DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_144
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ State and municipal institutions in Russia as an object of public control: constitutional and legal analysis
ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];
Goncharov Vitaly V.,
Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog, 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу организации и осуществлению общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации. В статье обосновывается значение института общественного контроля как важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. В работе исследуются место и роль государственных и муниципальных учреждений в системе государственных и муниципальных организаций, в отношении которых предусмотрена необходимость организации и проведения мероприятий общественного контроля. Автор формализовал и исследовал основные проблемы, препятствующие организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений. В статье сформулирована и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, позволяющая укрепить данный институт гражданского общества в Российской Федерации.
Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the organization and implementation of public control over state and municipal institutions in the Russian Federation. The article substantiates the importance of the institution of public control as the most important legal guarantee of the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The paper examines the place and role of state and municipal institutions in the system of state and municipal organizations, in respect of which the need for the organization and conduct of public control measures is provided. The author formalized and investigated the main problems hindering the organization and implementation of public control measures in relation to state and municipal institutions. The article formulates and substantiates a system of measures to resolve these problems, which makes it possible to strengthen this institution of civil society in the Russian Federation.
Ключевые слова: государственные; муниципальные; учреждения; Российская Федерация; объект; общественный контроль; конституционно-правовой анализ; народовластие; проблемы; перспективы.
Keywords: state; municipal; institutions; Russian Federation; object; public control; constitutional and legal analysis; democracy; problems; prospects.
Для цитирования: Гончаров В.В. Государственные и муниципальные учреждения в России как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 144-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_144.
For citation: Goncharov V. V. State and municipal institutions in Russia as an object of public control: constitutional and legal analysis // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 144-147. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_144.
Статья поступила в редакцию: 18.03.2023
Введение.
Вопросы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах В. В. Гриба, [1, с. 154-160] С. А. Авакьяна, [2, с. 3-17] Г. Н. Комковой, [3, с. 11-19] В. Е. Чиркина, [4] Т. Н. Михеевой, [5, с. 59-66] Т. Я. Хабриевой, [6, с. 5-10] Л. Ю. Грудцыной, [7] Г. Н. Чеботарева, [8, с. 6265] а также многих других авторов. Однако, проблемы и перспективы реализации мероприятий общественного контроля в отношении его отдельных объектов требуют дальнейшего анализа как с позиций конституционно-правовой теории, так и практики организации и функционирования данного института гражданского общества. Особенно это касается вопросов организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений отдельных видов юридических лиц в Российской Федерации. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает не только конституционно-правовой анализ проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля в отношении одной из наиболее многочисленной разновидности некоммерческих организаций - государственных и муниципальных учреждений, - но и разработка и обоснование системы мероприятий по их разрешению. Достижение указанной цели предполагает решение ряда задач, в числе которых можно выделить следующие: обоснование роли и места института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства; исследование места и роли государственных и муниципальных учреждений в системе государственных и муниципальных организаций, в отношении которых предусмотрена необходимость организации и проведения мероприятий общественного контроля; выявление и формализации основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений; разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем, включая предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство как в области общественного контроля, так и в части регулирования организации и деятельности государственных и муниципальных учреждений, позволяющих укрепить данный институт гражданского общества в Российской Федерации.
Основной текст.
Конституция России 1993 года закрепила правовой статус многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, реализующего свои властные полномочия как посредством прямых форм народовластия (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованных форм народовластия (в частности, через деятельность органов публичной власти). Для того, чтобы делегированные народом полномочия не были незаконно присвоены или удержаны какими-либо органами публичной власти, либо осуществлялись не в интересах народа, а также во избежание фальсификации результатов прямых форм демократии (например, результатов голосования на выборах и референдумах), конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в сложной системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля.
Данный институт гражданского общества, хоть и был формализован в российском законодательстве сравнительно недавно, но ему предшествовал институт народного контроля власти в эпоху существования СССР (и РСФСР как союзной республики), который, как мы отмечали в ранее опубликованных работах, с одной стороны, отличался рядом положительных результатов в части обеспечения социалистической законности, а с другой стороны, во многом повлиял на содержание института общественного контроля в Российской Федерации. [9, с. 72-88]
Посредством института общественного контроля граждане Российской Федерации, общественные объединения и негосударственные некоммерческие организацию имеют возможность осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций,
а также иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Применительно к теме настоящего научного исследования рассмотрим, какое место занимают государственные и муниципальные учреждения в системе государственных и муниципальных организаций (а также юридических лиц в целом), в отношении которых предусмотрена необходимость организации и проведения мероприятий общественного контроля.
Российское гражданское законодательство (в первую очередь - Гражданский кодекс Российской Федерации) закрепляют достаточно сложную систему классификации юридических лиц в стране, деятельность, акты и решения части из которых являются объектом общественного контроля в России.
Все организации в Российской Федерации по признаку отнесения преследования извлечения прибыли к основной цели своей деятельности можно классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.
Государственные и муниципальные учреждения на основании пункта 8 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся к категории некоммерческих организаций. Это подтверждается целями организации и деятельности государственных и муниципальных учреждений (например, на основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения как разновидность государственных (муниципальных) учреждений создаются в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления).
Деятельность, акты и решения каких еще, наряду с государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческих организаций относятся к объектам общественного контроля?
Анализ статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, других статей данного Федерального закона, посвященных отдельным видам некоммерческих организаций, а также отдельных федеральных законов, посвященных как в целом некоммерческим организациям (в частности, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), так и отдельным их видам, показывает, что к объектам общественного контроля можно отнести деятельность, акты и решения следующих (помимо государственных и муниципальных учреждений) некоммерческих организаций: адвокатских палат; нотариальных палат; государственных корпораций; адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; государственных компаний и т.д. Данные юридические лица осуществляют на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия. Часть из них (например, государственные компании и государственные корпорации), в связи с особенностями их создания и деятельности, можно отнести к категории государственных организаций.
Юридические лица подразделяются на корпоративные и унитарные по признакам принадлежности учредителям (участникам) прав участия (членства) в данных юридических лицах, а также а формирования их высших органов в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Остальные юридические лица следует относить к корпоративным организациям.
Государственные и муниципальные учреждения следует относить к категории унитарных юридических лиц, так как их учредители не становятся участниками данных государственных и муниципальных учреждений, не приобретают членства.
Анализ статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, других статей данного Федерального закона, посвященных отдельным видам унитарных организаций, а также отдельных федеральных законов, посвященных различным видам унитарных организаций, показывает, что к объектам общественного контроля можно отнести деятельность, акты и решения следующих (помимо государственных и муниципальных учреждений) унитарных организаций: государственных и муниципальных унитарных предприятий; общественно полезных фондов; государственных корпораций, публично-правовых компаний. Данные юридические лица осуществляют на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия.
Таким образом, государственные и муниципальные учреждения относятся к разновидности унитарных некоммерческих организаций.
Государственные и муниципальные учреждения в Российской Федерации можно классифицировать по ряду оснований.
Во-первых, в зависимости от того, является ли их учредителем государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации), либо муниципальное образование, они подразделяются на государственные учреждения и муниципальные учреждения. При этом, среди государственных учреждений следует выделять 2 отдельные их группы: государственные учреждения, учредителем которых является Российская Федерация; государственные учреждения, учредителем которых являются субъекты Российской Федерации.
Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные и муниципальные учреждения подразделяются на несколько типов: казенные, бюджетные и автономные. Кроме того, типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.
При этом, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимает под казенным учреждением государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. [10]
Бюджетным учреждением, в свою очередь, на основании статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [11]
Автономным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» признается некоммерческая организация, созданная вышеназванными субъектами для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). [12]
Организация и деятельность государственных внебюджетных фондов регулируется отдельными федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», согласно которому под данным фондом понимается разновидность государственного внебюджетного фонда, создаваемая Правительством Российской Федерации в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного со-
циального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации. [13]
Организация и осуществление общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений, как отмечает ряд авторов, связаны с многочисленными проблемами, [14, с. 84-89; 15, с. 203-205; 16, с. 67-72] в числе которых можно выделить следующие:
Во-первых, значительной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений выступает отсутствие в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечня объектов общественного контроля. Это затрудняет вопрос отнесения тех или иных юридических лиц к категории объектов общественного контроля в России.
В этой связи, в вышеназванном Федеральном законе следует указать перечень объектов общественного контроля, либо совокупность признаков, по которым можно определить объект общественного контроля.
В отношении государственных и муниципальных организаций представляется, что деятельность, акты и решения данной разновидности юридических лиц относятся к категории объектов общественного контроля.
Как уже отмечалось ранее, общественный контроль в Российской Федерации осуществляется, в частности, в отношении государственных и муниципальных организаций, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Гражданский кодекс Российской Федерации не дает определения понятиям «государственная организация» и «муниципальная организация». Однако, анализ статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» показывает, что данная разновидность юридических лиц может создаваться исключительно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием.
При этом, государственные и муниципальные учреждения являются разновидностью некоммерческих унитарных организаций. Кроме того, государственные и муниципальные учреждения осуществляют отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами. Так, например, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения как раз и создаются в целях обеспечения реализации публичных полномочий в социальной, культурной и иных сферах жизнедеятельности общества.
Во-вторых, определенной проблемой в организации и осуществлении общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений является то обстоятельство, что Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вывел из предмета своего ведения целый ряд объектов общественного контроля, в частности, деятельность, связанную с исполнением наказаний, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи и т.д. [17] Общественный контроль в отношении данных объектов должен регулироваться отдельными федеральными законами, из которых на сегодняшний день принят только Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
При этом, вышеназванные виды деятельности осуществляются преимущественно (либо исключительно) государственными и муниципальными учреждениями. Например, муниципальное казённое учреждение «Детский дом «Семья», учредителем которого является администрация города Ноябрьска, осуществляет деятельность, связанную с содержанием детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. [19] В свою очередь, деятельность, связанную с содержанием лиц в местах принудительного содержания, могут осуществлять на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», только федеральные казенные учреждения (учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления). [20; 21]
Это обстоятельство, по мнению ряда авторов, создает трудности не только в осуществлении, но даже в инициировании мероприятий общественного контроля в отношении деятельности ряда государственных и муниципальных учреждений (например, в области содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). [18, с. 175-181]
В этой связи, представляется необходимым разработать и принять отдельные федеральные законы, посвященные основам общественного контроля в отношении тех объектов, которые были выведены из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, например, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в отношении деятельности, связанной с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах общественного контроля в отношении деятельности, связанной с оказанием психиатрической помощи» и т.д.
В-третьих, значительную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений представляет то обстоятельство, что деятельность целого ряда государственных учреждений, например, обеспечивающих реализацию публичных полномочий Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и т.п., связана с государственной и иной охраняемой федеральным законодательством тайной, что затрудняет проведение в отношении данных государственных учреждений мероприятий общественного контроля.
В этой связи, в федеральном законодательстве, регулирующем организацию и деятельность вышеназванных органов публичной власти, следует предусмотреть положения об организации и осуществлении общественного контроля, включая проведение мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений государственных и муниципальных учреждений, обеспечивающих реализацию ими публичных полномочий.
В-четвертых, определенную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений представляет отсутствие разработки в научной правовой доктрине, а также практической деятельности субъектов общественного контроля, специальных форм, методов, видов мероприятий общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений, функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества (например, в области оказания психиатрической помощи населения, принудительных мер медицинского характера и т.п.). Определенным исключение из этого, по мнению ряда авторов, является область исполнения наказания. [22, с. 52-56; 23, с. 11-12]
В этой связи, следует предусмотреть в действующем законодательстве закрепление специальных порядка, условий, пределов, методов, форм, видов мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений государственных и муниципальных учреждений в различных сферах жизнедеятельности общества. Например, одной из таких специфических областей может выступать организация и осуществление мероприятий общественного контроля в отношении Российской академии наук, а также иных государственных академий наук, являющихся федеральными государственными бюджетными учреждениями. Правовые основы общественного контроля (включающие специальные порядок, условия, пределы, методы, формы и виды мероприятий общественного контроля) в отношении них следует закрепить в Федеральном законе от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ряде иных федеральных законов, регулирующих организацию и деятельность отраслевых государственных академий наук (Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств).
В-пятых, определенную проблему в организации и осуществлении общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений представляет отсутствие закрепления в уголовном и административном законодательстве мер уголовно-правовой и административно-правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля, при организации и проведении последними мероприятий общественного контроля.
В этой связи, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, следует предусмотреть соответствующие меру уголовно-правовой и административно-правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля, при организации и проведении последними мероприятий общественного контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений.
Заключение.
Реализация системы указанных мероприятий позволит не только разрешить проблемы организации и осуществления мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений государственных и муниципальных учреждений, но и позволит в целом обеспечить развития данного института гражданского общества в Российской Федерации.
Б иблиография:
1. Гриб В. В. Нормативное закрепление и научное видение системы объектов общественного контроля // Юридическое образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 154-160.
2. Авакьян С. А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. -2016. - № 1. - С. 3-17.
3. Комкова Г. Н., Бердникова Е. В. Содержание объекта и предмета общественного контроля в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 4 (112). - С. 11-19.
4. Чиркин В. Е. Контрольная власть. — М.: « Юрист», 2009. — 214 с.
5. Михеева Т. Н. Особенности осуществления общественного контроля // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. - 2018. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 59-66.
6. Хабриева Т. Я. Социальный контроль и противодействие коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 4. - С. 5-10.
7. Грудцына Л. Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2009. - 407 с.
8. Чеботарев Г. Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 8. -
С. 62-65.
9. Гончаров В. В. Использование позитивного опыта организации и осуществления народного контроля власти в СССР в процессе оптимизации общественного контроля в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) // Право и политика. - 2019. - № 5. - С. 72-88.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения: 01.01.2023).
11. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 01.01.2023).
12. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635 (дата обращения: 01.01.2023).
13. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786 (дата обращения: 01.01.2023).
14. Виноградова Л. Н. Общественный контроль распространяется на закрытые психиатрические учреждения // Независимый психиатрический журнал. - 2011. - № 3. - С. 84-89.
15. Мурзалиева А. К., Каршалова А. Д. Общественный контроль в системе внутреннего аудита учреждения здравоохранения // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 4. - С.
203-205.
16. Латышева Л. А., Щербакова Д. С. Проблемы осуществления общественного контроля за деятельностью учреждения и органов, исполняющих уголовные наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2019. - Т. 13. - № 1 (45). - С. 67-72.
17. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435 (163).
18. Бердникова Е. В., Соловых С. Н. Общественный контроль как средство защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России // Правовая культура. - 2013. - № 1 (14). - С. 175-181.
19. Сайт муниципального казённого учреждения «Детский дом «Семья». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dom-semya.yanao.ru/about (дата обращения:
01.01.2023).
20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193 (дата обращения: 01.01.2023).
21. Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 19.08.1993. - № 33. - Ст.1316.
22. Малолеткина Н. С. Эффективность деятельности общественных наблюдательных комиссий в условиях эпидемии: некоторые правовые и технические аспекты // Вестник Самарского юридического института. - 2021. - № 2 (43). - С. 52-56.
23. Гасанов Э. В. О. Общественный контроль над деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы / В сборнике: Право. Общество. Государство. сборник научных трудов студентов и аспирантов. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 11-12.
References:
1. Grib V. V. Normative consolidation and scientific vision of the system of objects of public control // Legal education and science. - 2016. - No. 3. - pp. 154-160.
2. Avakian S. A. Some thoughts on the state and prospects of constitutional and political development of Russia // Bulletin of the Moscow University. Episode 11. Right. - 2016. - No. 1.
- pp. 3-17.
3. Komkova G. N., Berdnikova E. V. The content of the object and subject of public control in the Russian Federation: theoretical and legal issues // Russian law: education, practice, science. - 2019. - № 4 (112). - Pp. 11-19.
4. Chirkin V. E. Control power. - M.: "Lawyer", 2009. - 214 p
5. Mikheeva T. N. Features of public control // Bulletin of the Mari State University. Series: Historical Sciences. Legal sciences. - 2018. - T. 4. - № 1 (13). - Pp. 59-66.
6. Khabrieva T. Ya. Social control and anti-corruption // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. - 2017. - No. 4. - pp. 5-10.
7. Grudtsyna L. Y. State-legal mechanism of formation and support of civil society institutions in Russia: diss. ... doct. jurid. sciences. - M., 2009. - 407 p.
8. Chebotarev G. N. Public control over the activities of public authorities: from theory to practice // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 8. - pp. 62-65.
9. Goncharov V. V. Using the positive experience of organizing and implementing people's control of power in the USSR in the process of optimizing public control in the Russian Federation (constitutional and legal analysis) // Law and Politics. - 2019. - No. 5. - pp. 72-88.
10. Budget Code of the Russian Federation: Federal Law No. 145-FZ of 31.07.1998. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (accessed: 01.01.2023).
11. On Non-profit Organizations: Federal Law No. 7-FZ of 12.01.1996. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (date of application: 01.01.2023).
12. On Autonomous Institutions: Federal Law No. 174-FZ of 03.11.2006. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635 (accessed:
01.01.2023).
13. On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation: Federal Law No. 236-FZ of 14.07.2022. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786 (date of appeal: 01.01.2023).
14. Vinogradova L. N. Public control extends to closed psychiatric institutions // Independent Psychiatric Journal. - 2011. - No. 3. - pp. 84-89.
15. Murzalieva A. K., Karshalova A.D. Public control in the internal audit system of a healthcare institution // Innovation and investment. - 2018. - No. 4. - pp. 203-205.
16. Latysheva L. A., Shcherbakova D. S. Problems of public control over the activities of institutions and bodies executing criminal penalties // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. - 2019. - T. 13. - № 1 (45). - Pp. 67-72.
17. On the basics of public control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).
18. Berdnikova E. V., Solovykh S. N. Public control as a means of protecting the property rights of orphans and children left without parental care in Russia // Legal culture. - 2013. - № 1 (14). - Pp. 175-181.
19. Website of the municipal state institution "Orphanage "Family". [electronic resource]. Access mode: https://dom-semya .yanao.ru/about (accessed: 01.01.2023).
20. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of the Legal Status of state (Municipal) Institutions: Federal Law No. 83-FZ of 08.05.2010. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193 (date of appeal: 01.01.2023).
21. On institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation: Law of the Russian Federation No. 5473-I of 21.07.1993 // Vedomosti of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. - 19.08.1993. - No. 33. - St.1316.
22. Maloletkina N. S. The effectiveness of the activities of public monitoring commissions in the conditions of the epidemic: some legal and technical aspects // Bulletin of the Samara Law Institute. - 2021. - № 2 (43). - P. 52-56.
23. Hasanov E. V. O. Public control over the activities of institutions and bodies of the penal system / In the collection: Law. Society. State. collection of scientific papers of students and postgraduates. - St. Petersburg, 2019. - pp. 11-12.