Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ И МЕРЫ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PENALTIES AND ALTERNATIVE MEASURES TO IMPRISONMENT / CRIMINAL ENFORCEMENT INSPECTORATE / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Николаевна, Питкевич Лидия Петровна

В статье рассматриваются и анализируются функции уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе. Целью исследования является обобщение некоторых проблемных вопросов при осуществлении контроля за лицами, осужденными к альтернативным лишению свободы наказаниям, а также формулирование предложений по их решению. В ходе проведения указанной работы можно прийти к выводу о пересмотре норм регулирования ответственности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осужденных с обязанностью назначенной в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.The article discusses and analyzes the functions of the criminal enforcement inspections of the Federal penitentiary service at the present stage. The purpose of the study is to generalize some problematic issues in the monitoring of persons sentenced to alternative sentences of imprisonment, as well as to formulate proposals for their solution. In the course of this work it is possible to come to a conclusion about the revision of the rules governing the liability of those sentenced to deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities; convicted persons with the duty assigned in accordance with article 72.1 of the Criminal code of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Николаевна, Питкевич Лидия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций ФСИН на современном этапе

ТимофееваТ.Н. Питкевич Л.П.

5.15. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе

©Тимофеева Татьяна Николаевнаa ©Питкевич Лидия Петровна1' ФКУ НИИ ФСИН России, Москва a e-mail: ttan404@yandex.ru b e-mail: lida-19832008@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются функции уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе. Целью исследования является обобщение некоторых проблемных вопросов при осуществлении контроля за лицами, осужденными к альтернативным лишению свободы наказаниям, а также формулирование предложений по их решению. В ходе проведения указанной работы можно прийти к выводу о пересмотре норм регулирования ответственности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осужденных с обязанностью назначенной в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: наказания и меры, альтернативные лишению свободы, уголовно-исполнительная инспекция, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации.

Для цитирования: Тимофеева Т.Н., Питкевич Л.П. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 175-177.

Activities of the federal penitentiary service's criminal enforcement inspections at the present stage

©Timofeeva Tatyana Nikolaevnaa ©Pitkevich Lidiya Petrovna b

Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia a e-mail: ttan404@yandex.ru b e-mail: lida-19832008@yandex.ru

Abstract

The article discusses and analyzes the functions of the criminal enforcement inspections of the Federal penitentiary service at the present stage. The purpose of the study is to generalize some problematic issues in the monitoring of persons sentenced to alternative sentences of imprisonment, as well as to formulate proposals for their solution. In the course of this work it is possible to come to a conclusion about the revision of the rules governing the liability of those sentenced to deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities; convicted persons with the duty assigned in accordance with article 72.1 of the Criminal code of the Russian Federation.

Keywords: penalties and alternative measures to imprisonment, criminal enforcement Inspectorate, Federal penitentiary service of the Russian Federation.

For citation: Timofeeva T.N., Pikevich L.P. Activities of the federal penitentiary service's criminal enforcement inspections at the present stage // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 175-177. (in Russ.)

Введение

Период деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ) насчитывает более ста лет. Функции учреждений, исполняющих альтернативные лишению свободы наказания, значительно расширялись за последнее десятилетие. Так, например, к обязанностям УИИ добавилось: исполнение ограничения свободы; осуществление контроля за лицами, к которым применены меры пресечения такие как, домашний арест, запрет определенных действий и залог; осуществление контроля за больными наркоманией с отсрочкой срока отбывания наказания; контроль за исполнением обязанности пройти курс лечения от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию; осуществление контроля за осужденными, к которым применены принудительные меры, имеющие медицинский характер. К функциям УИИ относится исполнение большей части альтернативных лишению свободы наказаний, предполагаемых Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), притом, что

более 1/2 из всех существующих в российском законодательстве наказаний предполагается исполнять без изоляции осужденного от общества, то есть оставление его на свободе.

Постановка проблемы

При выполнении возложенных функций УИИ сталкиваются с рядом проблемных вопросов. Таких как: недостаточная урегулированность ответственности осужденных, которым запрещено заниматься какой либо деятельностью, занимать определенную должность; неурегулированность ответственности наркозависимых осужденных с обязанностью пройти лечение, реабилитацию социальную и медицинскую, а также с перечнем иной проблематики, не имеющей законодательной регламентации. Следует отметить, что от эффективности деятельности УИИ в некоторой части зависит и результат в достижении целей исполняемых наказаний: становление осужденных на законопослушный путь, предупреждение совершения новых

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 175

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.08

Уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология / Criminal law, penal law, criminology

преступлений, восстановление общественной справедливости. Совершенствование законодательной регламентации осуществления контроля за рассматриваемыми категориями осужденных идет непрерывно, однако на сегодняшний день все же остаются некоторые пробелы, препятствующие наиболее эффективному выполнению своих функций УИИ.

Результаты исследования

В последние несколько лет сотрудниками УИИ ежегодно исполняются судебные решения в отношении порядка миллиона осужденных, обвиняемых и подозреваемых. В соответствии с данными, представленными на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее -ФСИН России):

- в 2007 году прошло по учетам УИИ - 1 141 277 человек;

- в 2008 году прошло по учетам УИИ - 1 124 350 человек;

- в 2009 году прошло по учетам УИИ - 1 091 149 человек;

- в 2010 году прошло по учетам УИИ - 1 052 492 человека;

- в 2011 году прошло по учетам УИИ - 998 751 человек;

- в 2012 году прошло по учетам УИИ - 955 285 человек;

- в 2013 году прошло по учетам УИИ - 947 656 человек;

- в 2014 году прошло по учетам УИИ - 926 431 человек;

- в 2015 году прошло по учетам УИИ - 853 531 человек;

- в 2016 году прошло по учетам УИИ - 871 786 человек;

- в 2017 году прошло по учетам УИИ - 989 228 человек;

- в 2018 году прошло по учетам УИИ - 1 034 029 человек;

- в 2019 году прошло по учетам УИИ - 1 003 165 человек.

С 2007 до 2019 года численность осужденных, имеющих запрет на занятие какой либо деятельностью либо замещение какой либо должности, увеличилась с 14 500 до 138 574 соответственно [4]. При исполнении рассматриваемого вида наказания УИИ сталкиваются с некоторыми проблемными вопросами, такими как: отсутствие возможности проведения первоначальных розыскных мероприятий и объявления в розыск, скрывшихся осужденных; узкий перечень обязанностей, возложенных на осужденных данной категории; недостаточная урегулированность ответственности осужденных к рассматриваемому виду наказания; отсутствие конкретики в перечне учреждений и органов правомочных аннулировать право на занятие той или определенной деятельностью. В связи с чем имеет смысл в расширении обязанностей и ответственности данных осужденных; разработке положений, предусматривающих проведение в отношении них первоначальных розыскных мероприятий и возможность объявления в розыск [Габараев, 2020].

Исправительные работы в 2019 году исполнялись в отношении 44269 осужденных, при этом исполняя исправительные работы, УИИ сталкиваются с проблемой самостоятельного трудоустройства осужденных, ранее трудоустроенных в места, определенные органами местного самоуправления.

В 2015 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 13999 осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, в связи с заменой наказания более мягким видом или предоставлением отсрочки отбывания наказания. В 2016 году численность вышеуказанных осужденных увеличилась в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (далее -

АППГ) на 42% и составила - 19821. В 2017 году -30624, что на 55% больше АППГ. В 2018 году - 40475, что на 32% больше АППГ. В 2019 году - 49240, что на 22% больше АППГ. При этом несколько проблематичным остается исполнение наказания в отношении осужденных, которым неотбытый срок лишения свободы заменен более мягким наказанием. Данная категория осужденных в большей степени допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, либо уклоняются от его отбывания.

С 2014 до 2019 года численность осужденных, состоявших на учете УИИ с обязанностью по ст. 72.1 УК РФ пройти лечение, реабилитацию социальную, медицинскую увеличилась со 172 до 2677 соответственно [4]. Однако, остаются проблемные вопросы при осуществлении контроля за осужденными, обязанными по статье 72.1 УК РФ пройти лечение от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию: не определены обязанности и конкретные сроки исполнения данных обязанностей рассматриваемой категории осужденных; остается неурегулированной ответственность данной категории осужденных; не определен порядок взаимодействия между судебными приставами, исполняющими наказание в виде штрафа и УИИ, контролирующими исполнение обязанности пройти курс лечения от наркомании, социальную, медицинскую реабилитацию, возложенную на осужденных к штрафу; не регламентируется порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий по поиску таких осужденных.

Решение проблемы

Для решения вышеуказанных проблем предлагается: предусмотреть в законодательстве Российской Федерации проведение первоначальных розыскных мероприятий, а следовательно, и возможность объявления в розыск осужденных к данному виду наказания; расширить перечень обязанностей осужденных, путем внесения изменений в статью 37 УИК РФ (например, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и др.). Определить сроки сдачи осужденным с лишением права управления транспортными средствами водительского удостоверения; закрепить на законодательном уровне понятия системности и злостности по отношению к осужденным, допускающим нарушение порядка и условий отбывания рассматриваемого вида наказания; пересмотреть меры ответственности осужденных к данному виду наказания путем внесения изменений в УК РФ: в том числе предусмотреть ответственность осужденным, которыми отбыто основное наказание, либо данное наказание назначено как основное; при применении рассматриваемого наказания в качестве дополнительного к любому из всех предусмотренных законодательством альтернативных наказаний, дополнить каждое из таких наказаний обязанностью и ответственностью за неисполнение дополнительного наказания. Определить в ведомственных нормативных правовых актах учреждения и органы, правомочные аннулировать право на занятие определенной деятельностью, в которые УИИ направляют соответствующие документы. Предусмотреть возможность осужденному, трудоустроенному сотрудниками УИИ, при наличии возможности изменить место работы в случае улучшения при этом его положения; определить конкретные требования, предъявляемые к осужденному при замене лишения свободы мягким видом наказания; закрепить на законодатель-

176 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций ФСИН на современном этапе

ТимофееваТ.Н. Питкевич Л.П.

ном уровне порядок взаимодействия между различными учреждениями и органами при определении возможности отбывания наказания определенным осужденным. Определить в нормативных правовых актах обязанности и сроки их исполнения данной категорией осужденных; внести в уголовно-исполнительное законодательство ответственность за уклонение от прохождения лечения от наркомании, социальную, медицинскую реабилитацию. Предусмотреть ответственность при исполнении наказаний в виде исправительных и обязательных работ, ограничения свободы в случае уклонения от исполнения возложенной на таких осужденных обязанности, предусмотренной статьей 72.1 УК РФ. Предусмотреть в статье 314 УК РФ ответственность за уклонение от

Список литературы:

1. Габараев А.Ш. Институт наказаний, не связанных с лишением свободы, на современном этапе реформирования пенитенциарной системы Рос-сии//Социально-политические науки. - 2019. - № 1. -С. 123-125.

2. Габараев А.Ш., Питкевич Л.П., Тимофеева Т.Н. Вопросы правового и организационного совершенствования порядка исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность// Пробелы в Российском законодательстве.- 2020.- №2.- С.90-93.

3. Назарова А.Б., Лакина И.А. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемные вопросы// Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. - 2019. - № 4. - С. 324-330.

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Статистическая информация. [Электронный ресурс]: официальный сайт ФСИН России//URL: |1Йр7/фсин.рфМшсШге/^реск>гЛаоМа^^ка/Кга1кауа Гш^ UIS (дата обращения 28.04.2020).

прохождения лечения от наркомании, социальной и медицинской реабилитации, назначенной в соответствии со статьей 72.1 УК РФ.

Заключение

Вышеизложенный ряд проблематики далеко не исчерпывающий, с которым при выполнении возложенных на них функций сталкиваются сотрудники УИИ. В совершенствовании законодательной регламентации осуществления контроля за лицами, к которым применены меры уголовно-правового характера и назначены альтернативные лишению свободы наказания, немаловажную роль имеет разносторонний анализ статистических данных и изучение мнения практических работников УИИ.

References:

1. Gabaraev A. Sh. Institute of punishments not related to deprivation of liberty at the present stage of reforming the penitentiary system of Russia // Socio-political Sciences. - 2019. - № 1. - Pp. 123-125.

2. Gabaraev A. Sh., Pitkevich L. P., Timofeeva T. N. Questions of legal and organizational improvement of the order of execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities// Gaps in Russian legislation.- 2020. - №2. - Pр. 90-93.

3. Nazarova A. B., Lakina I. A. Execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities: problematic issues// Scientific works of the Federal research Institute of the Federal penitentiary service of Russia.- 2019. - №4. - Pp. 324-330.

4. Brief description of the penal system. Statistical information. [[Electronic resource]: official website of the Federal penitentiary service of Russia / / URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya harka UIS (accessed 28.04.2020).

Рецензия

на статью «Деятельность уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе».

Представленная на рецензирование статья старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России кандидата философских наук Тимофеевой Татьяны Николаевны и научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России Питкевич Лидии Петровны является актуальной для дальнейшего совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний. В представленной на рецензирование статье рассматривается проблематика, с которой сталкиваются, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. В статье анализируется статистика исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества. Сформулированные авторами проблемы в действительности возникают в деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении возложенных на них функций. Авторами сформулированы выводы с предложениями по совершенствованию законодательного регулирования некоторых проблемных вопросов, возникающих в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Статья логически выстроена, содержание последовательно и структурно выдержано, библиографические ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и требованиями редакции. В целом, работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного типа. Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании Издательского дома «Юр-ВАК».

Кандидат юридических наук Ю.П. Колесникова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 88,75%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Тимофеева Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник отдела 3 НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, канд. филос. наук, e-mail: ttan404@yan-dex.ru, http://оrcid.org/-0000-0003-2072-0112

Питкевич Лидия Петровна, научный сотрудник отдела 2 НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: lida-19832008@yandex.ru, http://оrcid.org/0000-0003-2040-0960

ABOUT THE AUTHORS

Timofeeva Tatyana Nikolaevna, Senior Researcher, Department 3, Research Center-2 FSI Research Institute of the FPS of Russia, PhD (Philosophy), e-mail: ttan404@yandex. ru, http: //orcid.org/0000-0003-2072-0112

Pitkevich Lidiya Petrovna, Researcher, Department 2, Research Center-2 FSI Research Institute of the FPS of Russia, e-mail: lida-19832008@yandex.ru, http: //orcid.org/ 0000-0003-2040-0960

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 177

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.