ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОЗНАННАЯ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ
НА ИХ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
А . С . Некрасов1
Приведены результаты исследований осознания старшими школьниками собственной учебной компетентности (N=216). Показано, что важным психическим новообразованием субъектности старшего школьника является осознанная учебная компетентность, влияющая на его профессиональное самоопределение; выделены уровни осознания старшими школьниками профиля обучения в школе и выбора будущей профессии.
Ключевые слова: учебная компетентность, личностное самоопределение старшего школьника, психические новообразования.
In the article you could find the results of research about (N=216). It is shown that an important psychological subjectivity neoplasm older students is conscious competence learning, influences on his professional self-determination; marked levels of awareness by older students in school profile and choosing a future profession.
Keywords: academic competence, self-identity of young people, mental neoplasms.
Важным элементом системы образования является система среднего образования, завершение обучения в которой ставит старшего школьника перед выбором направления получения профессионального образования, завершает формирование и становление его учебной субъектности. Под воздействием модернизации социальных процессов изменяются основы обучения старших школьников: приоритетная задача обучения посредством передачи школьнику определенного объема знаний, умений и навыков, трансформируется и дополняется необходимостью осознания школьником собственной учебной компетентности, способностей решать учебные задачи для осмысленного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Как следствие, выявление особенностей осознания школьником собственной обретенной учебной компетентности становится актуальной задачей педагогической психологии, общей психологии и психологии личности.
1 Некрасов Алексей Сергеевич - заместитель директора департамента образования муниципального образования город Краснодар. Эл.почта: [email protected]
В педагогической психологии исследования основных психических новообразований обучающихся рассматривается в аспектах возрастных периодизаций развития личности, роли обучения для развития школьника, психологии саморазвития подростков и осознания ими собственных способностей решать учебные задачи, осознанного выбора старшими школьниками будущей специальности и т. д. [2, 3, 4, 5]. Вместе с тем исследований, посвященных выявлению личностных особенностей осознания старшими школьниками собственной учебной компетентности в педагогической психологии относительно немного.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования положены «ключевые компетенции», которые становятся основной целью современной отечественной школы (А. Л. Андреев, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. Г. Каспржак, К. И. Поливанова, Б. И. Хасан и др.), вошел в педагогическую практику единый государственный экзамен (ЕГЭ), процедура которого диктует старшему школьнику необходимость выбора учебных предметов, и, соответственно, учебных задач [1]. Динамичное изменение образовательной среды для старшего школьника создает существенные трудности для самореализации личности старшего школьника.
Таким образом, противоречие между объективной необходимостью обеспечения условий для самоопределения старшего школьника в рамках компетент-ностного подхода к модернизации системы образования и сложившимся в психологии пониманием особенностей осознания старшим школьником собственного потенциала и вариантов его самоопределения, отсутствие теоретического обобщения разноплановых подходов к исследованию особенностей осознания старшим школьником собственной учебной компетентности позволяют высказать предположение о том, что важным психическим новообразованиемсубъ-ектности старшего школьника является осознанная учебная компетентность, проявляющаяся:
— в осознании собственных способностей решать конкретные учебные задачи по профилю обучения в школе;
— в осознании ориентиров на получение специальности профессионального образования.
Для поиска эмпирических фактов, подтверждающих это предположение, были разработаны и прошли первичную проверку методики исследования: частично структурированное интервью «Мое ближайшее будущее и близкие мне люди», тест «Личностные ориентиры старшеклассника». Проведены опросы учащихся старших классов восьми школ г. Краснодара. Объем выборки — 216 респондентов. Из них, 29,6% из классов с гуманитарным профилем, 19,9% из классов с естественнонаучным профилем, 50,5% из класса с обычным профилем. Распределение учащихся по профилям обучения в выборке приблизительно соответствует распределению по профилям обучения в г. Краснодаре. Проведем описание, полученных эмпирических фактов.
Анализ ответов на вопросы о самостоятельности выбора профиля обучения в школе позволил классифицировать выборку по уровням самостоятельности выбора профиля обучения. В группу с высоким уровнем самостоятельности (23,7%) попали респонденты, которым не нужны были чьи-либо советы в выборе профиля обучения в школе. В группу со средним уровнем самостоятельности (5,6%) попали респонденты, которые самостоятельно выбрали профиль обучения, советуясь при этом с родителями и значимыми Другими. В группу с низким уровнем самостоятельности (67,1%) в выборе попали респонденты, многие из которых руководствовались советами родителей и (или) значимых Других.
Учитывая, что в группе со средним уровнем самостоятельности доля респондентов небольшая (0,056), группы с высоким и со средним уровнем были объединены для дальнейшего анализа. Получили две группы респондентов, различающиеся уровнем осмысленности выбора профиля обучения в школе: осмысленный самостоятельный выбор профиля обучения в школе (группа 1); осознанный необходимостью выбора профиля обучения в школе, и принятый под влиянием родителей и значимых Других (группа 2).
Специфические особенности выявленных уровней осмысленности выбора профиля обучения в школе получены с помощью теста «Личностные ориентиры старшеклассника», позволившие выделить особенности осознания собственной учебной компетентности, отношения к способностям решать учебные задачи.
Анализируя ответы на вопросы теста «Личностные ориентиры старшеклассника», получены распределения ответов респондентов двух групп на вопросы об осознании собственных способностей решать учебные задачи (табл. 1).
Таким образом, отличительными особенностями многих старших школьников, осуществивших самостоятельный выбор профиля обучения в школе (группа 1), являются то, что они считают себя успешными и самостоятельными в решении выбранных учебных задач, для них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. Тогда как, школьники с несамостоятельным выбором профиля (группа 2), часто боятся ошибиться в решении учебных задач, порой не могут самостоятельно справиться с их решением, хотя для большинства из них (88%) важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. То есть, осознание собственных способностей решать учебные задачи, собственной учебной компетентности имеет связь с осознанностью выбора школьником профиля обучения в школе, что свидетельствует об индивидуальных особенностях уровня выраженности осознания собственной учебной компетентности.
Распределение респондентов, обучающихся в классах с различным профилем обучения, с разным уровнем самостоятельности выбора профиля обучения в школе представлен в табл. 2.
В классах с гуманитарным профилем обучения, доля школьников, осуществивших самостоятельный выбор профиля обучения в школе (23%), статисти-
Таблица 1
Процент утвердительных вариантов ответов на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 77% 88% 0,05
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 71% 45% 0,01
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 81% 64% 0,01
Таблица 2
Распределение респондентов, обучающихся в классах с разным профилем, с разным уровнем самостоятельности выбора профиля, %
Профиль класса Группа 1 Группа 2
Обычный 35,7 64,3
Математический и естественнонаучный 39,5 60,5
Гуманитарный 23,4 76,4
чески значимо ниже (р < 0,05, ф-критерий Фишера), чем в классах с обычным профилем обучения (36%) и в классах с математическим и естественнонаучным профилем обучения (40%). То есть, выбор школьником гуманитарного профиля обучения больше обусловлен советами родителей и значимых Других, чем осмысленностью выбора самим школьником, что свидетельствует об индивидуальных особенностях уровня выраженности осознания собственной учебной компетентности.
Анализируя ответы на вопросы теста «Личностные ориентиры старшеклассника», получены распределения ответов респондентов двух групп на вопросы об осознании собственных способностей решать учебные задачи, (табл. 3, 4, 5).
Таким образом, отличительными особенностями многих старших школьников, осуществивших самостоятельный выбор обычного профиля обучения в школе (группа 1), являются то, что они считают себя успешными и самостоятельными в решении выбранных учебных задач, для них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. Тогда как, школьники с несамостоятельным выбором профиля (группа 2), часто боятся ошибиться в решении учебных задач, порой не могут самостоятельно справиться с их решением, хотя для большинства из них (83%) важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. То есть, осознание собственных способностей решать учебные задачи, собствен-
Таблица 3
Процент утвердительных вариантов ответов на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения, обучающихся в классах с обычным
профилем
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 74% 83% —
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 85% 51% 0,01
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 85% 44% 0,01
Таблица 4
Процент утвердительных вариантов ответов на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения, обучающихся в классах с математическим и естественнонаучным профилем
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 81% 85% —
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 56% 37% —
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 81% 81% —
ной учебной компетентности у школьников из классов с обычным профилем, имеет связь с осознанностью выбора школьником профиля обучения в школе.
Таким образом, многие старшие школьники, осуществившие самостоятельный выбор математического и естественнонаучного профиля обучения в школе независимо от самостоятельности выбора, считают себя самостоятельными в решении выбранных учебных задач, для них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. Однако, часть из них боятся ошибиться в решении учебных задач.
Таким образом, отличительными особенностями многих старших школьников, осуществивших самостоятельный выбор гуманитарного профиля обучения в школе (группа 1), являются то, что они считают себя успешными и самостоятельными в решении выбранных учебных задач, для них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам. Тогда как, школьники с несамостоятельным выбором профиля (группа 2), часто боятся ошибиться в решении учебных
Таблица 5
Процент утвердительных вариантов ответов на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения, обучающихся в классах с гуманитарным профилем
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 87% 47% 0,01
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 53% 20% 0,01
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 80% 45% 0,01
задач, порой не могут самостоятельно справиться с их решением, для них неважны высокие оценки по выбранным учебным предметам. То есть, осознание собственных способностей решать учебные задачи, собственной учебной компетентности имеет связь с осознанностью выбора школьником гуманитарного профиля обучения в школе.
Таким образом, получены подтверждения индивидуальных особенностей (отношения к собственным способностям решать учебные задачи) уровня выраженности осознания собственной учебной компетентности старшими школьниками.
Половые особенности респондентов, различающихся уровнем осознанности выбора профиля обучения в школе, представлен в табл. 6, 7.
Таким образом, отношение к высоким оценкам по учебным предметам является отличительными особенностями девушек, осуществившие самостоятельный выбор профиля обучения в школе, менее значимое, чем для девушек, руководствовавших в выборе профиля родителями и значимыми Другими.
Таким образом, отношение собственным ошибкам в решении учебных задач является отличительными особенностями юношей, осуществившие самостоятельный выбор профиля обучения в школе, более значимое, чем для юношей, руководствовавших в выборе профиля родителями и значимыми Другими.
Анализ ответов на вопросы о выборе будущей профессии показал, что подавляющее большинство (92%) респондентов после окончания школы намереваются продолжать обучение в вузе. Анализ ответов на вопросы о самостоятельности выбора профиля обучения в школе позволил классифицировать выборку по уровням осознанности выбора специальности обучения в вузе (рисунок).
Выделились три группы респондентов, различающиеся уровнем осознанности старшим школьников выбора будущей профессии, и соответственно, будущей вузовской специальности.
Таблица 6
Процент утвердительных вариантов ответов девушек на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения.
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 73% 95% 0,01
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 49% 41% —
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 68% 60% —
Таблица 7
Процент утвердительных вариантов ответов юношей на вопросы о собственных способностях решать учебные задачи респондентов, различающихся уровнем самостоятельности выбора профиля обучения.
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Для меня важны высокие оценки по выбранным учебным предметам 71% 83% —
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 82% 58% 0,01
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 82% 78% —
Первый уровень осознанности характеризуется осмысленным самостоятельным выбором будущей вузовской специальности (группа А). Второй уровень осознанности характеризуется осознанным выбором будущей вузовской специальности, осуществленный под влиянием родителей и значимых Других (группа В). Третий уровень осознанности характеризуется осмысленным пониманием сложности выбора будущей вузовской специальности, и отложенным выбора ее на ближайшее будущее (группа С).
Специфические особенности выявленных уровней осознанности выбора будущей вузовской специальности, получены с помощью теста «Личностные ориентиры старшеклассника», позволившие выделить особенности осознания собственной учебной компетентности.
Анализируя ответы на вопросы теста «Личностные ориентиры старшеклассника», получены распределения ответов респондентов выделенных трех групп на вопросы об осознании выбора будущей профессии (табл. 8).
Таким образом, около половины школьников информацию о вузовских специальностях получают на «днях открытых дверей» в вузах, для них важно полу-
26%
17%
□ осознанный самостоятельный выбор
□ выбрал под влиянием родителей и Других
□ пока не выбрал, позже выберу
57%
Распределение ответов старших школьников на вопрос о выборе специальности
обучения в вузе
Таблица 8
Процент утвердительных вариантов ответов на вопросы об осознании выбора будущей профессии респондентов, различающихся уровнем осознанности выбора будущей вузовской специальности
Вариант ответа на вопрос Группа Уровень значимости
А В С А и В А и С В и С
Я посещал «дни открытых дверей» в вузе 50% 43% 44% — — —
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 25% 28% 42% — 0,05 0,05
Я хорошо представляю свое профессиональное будущее 72% 70% 51% — 0,05 0,01
чить непосредственное представления об условиях обучения, среде получения будущей специальности, содержании обучения и особенностей профессии.
Отличительными особенностями многих старших школьников, осуществивших выбор вузовской специальности (группа А и группа В), являются то, что они осознают сложности самостоятельной подготовки к поступлению в вуз. Скорее всего, прибегают к услугам репетиторов или занимаются на подготовительных курсах. Многие из них считают, что хорошо представляют Я хорошо представляю свое профессиональное будущее.
Тогда как, школьники с отложенным выбором будущей профессии (группа С), самостоятельно готовятся к поступлению в вуз, только половина из них имеют представления о своем профессиональном будущем.
То есть, осознание собственной учебной компетентности имеет связь с осознанностью выбора школьником будущей профессии, что свидетельствует об индивидуальных особенностях уровня выраженности ориентиров на получение специальности профессионального образования.
Таблица 9
Процент утвердительных вариантов ответов девушек на вопросы об осознании выбора будущей профессии респондентов, различающихся уровнем осознанности выбора будущей вузовской специальности
Вариант ответа на вопрос Группа Уровень значимости
А В С А и В А и С В и С
Я посещал «дни открытых дверей» в вузе 61% 50% 52% — — —
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 22% 21% 17% — — —
Я хорошо представляю свое профессиональное будущее 74% 70% 45% — 0,05 0,01
Таблица 10
Процент утвердительных вариантов ответов юношей на вопросы об осознании выбора будущей профессии респондентов, различающихся уровнем осознанности выбора будущей вузовской специальности
Вариант ответа на вопрос Группа Уровень значимости
А В С А и В А и С В и С
Я посещал «дни открытых дверей» в вузе 31% 32% 36% — — —
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 31% 34% 68% — 0,05 0,01
Я хорошо представляю свое профессиональное будущее 69% 66% 57% — — —
Половые особенности респондентов, различающихся уровнем осознанности выбора будущей вузовской специальности представлен в таблице 9, 10.
Таким образом, более половины девушек информацию о вузовских специальностях получают на «днях открытых дверей» в вузах, для них важно получить непосредственное представления об условиях обучения, среде получения будущей специальности, содержании обучения и особенностей профессии. Большинство девушек осознают сложности самостоятельной подготовки к поступлению в вуз. Скорее всего, прибегают к услугам репетиторов или занимаются на подготовительных курсах.
Отличительными особенностями многих девушек, осуществивших выбор вузовской специальности (группа А и группа В), являются то, что они считают, что хорошо представляют свое профессиональное будущее.
Тогда как, многие девушки с отложенным выбором будущей профессии (группа С), считают, что имеют слабые представления о своем профессиональном будущем.
То есть, осознание собственной учебной компетентности имеет связь с осознанностью выбора девушками будущей профессии, что свидетельствует об индивидуальных особенностях уровня выраженности ориентиров на получение специальности профессионального образования.
Таким образом, около большинство юношей информацию о вузовских специальностях получают из различных информационных источников, а около трети на «днях открытых дверей» в вузах. Большинство юношей хорошо представляют свое профессиональное будущее.
Отличительными особенностями многих юношей, осуществивших выбор вузовской специальности (группа А и группа В), являются то, что они осознают сложности самостоятельной подготовки к поступлению в вуз. Скорее всего, прибегают к услугам репетиторов или занимаются на подготовительных курсах. Тогда как, многие юноши с отложенным выбором будущей профессии (группа С), считают, что смогут самостоятельно подготовиться к поступлению в вуз.
То есть, осознание собственной учебной компетентности имеет связь с осознанностью выбора юношами будущей профессии, что свидетельствует об индивидуальных особенностях уровня выраженности ориентиров на получение специальности профессионального образования.
Выделим, что различия респондентов группы 1 и группы 2, в осознании собственной учебной компетентности отмечены по ответам на вопросы: «Как часто вы ошибаетесь в решении учебных задач?», «Способны ли вы самостоятельно справиться с решением учебных задач?». Для групп А, В, С на вопрос: «Способны ли вы самостоятельно подготовиться к поступлению в вуз?».
Классификация респондентов по двум основаниям (выбор профиля обучения в школе и выбор будущей профессии) представлена в табл. 11.
Видно, что наибольший удельный вес имеет группа В2, и значимое различие в группах А, В, С долей респондентов группы 1 и группы 2.
Сопоставим результаты ответов респондентов на вопросы об осознании собственной учебной компетентности отдельно по группам А, В, С (табл. 12,13,14).
Таким образом, по осознанию собственной учебной компетентности респонденты группы А1 и группы А2 статистически значимо не отличаются. То есть, уровень осознания собственной учебной компетентности в группах А1 и А2 приблизительно одинаковый. Следовательно, с учетом того, что большинство респондентов составляют респонденты группы А1 (67%), можно объединить для дальнейшего анализа респондентов двух групп А1 и А2 в одну группу А. Характерными особенностями респондентов группы А является осознанный самостоятельный выбор будущей вузовской специальности. Выбор профиля обучения в школе для большинства из них связан с выбором будущей вузовской специальности, скорее всего, для них состоялся осмысленный выбор будущей профессии.
Таблица 11
Процент респондентов в выборке, классифицированной по выбору профиля обучения в школе (группы 1 и 2) и выбор будущей профессии (группы А, В, С)
Группы Группа А Группа В Группа С
Группа 1 11,1% 13,4% 8,3%
Группа 2 5,6% 43,5% 18,1%
Таблица 12
Процент утвердительных вариантов ответов респондентов группы А на вопросы об осознании собственной учебной компетентности
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 79% 67% —
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 88% 75% —
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 25% 25% —
Таблица 13
Процент утвердительных вариантов ответов респондентов группы В на вопросы об осознании собственной учебной компетентности
Вариант ответа на вопрос Группа 1 Группа 2 Уровень
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 66% 38% 0,01
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 69% 52% 0,05
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 40% 24% 0,05
Таким образом, по осознанию собственной учебной компетентности респонденты группы В1 и группы В2 статистически значимо отличаются по осознанию собственных способностей решать учебные задачи, собственной учебной компетентности.
Характерными особенностями респондентов группы В1 является осознанный самостоятельный выбор профиля обучения в школе и вынужденный выбор (под влиянием родителей и значимых Других) будущей вузовской специальности.
Таблица 14
Процент утвердительных вариантов ответов респондентов группы С на вопросы об осознании собственной учебной компетентности
Вариант ответа на вопрос Группа1 Группа 2 Уровень
Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач 67% 56% —
Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач 84% 64% —
Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз 44% 41% —
Характерными особенностями респондентов группы В2 является вынужденный (под влиянием родителей и значимых Других) выбор как профиля обучения в школе, так будущей вузовской специальности
Таким образом, по осознанию собственной учебной компетентности респонденты группы С1 и группы С2 статистически значимо не отличаются.
То есть, уровень осознания собственной учебной компетентности в группах С1 и С2 приблизительно одинаковый. Следовательно, с учетом того, что большинство респондентов составляют респонденты группы С2 (68%), можно объединить для дальнейшего анализа респондентов двух групп С1 и С2 в одну группу С. Характерными особенностями респондентов группы С является вынужденный (под влиянием родителей и значимых Других) выбор как профиля обучения в школе и отложенный выбор будущей вузовской специальности. Скорее всего, для большинства респондентов группы С характерен отложенный на потом выбор будущей профессии и ориентиров на получение профессионального образования.
Сделаем некоторые обобщения.
Общепсихологическими особенностями старших школьников является то, что для многих из них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам.
Сочетание уровня осознания профиля обучения в школе и будущей вузовской специальности, согласованные с самооценкой собственных способностей старших школьников решать учебные задачи, позволяет выделить основные уровни осознания ими учебной компетентности:
— с осознанными ориентирами на получение профессионального образования (рабочее название «Самоопределившиеся») — 16,7% выборки;
— с осознанными выбором профиля обучения в школе и вынужденным выбором (под влиянием родителей и значимых Других) будущей вузовской специальности (рабочее название «Предопределенные») — 13,4% выборки;
— с вынужденным (под влиянием родителей и значимых Других) выбором профиля обучения и будущей вузовской специальности (рабочее название «Конвенционные») — 43,5% выборки;
— с отложенным принятием ориентиров на получение профессионального образования (рабочее название «Сомневающиеся») — 26,4% выборки.
Отличительными особенностями осознания учебной компетентности старших школьников, входящих в группу «Самоопределившиеся», является то, что многие из них считают: «Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач», «Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач», «Я самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз».
Отличительными особенностями осознания учебной компетентности старших школьников, входящих в группу «Предопределенные», является то, что многие из них считают: «Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач», «Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач», «Я занимаюсь на курсах (с репетитором), чтобы подготовиться в вуз».
Отличительными особенностями осознания учебной компетентности старших школьников, входящих в группу «Конвенционные», является то, что многие из них считают: «Я часто боюсь ошибиться в решении учебных задач», «Я не самостоятельно готовлюсь к поступлению в вуз».
Отличительными особенностями осознания учебной компетентности старших школьников, входящих в группу «Сомневающиеся», является то, что одни из них считают, что «Я редко боюсь ошибиться в решении учебных задач», «Я редко самостоятельно справляюсь с решением учебных задач», «Я пока не выбрал, в какой вуз буду поступать». Другие: «Я часто боюсь ошибиться в решении учебных задач», «Я часто самостоятельно справляюсь с решением учебных задач», «Я пока не выбрал, чем буду заниматься после школы».
Библиографический список
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма образования // Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
3. Куликова Т. И. К проблеме развития субъектности в условиях образовательной среды // Личность и бытие: субъектный подход/Материалы научной конференции, посвященной 75-летию А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: «Академия», 2000.
5. Селиванов В. В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход/Материалы научной конференции, посвященной 75-летию А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.