы рассматриваемого вида преступности, на наш взгляд, превратили его в доминирующий негативный фактор, что вызывает особое беспокойство.

При этом нельзя не заметить то обстоятельство, что налоговые преступления носят все более изощренный характер, маскируются под прогрессивные формы рыночной экономики. Опасные организованные формы приобретает данный вид преступности в ТЭК и в сфере обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Криминальное предпринимательство, опираясь на коррумпированность отрасли, стремится вытеснять честный бизнес в ТЭК3. Криминализация данного комплекса, прежде всего, сказывается на масштабах причиняемого ущерба, который превышает масштаб

ущерба от иной преступной деятельности, совершаемой в другой какой-либо сфере экономики.

Говоря об обеспечении экономической безопасности, мы в первую очередь исходим из того, что консолидированный бюджет Российской Федерации более чем на 60% формируется за счет поступлений, связанных с деятельностью топливно-энергетического комплекса. В связи с этим задача обеспечения законности и стабильной работы ТЭК является одной из приоритетных для всех оперативных подразделений полиции.

С учетом этого работа по декриминализации объектов ТЭК выстраивается на системной, плановой основе в тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой, ФСБ, ФТС, Минэнерго России, Росприроднадзором и Ростехнадзором, Росфинмониторингом, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также крупнейшими государственными компаниями нефтегазового комплекса: «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Роснефть».

При этом следует отметить, что задачи, связанные с декриминализацией объектов ТЭК, постоянно корректируются с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, изменений законодательства, с принятием крупных инвестиционных проектов, а также на основе результатов мониторинга4 и анализа негативных процессов в рассматриваемой сфере.

Уточнение стоящих перед ОВД и их подразделениями ЭБиПК задач возможно и по имеющимся в их распоряжении оперативно значимой информации, получаемой в процессе осуществления на объектах сферы добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств5 оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Заслуживают особого внимания данные, свидетельствующие о: привлечении высоко квалифицированных специалистов в сферах юриспруденции, экономики и финансов к разработке и реализации сложных схем уклонения от уплаты налогов и сборов; создании либо приобретении «анонимных» коммерческих структур в целях их использования в противоправных схемах уклонения от уплаты налогов и сборов; оформлении учредительных документов на офшорные компании; оформлении экспортных поставок продукции на офшорные компании.

Изучение и анализ многолетней практики позволяют вычленить из общего массива наибо-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

лее значимые элементы. Применительно к сферам добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств чаще всего относят:

■ хозяйствующие субъекты и вертикально-интегрированные структуры (корпорации, группы, холдинги), на которых могут совершаться налоговые преступления и иные правонарушения;

■ государственные добывающие предприятия (горнодобывающие предприятия, артели старателей);

■ акционерные общества, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

■ организации-контрагенты и финансово-кредитные учреждения, способствующие совершению налоговых преступлений на предприятиях сфер добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств;

■ «анонимные» коммерческие структуры, используемые в преступных схемах уклонения от уплаты налогов предприятий сфер добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, в том числе зарегистрированные в офшорных зонах;

■ финансовые операции и иные сделки (по реализации, передаче, получению, ввозу, вывозу продукции), результаты которых хозяйствующими субъектами сфер добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств сокрыты от налогообложения;

■ финансовые операции и иные сделки с де-

нежными средствами, предназначенными для уплаты в бюджет.

К объектам оперативно-розыскной деятельности следует также отнести:

■ документы, содержащие материальные

следы совершенных в сферах добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств налоговых преступлений (договоры, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные, таможенные декларации на товары, бухгалтерскую, налоговую отчетность), в том числе «черную бухгалтерию»;

■ очевидцев совершения налоговых преступ-

лений и иных правонарушений в сферах добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств (работников бухгалтерии, финансовых и планово-эконо-

мических подразделений, товароведов, экспедиторов, кладовщиков, аудиторов, представителей налоговых и иных контролирующих органов);

■ криминально активных лиц (неоднократно попадавших в поле зрения правоохранительных и контролирующих органов в связи с нарушениями в налоговой сфере, а также криминальных бизнесменов, выдающих себя за добропорядочных предпринимателей);

■ коррумпированные связи руководителей и учредителей предприятий с представителями органов власти и управления, в том числе правоохранительных и контролирующих органов;

■ денежные средства, ценности и иное иму-

щество, выведенные из оборота руководителями и учредителями предприятий сфер добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, за счет которых в дальнейшем может быть обеспечено возмещение причиненного бюджету материального ущерба.

Проведенное нами выборочное исследование показывает, что в интересах получения такого рода информации целесообразно проводить мероприятия в хозяйствующих субъектах смежных отраслей (геолого-поисковых организациях, автотранспортных и железнодорожных компаниях, среди поставщиков энергоресурсов, специализированного оборудования).

Рекомендуется при наличии оснований осуществлять предусмотренные Законом мероприятия и в финансово-кредитных, аудиторских и страховых компаниях, обслуживающих предприятия сфер добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, среди контрагентов предприятий указанной сферы, а также в конкурентной среде.

Предметом изучения и анализа должны быть документы налогового контроля предприятий рассматриваемой сферы (юридические дела, акты камеральных и выездных налоговых проверок, решения руководителей налоговых органов).

Полагаем, что в интересах получения необходимых данных важно сопоставлять информацию, содержащуюся в документах других правоохранительных и контролирующих органов (ФТС, ПС ФСБ России, ФАС, Росфинмонито-ринга, Ростехнадзора, Росприроднадзора и т.д.),

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

а также решениях арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Полезная информация в целях обеспечения экономической безопасности может быть получена на основе анализа и сопоставления информации о ситуации в сферах добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств из органов власти и управления регионального уровня (комитеты финансов, промышленности, по тарифам и ценам, природопользования), территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (Росреестр, Росстат и др.), органов местного самоуправления, из средств массовой информации и сети Интернет.

Как нам представляется, места предполагаемого хранения документов, содержащих материальные следы налоговых преступлений, совершаемых в сферах добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, не должны оставаться без внимания. Аналогичным образом следует поступать и в отношении очевидцев совершения налоговых преступлений на предприятиях указанной сферы (прежде всего уволенных с работы и недовольных условиями труда). Как известно, большие возможности в плане получения значимой информации дают круг общения руководителей и учредителей предприятий, а также места проведения ими досуга.

Завершая рассмотрение обозначенного нами вопроса, считаем важным отметить следующее.

Во-первых, в настоящей статье, из-за ограниченности ее объема, мы не смогли подробно рассмотреть меры по декриминализации ТЭК.

В связи с этим остановились лишь на некоторых из них.

Во-вторых, декриминализация рассматриваемой отрасли означает выведение ее из-под криминального влияния организованных преступных структур, а это возможно лишь объединенными усилиями всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В-третъих, одним из источников угроз экономической безопасности ТЭК является налоговая преступность. На ее преодоление должны быть направлены усилия всех оперативных подразделений полиции. Но среди них головными по вопросам организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с налоговыми преступлениями выступают подразделения ЭБиПК.

1 Болдырев У.К. Руководство как функция организаторской деятельности начальника территориального органа МВД России // Тр. Академии управления МВД России. М., 2016. № 3. С. 105—109.

2 Совокупность преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

3 Так, в 2017 г. на объектах топливно-энергетического комплекса, входящих в систему горнорудной промышленности, было выявлено 1,8 тыс. (+15,3%) преступлений, следствие по которым обязательно. Размер материального ущерба составил 12,8 млрд руб.

4 Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 7—11.

5 По мнению авторов, синонимом понятия «горнодобывающая промышленность» служит термин «сфера добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств».

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.