Научная статья на тему 'Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории Астраханской области'

Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
338
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕОБХОДИМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ВЫСОКОЗАТРАТНЫЕ НОЗОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PREFERENTIAL DRUG PROVISION / NECESSARY DRUGS / HIGH-COST NOSOLOGY / PROGRAM OF DRUG SUPPLY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Дементьева Виктория Валерьевна, Умерова Аделя Равильевна

Приведен анализ реализации программ льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне за 2011-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Дементьева Виктория Валерьевна, Умерова Аделя Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of drug coverage for privileged categories of citizens in the Astrakhan region

The article analyses the implementation of the programs of preferential drug provision at the regional level in 2011-2013.

Текст научной работы на тему «Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории Астраханской области»

11. Vakil N. The Montreal definition and classification of gastroesophageal reflux disease: a global evidence-based consensus / N. Vakil, S. V. van Zanten, P. Kahrilas, J. Dent, R. Jones //The American journal of gastroenterology. - 2006. - T. 101, № 8. - C. 1900-1920.

References

1. Bektaeva R. R., Bazargaliev Ye. Sh. Innovatsionnyy paket na izobretenie № 21995 ot 26.10.09 Komiteta po pravam intellektual'noy sobstvennosti ministerstva yustitsii RK. Sposob diagnostiki gastroezofageal'noy reflyuksnoy bolezni [Innovative package for the invention No 21995 dated 26.10.09, Committee on Intellectual Property Rights of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan. A method of diagnosis of gastroesophageal reflux disease]. RK patent, no. 21995, 2009.

2. Dauletbakova M. I., Ayapova G. K. Gastrojezofageal'naja refjuksnaja bolezn' [Gastroesophageal reflux disease]. Medicina i gody zdorovja: sbornik posvjashhennyj 70-letiju KazNMU [Medicine and healthy years: a collection dedicated to the 70th anniversary of KazNMU], 2002, pp. 49-53.

3. Ivashkin V. T., Trukhmanov A. S. Boleznipishevoda [Esophageal diseases]. Moscow, Triad, 2000, 179 p.

4. Kairakbaev M. K. Organizacijaprotivorakovoj bor'by [Cancer fighting organization]. Almaty, 1978, 159 p.

5. Kurilovich S. A., Reshetnikov O. V. Jepidemiologija zabolevanij organov pishhevarenija v Zapadnoj Sibiri [Epidemiology of digestive diseases in Western Siberia]. Ed. Yu.P. Nikitina. Novosibirsk, 165 c.

6. Roshchina T. V., Shulpekova Yu. O., Ivashkin V. T. Gastrojezofageal'naja refjuksnaja bolezn' [Gastroesophageal reflux disease]. Russkij medicinskij zhurnal [Russian medical journal], 2000, vol. 2, pp. 5-7.

7. Sheptulin A. A. Gastrojezofageal'naja refljuksnaja bolezn' [Gastroesophageal reflux disease]. Konsillium medikum [Consilium medicum], 2000, vol. 2, no. 7, pp. 272-275.

8. Dent J., Brun J., Fendrick A., Fennerty M., Janssens J., Kahrilas P., Lauritsen K., Reynolds J., Shaw M., Talley N. An evidence-based appraisal of reflux disease management - the Genval Workshop report. Gut, 1999, vol. 44, pp. 1-16.

9. Hila A., Castell D. O. Gastroesophageal reflux disease. Current treatment options in gastroenterology. -2003. - vol. 6, no. 1, pp. 41-48.

10. Kahrilas P. J. Gastroesophageal reflux disease. New England Journal of Medicine, 2008, vol. 359, no. 16, pp. 1700 - 1707.

11. Vakil N., van Zanten S. V., Kahrilas P., Dent J., Jones R. The Montreal definition and classification of gastroesophageal reflux disease: a global evidence-based consensus. The American journal of gastroenterology, 2006, vol. 101, no. 8, pp. 1900-1920.

УДК 614.27 (470.46) © В.В. Дементьева, А.Р. Умерова, 2014

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дементьева Виктория Валерьевна, начальник отдела мониторинга и контроля качества за обращением лекарственных средств и изделий медицинского назначения, «Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области», 414000 г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 27, тел. : (8512) 45-12-53, e-mail: roszdrav_a@astranet.ru.

Умерова Аделя Равильевна, доктор медицинских наук, руководитель, «Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области», 414000 г. Астрахань, ул. Коммунистическая, д. 27, тел. : (8512) 61-16-90, e-mail: roszdrav_n@astranet.ru.

Приведен анализ реализации программ льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне за 2011-2013 гг.

Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение, необходимые лекарственные средства, высокозатратные нозологии, программы лекарственного обеспечения.

ANALYSIS OF DRUG COVERAGE FOR PRIVILEGED CATEGORIES OF CITIZENS IN THE ASTRAKHAN REGION

Dementyeva Victoria V., Head of the Department, Regional Office of Federal Service for Surveillance in Healthcare and Social Development in the Astrakhan region, 27 Kommunisticheskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: (8512) 45-12-53, e-mail: roszdrav_a@astranet.ru.

Umerova Adelya R., Dr. Sci. (Med.), Head of Regional Office of Federal Service for Surveillance in Healthcare and Social Development in the Astrakhan region, 27 Kommunisticheskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel: (8512) 61-16-90, e-mail: roszdrav_n@astranet.ru.

The article analyses the implementation of the programs of preferential drug provision at the regional level in 2011-2013.

Key words: preferential drug provision, necessary drugs, high-cost nosology, program of drug supply.

Введение. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [3], с 2005 г. программа оказания льготной лекарственной помощи позволила получить равные возможности в обеспечении лекарственными средствами при амбулаторном лечении граждан РФ, имеющих право на государственную социальную помощь, оказываемую в виде набора социальных услуг. Около 90 млн человек имели право на получение социальных гарантий, льгот и выплат. Более 45 млн граждан пользовались льготами лекарственного обеспечения (ветераны и инвалиды ВОВ, инвалиды, больные определенными заболеваниями и т.д.). При амбулаторном лечении имели право получать лекарственные средства бесплатно около 17 млн граждан, а остальные могли получить 50 % скидку при оплате стоимости назначенного врачом лекарства [5].

С начала 2008 г. за качество оказания льготной лекарственной помощи на территориальном уровне отвечают органы управления здравоохранением [4] (на основании вступившего в силу Федерального закона от 18.10.2007 № 230-Ф3 законодательством разграничены полномочия и ответственность за социальную политику в регионах).

Цель: провести анализ реализации программ льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне за 2011-2013 гг. Задача: оценить динамику реализации льготного лекарственного обеспечения в Астраханской области.

Материалы и методы исследования. Использованы отчеты территориального органа Росзд-равнадзора по Астраханской области по льготному лекарственному обеспечению за 2011-2013 гг., статистические данные Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, отчетные данные лечебно-профилактических и аптечных учреждений Астраханской области. Применены статистический, аналитический и ретроспективный методы.

Результаты исследования и их обсуждение. В Астраханской области система льготного обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями создавалась годами, постоянно совершенствовалась, претерпевая определенные изменения.

В Астраханской области разработан механизм реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), на уровне субъекта задействованы: Пенсионный фонд Астраханской области, Министерство здравоохранения Астраханской области, Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Астраханской области, медицинские учреждения, аптечные организации (пункты отпуска лекарственных препаратов).

Программа оказания льготной лекарственной помощи позволила обеспечить население в равной степени доступной льготной лекарственной помощью. Но чрезмерная децентрализация управления в сфере здравоохранения привела к дифференциации размеров финансирования системы лекарственного обеспечения, а также к существенным различиям в фактических объемах необходимой лекарственной помощи. В малонаселенных труднодоступных районах с длительной сезонной изоляцией населения медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) - фельдшеры, акушерки, медицинские сестры - выполняли ряд не свойственных им функций, значительно расширяющих их обязанности, в том числе по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами [2].

Для улучшения доступности лекарственной помощи населению в ФАП были организованы аптечные пункты для реализации населению лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения, а также ОНЛС отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера) при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Являясь структурным подразделением лечебно-профилактических учреждений, ФАП обеспечиваются наличием основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми ЛС [1].

Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи сельскому населению является

важнейшей задачей в условиях модернизации здравоохранения [6]. На территории Астраханской области проживает 1 015,0 тыс. человек, из них сельское население составляет 338,0 тыс. человек (33 %). Областной центр - единственный город области с населением свыше 520 тыс. человек.

На территории Астраханской области в одиннадцати муниципальных образованиях организована розничная реализация лекарственных препаратов: 116 ФАП, 14 амбулаторий, 10 центров общей врачебной практики в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации.

В ходе анализа данных установлено, что в реализации программы ОНЛС по Астраханской области на 2013 г. участвуют: 119 лечебно-профилактических учреждений, 66 центров выписки, 30 аптечных учреждений, 1 региональный склад ГП АО «Астраханские аптеки». 2 171 врачей и фельдшеров имеют право на выписку бесплатных рецептов.

Общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, в 2013 г., по данным пенсионного фонда Астраханской области, составляло 73 192 человека, воспользовались этим правом 21 938 человек.

Количество лиц, отказавшихся от набора социальных услуг (НСУ) в части лекарственного обеспечения, в 2013 г. снизилось и составляет 75,2 % (в 2012 г. - 76,3 %, в 2011 г. - 79,1 %). Самый низкий процент отказа от НСУ обнаружен в МО «Наримановский район» - 66,2 % (в 2012 г. -66,9 %). Высокий процент отказа от НСУ зафиксирован в МО «Енотаевский район» - 81,5 % (в 2012 г. - 83,4 %), МО «Лиманский район» - 82 % (в 2012 г. - 81,6 %), МО «Черноярский район» -82,1 % (в 2012 г. - 82,6 %), МО «Володарский район» - 82 % (в 2012 г. - 82,9 %), МО «Ахтубинский район» - 82,5 % (в 2012 г. - 83,2 %).

Основными причинами отказа стали: отсутствие лекарственные препаратов в перечне, удаленность аптечной организации от места проживания, выписка лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН) и невозможность получить препарат по конкретному торговому наименованию.

Действующий принцип прикрепления льготников к конкретным аптечным и поликлиническим учреждениям в Астраханской области был сохранен. Подобная организация позволяет наиболее оптимально осуществлять гарантированное лекарственное обеспечение больных в отсроченном режиме в случае отсутствия необходимых им препаратов на момент обращения в аптеку. В то же время хорошо отлажена система перераспределения имеющихся лекарственных препаратов между аптечными организациями, участвующими в системе. Это позволяет быстро и оперативно доставлять необходимый лекарственный препарат больному в прикрепленную аптеку.

Общее финансирование региона по программе ОНЛС на 2013 г. составило 199 409,80 тыс. руб., на 2012 г. - 195 443,9 тыс. руб., на 2011 г. - 221 721,9 тыс. руб. Прирост составил 10 %.

На территорию Астраханской области по программе ОНЛС в 2011 г. поставлено лекарственных препаратов на сумму 176 835,45 тыс. руб., в 2012 г. - 161 146,52 тыс. руб., в 2013 г. - 183 547,61 тыс. руб. Прирост составил 3,6 %.

По программе семи высокозатратных нозологий было поставлено лекарственных препаратов в 2011 г. на сумму 154 349,48 тыс. руб., в 2012 г. - 162 388,08 тыс. руб., в 2013 г. - 182 179,11 тыс. руб. Прирост составил 15 %.

Анализ отпущенных рецептов льготным категориям граждан в 2011-2013 гг. показал, что их количество неизменно растет. В 2011 г. было отпущено 257 364 рецепта, в 2012 г. - 271 385 рецептов, в 2013 г. - 294 746 рецептов. Прирост составил 12 %.

По программе семи высокозатратных нозологий в 2011 г. отпущено 2 484 рецепта, в 2012 г. -2 375 рецептов, в 2013 г. - 3 166 рецептов. Прирост составил 21 %.

Выросла и сумма отпущенных лекарственных препаратов: в 2011 г. отпущено лекарственных препаратов на сумму 152 528,62 тыс. руб., в 2012 г. - 162 066,35 тыс. руб., в 2013 г. - 194 254,88 тыс. руб. Прирост составил 21 %.

По программе семи высокозатратных нозологий в 2011 г. отпущено лекарственных препаратов на сумму 140 641,50 тыс. руб., в 2012 г. - 141 828,37 тыс. руб., в 2013 г. - 167 871,62 тыс. руб. Прирост составил 16 %.

Средняя стоимость льготного рецепта постоянно растет. По Астраханской области средняя стоимость льготного рецепта ОНЛС по итогам 2013 г. выросла на 10 % по сравнению с 2011 г. и составила 659,05 руб.

Важнейшим индикатором льготного лекарственного обеспечения, характеризующим качество и своевременность лекарственного обеспечения, является количество рецептов, принятых на отсроченное обеспечение при первичном обращении пациента в аптечную организацию. По итогам года

количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, значительно сократилось: со 150 в 2011 г. до 2 в 2013 г.

Заключение. Система льготного лекарственного обеспечения населения в Астраханской области стабильна и функционирует.

Однако существуют и проблемы, о чем говорит большой процент лиц, отказавшихся от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения, что свидетельствует о недоверии граждан к программе льготного лекарственного обеспечения. В то же время вместе с ростом на 16 % числа лиц, не отказавшихся от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения, прирост общего финансирования региона по программе ОНЛС составил всего 10 %, что является недостаточным для качественного лекарственного обеспечения льготной категории граждан Астраханской области.

Список литературы

1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.05.2009 № 01/6240-9-32 «О лицензировании фельдшерско-акушерских пунктов». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4088438, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 10.04.2014.

2. Письмо Минздравсоцразвития России от 21.11.2005 № 5658-ВС «Об организации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности». - Режим доступа: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smjye.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 10.04.2014.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». - Режим доступа: http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPagesPrint/page_00015190, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 10.04.2014.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/10/24/polnomochiya-doc.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус. - Дата обращения: 10.04.2014.

5. Юргель, Н. В. Организация лекарственного обеспечения сельского населения / Н. В. Юргель. // Фармацевтический вестник. - 2006. - № 10 (415). - С. 6.

6. Юргель, Н. В. Организация лекарственного обеспечения населения в сельской местности и труднодоступных районах / Н. В. Юргель, Е. А. Тельнова, Р. И. Ягудина, Т. В. Рейхтман, М. Ю. Хубиева // Ремедиум. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

References

1. Pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka ot 06.05.2009 № 01/6240-9-32 «O litsenzirovanii fel'dshersko-akusherskikh punktov» [Letter of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 06.05.2009 No 01/6240-9-32 "On licensing of feldsher-midwife stations"]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4088438 (accessed 10 April 2014).

2. Pis'mo Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 21.11.2005 № 5658-VS «Ob organizatsii dopolnitel'nogo lekarstven-nogo obespecheniya otdel'nykh kategoriy grazhdan, prozhivayushchikh v sel'skoy mestnosti» [A letter from Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 21.11.2005 No 56-58-VS "On the organization of additional drug supply of certain categories of citizens living in rural areas"]. Avalable at: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smjye.htm (accessed 10 April 2014).

3. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 17.07.1999 № 178-FZ «O gosudarstvennoy sotsial'noy pomosh-chi» [Federal Law of the Russian Federation dated 17.07.1999 No 178-FZ "On State Social Assistance"]. Avalable at: http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPagesPrint/page_00015190 (accessed 10 April 2014).

4. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 18.10.2007 № 230- FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zako-nodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem razgranicheniya polnomochiy» [Federal Law of the Russian Federation dated 18.10.2007 No 230-FZ "On Introducing Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation due to delineation of authority"]. Avalable at: http://www.rg.ru/2007/10/24/polnomochiya-doc.html (accessed 10 April 2014).

5. Yurgel N.V. Organizatsiya lekarstvennogo obespecheniya sel'skogo naseleniya [The organization of drug supply of the rural population]. Farmatsevticheskiy vestnik [Pharmaceutical Bulletin]. 2006, no. 10 (415), p. 6.

6. Yurgel N. V., Telnova E. A. Yagudina R. I., Reyhtman T. V., Hubieva M. Yu. Organizatsiya lekarstvennogo obespecheniya naseleniya v sel'skoy mestnosti i trudnodostupnykh rayonakh [The organization of drug supply in rural and remote areas]. Remedium, 2006, no. 2, рр. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.