Научная статья на тему 'Осуществление государственного контроля за обоснованностью назначения лекарственных препаратов при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи'

Осуществление государственного контроля за обоснованностью назначения лекарственных препаратов при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ЛЬГОТНИКИ / РОСЗДРАВНАДЗОР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умерова Аделя Равильевна, Комарова Людмила Васильевна

Нарушения в оформлении медицинских документов свидетельствуют о недостаточной работе врачебной комиссии в учреждениях здравоохранения и отсутствии в штате клинических фармакологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Умерова Аделя Равильевна, Комарова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление государственного контроля за обоснованностью назначения лекарственных препаратов при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи»

УДК 614.2

© А.Р. Умерова, Л.В. Комарова, 2009

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Умерова Аделя Равильевна, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Комарова Людмила Васильевна, главный государственный инспектор

Управление Росздравнадзора по Астраханской области Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Савушкина, 43, тел. (8512) 25-32-25, (8512) 25-42-12, E-mail: roszdrav_n@astranet.ru

Нарушения в оформлении медицинских документов свидетельствуют о недостаточной работе врачебной комиссии в учреждениях здравоохранения и отсутствии в штате клинических фармакологов.

Ключевые слова: социальная помощь, льготники, Росздравнадзор.

A.R. Umerova, L.V. Komarova

REALIZATION OF STATE CONTROL FOR BASIS OF MEDICINAL PREPARATION INDICATION IN RENDERING ADDITIONAL MEDICAL HELP TO SOME CATEGORIES OF CITIZENS HAVING THE RIGHT TO STATE SOCIAL AID

The infringement in registration of medical documents may witness about insufficient work of doctor's commission in the establishments of Health protection system and absence of clinical pharmaceutists in the staff.

Key words: social healp, privilege persons, Roszdravnadzor.

В соответствии с положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 205, управление Росздравнадзора по Астраханской области осуществляет контрольные мероприятия в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами:

• осуществление мониторинга хода реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (еженедельный сбор и анализ сведений о состоянии лекарственного обеспечения);

• осуществление контроля за работой телефона «Горячая линия», организованной при управлении Росздравнадзора по Астраханской области;

• осуществление контроля за выполнением лицензионных требований и условий в фармацевтических организациях, участвующих в программе ОНЛС (контроль качества и условий хранения лекарственных средств, реализуемых в рамках программы);

• осуществление проверок реализации в рамках программы в учреждениях здравоохранения и аптечных организаций в соответствии с утвержденным планом совместных проверок.

Управлением Росздравнадзора по Астраханской области в 2008 году проведено 75 проверок лечебно-профилактических и аптечных учреждений по ОНЛС и целесообразности назначения лекарственных средств при оказании дополнительной медицинской помощи (таблица 1).

При проведении проверок лечебно-профилактических учреждений выявлены нарушения приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004г. № 255 «О порядке оказания медико-

социальной помощи гражданам, имеющим право на получение социальных услуг в части ведения медицинской документации».

Из проверенных 1170 медицинских карт амбулаторных больных недостатки в оформлении выявлены в 99 случаях по 18 показателям, что составило 8,5% (таблица 2).

Таблица 1

Показатель Количество проверок

Проведено проверок всего, в том числе: 75

- аптечные организации, всего, в том числе: - совместно с Росздравнадзором - управлением Росздравнадзора 43 7 36

- предприятие оптовой торговли ЛС, всего, в том числе: - внеплановая проверка по поручению Росздравнадзора - управлением Росздравнадзора 2 1 1

- лечебно-профилактические учреждения, всего, в том числе: - совместно с Росздравнадзором - управлением Росздравнадзора 29 0 29

- орган управления здравоохранения (Минздрав), в том числе: - по поручению Росздравнадзора 1 1

Количество проведенных экспертиз медицинских карт амбулаторных карт 1170

Количество вынесенных предписаний об устранении нарушений 26

Наложены дисциплинарные взыскания на медицинских работников 24

Таблица 2

Показатель Количество %

1.Назначение лекарственного препарата без осмотра больного 1 0,1

2.Назначение лекарственного препарата без проведения дополнительных методов обследований, предусмотренных стандартом медицинской помощи 10 0,9

3.Отсутствие записи консультаций узких специалистов, подтверждающих целесообразность выбора ЛС 4 0,3

4.Назначение 5 и более льготных ЛС одномоментно или 10 и более ЛС в месяц без рецепта врачебной комиссии 2 0,2

5.Назначение льготного ЛС без указания способа приема 9 0,8

б.Полипрогмазия 2 0,2

7.Нерациональное комбинирование ЛС 12 1,0

8.Назначение на одного больного ЛС, превышающих максимальную курсовую дозу приемов 15 1,3

9.Необоснованное назначение ЛС для парентерального введения в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения без достаточных показаний 2 0,2

10. Выписка льготных ЛС во время планового пребывания больного на стационарном лечении 19 1,6

11.НазначениеЛС, не входящих в утвержденные Минздравсоцразвития РФ стандарты медицинской помощи 5 0,4

12.Нет возрастной корректировки дозировок лекарственного препарата, режимов и способов введения у граждан пожилого, особенно старческого возраста 2 0,2

13.Недостаточная оценка клинического эффекта (назначение одного и того же ЛС без клинического эффекта) 1 0,1

14. Политерапия 1 0,1

15.Нет назначения абсолютно показанного ЛС 7 0,6

16.Назначение ЛС, который противопоказан больному 1 0,1

17.Назначение ЛС с недоказанной эффективностью 4 0,3

18. Число ЛС, назначенных не по МНН 2 0,2

Итого: 99 8,5

Анализ выявленных нарушений показывает, что наибольшее количество нарушений приходятся на нерациональное комбинирование лекарственных средств, назначение на одного больного лекарственных средств, превышающих максимальную курсовую дозу приемов, что отрицательно сказывается на качестве оказания медицинской помощи, а также выписка льготных лекарственных средств во время планового пребывания больного на стационарном лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.