Научная статья на тему 'ОСТРОВА СИПАДАН И ЛИГИТАН: КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ МЕЖДУ ИНДОНЕЗИЕЙ И МАЛАЙЗИЕЙ'

ОСТРОВА СИПАДАН И ЛИГИТАН: КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ МЕЖДУ ИНДОНЕЗИЕЙ И МАЛАЙЗИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индонезия / Малайзия / территориальные споры / делимитация границ / море Сулавеси / Международный суд ООН / Indonesia / Malaysia / territorial disputes / boundary delimitation / the Sulawesi Sea / the International Court of Justice

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Календарь Ольга Константиновна

В представленной статье раскрываются некоторые особенности развития территориальной проблемы в индонезийско-малайзийских отношениях в конце XX — начале XXI вв., в частности, рассматривается недавний спор о принадлежности островов Сипадан и Лигитан. Автор отдельно подчеркивает значение данного вопроса для развития двустороннего взаимодействия между Индонезией и Малайзией и проведения окончательной делимитации межгосударственной границы в условиях современности. В заключение автор предпринимает попытку обозначить возможные пути решения проблемы с учетом историко-правового контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIPADAN AND LIGITAN ISLANDS: A STUMBLING BLOCK BETWEEN INDONESIA AND MALAYSIA

In the article some features of the development of the territorial problem in IndonesiaMalaysia relations in the late XX — early XXI centuries are revealed, in particular the recent dispute over the islands of Sipadan and Ligitan is reviewed. The author emphasizes the importance of the issue for the development of bilateral cooperation between Indonesia and Malaysia and for the process of interstate border final delimitation in today’s conditions. In conclusion, the author attempts to identify possible ways to solve the problem taking into consideration its historical and legal background.

Текст научной работы на тему «ОСТРОВА СИПАДАН И ЛИГИТАН: КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ МЕЖДУ ИНДОНЕЗИЕЙ И МАЛАЙЗИЕЙ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. C. 5-14 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 5-14 (In Russ.)

ИСТОРИЯ

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-1

ОСТРОВА СИПАДАН И ЛИГИТАН:

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

МЕЖДУ ИНДОНЕЗИЕЙ И МАЛАЙЗИЕЙ

О.К. Календарь

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; okalendar@iaas.msu.ru

Аннотация: В представленной статье раскрываются некоторые особенности развития территориальной проблемы в индонезийско-малайзийских отношениях в конце XX — начале XXI вв., в частности, рассматривается недавний спор о принадлежности островов Сипадан и Лигитан. Автор отдельно подчеркивает значение данного вопроса для развития двустороннего взаимодействия между Индонезией и Малайзией и проведения окончательной делимитации межгосударственной границы в условиях современности. В заключение автор предпринимает попытку обозначить возможные пути решения проблемы с учетом историко-правового контекста.

Ключевые слова: Индонезия; Малайзия; территориальные споры; делимитация границ; море Сулавеси; Международный суд ООН

Для цитирования: Календарь О.К. Острова Сипадан и Лигитан: камень преткновения между Индонезией и Малайзией // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. С. 5-14. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-1

SIPADAN AND LIGITAN ISLANDS:

A STUMBLING BLOCK

BETWEEN INDONESIA AND MALAYSIA

Olga K. Kalendar

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; okalendar@iaas.msu.ru

Abstract: In the article some features of the development of the territorial problem in Indonesia — Malaysia relations in the late XX — early XXI centuries are

© KaneHflapt O.K., 2024 ^^^

revealed, in particular the recent dispute over the islands of Sipadan and Ligitan is reviewed. The author emphasizes the importance of the issue for the development of bilateral cooperation between Indonesia and Malaysia and for the process of interstate border final delimitation in today's conditions. In conclusion, the author attempts to identify possible ways to solve the problem taking into consideration its historical and legal background.

Keywords: Indonesia; Malaysia; territorial disputes; boundary delimitation; the Sulawesi Sea; the International Court of Justice

For citation: Kalendar O.K. Sipadan and Ligitan islands: a stumbling block between Indonesia and Malaysia. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 5-14. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-1 (In Russ.)

Особое место в интеграционных процессах в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) занимает территориальный вопрос, который представляет собой одну из наиболее «болевых точек» в современных индонезийско-малайзийских отношениях и в существенной степени формирует структуру региональной политики обеих стран. В 1960-1970-х гг., вскоре после обретения независимости, Индонезия и Малайзия достигли определенных договоренностей относительно заложенной в колониальный период Великобританией и Нидерландами линии межгосударственной границы1 и заключили несколько соглашений2. Однако дальнейшие переговоры зашли в тупик из-за отсутствия необходимых уточнений в сохранившихся исторических документах и, соответственно, возникновения спора о принадлежности некоторых морских и сухопутных территорий, в том числе небольших островов Сипадан и Лигитан, расположенных в северо-западной части моря Сулавеси вблизи острова Калимантан (Борнео). Несмотря на малые размеры, острова представляют ценность при рассмотрении их как составной

1 Морская граница между Индонезией и Малайзией проходит от Малаккского пролива на восток к Южно-Китайскому морю и морю Сулавеси, а сухопутная граница — по острову Калимантан (Борнео) и примыкающему к его северо-восточному побережью острову Себатик.

2 Agreement between the Government of Malaysia and the Government of Indonesia on the Delimitation of the Continental Shelves Between the Two Countries, 27 October 1969 // The United Nations. URL: https://www.un.org/depts/los/LEGISLATIONANDTREAnES/ PDFFILES/TREATIES/MYS-IDN1969CS.PDF (дата обращения: 10.05.2023). Treaty between the Republic of Indonesia and Malaysia Relating to the Delimitation of the Territorial Seas of the Two Countries in the Strait of Malacca // International Boundary Study. Series A. Limits in the Seas: Indonesia and Malaysia Territorial Sea Boundary. No. 50 (1973). Agreement between the Government of the Republic of Indonesia, the Government of Malaysia and the Government of the Kingdom of Thailand Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Boundaries in the Northern Part of the Strait of Malacca // Limits in the Seas. Maritime Boundaries: Indonesia - Malaysia - Thailand. No. 81 (1978). P. 6-8.

части единой и неделимой территории государства и могут служить исходной точкой при измерении ширины территориального моря и исключительной экономической зоны, а также при осуществлении делимитации континентального шельфа.

По итогам многолетних переговоров в октябре 1996 г. стороны пришли к выводу, что спор не может быть разрешен на двусторонней основе, и 2 ноября 1998 г. он был передан на рассмотрение в Международный суд ООН. Следует отметить, что 31 мая 1997 г. между странами было заключено Специальное соглашение о передаче в Международный суд ООН спора между Индонезией и Малайзией в отношении суверенитета над островами Сипадан и Лигитан3, в котором стороны подтвердили, что примут любое вынесенное решение Суда как окончательное и имеющее для них обязательную силу.

Спорные территории лежат к югу от параллели 4° 10' с. ш., которая, по мнению индонезийской стороны, согласно Конвенции между Великобританией и Нидерландами об определении границ на Борнео от 1891 г.4, являлась разделительной линией между британскими и нидерландскими владениями в районе, где расположены Лиги-тан и Сипадан. Следовательно, в соответствии с Конвенцией право собственности на острова прежде принадлежало Нидерландам, а теперь — Индонезии5. Впрочем, ввиду трудностей интерпретации некоторых положений Конвенции и отсутствия упоминания Сипадана и Лигитана как в тексте самого соглашения, так и в сопутствующих документах данный довод представляется весьма спорным. Другой аргумент Индонезии был связан c постоянным присутствием нидерландских и позднее индонезийских военно-морских сил в окрестностях островов. Более того, индонезийские рыбаки традиционно занимались промыслом в их прибрежных водах6.

Для обоснования своих территориальных претензий Малайзия привела свидетельства о принятых британцами мерах в области регулирования и контроля сбора яиц морских черепах на Лигитане

3 Special Agreement for Submission to the International Court of Justice of the Dispute between Indonesia and Malaysia Concerning Sovereignty over Pulau Sipadan and Pulau Ligitan. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/7177.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

4 Convention between Great Britain and the Netherlands Defining Boundaries in Borneo, 1891 // Maxwell W. G., Gibson W. S. (eds.). Treaties and Engagements Affecting the Malay States and Borneo. London: Jas. Truscott & Son Ltd., 1924.

5 Memorial Submitted by the Government ofthe Republic of Indonesia. Vol. 1. P. 98-99. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/8558.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

6 Ibid. P. 104, 180.

и Сипадане, деятельности, которая долгое время имела довольно важное экономическое значение в данном районе. В 1917 г. колониальной администрацией Северного Борнео было принято Постановление об охране черепах7, действовавшее, в том числе в зоне оспариваемых островов, вплоть до 1950-х гг. Вместе с тем власти Северного Борнео установили один маяк на Сипадане в 1962 г., а другой — на Лигитане в 1963 г.8 Данные маяки действуют и по сей день, а обеспечение их функционирования находится в ведении Малайзии с момента обретения ею независимости.

Принимая во внимание представленные сторонами документы, свидетельства и картографические материалы, Международный суд вынес решение в пользу Малайзии и постановил, что суверенитет над рассматриваемыми островами принадлежит ей на основании принципа эффективной оккупации, а именно эффективного использования ресурсов и управления островами Великобританией и впоследствии Малайзией. Суд отметил, что перечень видов деятельности, приведенных Малайзией для защиты своей позиции, довольно скромен, однако разнообразен и включает законодательные, административные и иные меры. «Они охватывают значительный период времени и носят систематический характер, что свидетельствует о намерении осуществлять элементы государственной власти в отношении рассматриваемых территорий»9. Таким образом, согласно постановлению Международного суда от 17 декабря 2002 г., острова Сипадан и Лигитан являются частью территории Малайзии.

Данное решение было признано Индонезией: в 2008 г. было принято Постановление правительства Республики Индонезия № 3710, в соответствии с которым точки для проведения исходных линий в указанном районе расположены не на острове Лигитан, а на острове Себатик и рифе Каранг-Унаранг.

7 The Turtle Preservation Ordinance, 1917. URL: https://asiadivingvacation.com/ blog/6-facts-about-sipadan/1024-official-gazette-ordinance-no-5-of-1917-1-june (дата обращения: 10.05.2023).

8 Salleh A. Dispute Resolution through Third Party Mediation: Malaysia and Indonesia // Intellectual Discourse. Vol. 15, No. 2 (2007). P. 160.

9 Case Concerning Sovereignty over Pulau Ligitan and Pulau Sipadan (Indonesia/ Malaysia), Judgment of17 December 2002. Herndon: United Nations Publications, 2004. P. 685-686.

10 Peraturan Pemerintah Nomor 37 Tahun 2008 tentang Perubahan Atas Peraturan Pemerintah Nomor 38 Tahun 2002 Tentang Daftar Koordinat Geografis Titik-Titik Garis Pangkal Kepulauan Indonesia. URL: https://peraturan.bpk.go.id/Home/Details/4851/pp-no-37-tahun-2008 (дата обращения: 10.05.2023).

В настоящее время одна из наиболее острых проблем на пути к окончательной делимитации индонезийско-малайзийской границы связана с разграничением богатого природными ресурсами участка континентального шельфа в море Сулавеси, района Амбалат, расположенного несколько южнее Сипадана и Лигитана. Показательно, что отсутствие необходимых договоренностей препятствует развитию проектов по разведке и добыче полезных ископаемых в рассматриваемой зоне, что вызывает серьезное беспокойство не только правительств обеих стран и представителей национальной нефтегазовой отрасли, но и профильных зарубежных корпораций, первые из которых начали свою деятельность в данном районе еще в 1960-х гг.11 Согласно приблизительным оценкам, около пятой части от общего объема добываемой в Индонезии нефти приходится на месторождения, расположенные в данной зоне. По словам действующего заместителя премьер-министра Малайзии Ахмада Захида Хамиди, экономический потенциал Амбалата является основным фактором, затрудняющим урегулирование вопроса: он мог бы быть решен довольно давно, если бы речь шла только о пограничном споре и значимость самой территории была не столь высока12.

Не менее важным представляется вопрос, связанный со сложностями обеспечения национальной безопасности в текущих условиях. В частности, в районе Амбалат произошел ряд инцидентов, наиболее серьезные из которых пришлись на 2009 г. и 2015 г. и были сопряжены с нарушением индонезийской государственной морской границы близ Калимантана военно-морскими силами Малайзии. Данные события получили отражение в индонезийских СМИ и вызвали отрицательную реакцию со стороны общественности, послужив причиной для массовых уличных протестов и отрытых призывов к военным действиям против соседней страны. Значительный эффект на протестующих произвели и провокационные высказывания отдельных индонезийских политиков.

Несмотря на некоторое нарастание напряженности, эскалации удалось избежать, и в том, и другом случае конфликт постепенно утратил первоначальную остроту. Впрочем, ввиду специфики рассматриваемого вопроса нельзя утверждать, что основания для бес-

11 Hirakawa S., Kato M., Minamikawa K. Petroleum Production Industry and Engineering in Japan: Past and Present // Bulletin of the Japan Petroleum Institute. Vol. 10, 1968. P. 69.

12 DruceS.C., BaikoeniE.Y. Circumventing Conflict: The Indonesia-Malaysia Ambalat Block Dispute // Oishi M. (eds.). Contemporary Conflicts in Southeast Asia: Towards a New ASEAN Way of Conflict Management. Berlin: Springer, 2016. P. 144.

покойства полностью исчезли и возникновение подобной ситуации вновь не приведет к новому витку кризиса.

С сожалением стоит отметить, что сохраняется значительная неопределенность в отношении ряда важных аспектов, непосредственно касающихся процедуры делимитации, включая подхода к разграничению морских пространств и фактора наличия мелких островов близ спорного участка. Хотя метод срединной линии и метод модифицированной срединной линии являются наиболее распространенными принципами осуществления делимитации в подобных обстоятельствах, стороны вольны избрать иной подход в целях достижения обоюдного согласия.

Прецедентная практика показывает, что островные территории приобретают все большую значимость при выработке решений в ходе рассмотрения Международным судом ООН дел о делимитации морских границ и нередко расцениваются как возможные точки при проведении исходных линий13. Схожие обстоятельства могут оказаться ключевыми при определении окончательной границы между Индонезией и Малайзией. Тем не менее едва ли Сипадан и Лигитан будут наделены необходимым объемом прав на морские территории в силу своего небольшого размера и сравнительной удаленности от побережья Калимантана и Себатика.

Впрочем, по словам исследователей, победа Малайзии в деле Сипадан - Лигитан стала поводом о заявлении своих прав на территории Амбалата, учитывая, что страна предпринимает шаги для распространения своего контроля над данной частью моря Сулавеси14.

На первый взгляд Индонезии и Малайзии удалось достичь договоренности относительно отдельных пограничных вопросов, однако длительная отсрочка заключительного этапа переговоров и отсутствие существенного прогресса в направлении преодоления противоречий являются препятствием на пути развития добрососедских отношений. С одной стороны, оба государства осознают необходимость активизации межправительственного диалога и мирного урегулирования проблемы путем достижения приемлемого компромиссного решения, что нередко подчеркивается в официальных

13 См., например: Maritime Delimitation in the Black Sea (Romania v. Ukraine), judgment of 3 February 2009. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/ 132/132-20090203-JUD-01-00-EN.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

14 Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat: Neglecting the Basepoints of Sipadan and Ligitan Islands for Maintaining the Equidistance Principle in the Disputed Area // East Asian Observer. Vol. 10, No. 1 (2017). P. 288.

обращениях представителей сторон. С другой стороны, динамика продвижения переговорного процесса убедительно свидетельствует о том, что выработка соответствующего соглашения в кратчайшие сроки не является приоритетной задачей ни для Индонезии, ни для Малайзии. Наиболее ярким примером может служить тот факт, что на протяжении более полувека между странами не было заключено каких-либо новых двусторонних договоров, затрагивающих делимитацию морских пространств.

Не будет преувеличением предположить, что, принимая во внимание конфликтный потенциал спорных районов, власти обеих стран остерегаются обострения напряженности и углубления разногласий, и, несмотря на периодическое возникновение инцидентов в приграничной зоне, стремятся избежать перехода к открытой конфронтации. Кроме того, немаловажно, что в силу специфики действующего международно-правового регулирования разграничения морских территорий, ряд факторов, которые могут оказать влияние на результаты делимитации, требуют детальной проработки и всестороннего обсуждения заинтересованными сторонами.

Хотя страны Юго-Восточной Азии неохотно передают право на рассмотрение и разрешение споров внешней инстанции, в том числе Международному суду ООН, как показывает практика, в исключительно сложных случаях они все же прибегают к его помощи. Возможно, учитывая особенности и истоки вопроса, в будущем Международный суд вновь сможет выступить в роли посредника и принять участие в решении территориальной проблемы, тем самым оказав серьезное содействие в области обеспечения морской безопасности в регионе. Впрочем, есть основания полагать, что для Индонезии и Малайзии данный путь является наименее приемлемым вариантом урегулирования ситуации, к которому они обратятся лишь в случае крайней необходимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Agreement between the Government of Malaysia and the Government of Indonesia on the Delimitation of the Continental Shelves Between the Two Countries, 27 October 1969 // The United Nations. URL: https://www.un.org/depts/los/ LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/MYS-IDN1969CS.PDF (дата обращения: 10.05.2023).

2. Agreement between the Government of the Republic of Indonesia, the Government of Malaysia and the Government of the Kingdom of Thailand Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Boundaries in the Northern Part of the Strait of Malacca // Limits in the Seas. Maritime Boundaries: Indonesia — Malaysia — Thailand. No. 81 (1978). P. 6-8.

3. Case Concerning Sovereignty over Pulau Ligitan and Pulau Sipadan (Indonesia/ Malaysia), Judgment of 17 December 2002. Herndon: United Nations Publications, 2004. 686 p.

4. Convention between Great Britain and the Netherlands Defining Boundaries in Borneo, 1891 // Maxwell W.G., Gibson W.S. (eds.). Treaties and Engagements Affecting the Malay States and Borneo. London: Jas. Truscott & Son Ltd., 1924. P. 215-216.

5. DruceS.C., BaikoeniE.Y. Circumventing Conflict: The Indonesia-Malaysia Ambalat Block Dispute // Oishi M. (eds.). Contemporary Conflicts in Southeast Asia: Towards a New ASEAN Way of Conflict Management. Berlin: Springer, 2016. P. 137-156.

6. Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat: Neglecting the Basepoints of Sipadan and Ligitan Islands for Maintaining the Equidistance Principle in the Disputed Area // East Asian Observer. Vol. 10, No. 1 (2017). P. 283-296.

7. Hirakawa S., Kato M., Minamikawa K. Petroleum Production Industry and Engineering in Japan: Past and Present // Bulletin of the Japan Petroleum Institute. Vol. 10 (1968). P. 68-82.

8. Maritime Delimitation in the Black Sea (Romania v. Ukraine), judgment of 3 February 2009. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/132/132-20090203-JUD-01-00-EN.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

9. Memorial Submitted by the Government ofthe Republic of Indonesia. Vol. 1 (1999). URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/8558.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

10. Peraturan Pemerintah Nomor 37 Tahun 2008 tentang Perubahan Atas Peraturan Pemerintah Nomor 38 Tahun 2002 Tentang Daftar Koordinat Geografis Titik-Titik Garis Pangkal Kepulauan Indonesia [Government Amendment Regulation Number 37 Year 2008 to Government Regulation Number 38 Year 2002 regarding the List of Geographic Coordinates of Baseline Points of Indonesian Archipelago]. URL: https:// peraturan.bpk.go.id/Home/Details/4851/pp-no-37-tahun-2008 (дата обращения: 10.05.2023).

11. Salleh A. Dispute Resolution through Third Party Mediation: Malaysia and Indonesia // Intellectual Discourse. Vol. 15, No. 2 (2007). P. 147-165.

12. Special Agreement for Submission to the International Court of Justice of the Dispute between Indonesia and Malaysia Concerning Sovereignty over Pulau Sipadan and Pulau Ligitan. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/7177.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

13. The Turtle Preservation Ordinance, 1917. URL: https://asiadivingvacation.com/ blog/6-facts-about-sipadan/1024-official-gazette-ordinance-no-5-of-1917-1-june (дата обращения: 10.05.2023).

14. Treaty between the Republic of Indonesia and Malaysia Relating to the Delimitation of the Territorial Seas of the Two Countries in the Strait of Malacca // International Boundary Study. Series A. Limits in the Seas: Indonesia and Malaysia Territorial Sea Boundary. No. 50 (1973). P. 1-7.

REFERENCES

1. Agreement between the Government of Malaysia and the Government of Indonesia on the Delimitation of the Continental Shelves Between the Two Countries, 27 October 1969 // The United Nations. URL: https://www.un.org/depts/los/

LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/MYS-IDN1969CS.PDF (accessed: 10.05.2023).

2. Agreement between the Government of the Republic of Indonesia, the Government of Malaysia and the Government of the Kingdom of Thailand Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Boundaries in the Northern Part of the Strait of Malacca // Limits in the Seas. Maritime Boundaries: Indonesia — Malaysia — Thailand. No. 81 (1978). P. 6-8.

3. Case Concerning Sovereignty over Pulau Ligitan and Pulau Sipadan (Indonesia/ Malaysia), Judgment of 17 December 2002. Herndon: United Nations Publications, 2004. 686 p.

4. Convention between Great Britain and the Netherlands Defining Boundaries in Borneo, 1891 // Maxwell W. G., Gibson W. S. (eds.). Treaties and Engagements Affecting the Malay States and Borneo. London: Jas. Truscott & Son Ltd., 1924. P. 215-216.

5. Druce S.C., Baikoeni E.Y. Circumventing Conflict: The Indonesia-Malaysia Ambalat Block Dispute // Oishi M. (eds.). Contemporary Conflicts in Southeast Asia: Towards a New ASEAN Way of Conflict Management. Berlin: Springer, 2016. P. 137-156.

6. Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat: Neglecting the Basepoints of Sipadan and Ligitan Islands for Maintaining the Equidistance Principle in the Disputed Area // East Asian Observer. Vol. 10, No. 1 (2017). P. 283-296.

7. Hirakawa S., Kato M., Minamikawa K. Petroleum Production Industry and Engineering in Japan: Past and Present // Bulletin of the Japan Petroleum Institute. Vol. 10 (1968). P. 68-82.

8. Maritime Delimitation in the Black Sea (Romania v. Ukraine), judgment of 3 February 2009. URL: https://www.icj-cij.org/pubhc/files/case-related/132/132-20090203-JUD-01-00-EN.pdf (accessed: 10.05.2023).

9. Memorial Submitted by the Government of the Republic of Indonesia. Vol. 1 (1999). URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/8558.pdf (accessed: 10.05.2023).

10. Peraturan Pemerintah Nomor 37 Tahun 2008 tentang Perubahan Atas Peraturan Pemerintah Nomor 38 Tahun 2002 Tentang Daftar Koordinat Geografis Titik-Titik Garis Pangkal Kepulauan Indonesia [Government Amendment Regulation Number 37 Year 2008 to Government Regulation Number 38 Year 2002 regarding the List of Geographic Coordinates of Baseline Points of Indonesian Archipelago]. URL: https:// peraturan.bpk.go.id/Home/Details/4851/pp-no-37-tahun-2008 (accessed: 10.05.2023).

11. Salleh A. Dispute Resolution through Third Party Mediation: Malaysia and Indonesia // Intellectual Discourse. Vol. 15, No. 2 (2007). P. 147-165.

12. Special Agreement for Submission to the International Court of Justice of the Dispute between Indonesia and Malaysia Concerning Sovereignty over Pulau Sipadan and Pulau Ligitan. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/102/7177.pdf (accessed: 10.05.2023).

13. The Turtle Preservation Ordinance, 1917. URL: https://asiadivingvacation.com/ blog/6-facts-about-sipadan/1024-official-gazette-ordinance-no-5-of-1917-1-june (accessed: 10.05.2023).

14. Treaty between the Republic of Indonesia and Malaysia Relating to the Delimitation of the Territorial Seas of the Two Countries in the Strait of Malacca // International Boundary Study. Series A. Limits in the Seas: Indonesia and Malaysia Territorial Sea Boundary. No. 50 (1973). P. 1-7.

Статья поступила в редакцию 23.05.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted 23.05.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 25.03.2024.

ОБ АВТОРЕ

Календарь Ольга Константиновна — аспирант кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова; okalendar@iaas.msu.ru.

ABOUT THE AUTHOR

Olga K. Kalendar — Postgraduate Student, Department of History of the Far East and Southeast Asia, the Institute of Asian and African Studies of Lomonosov Moscow State University; okalendar@iaas.msu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.