Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ИНДОНЕЗИЙСКО-МАЛАЙЗИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В МОРЕ СУЛАВЕСИ'

ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ИНДОНЕЗИЙСКО-МАЛАЙЗИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В МОРЕ СУЛАВЕСИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / МАЛАЙЗИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Календарь Ольга Константиновна

Особое место в истории межгосударственных отношений Индонезии и Малайзии занимает территориальный вопрос, в определенной степени осложнивший укрепление двусторонних связей между дружественными странами. Статья посвящена проблеме делимитации участка индонезийско-малайзийской границы в море Сулавеси в районе Амбалат. Отдельное внимание уделено процессу формирования и трансформации данного вопроса в исторической перспективе, его правовым и техническим аспектам. На основе изученных материалов предпринята попытка обозначить пути развития и возможные варианты решения рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DELIMITATION OF THE INDONESIAN-MALAYSIAN BORDER IN THE SULAWESI SEA

A special place in the history of interstate relations between Indonesia and Malaysia is occupied by the territorial issue, which to a certain extent is complicating the strengthening of bilateral ties between friendly countries. The article is devoted to the problem of delimitation of the Indonesian-Malaysian border in Ambalat block, which is located in the Sulawesi Sea. Special attention is given to the process of formation and transformation of this issue in the historical perspective, its legal and technical aspects. On the basis of the studied materials, an attempt is made to identify the prospects for development and possible solutions to the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ИНДОНЕЗИЙСКО-МАЛАЙЗИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В МОРЕ СУЛАВЕСИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2021, Том IV, № 4 (53). С. 92-106._

Календарь Ольга Константиновна

аспирант, МГУ им. М.В. Ломоносова Институт стран Азии и Африки, Россия, Москва, ollynki@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0732-2227

ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ИНДОНЕЗИЙСКО-МАЛАЙЗИЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В МОРЕ СУЛАВЕСИ

Аннотация: Особое место в истории межгосударственных отношений Индонезии и Малайзии занимает территориальный вопрос, в определенной степени осложнивший укрепление двусторонних связей между дружественными странами. Статья посвящена проблеме делимитации участка индонезийско-малайзийской границы в море Сулавеси в районе Амбалат. Отдельное внимание уделено процессу формирования и трансформации данного вопроса в исторической перспективе, его правовым и техническим аспектам. На основе изученных материалов предпринята попытка обозначить пути развития и возможные варианты решения рассматриваемой проблемы. Ключевые слова: Индонезия, Малайзия, международные отношения, территориальные конфликты, делимитация границ

Для цитирования: Календарь О.К. Проблема делимитации индонезийско-малайзийской границы в море Сулавеси // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том IV, № 4 (53). С. 92-106. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-4-4-53-092106

The Problem of Delimitation of the Indonesian-Malaysian Border in the Sulawesi Sea

Abstract: A special place in the history of interstate relations between Indonesia and Malaysia is occupied by the territorial issue, which to a certain extent is complicating the strengthening of bilateral ties between friendly countries. The article is devoted to the

© Календарь О.К., 2021.

problem of delimitation of the Indonesian-Malaysian border in Am-balat block, which is located in the Sulawesi Sea. Special attention is given to the process of formation and transformation of this issue in the historical perspective, its legal and technical aspects. On the basis of the studied materials, an attempt is made to identify the prospects for development and possible solutions to the problem under consideration.

Keywords: Indonesia, Malaysia, international relations, territorial disputes, boundary delimitation

Olga K. Calendar, postgraduate student, Moscow State University M.V. Lomonosov, Institute of Asian and African countries, Russia Moscow, ollynki@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0732-2227

For citation: Calendar O.K. The Problem of Delimitation of the Indonesian-Malaysian Border in the Sulawesi Sea. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. IV, № 4 (53). Pp. 92-106. DOI:10.31696/2072-8271-2021-4-4-53-092-106

Формирование межгосударственных отношений Индонезии и Малайзии прошло через ряд различных этапов, как позитивно, так и негативно сказавшихся на характере взаимоотношений между соседними странами. На сегодняшний день развитие сотрудничества между Индонезией и Малайзией в целом характеризуется положительной динамикой: поддерживаются и укрепляются политические, социальные, экономические и культурные связи. В то же время порой между государствами возникает определенная напряженность, связанная, к примеру, с территориальными спорами, нелегальной миграцией и экологическими проблемами. Одним из наиболее острых вопросов, уже на протяжении многих лет остающимся камнем преткновения на пути к окончательному установлению крепких и надежных отношений, является проблема делимитации границ.

После обретения Индонезией и Малайзией независимости определенные в колониальную эпоху линии межгосударственной границы были сохранены. Хотя в 1960-1970-х гг. страны подписали ряд соглашений1, уточнивших установленную Вели-

кобританией и Нидерландами границу в Малаккском проливе и Южно-Китайском море, до сих пор существуют серьезные разногласия касательно интерпретации и применения сторонами некоторых положений заключенных между колониальными державами договоров, и окончательная делимитация индонезийско-малайзийской границы пока не осуществлена.

Разногласия затрагивают ряд районов острова Калимантан и прилегающего к нему острова Cебатик. Вместе с тем по сей день остаются неурегулированными вопросы, касающиеся уточнения линии границы в Малаккском и Сингапурском проливах, в Южно-Китайском море и море Сулавеси.

К числу наиболее трудно разрешимых территориальных проблем относится делимитация расположенного в море Сула-веси и обладающего богатыми запасами нефти и газа участка континентального шельфа района Амбалат2. К сожалению, ввиду наличия ряда трудностей правового и технического характера процесс урегулирования данного вопроса в значительной степени затянулся.

Деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых в районе Амбалат началась в 1960-х гг., когда Индонезия предоставила концессии на разработку месторождений нескольким нефтегазовым компаниям. Первое разрешение было выдано японской компании JAPEX (Japan Petroleum Exploration Co.) в 1966 г.3, за ним последовали и другие концессии4. В целом устойчивый интерес со стороны крупных нефтегазовых компаний к данному району свидетельствует о его значительном при-родно-ресурсном потенциале5.

Необходимо отметить, что морской рыбный промысел всегда имел исключительно важное значение для экономики Индонезии и Малайзии. Следовательно, его несомненный потенциал в море Сулавеси является одной из причин заинтересованности государств в районе Амбалат. Однако отсутствие соглашения об окончательной делимитации морских границ не только значительно затрудняет развитие рыболовства в данной зоне, но и наносит ему определенный ущерб.

Спор о делимитации границ между двумя государствами в море Сулавеси имеет давнюю историю и впервые возник после публикации «Новой карты с указанием территориальных вод и

границы континентального шельфа Малайзии» (Peta Baru Menunjukkan Sempadan Perairan dan Pelantar Benua Malaysia) в 1979 г., согласно которой, большая часть территории Амбалата принадлежит Малайзии6. Как до публикации Новой карты, так и долгое время после, вопрос о разграничении данного района стоял не столь остро и обсуждался по большей части в общем контексте установления окончательных межгосударственных морских границ. Однако ситуация существенно изменилась в 2005 г., когда произошло обострение конфликта.

Шестнадцатого февраля 2005 г. малайзийская нефтегазовая компания Petronas (Petroliam Nasional Berhad) выдала одной из своих дочерних компаний концессию на разработку двух глубоководных месторождений в море Сулавеси, участка ND-6 и участка ND-7, территория которых частично совпадает с территорией участков, на которые претендует Индонезия, Амбалат и Восточный Амбалат7. Несколько ранее индонезийская государственная нефтегазовая компания Pertamina предоставила лицензии на разведку крупнейшей итальянской нефтегазовой компании ENI в районе Амбалат (1999 г.) и американской нефтедобывающей корпорации Unocal в районе Восточный Амбалат (2004 г.)8. Упомянутые события привели к нарастанию противоречий между странами и способствовали значительной, но, впрочем, все же недостаточной интенсификации переговорного процесса9.

Связанный с делимитацией Амбалата конфликт привел к росту напряженности в индонезийско-малайзийских отношениях и стал причиной нескольких инцидентов. В июне 2009 г. Индонезия обвинила военно-морские силы и морскую полицию Малайзии в многократном нарушении границы и вторжении в индонезийские территориальные воды в районе Амбалат10. Главнокомандующий ВМС Малайзии адмирал Абдул Азиз Джафар принес официальные извинения и уверил, что в отношении нарушителей будут приняты самые суровые меры наказания11.

По словам шестого президента Индонезии Сусило Бам-банга Юдойоно, увеличение числа инцидентов, сопряженных с нарушением Малайзией границы в море Сулавеси, являлось серьезным поводом для возобновления двусторонних переговоров

и незамедлительного урегулирования индонезийско-малайзийских разногласий12. Тем не менее существенных подвижек в направлении улучшения перспектив развития ситуации не последовало.

В июне 2015 г. стало известно о девяти случаях незаконного пересечения малайзийскими военными кораблями и беспилотными летательными аппаратами границы Индонезии в районе Амбалат, недалеко от побережья острова Калимантан13. В своем официальном заявлении министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди подчеркнула, что в отношении данных обвинений должно быть проведено тщательное расследование и, «если информация подтвердится, правительство Индонезии незамедлительно направит правительству Малайзии ноту проте-

14

ста» .

Тем не менее, как сообщил в одном из своих интервью посол Малайзии в Индонезии Датук Сери Захрейн Мохамед Ха-шим, соответствующие ноты получены не были. Кроме того, он опроверг обвинения в нарушении Вооруженными силами Малайзии морских границ Индонезии, отметив, что данные утверждения совершенно не соответствуют действительности15.

Несмотря на то, что события 2005 г., 2009 г. и 2015 г. получили широкое освещение в индонезийских СМИ и вызвали резкую негативную реакцию со стороны индонезийского насе-ления16, они не стали поводом для дальнейшей эскалации конфликта и были довольно быстро урегулированы мирными средствами.

Заслуживает упоминания тот факт, что и Индонезия, и Малайзия имеют некоторый опыт в создании зон совместной разработки с другими государствами17. Однако, несмотря на наличие прецедентов, в 2006 г. Индонезия отклонила предложение Малайзии о создании совместного предприятия компаний Petronas и Pertamina по разведке нефтегазовых ресурсов в определенной части Амбалата. Министерство иностранных дел Индонезии отказалось от предложения о сотрудничестве, мотивируя свое решение тем, что Индонезия придает первоочередное значение делимитации морских зон и не заинтересована в совместном освоении спорных территорий18.

Впрочем, позднее Индонезия выступила в качестве инициатора создания совместных с Малайзией предприятий по разработке месторождений полезных ископаемых. По мнению некоторых исследователей, таким образом правительство Индонезии попыталось снизить риск дальнейшего роста разногласий относительно делимитации морских границ в районе Амбалат19.

В 2010 г. по предложению Pertamina малайзийская компания Petronas присоединилась к проекту по разработке газового месторождения Восточная Натуна, расположенного в ЮжноКитайском море близ индонезийских островов Бунгуран. Однако уже в 2012 г. Малайзия вышла из соглашения, так как развитие данного направления перестало быть для Petronas приоритетным, что было связано с падением цены на нефть на мировом

рынке и сравнительно высокими производственными затрата-

20

ми .

Вопрос делимитации Амбалата является обширной и многоплановой темой, требующей детального и разностороннего рассмотрения. В этой связи нельзя не затронуть ее некоторые правовые и технические аспекты, которые, возможно, будут учтены при выработке сторонами итогового решения.

Основным документом международного значения, устанавливающим нормативно-правовой режим в сфере использования морских территорий, является принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву (The United Nations Convention on the

21 22 23

Law of the Sea) . Ввиду того, что и Индонезия , и Малайзия ратифицировали Конвенцию, обе страны, вероятно, будут руководствоваться соответствующими положениями данного документа при проведении делимитации границы в море Сулавеси.

В соответствии с Конвенцией, государства-участники могут договориться об урегулировании противоречий, касающихся в том числе разграничения морских пространств, любыми мирными средствами по их выбору. Документ предусматривает два основных пути разрешения конфликта: достижение соглашения в результате мирных переговоров между заинтересованными государствами либо привлечение третьей стороны в качестве арбитра, в роли которого, как правило, выступают Международный суд ООН (The International Court of Justice) либо Меж-

дународный трибунал по морскому праву (The International Tribunal for the Law of the Sea).

Первый вариант представляется наиболее предпочтительным, и государства чаще всего прибегают именно к этому способу разрешения пограничных споров. Осуществление делимитации путем дипломатических переговоров имеет больше преимуществ для сторон, чем передача дела на рассмотрение третейского суда, поскольку не налагает существенных ограничений на процедуру примирения.

Согласно Конвенции, метод срединной или равноудаленной линии является основным принципом определения морской границы между государствами со смежными или противолежащими побережьями, если не заключено соглашение об ином. Однако это положение может не применяться в силу «исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств». Наличие малых островов и других географических объектов близ зоны делимитации может рассматриваться как особое обстоятельство.

Хотя метод срединной линии является предпочтительным при проведении делимитации территориального моря, документом не устанавливаются какие-либо конкретные или приоритетные принципы, применимые к разграничению исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального шельфа. В прецедентном праве, практике государств, международных судов и трибуналов, встречается ряд основных подходов, которые могут быть применены в целях наиболее быстрого достижения справедливого результата. Порой стороны обращаются, например, к методу модифицированной (упрощенной) срединной линии24, линия морской границы также может быть проведена как продолжение линии сухопутной границы25 или определена с учетом протяженности береговых линий заинтересованных госу-дарств26. Кроме того, границей может служить любая согласованная сторонами линия, в том числе параллельная линиям широты и долготы27. Впрочем, согласно сложившейся практике, применение принципа равноудаленности, а также последующая корректировка полученной на первом этапе границы являются приоритетным способом построения морской делимитационной линии в соответствующей зоне.

В то же время существует вероятность, что Индонезия и Малайзия предпочтут способ мирного разрешения спора, отличный от перечисленных выше. Какой вариант ни был бы выбран, можно с определенной долей уверенности утверждать, что одобрение обеими сторонами конкретного метода убедительно свидетельствует о том, что каждая из них считает полученную в результате линию морской границы справедливой. Достижение компромисса является непременным условием для мирного урегулирования конфликта во внесудебном порядке.

Как показывает практика, наличие небольших островов рядом с районом делимитации может служить фактором, который принимается во внимание при установлении линии морской границы. В деле Индонезии и Малайзии таким определяющим элементом могут оказаться расположенные в море Сулавеси близ северо-восточного побережья острова Калимантан малайзийские острова Сипадан и Лигитан28.

Необходимо подчеркнуть, что, в соответствии с опубликованными Малайзией картографическими материалами и отдельными законодательными актами, прямая исходная линия проходит от острова Себатик до небольших островов Сипадан и Лигитан, определяя таким образом территориальные воды и ИЭЗ Малайзии, в которую входит спорный участок в районе Амбалат29. Однако, согласно Конвенции ООН по морскому праву, Малайзия не имеет права использовать прямую исходную линию для делимитации собственных границ, поскольку проведение прямых архипелажных исходных линий возможно только государством-архипелагом, которым Малайзия не является.

Не исключено, что, так как в 2002 г. острова Сипадан и Лигитан были признаны территорией Малайзии, граница и площадь морского участка, на которую претендует Индонезия, все же может быть пересмотрена. Однако представляется маловероятным, что столь небольшие острова как Сипадан и Лигитан будут признаны элементами общей конфигурации побережья Малайзии и наделены полным потенциальным правом на морские зоны.

В то же время, будучи государством-архипелагом, Индонезия использует Каранг-Унаранг в качестве конечной точки при проведении исходных линий. Каранг-Унаранг - небольшой

риф, преимущественно находящийся под водой и появляющийся на поверхности только во время отливов. По утверждению некоторых малайзийских исследователей, он не может считаться одной из точек для делимитации индонезийской границы, поскольку по сути является подводной скалой, непригодной для проживания человека и осуществления им экономической деятельности30. С целью обойти спорный вопрос еще в 2005 г. Индонезией был возведен маяк на Каранг-Унаранге31. Таким образом, исчезли правовые основания для оспаривания утвержденных Индонезией исходных линий в районе Амбалат.

Будучи членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, The Association of Southeast Asian Nations), Индонезия и Малайзия могут принять во внимание несколько принятых организацией документов, где содержатся основные принципы урегулирования конфликтов в рамках ее деятельности. Согласно Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии от 1976 г. (The 1976 Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia), спор между странами-членами может быть разрешен при участии Высшего совета АСЕАН, в сферу компетенции которого входит посреднические функции и выработка рекомендаций по предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации32.

В этом контексте следует отметить и Устав организации (The ASEAN Charter), восьмая глава которого посвящена основополагающим принципам преодоления разногласий внутри АСЕАН33, а также Протокол к Уставу АСЕАН о механизме урегулирования споров от 2010 г. (2010 Protocol to the ASEAN Charter on Dispute Settlement Mechanism). Протокол охватывает широкий круг вопросов, касающихся, например, консультирования, медиации и арбитража в области разрешения конфлик-

34

тов .

Важно подчеркнуть, что, в соответствии с так называемым «путем АСЕАН» (the ASEAN Way), приоритетным подходом к эффективному решению вопросов является проведение открытой дискуссии и консультаций, выработка справедливого и согласованного решения, взаимное уважение и терпимость, невмешательство АСЕАН во внутреннюю политику стран-членов и двусторонние конфликты между ними35.

Действительно, данные принципы являются основополагающими при формировании внешней политики государств Юго-Восточной Азии. Страны АСЕАН, как правило, воздерживаются от публичной критики своих соседей и стараются не допустить перерастания напряженности в открытый конфликт и дестабилизации обстановки в регионе.

Велика вероятность, что, исходя из принципа невмешательства, роль АСЕАН в урегулировании территориальной проблемы в индонезийско-малайзийских отношениях будет невелика, и, несмотря на наличие возможности для обращения к третьей стороне, вопрос будет разрешен дипломатическим путем на основе двусторонних переговоров.

Хотя рост числа инцидентов в районе Амбалат, безусловно, является серьезным основанием для возобновления переговоров и скорейшего устранения разногласий, значительных подвижек в направлении улучшения перспектив развития ситуации пока не наблюдается. Должно быть, так как обе стороны опасаются обострения противоречий, они предпочли отложить активную стадию переговорного процесса и, соответственно, вынесение окончательного решения на более поздний срок.

Действительно, может создаться впечатление, что обсуждение территориального вопроса между Индонезией и Малайзией приостановлено или проходит практически безрезультатно. Отчасти данное замечание вполне справедливо: последнее двустороннее соглашение о делимитации границ было заключено между странами в 1970 г.36 С другой стороны, процесс переговоров продолжается, хотя и идет довольно медленно ввиду сложности рассматриваемых вопросов.

Принимая во внимание опыт обеих стран в области урегулирования территориальных споров, можно предположить, что до окончательного утверждения всех достигнутых официальными представителями Индонезии и Малайзии договоренностей предстоит долгий путь. Далеко не всегда стороны сразу готовы пойти на компромисс и поступиться национальными интересами ради быстрого разрешения конфликта, поэтому процесс делимитации может затянуться на долгие годы. В отдельных случаях на преодоление разногласий потребовались десятилетия. Например, подписание итогового соглашения о делимитации

континентального шельфа между Индонезией и Вьетнамом произошло почти через тридцать лет после начала перегово-

37

ров .

Немаловажным фактором, в значительной степени осложнившим процесс мирного урегулирования ситуации и отложившим заключение окончательного договора, является соблюдение Индонезией и Малайзией принципа «ничего не согласовано, пока все не согласовано». Предполагается, что всем пограничным вопросам необходимо уделить одинаково приоритетное внимание и каждый отдельный спор может считаться решенным лишь после достижения взаимопонимания относительно всех имеющихся разногласий38.

Одним из недостатков упомянутого принципа является то, что любые промежуточные договоренности не имеют силы до завершения всего переговорного процесса. Не менее важно и то, что даже после достижения консенсуса по тому или иному вопросу Индонезия и Малайзия, как правило, не делятся подробностями принятого ими решения с широкой общественностью. Отказ от соответствующего утверждения достигнутых результатов и их обнародования не только порождает новые поводы для обострения конфликта, но и вызывает серьезную обеспокоенность простых граждан39.

Нельзя не затронуть вопрос национального характера как фактора формирования традиционной политической культуры Индонезии и Малайзии. Такие общие для населения обеих стран черты, как неторопливость, тактичность, осторожность, стремление к достижению согласия, предотвращению конфронтации и сохранению мира и стабильности, по-видимому, нашли отражение в том числе и в отношении к политическим процессам и оказали определенное влияние на темп переговоров между двумя государствами.

Индонезия и Малайзия свободны в выборе методов и принципов, которыми они могут руководствоваться в своей работе по делимитации межгосударственной границы, а также факторов, которые стороны должны принять во внимание в процессе совместного обсуждения и урегулирования ситуации. Данные вопросы, как и вопрос о возможной роли Сипадана и

Лигитана в деле по разграничению пространств в море Сулаве-си, до сих пор остаются открытыми.

К сожалению, перспективы решения проблемы района Амбалат до сих пор не до конца ясны. Одним из путей может стать заключение соглашения о сотрудничестве и совместной разработке ресурсов в спорной зоне. Несмотря на то, что прежде подобное предложение уже было отвергнуто, вполне возможно, стороны могут вернуться к рассмотрению данного варианта мирного урегулирования конфликта. В то же время Индонезия и Малайзия с высокой долей вероятности могут предпочесть установить межгосударственную границу в море Сулавеси посредством определения срединной линии и ее последующего уточнения или смещения в случае выявления соответствующих обстоятельств.

Важно учитывать, что делимитация границ - сложный и чувствительный процесс, который оказывает непосредственное и нередко значительное влияние на права заинтересованного государства в области разведки и добычи природных ресурсов, судоходства и прочих видов использования морских пространств.

Если все попытки урегулирования спора посредством двусторонних переговоров потерпят неудачу, Индонезия и Малайзия могут вновь обратиться к помощи международного сообщества. Однако вмешательство третьей стороны приведет к потере возможности для выработки компромиссного решения, поэтому не является предпочтительным вариантом для обеих стран.

Несмотря на довольно медленный темп переговорного процесса, правительства Индонезии и Малайзии осознают необходимость поддержания теплых добрососедских отношений, непременным условием сохранения которых является преодоление давних противоречий. В своих выступлениях официальные должностные лица время от времени упоминают о безусловной важности интенсификации двусторонних переговоров и скорейшего разрешения территориального вопроса, в особенности проблемы района Амбалат. Наряду с этим, периодически в прессе появляется информация, что некоторые результаты уже достигнуты, однако детали предварительных договоренностей, как правило, не разглашаются. Тем не менее недавнее заявление

сторон о приближении к заключительному этапу переговоров по установлению границ в море Сулавеси и южной части Малак-кского пролива40 позволяет надеяться на скорое разрешение разногласий.

1 Agreement between the Government of Malaysia and the Government of Indonesia on the Delimitation of the Continental Shelves Between the Two Countries, 27 October 1969 // The United Nations. URL: https://www.un.org/depts/los/ legislationandtreaties/pdffiles/treaties/mys-idn1969cs.pdf; Treaty between the Republic of Indonesia and Malaysia Relating to the Delimitation of the Territorial Seas of the Two Countries in the Strait of Malacca // International Boundary Study. Series A. Limits in the Seas: Indonesia and Malaysia Territorial Sea Boundary. 1973. No. 50; Agreement between the Government of the Republic of Indonesia, The Government of Malaysia and the Government of the Kingdom of Thailand Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Boundaries in the Northern Part of the Strait of Malacca // Limits in the Seas. Maritime Boundaries: Indonesia - Malaysia -Thailand. 1978. No. 81. Pp. 6-8.

2 Амбалат располагается на глубине 500-4 тыс. метров и охватывает площадь 15 235 квадратных километров. (Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat: Neglecting the Basepoints of Sipadan and Ligitan Islands for Maintaining the Equidistance Principle in the Disputed Area // East Asian Observer. 2017. Vol. 10, No. 1. P. 286.)

3 Hirakawa S., Kato M., Minamikawa K. Petroleum Production Industry and Engineering in Japan: Past and Present // Bulletin of The Japan Petroleum Institute. 1968. Vol. 10. P. 69.

4 Hananto P. W., Lumbanraja A. D., Prananda R. R., Musyafah A. A. Legal Scenario Towards the Policy of Marine Natural Resources on the Continental Shelf: Ambalat Case Study // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 530. P. 2.

5 Согласно оценкам, объем запасов района Амбалат составляет около 62 млн баррелей нефти и 348 млрд кубических футов природного газа. (Druce S. C. Circumventing Conflict: The Indonesia-Malaysia Ambalat Block Dispute / Contemporary Conflicts in Southeast Asia: Towards a New ASEAN Way of Conflict Management ; ed. by Oishi M. Berlin: Springer, 2016. P. 143.) Однако, по мнению некоторых экспертов, в реальности показатели значительно выше: только одно из девяти месторождений, расположенных в районе Амбалат, содержит 764 млн баррелей нефти и 1,4 трлн кубических футов газа. (The Jakarta Post, 06.06.2009. URL: https://www.thejakartapost.com/news/2009/06/06/ambalat-dispute-a-spat-between-neighbors.html)

6 Peta Baru Menunjukkan Sempadan Perairan dan Pelantar Benua Malaysia. Kuala Lumpur: Pengarah Pemetaan Negara, 1979.

7 Yayanti Y. D. Penyelesaian Sengketa Batas Wilayah Darat Antara Indonesia Dan Malaysia: Studi Kasus di Kabupaten Bengkayang, Kalimantan Barat. Malang: University of Brawijaya, 2014. Hlm. 3-4.

8 Warsito T., Maksum A., Surwandono, Herningtyas R. Indonesia's Foreign Policy Towards Malaysia in the Post Soeharto Era: A Case Study of Ambalat Dispute // Revista UNISCI. 2020. No. 53. P. 98.

9 Arsana I. M. A. Challenges and Opportunities in the Delimitation of Indonesia's Maritime Boundaries: A Legal and Technical Approach. Wollongong: UOW, 2014. P. 252.

10Republika, 02.06.2009. URL: https://republika.co.id/berita/breaking-

news/nasional/09/06/02/53907-tni-al-siaga-penuh-di-ambalat

11Detik News, 10.06.2009. URL: https://news.detik.com/berita/d-1145445/malaysia-

minta-maaf-jika-tentaranya-meledek-tni-al

12Kontan, 04.06.2009. URL: https://nasional.kontan.co.id/news/sby-minta-pertemuan-ambalat-dipercepat

13The Star, 17.06.2015. URL: https://www.thestar.com.my/news/nation/2015/06/17/i ndonesia-demands-malaysia-explain-intrusion-in-ambalat

14Antara News, 23.06.2015. URL: https://www.antaranews.com/berita/503020/soal-ambalat-indonesia-segera-kirim-nota-protes-kepada-malaysia

15 The Borneo Post, 25.06.2015. URL: https://www.theborneopost.com/2015/06/25/ ambassador-denies-receiving-7-protest-notes-on-ambalat

16 Butcher J. G. The International Court of Justice and the Territorial Dispute between Indonesia and Malaysia in the Sulawesi Sea // Contemporary Southeast Asia. 2013. Vol. 35, No. 2. P. 250.

17 Australia - Indonesia: Treaty on the Zone of Cooperation in an Area between the Indonesian Province of East Timor and Northern Australia // International Legal Materials. 1990. Vol. 29, No. 3. Pp. 469-537.

18 Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat: Neglecting the Basepoints of Sipadan and Ligitan Islands for Maintaining the Equidistance Principle in the Disputed Area // East Asian Observer. 2017. Vol. 10, No. 1. Pp. 287-288.

19Hendrapati M. Implication of the ICJ Decision Respecting Sipadan - Ligitan Case towards Base Points and Maritime Delimitation // International Journal of Sciences: Basic and Applied Research. 2014. Vol. 14, No. 1. P. 378.

20 Hendrapati M., Ashri M., Ruslan A., Muchtar S., Patittingi F., Noor S. M., Hambali R., Sumardi J. Today's Ambalat ... P. 288.

21 United Nations Convention on the Law of the Sea. Hauppauge: Nova Science Publishers, 2013.

22 Undang-undang 17 Tahun 1985 tentang Pengesahan United Nations Convention on The Law of The Sea (Konvensi Perserikatan Bangsa-Bangsa tentang Hukum Laut) // Direktorat Hukum Kementerian Luar Negeri RI. URL: https://pih.kemlu.go.id/files/UU_NO_17_TH_1985.pdf

23 Ramil J. A New Maritime Legal Regime for Malaysia Within the Context of Ocean Governance. Kuala Lumpur: MIMA, 1998. P. 9.

24 Handbook on the Delimitation of Maritime Boundaries. New York: United Nations, 2000. P. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Handbook on the Delimitation ... P. 56.

26 Handbook on the Delimitation ... P. 29.

27 Handbook on the Delimitation ... P. 57.

28 До недавних пор наиболее серьезные разногласия между Индонезией и Малайзией касались принадлежности островов Лигитан и Сипадан. В 2002 г. Международный суд ООН постановил, что суверенитет над спорными островами принадлежит Малайзии.

29 Torla A., Yusof S., Kamal M. H. M. The Dispute between Malaysia and Indonesia over the ND6 and ND7 Sea Blocks: A Malaysian Perspective // Journal of East Asia and International Law. 2015. Vol. 8, No. 1. P. 193.

30 Torla A., Yusof S., Kamal M. H. M. The Dispute between Malaysia and Indonesia ... P. 189.

31 Medcom, 16.08.2021. URL: https://www.medcom.id/foto/news/0bzV0r9b-persiapan-jelang-upacara-hut-ke-76-ri-di-karang-unarang

32 Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia // The Association of Southeast Asian Nations. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/ 2021/01/20131230235433.pdf

33 The ASEAN Charter. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2008. Pp. 23-25.

34 2010 Protocol to the ASEAN Charter on Dispute Settlement Mechanism // Department of Lands (Thailand). URL: https://www.dol.go.th/legal/Documents/ 4Protocol_to_the_ASEAN.pdf

35 Supancana I. B. R. Maritime Boundary Disputes between Indonesia and Malaysia in the Area of Ambalat Block: Some Optional Scenarios for Peaceful Settlement // Journal of East Asia and International Law. 2015. Vol. 8, No. 1. P. 202.

36 Treaty between the Republic of Indonesia and Malaysia Relating to the Delimitation ...

37 Agreement between the Government of the Socialist Republic of Vietnam and the Government of the Republic of Indonesia Concerning the Delimitation of the Continental Shelf Boundary. URL: https://treaties.un.org/doc/publication/ unts/no%20volume/part/i-44165.pdf

38 Arsana I. M. A. Challenges and Opportunities ... P. 405.

39 Druce S. C. Circumventing Conflict: The Indonesia - Malaysia Ambalat Block Dispute / Contemporary Conflicts in Southeast Asia: Towards a New ASEAN Way of Conflict Management ; ed. by Oishi M. Berlin: Springer, 2016. P. 144. 40Tribun News, 18.10.2021. URL: https://www.tribunnews.com/nasional/2021/10/18 /perundingan-batas-maritim-indonesia-malaysia-di-selat-malaka-dan-laut-sulawesi-hampir-rampung

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.