Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ С ОБЯЗАННОСТЬЮ ПРОЙТИ КУРС ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ С ОБЯЗАННОСТЬЮ ПРОЙТИ КУРС ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ФСИН РОССИИ / DRUG ADDICTION / MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION OF CONVICTS / CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTORATE / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Питкевич Лидия Петровна

В статье анализируются статистические данные, рассматриваются недостатки и противоречия в законодательном регулировании осуществления контроля за осужденными с обязанностью пройти курс лечения от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию, высказываются предложения по совершенствованию правового регулирования организации контроля за данной категорией осужденных.The article analyzes statistical data, shortcomings and contradictions in the legislative regulation of the control of convicts with the obligation to undergo drug treatment, medical and social rehabilitation, and offers suggestions for improving the legal regulation of the organization of control over this category of convicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Питкевич Лидия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ С ОБЯЗАННОСТЬЮ ПРОЙТИ КУРС ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

14.8. Осуществление контроля за осужденными с обязанностью пройти курс лечения от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию

©Питкевич Л. П.

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются статистические данные, рассматриваются недостатки и противоречия в законодательном регулировании осуществления контроля за осужденными с обязанностью пройти курс лечения от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию, высказываются предложения по совершенствованию правового регулирования организации контроля за данной категорией осужденных.

Ключевые слова: наркомания, медицинская и социальная реабилитация, уголовно-исполнительная инспекция, ФСИН России.

Для цитирования: Питкевич Л. П. Осуществление контроля за осужденными с обязанностью пройти курс лечения от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №2. С. 314-316.

The monitoring of convicted persons with the obligation to undergo treatment for drug addiction, medical and social rehabilitation

©L. P. Pitkevich

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes statistical data, shortcomings and contradictions in the legislative regulation of the control of convicts with the obligation to undergo drug treatment, medical and social rehabilitation, and offers suggestions for improving the legal regulation of the organization of control over this category of convicts.

Keywords: drug addiction, medical and social rehabilitation of convicts, criminal Executive Inspectorate, Federal penitentiary service of Russia.

For citation: Pitkevich L. P. The monitoring of convicted persons with the obligation to undergo treatment for drug addiction, medical and social rehabilitation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №2. P. 314-316.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире одной из ключевых проблем остается борьба с наркопреступностью, лечение и профилактика наркомании. Ежегодно на государственном уровне определяются основные направления и стратегии в решении данной проблемы [3]. Анализируя статистические данные, можно наблюдать, что количество приговоров за преступления, связанные с нарушениями правил обращения и незаконным оборотом психотропных, сильнодействующих и наркотических средств, ежегодно снижается. Так, в 2017 году по вышеуказан-

ным преступлениям осуждено 103908 человек, в 2018 году -92528 человек, в 2019 году - 79631 человек.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В связи с тем, что численность лиц, страдающих от наркотической зависимости в России, остается достаточно большой, в 2013 году в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее -УК РФ) внесена статья 72.1, регламентирующая при назначении наказания возложение на осужденного пройти лечение от наркомании, социальную, медицинскую реабилитацию. Данная обязанность возлагается на осужденных к работам испра-

Питкевич Л. П.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ С ОБЯЗАННОСТЬЮ ПРОЙТИ КУРС ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ

вительным и обязательным работам, и ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафу. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2017 году обязанность, предусмотренная статьей 72.1 УК РФ, возложена на 1635 осужденных, в 2018 году - на 1665 осужденных, в 2019 году - на 1568 осужденных.

Осуществление контроля за исполнением осужденными обязанности, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ, возлагается на уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).

Анализ правоприменительной практики показывает, что при осуществлении вышеуказанного контроля УИИ сталкиваются с рядом проблемных вопросов. Таких как: несовершенство законодательного регулирования порядка и условий прохождения курса лечения, социальной, медицинской реабилитации, недостаточное урегулирование ответственности осужденных данной категории и т.д., что обуславливает актуальность изучения данной проблематики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно статистическим данным ФСИН России в 2019 году на учете УИИ состояло:

1. 115 осужденных к лишению права занимать определенные должности или занимать с обязанностью, назначенной в соответствии со статьей 72.1 УК РФ (аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ) -123), из них 59 осужденным наказание назначено в качестве основного (АППГ - 53). При этом проходили либо прошли лечение, реабилитацию - 90 осужденных (АППГ - 106), из них 55 осужденным наказание назначено как основное (АППГ - 40). Соответственно уровень прошедших либо проходящих лечение, реабилитацию составил 78,26% (АППГ - 86,18%), осужденных к данному виду наказания как к основному - 93,22% (АППГ - 75,47%).

2. 780 осужденных к обязательным работам с обязанностью, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ (АППГ - 808). Полностью прошли либо приступили к прохождению лечения, реабилитации - 618 осужденных (АППГ -600%). Уровень исполнения обязанности составил 79,23 % (АППГ - 74,26%).

3. 519 осужденных к исправительным работам с обязанностью, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ (АППГ - 461). Полностью прошли либо приступили к прохождению лечения, реабилитации - 371 осужденных (АППГ - 361). Уровень исполнения обязанности составил 71,48 % (АППГ - 78,31%).

4. 411 осужденных к ограничению свободы с обязанностью, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ (АППГ - 413), из них полностью прошли либо приступили к прохождению лечения, реабилитации - 359 осужденных (АППГ -356). Уровень полностью прошедших либо приступивших к прохождению лечения, реабилитации составил 87,35% (АППГ - 86,20%).

5. 908 осужденных, которым назначено наказание в виде штрафа с обязанностью, регламентируемой статьей 72.1 УК РФ (АППГ - 779), из них окончили либо приступили к

прохождению лечения, реабилитации - 707 осужденных (АППГ - 596). Уровень полностью прошедших либо приступивших к прохождению лечения, реабилитации составил 77,86% (АППГ - 76,51%).

При осуществлении контроля за рассматриваемой категорией осужденных основной проблемой остается привлечение к ответственности уклоняющихся от прохождения курса лечения, социальной, медицинской реабилитации. В настоящее время единственной мерой ответственности, применяемой к рассматриваемой категории осужденных, остается привлечение их к административной ответственности по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)[1]. Однако и в применении этой нормы сотрудники УИИ имеют определенные ограничения. Так как самостоятельно привлечь осужденного к ответственности не правомочны и в случае уклонения осужденного от исполнения возложенной обязанности - лишь направляют информацию в органы внутренних дел. Соответственно с момента установления факта уклонения до привлечения к административной ответственности проходит определенный промежуток времени. В данном случае зачастую осужденные чувствуют свою безнаказанность, продолжая при этом уклоняться от исполнения обязанности. Кроме того, на лиц, привлеченных к уголовной ответственности, возможность привлечения к административной ответственности не оказывает должного исправительного воздействия. Учитывая вышеизложенное, усматривается возможным предусмотреть уголовную ответственность при уклонении лечения и реабилитации.

Законодательством Российской Федерации исполнение наказания в виде штрафа возлагается на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП). При этом контроль за выполнением обязанности, установленной в соответствии со статьей 72.1 УК РФ на осужденных к штрафу, возлагается на УИИ. Соответственно один и тот же приговор суда исполняется и ФССП и ФСИН. В целях своевременного и должного превентивного воздействия на осужденного, целесообразнее бы было ФССП осуществлять контроль и за исполнением обязанности по прохождению лечения, реабилитации, возложенной наряду со штрафом.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Учитывая изложенное, для решения обозначенных проблемных вопросов предлагается:

1. В нормах законодательства, предусматривающих ответственность осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы определить положения, которые будут устанавливать ответственность за уклонение наркозависимыми от лечения и реабилитации, назначенных вместе с данными наказаниями [Габараев, 2020].

2. Контроль за прохождением лечения и реабилитации, назначенных совместно со штрафом, отнести к компетенции ФССП.

3. Наделить УИИ правами в привлечении уклоняющихся от лечения и реабилитации осужденных к административной ответственности (по статье 6.9.1. КоАП РФ).

4. За уклонение от исполнения обязанности, регламентированной статьей 72.1 УК РФ, предусмотреть ответственность в статье 314 УК РФ.

ISSN 2541-8025

Том XVI, 2-2020

Проблемы экономики и юридической практики 315

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недостаточность урегулирования мер ответственности рассматриваемой категории осужденных, косвенно формирует у них чувство безнаказанности, препятствует эффективному осуществлению контроля за выполнением обязанности по прохождению лечения и реабилитации. Учитывая

Список литературы:

1. Габараев А.Ш. Институ наказаний, не связанных лишением свободы на современно этапе реформирования пенитенциарной систем России//Социально-политические наук . - 2019. - № 1. - С. 123-125.

2. Габараев А.Ш., Питкевич Л.П., Тимофеева Т.Н. Вопросы правового и организационного совершенствования порядка исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность// Пробелы в Российском законодательстве.-2020.- №2.- С.90-93.

3. Попова Е.А. Проблемы вовлечения несовершеннолетних в употребление и распространение наркотических средств// Пробелы в Российском законодательстве. - 2019. - № 4. - С. 31-33.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Питкевич Лидия Петровна, научный сотрудник отдела 2 НИЦ-2, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Москва, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0003-2040-0960, e-mail: [email protected]

вышеизложенное предполагается, что предложенные решения проблемных вопросов могут поспособствовать в совершенствовании правового регулирования исполнения и осуществления контроля за выполнением обязанности, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,27%.

Reference list:

1. Gabaraev A. Sh. Institute of punishments not related to deprivation of liberty at the present stage of reforming the penitentiary system of Russia // Socio-political Sciences. - 2019. -№ 1. - Рp. 123-125.

2. Gabaraev A. Sh., Pitkevich L. P., Timofeeva T. N. Questions of legal and organizational improvement of the order of execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities// Gaps in Russian legislation.- 2020. - №2. - Рр. 90-93.

3. Popova E. A. Problems of involving minors in the use and distribution of narcotic drugs// Gaps in Russian legislation. -2019. - №4. - Pp. 31-33.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Lidiya P. Pitkevich, Researcher, Department 2, Research Center-2, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0003-2040-0960, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.