Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОБЪЕКТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТЫ / РЕШЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович

Настоящая статья посвящена анализу организации и осуществлению общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. Автор исследует роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. В работе обосновывается необходимость организации и осуществления мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие развитию механизма реализации института общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ. Автором разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе, путем внесения изменений в Конституцию РФ и законодательство. В работе использован ряд методов научного исследования: формально-логический; историко-правовой; сравнительноправовой; статистический; социологический; методы интерполяции и экстраполяции. Цель исследования состоит в обосновании основных направлений развития общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL OVER THE ARMED FORCES RUSSIAN FEDERATION: MODERN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

This article is devoted to the analysis of the organization and implementation of public control over the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation. The author explores the role and place of this institution of civil society in the system of legal guarantees for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The paper substantiates the need for the organization and implementation of public control measures in relation to the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation. The article formalizes and explores the main problems that hinder the development of the mechanism for the implementation of the institute of public control in relation to the Armed Forces of the Russian Federation. The author has developed and substantiated a system of measures to resolve these problems, including through amendments to the Constitution of the Russian Federation and legislation. A number of methods of scientific research are used in the work: formal-logical; historical-legal; comparative-legal; statistical; sociological; methods of interpolation and extrapolation. The purpose of the study is to substantiate the main directions of the development of public control in relation to the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_99 УДК 342

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL IN RELATION TO THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования

Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Goncharov Vitaly V.,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу организации и осуществлению общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. Автор исследует роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. В работе обосновывается необходимость организации и осуществления мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. В статье формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие развитию механизма реализации института общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ. Автором разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе, путем внесения изменений в Конституцию РФ и законодательство. В работе использован ряд методов научного исследования: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; методы интерполяции и экстраполяции. Цель исследования состоит в обосновании основных направлений развития общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the organization and implementation of public control over the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation. The author explores the role and place of this institution of civil society in the system of legal guarantees for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The paper substantiates the need for the organization and implementation of public control measures in relation to the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation. The article formalizes and explores the main problems that hinder the development of the mechanism for the implementation of the institute of public control in relation to the Armed Forces of the Russian Federation. The author has developed and substantiated a system of measures to resolve these problems, including through amendments to the Constitution of the Russian Federation and legislation. A number of methods of scientific research are used in the work: formal-logical; historical-legal; comparative-legal; statistical; sociological; methods of interpolation and extrapolation. The purpose of the study is to substantiate the main directions of the development of public control in relation to the activities, acts and decisions of the Armed Forces of the Russian Federation.

Ключевые слова: общественный контроль; народовластие; Вооруженные Силы; Российская Федерация; конституционные принципы; объекты; деятельность; акты; решения; публичные полномочия.

Keywords: public control; democracy; Armed Forces; Russian Federation; constitutional principles; objects; activities; acts; decisions; public

powers.

Для цитирования: Гончаров В.В. Осуществление общественного контроля в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации: современные проблемы и направления развития // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 99-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_99.

For citation: Goncharov V.V. Implementation of public control in relation to the Armed Forces of the Russian Federation: modern problems and directions of development // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 99-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_99.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Введение.

Проблемы организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ широко исследуются в работах В. М. Анисимова, [1, с. 152] Е. А. Глухова, [2, с. 5-13] В. В. Гриба, [4, с. 3-13] А. И. Землина, [6, с. 34-40] Ю. П. Оноколова, [7, с. 5-9] С. А. Роганова, [8, с. 62-67] И. Ю. Суркова, [9, с. 142-145] Ю. Г. Федотовой, [11, с. 21-29] В. Н. Шеломецева, [12, с. 229-235] а также ряда иных авторов. Однако, значительная доля исследований посвящена вопросам проведения общественного контроля в отношении закупок продукции для нужд армии, а также использования данного института гражданского общества в качестве меры по профилактике коррупции в рядах Вооруженных Сил нашей страны. Цель же настоящей научной работы состоит в обосновании основных направления развития общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ.

Основной текст.

Уровень демократии в любом современном государстве (и Россия не является исключением) напрямую зависит от системы юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов, закрепляющих статус народа как носителя суверенитета и источника власти в государстве. Важнейшее место в числе указанных гарантий занимает деятельность многочисленных институтов гражданского общества, крупнейшим из которых является институт общественного контроля, посредством которого граждане Российской Федерации, общественные объединения, а также иные негосударственные некоммерческие организации, могут участвовать в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, обладающих правом осуществле-

ния отдельных публичных полномочий на основании федеральных законов.

Важнейшее место в системе объектов общественного контроля в Российской Федерации занимает деятельность, связанная с обеспечение обороны страны и безопасности государства. Если проанализировать полномочия российских федеральных органов государственной власти, то можно констатировать, что полномочия, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства осуществляют, в частности, министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, министерство иностранных дел и ряд иных. При этом, Конституция Российской Федерации, а также ряд федеральных законов, например, Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», вводят в терминологический оборот понятие «Вооруженные Силы Российской Федерации», под которыми следует понимать государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации, формирование и осуществление общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений которой составляет предмет настоящего научного исследования. Вооруженные Силы РФ представлены как органами военного управления, так и непосредственно воинскими частями, их объединениями, соединениями, иными организация, которые могут входить, либо не входить, в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Однако, организация и осуществление общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, существенной проблемой, препятствующей процессам организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, выступает отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции РФ. Имеет место парадоксальная ситуация, когда в отношении государственной военной организации, закрепленной в Основном законе страны, осуществляют мероприятия общественного контроля структуры, напрямую в нем не упомянутые. Ситуация усугубляется тем, что в систему Вооруженных Сил РФ входит и глава государства, основы правового статуса которого закреплены, по сути, только в Конституции РФ (отдельного Федерального или Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» не принято в нашей стране). Это обстоятельство существенно снижает авторитет и значимость данного института гражданского общества как в глазах населения, так и должностных лиц Вооруженных Сил РФ.

В этой связи, представляется необходимым закрепить институт общественного контроля в Конституции Российской Федерации, детализировав его понятие, перечень субъектов и объектов общественного контроля. При этом, следует формализовать механизм взаимодействия субъектов общественного контроля со всеми конституционно поименованными органами публичной власти, указав на возможность и необходимость организации и осуществления мероприятий общественного контроля, в том числе, за деятельностью, актами и решениями Вооруженных Сил РФ.

Во-вторых, достаточно серьезной проблемой, затрудняющей возможность организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, является то обстоятельство, что деятельность, связанная с обеспечением обороны страны и безопасности государства, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» выведена из его предмета ведения под предлогом того, что в отношении данного объекта общественный контроль будет осуществляться на основании специальных законов. При этом, на сегодняшний день в законодательстве страны отсутствует Федеральный закон, который бы закреплял правовые основы организации и осуществления общественного контроля как в отношении деятельности, связанной с обеспечение обороны страны и безопасности государства, так и в отношении деятельности, актов и решений конкретных федеральных органов государственной власти, данную деятельность осуществляющих. При этом, анализ Федеральных законов, посвященных обороне страны, а также деятельности Вооруженных Сил РФ, например, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» показывает, что в них отсутствуют отдельные разделы, главы, статьи, посвященные правовому регулированию общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ.

В этой связи, представляется необходимым разработать и принять Федеральный закон «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства». В данном Федеральном законе следует определить порядок, перечень, виды, формы и методы мероприятий общественного контроля, которые могут быть использованы в отношении данного объекта общественного контроля.

Как вариант, можно данный Федеральный закон не принимать, а внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы, посвященные правовому регулировании деятельности, связанной с обеспечением обороны страны, в частности, деятельности Вооруженных Сил РФ, например, в Федеральный закон от 31.05.1996 № 61 -ФЗ «Об обороне».

В-третьих, существенной проблемой, препятствующей процессам организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, выступает специфика деятельности данной государственной военной организацией, связанной с государственной (военной) тайной. Возникает своеобразная правовая дилемма. С одной стороны, в условиях проводимой специальной военной операции недопустимо создавать риски утечки информации, составляющей военную тайну, так это приведет к подрыву обороны страны и безопасности государства. Однако, с другой стороны, деятельность, акты и решения Вооруженных Сил РФ не должны нарушать конституционных прав, свобод и законных интересов граждан страны, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (тем более, что возможность организации и осуществления мероприятий общественного контроля в отношении данного объекта не запрещены законодательством об общественном контроле). Кроме того, Конституция страны не содержит условий для ограничения конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, юридической гарантией которых, как мы обосновывали в ранее проведенных исследованиях, и выступает общественный контроль. [3] Разрешение указанной проблемы, на наш взгляд, требует внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», нынешняя редакция которого не содержит абсолютно никакого упоминания об институте общественного контроля. Данные изменения и дополнения должны определить механизм организации

допуска (его оформления) представителей субъектов общественного контроля к государственной тайне (в частности, военной тайне). Кроме того, в данном Федеральном законе следует определить те виды информации, которые будут получены субъектами общественного контроля в ходе проведения его мероприятий, доступ к которым может быть ограничен для широкого круга лиц.

В-четвертых, достаточно серьезной проблемой, затрудняющей возможность организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, является отсутствие разработки как в законодательстве Российской Федерации, так и отечественной научной и учебной литературе системы специальных принципов, методов, форм, видов мероприятий общественного контроля как в целом, в отношении деятельности, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, так, в частности, в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. В этой связи, представляется необходимым поручить Общественной палате Российской Федерации совместно с Советом Безопасности Российской Федерации, а также министерством обороны России, разработку Федеральной программы, посвященной развитию процессов взаимодействия субъектов общественного контроля с вышеназванными федеральными органами государственной власти, ответственными за организацию и развитие обороны страны и безопасности государства.

В-пятых, существенной проблемой, препятствующей процессам организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, выступает то обстоятельство, что в законодательстве страны, а также в научной литературе, не определен персональный перечень субъектов общественного контроля, которые должны (либо могут) осуществлять организацию и проведение мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ, а также в целом деятельности, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности российского государства. Очевидно, что в настоящий момент наибольшими возможностями (кадровыми, организационными, финансовыми, информационно-техническими, научными и т.п.) для организации и осуществления общественного контроля в данной области обладает Общественная палата Российской Федерации. Однако, в связи с тем, что Вооруженные Силы РФ насчитывают миллионы военнослужащих и гражданских служащих, служащих организаций в составе Вооруженных Сил РФ, то одна Общественная палата страны обеспечить полномасштабный общественный контроль за ними не в состоянии. Соответственно, необходимо определить перечень субъектов общественного контроля (из уже существующих), которым следует делегировать право осуществления общественного контроля в данной сфере, а также необходимо создать специально для контроля за данной сферой публичного управления узко специализированные иные организационные структуры общественного контроля, тем более, что пункт 4 части 2 статьи 9 Федерального закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» данную возможность предусматривает (список субъектов общественного контроля сформулирован открытым).

В-шестых, достаточно серьезной проблемой, затрудняющей возможность организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, является отсутствие разработки как в законодательстве Российской Федерации, так и отечественной научной и учебной литературе, пределов осуществления общественного контроля как в отношении в целом деятельности, связанной с обороной страны и безопасностью государства, так и, в частности, в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ. В этой связи, представляется, что в законодательстве об общественном контроле следует закрепить дополнительные ограничения в реализации права граждан страны и их общественных объединений (иных негосударственных некоммерческих организаций) на осуществление общественного контроля в отношении указанных объектов (например, ограничив это право в местах ведения боевых действий, в активной зоне проведения СВО). В тоже время, мы считаем, что деятельность субъектов общественного контроля нельзя ограничивать на территориях, где управление осуществляется временными военными администрациями, которые проводят, в частности, мероприятия по фильтрации находящихся на территории лиц (с целью выявления лиц, планирующих проведение террористических актов, совершение иных преступлений и т.п.).

В-седьмых, существенной проблемой, препятствующей процессам организации и осуществления общественного контроля в отношении Вооруженных Сил РФ, выступает то обстоятельство, что в нашей стране достаточно слабо используются в организации и деятельности субъектов общественного контроля современные цифровые технологии. Однако, в ситуации с организацией и проведением общественного контроля в отношении вышеназванных объектов возникает опасение другого рода - насколько допустимо применение указанных цифровых технологий, чтобы данный процесс не создал угрозу в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Например, насколько допустимо представителям субъектов общественного контроля использовать видео и звукозаписывающую аппаратуру, каким образом осуществлять хранение, передачу информации, записанной вышеназванными устройствами, кто имеет доступ к указанной информации, как и где оформлять данный доступ. Представляется, что решение данных вопросов должно осуществляться путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, содержание которых должно быть согласовано с Федеральной службой безопасности нашей страны.

В-восьмых, определенной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ выступает и слабое использование положительного зарубежного опыта функционирования общественного контроля в отношении армии, структур военного управления и т.п. В частности, как справедливо отмечает Н. В. Сынков, можно отметить огромный положительный опыт общественного контроля за финансовой деятельностью Вооруженных сил, наработанный в Китайской Народной Республике. [10, с. 147-150] Представляется, что во многом благодаря активной позиции гражданского общества в КНР, детально исследующего финансовые затраты на Вооруженные силы в данной стране, удалось добиться феноменального снижения затрат на производство и эксплуатацию военной техники. Это выгодно отличает Вооруженные Силы КНР, например, от Вооруженных Сил Украины, где имели место многочисленные скандалы, когда продовольствие для ВСУ приобреталась по ценам, многократно превышающим рыночные. В свою очередь, ряд авторов отмечают и положительный опыт взаимодействия гражданского общества и армии в странах Латинской Америки, где армия пользуется значительным авторитетом и является значимым субъектом политических отношений. [5, с. 9-17] В частности, гражданское общество осуществляет в них контроль

деятельностью армии в части предупреждения и пресечения коррупции и неуставных отношений рядах Вооруженных сил.

В-девятых, существенной проблемой является и отсутствие закрепления в УК РФ и КоАП РФ правовых составов, предусматривающих возможность привлечения к правовой ответственности должностных лиц Вооруженных Сил РФ за действия, препятствующие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля. В этой связи, следует разработать и закрепить систему соответствующих правовых составов (с возможностью привлечения указанных должностных лиц к уголовной и административно-правовой ответственности).

Заключение.

В ходе проведенного научного исследования нами был сделан ряд выводов, в числе которых можно выделить следующие:

1. Общественный контроль в Российской Федерации является важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

2. Важнейшим объектом общественного контроля в России выступает деятельность, связанная с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Данная деятельность осуществляется целой системой органов публичной власти. При этом, важнейшую роль в обеспечении обороны страны играют Вооруженные Силы РФ.

3. Организация и осуществление мероприятий общественного контроля в отношении деятельности Вооруженных Сил РФ связаны с многочисленными проблемами, обусловленными: не закреплением данного института гражданского общества в Конституции РФ; выведением из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ деятельности, связанной с обороной страны и безопасностью государства; отсутствием в законодательстве, регулирующем обеспечение обороны страны, положений о возможности организации и проведения мероприятий общественного контроля; не разработанностью в законодательстве, а также учебной и научной литературе об общественном контроле, специализированных принципов, методов, форм, видов мероприятий общественного контроля в отношении вышеназванных объектов, пределов его реализации, условий, порядка и возможностей ограничения процессов сбора, хранения и распространения информации, полученной в ходе проведения указанных мероприятий; отсутствием закреплением перечня субъектов общественного контроля, уполномоченных организовывать и проводить данные мероприятия; отсутствием закрепления в УК РФ и КоАП РФ правовых составов, предусматривающих возможность привлечения к правовой ответственности должностных лиц Вооруженных Сил РФ за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля.

4. В качестве основных направлений развития процессов осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ можно выделить: а) формализацию института общественного контроля в Основном законе страны с определением механизма взаимодействия его субъектов с Вооруженными Силами РФ; б) внесение в законодательство об общественном контроле изменений и дополнений, направленных на создание правовой базы регулирования общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Вооруженных Сил РФ (в частности, путем принятия Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства»); в) разработку механизма, условий и пределов использования современных цифровых технологий при организации и проведении мероприятий общественного контроля в отношении вышеназванных объектов; г) проведение анализа зарубежного положительного опыта взаимодействия гражданского общества и Вооруженных сил с целью его использования в процессах оптимизации системы общественного контроля в данной области в России; д) разработку и внедрение федеральных программ, направленных на развитие механизма взаимодействия субъектов общественного контроля и Вооруженных Сил РФ.

Библиография:

1. Анисимов В. М. Гражданский контроль за военными структурами. // Полис. Политические исследования. 1995. № 4. С. 152.

2. Глухов Е. А. О необходимости общественного контроля в армии // Военное право. 2017. № 5 (45). С. 5-13.

3. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. 256 с.

4. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3-13.

5. Емельянов А. И. Становление взаимоотношений между армией и обществом в государствах Латинской Америки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. № 1 (794). С. 9-17.

6. Землин А. И., Сынков Н. В. Принципы построения системы общественного контроля за осуществлением государственных закупок в Вооруженных силах Российской Федерации // Вестник военного права. 2018. №4. С. 34-40.

7. Оноколов Ю.П. Для противодействия преступности в армии необходим контроль гражданского общества // Военно-юридический журнал. 2011. № 10. С. 5-9.

8. Роганов С. А. Функционирование института общественного контроля в сфере противодействия коррупции в деятельности военнослужащих Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности Российской Федерации // Военное право. 2023. № 3 (79). С. 62-67.

9. Суркова И. Ю. Гражданский контроль и профессиональная армия: эволюция отношений // Социологические исследования. 2009. № 12 (308). С. 142-145.

10. Сынков Н. В. Общественный контроль за финансовой деятельностью Вооруженных сил (на опыте Народно-освободительной армии Китая) // Вестник Екатерининского института. 2017. № 4 (40). С. 147-150.

11. Федотова Ю. Г. Осуществление общественного контроля в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современное право. 2015. № 12. С. 21-29.

12. Шеломенцев В.Н. Правовые основы создания общественных объединений в Вооруженных силах Российской Федерации // Военное право. 2012. №1. С.229-235

References:

1. Anisimov V. M. Civil control over military structures. // Policy. Political studies. 1995. No. 4. p. 152.

2. Glukhov E. A. On the need for public control in the army // Military law. 2017. No. 5 (45). pp. 5-13.

3. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. 256 p.

4. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2015. No. 11. pp. 3-13.

5. Emelyanov A. I. The formation of relations between the army and society in Latin American states // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social sciences. 2018. No. 1 (794). pp. 9-17.

6. Zemlin A. I., Synkov N. V. Principles of building a system of public control over the implementation of public procurement in the Armed Forces of the Russian Federation // Bulletin of Military Law. 2018. No. 4. pp. 34-40.

7. Onokolov Yu. P. To counteract crime in the army, civil society control is necessary // Military Law Journal. 2011. No. 10. pp. 5-9.

8. Roganov S. A. Functioning of the Institute of Public control in the field of combating corruption in the activities of military personnel of the Armed Forces and the Federal Security Service of the Russian Federation // Military law. 2023. No. 3 (79). pp. 62-67.

9. Surkova I. Yu. Civil control and the professional army: the evolution of relations // Sociological research. 2009. No. 12 (308). pp. 142-145.

10. Synkov N. V. Public control over the financial activities of the Armed Forces (based on the experience of the People's Liberation Army of China) // Bulletin of the Esa-Terininsky Institute. 2017. No. 4 (40). pp. 147-150.

11. Fedotova Yu. G. Implementation of public control in the interests of national defense and state security // Modern law. 2015. No. 12. pp. 21-29.

12. Shelomentsev V. N. Legal foundations of the creation of public associations in the Armed Forces of the Russian Federation // Military law. 2012. No. 1. pp. 229-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.