Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка учащихся 8 9 классов как основа для выбора профиля обучения в старшей школе'

Предпрофильная подготовка учащихся 8 9 классов как основа для выбора профиля обучения в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4447
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВЫБОР ПРОФИЛЯ / ПОДРОСТКИ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложникова Н. А., Мильситова С. В.

Успешность обучения учащихся в старших классах и осознанный выбор ими профессии во многом определяется оптимальным выбором профиля обучения. Поэтому особой проблемой для педагогов становится организация предпрофильной подготовки в 8 9 классах основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers of upper grades have different problems choosing their life goals and prospects. To solve these problems profile education is meant. Pre-profile preparing and profile education let students get ready for passing United State Examination and choosing a profession.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка учащихся 8 9 классов как основа для выбора профиля обучения в старшей школе»

УДК 373.047

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 8 - 9 КЛАССОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Н. А. Ложникова, С. В. Мильситова

Успешность обучения учащихся в старших классах и осознанный выбор ими профессии во многом определяется оптимальным выбором профиля обучения. Поэтому особой проблемой для педагогов становится организация предпрофильной подготовки в 8 - 9 классах основной школы.

Teenagers of upper grades have different problems choosing their life goals and prospects. To solve these problems profile education is meant. Pre-profile preparing and profile education let students get ready for passing United State Examination and choosing a profession.

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, выбор профессии, выбор профиля, подростки, факультативный курс.

В настоящее время в России происходит важнейший процесс модернизации отечественной системы образования, направленный на сохранение места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Как известно, действующая система образования во многом существенно отстала от процессов, происходящих в обществе, поэтому большая часть старших школьников исчерпали кредит доверия ко всеобщему обязательному среднему образованию. Оно весьма слабо было ориентировано на выбор профессии и не позволяло составить представления обо всем пространстве труда людей, не давало необходимой информации для построения профессиональных планов.

Проблема выбора профессии в нынешних условиях социальных перемен для молодежи особенно актуальна. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является его полипрофессионализм. Следует также учитывать стремление человека, чаще вынужденное, поменять профессию или повысить квалификацию. Ведь в нынешнем российском обществе произошёл переход к информатизации всех видов трудовой деятельности; предпринимательская психология проникла во все сферы общества; изменился стиль деловых отношений, что определило необходимость готовности к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии.

Поэтому основной задачей современной средней общеобразовательной школы при подготовке учащихся к будущей профессии является формирование у них высокого уровня знаний, учебных умений и навыков, ответственности за выбор ими профессии и компетентности как совокупности личностных качеств и опыта деятельности.

Если выпускник школы владеет систематизированными знаниями, он сможет их грамотно применить при решении проблемы выбора профессии. На этом этапе старшим школьникам необходимо ориентироваться в различных профессиях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Кроме того, им надо объективно оценить свои возможно-

сти: способности, склонности, уровень учебной подготовки, здоровье, материальное благополучие, чтобы определить, смогут они получить высшее образование или среднее специальное профессиональное образование.

Однако анализ практики общеобразовательной школы показал, что старшие школьники недостаточно подготовлены к выбору профессии. Более половины из них демонстрируют ярко выраженное избегание самостоятельных размышлений о путях продолжения образования, негативную реакцию на предложения формировать собственное суждение по данному вопросу.

Для подготовки молодёжи к выбору профессии и возможности получения высшего образования, успешной сдачи ЕГЭ в российскую школу вводится профильное обучение. При введении профильного обучения ситуация профессионального выбора смещается на два года раньше. В связи с этим особой проблемой для педагогов и психологов становится подготовка старших подростков к осознанному выбору профиля обучения: от этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения старших школьников в полной средней школе и их подготовленность к выбору профессии. Именно эту задачу должна решать предпрофильная подготовка учащихся.

Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени образования», оно должно обеспечить условия школьникам для более глубокого изучения отдельных дисциплин программы полного общего образования и быть ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.

В настоящее время, чтобы удовлетворить потребности семьи и личности в получении качественного общего образования, в нашей стране происходит важный процесс создания профильных классов в общеобразовательных школах. Инновационный характер изменения содержания образования создает условия для формирования социальной компетентности формирующейся личности. Главной особенностью профильных классов общеобразовательных школ становится интенсификация реализации

|| Вестник КемГУ

познавательной функции и наличие познавательной мотивации учащихся, так как в подобные классы приходят, чтобы учиться. Для развития школьников, которые проявляют интерес к интеллектуальному труду, необходимо создать организационно -педагогические условия.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом, конечной целью педагогического воздействия на его профессиональное самоопределение является готовность к выбору профессии. Однако в период выбора профиля обучения учащиеся ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на наиболее привлекательный для них предмет деятельности. А собственно о характере работы по специальности они не имеют представления. К примеру, учащиеся, выбравшие для себя филологический профиль для углубленного изучения, как выяснилось нами, не имеют представления о работе корректора, редактора и т. п. Поэтому впоследствии выбранная профессия не приносит им удовлетворения и поэтому более трети молодых специалистов работают не по специальности. При этом государство тратит огромные денежные средства. Таким образом, на современном этапе развития системы отечественного образования сегодня ставится вопрос о сокращении числа немотивированных молодых специалистов.

Мы считаем, что должны быть созданы оптимальные условия для ответственного самоопределения учащихся в отношении направления их будущей деятельности. Ведь чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни и тем больше вероятность того, что общество получит хорошего профессионала.

Профессиональная деятельность, как форма отношения к профессии, складывается из частных оценок субъектом степени личностной значимости различных аспектов будущей профессиональной деятельности, например, нравится - не нравится, возможность творчества, соответствие профессии способностям, характеру, заработок и т. д. Общее отношение к выбранной профессии наполняет профессиональным смыслом и содержанием учебную деятельность учащихся. В данном случае учебная деятельность выступает средством достижения целей обучения, которое, в свою очередь, образует мотивационно-целевую основу обучения - учебную мотивацию.

Перестраивание структуры мотивации школьников (включая отношение к выбору профессии, к учению и различным учебным дисциплинам по мере роста знаний о будущей профессиональной деятельности) происходит в процессе их обучения в профильных классах общеобразовательной средней школы.

Но, как показывает многолетний опыт, готовность к ситуациям самоопределения недостаточна у выпускников полной средней школы. Поэтому необходимо уделять особое внимание ситуации выбора профиля обучения выпускниками основной шко-

лы, так как этот выбор возникает на более ранних возрастных этапах.

Как известно, учащиеся 8 - 9-х классов относятся к старшему подростковому возрасту (14 - 16 лет). Этот возрастной период является своеобразным переходом от отрочества к юности и имеет социальнопсихологические особенности. Общепринятым является положение о том, что обращённость в будущее является главной чертой старшеклассников. Однако данное возрастное новообразование не вызревает само по себе, повинуясь возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают значительные жизненные трудности, пытаясь определить свои жизненные цели и перспективы. Об этом говорят результаты психологопедагогической работы, проводимой авторами на протяжении более десятка лет.

У большинства старших подростков недостаточно развиты личностные качества, необходимые для выбора профиля обучения и профессионального самоопределения, а также для возрастного развития (способность к самопознанию, доверие к себе, способность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, самостоятельность, сила воли).

Мотивы выбора профессии старшими подростками осознаются плохо (не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения; мотивы, выражающие желание приносить пользу семье, обществу и др.). У большинства старших подростков наблюдается низкий уровень зрелости нравственных и гражданских ценностных ориентаций (стремление при выборе профессии учитывать интересы семьи, региона и страны в целом, отсутствует нацеленность в своей будущей профессиональной деятельности на укрепление нашего государства, его престижа, обороноспособности, благосостояния).

У большинства старших подростков отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля обучения, профессионального самоопределения (о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в кадрах, о перспективах развития своего региона, об основах экономических знаний, о знаниях возможных путей продолжения своего образования и обучения выбранной профессии). Потребность в профессиональном самоопределении у старших подростков является низкой, большинство из них не стремятся выявить свои способности, интересы, знания о возможных путях получения образования, о различных профессиях.

Наши исследования 344 учащихся 8 - 9-х классов общеобразовательных школ г. Кемерово показали, что старшие подростки выбирают 11 - 12 различных профессий (юриста, коммерсанта, переводчика, врача, экономиста, секретаря, военного, журналиста, химика-биолога, дизайнера и др.). В данном выборе проявляется свойственный юности романтизм. В ходе исследования мы выяснили, что 72,4 % опрошенных имеют слабое представление о профессиях, а 27,6 % - вообще не осведомлены о

|| Вестник КемГУ

профессиях. Им либо неизвестны, либо малоизвестны условия труда, заработная плата, возможности трудоустройства в условиях региона и т. д. Выбор профессии основан на впечатлениях от просмотренных фильмов по телевидению, из передач, журналов. В выборе профессии старшим подросткам присущ романтизм в силу их возрастных особенностей. Они не готовы выбирать профильный класс, обучение в котором поможет в их реальном трудоустройстве и профессиональном самоопределении в будущем.

Однако 98 % учащихся выбрали дальнейшее обучение в профильном классе, пояснив, что так хотят их родители. Многие учащиеся 8 - 9-х классов к окончанию основной школы выбирают профильный класс, полагая далее продолжить обучение в вузе. И к 9-му классу учащиеся уже проявляют определенный интерес к какой-либо отрасли деятельности человека и соответствующему профилю обучения.

Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей получения профессионального образования представляют трудную задачу не только для учащихся, но и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многом не совпадают. Однако выбор профессии детьми для родителей очень важен; ведь выбирая профессию, человек зачастую выбирает и уровень жизни, и друзей, и возможность реализовать себя.

Поэтому выбор профиля обучения и сферы дальнейшей профессиональной деятельности определяется в значительной степени семьей, через ее менталитет, внутрисемейные традиции, профессиональные интересы старшего поколения, их желание и намерения видеть ребенка на определенном трудовом поприще.

О разумной доле прагматизма и адекватном восприятии социально-экономических условий свидетельствует отношение родителей к ценностным ориентациям выбора профессии их детьми. 48,4 % родителей хотят, чтобы дети в будущем имели материальный достаток, пользовались уважением людей - 38,7 %. Родители выбирают несколько ценностных ориентаций одновременно. Для 19,4 % респондентов важен карьерный рост детей; 22,6 % респондентов считают, что стабильность в жизни и любимая работа - очень важные жизненные и профессиональные ориентации, сочетаемые одновременно. 9,6 % опрошенных выбирают для своих детей и уважение людей, и материальный достаток, и карьерный рост.

В ходе исследования выяснилось, что все родители хотят, чтобы их дети получили высшее образование; 10 % респондентов предусматривают для

своего ребенка «запасной» вариант в том случае, если ребенок не поступил в вуз. Пути получения образования они при этом выбирают разные: школа - вуз и школа - колледж - вуз.

Указывая вуз, в котором, по мнению родителей, будет обучаться их ребенок, родители выбирают ведущие региональные кузбасские вузы. Прежде всего, это КемГУ (41,9 %) и КузГТУ (35,5 %). Остальные 23,6 % респондентов выбрали другие вузы Кузбасса. Чтобы старшеклассники могли выбрать профессию, они должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, профессиях, востребованных в своем регионе, личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор. Но без специальной подготовки у старших школьников отсутствуют знания о мире профессий, о самом себе, потребностях своего региона в тех или иных специалистах, о возможных путях продолжения своего образования, поэтому они испытывают значительные трудности в решении проблемы своего жизненного и профессионального будущего.

Именно верный выбор профиля обучения помогает школьникам в дальнейшем успешно сделать профессиональный выбор, осуществить профессиональные планы. Поэтому выбор профиля обучения учащимися основной школы не должен носить случайный характер. Большое внимание самоопределению старшеклассников должно оказываться на этапе предпрофильной подготовки.

Мы полагаем, что содержание деятельности по подготовке выбора профиля обучения должно состоять из следующих положений:

1. Изучения индивидуальных психофизиологических особенностей личности старших подростков; информирования их об этом.

2. Информирования старших подростков о возможностях получения общего и специального профессионального образования, системе общего и профильного обучения, основах выбора профессии, системе профессионального образования, мире профессий и рынке труда, возможностях получения высшего и средне-технического образования, возможностях трудоустройства, перспективах карьерного роста в условиях региона.

3. Консультирования старших подростков по вопросам выбора профиля обучения.

4. Педагогического руководства выбором предполагаемой профессии, составлением профессиональных планов.

5. Проведения рефлексивно-аналитических бесед со старшими подростками по выявлению уровня подготовки их к выбору профессии.

6. Оказания консультативной помощи классным руководителям и педагогам-предметникам по вопросам профильного обучения и в подготовке и проведении профориентационной работы.

7. Проведения индивидуальных консультаций по информированию родителей старших подростков

|| Вестник КемГУ

об индивидуальных психофизиологических особенностях, их способностях и возможностях.

8. Консультирования родителей старших школьников по вопросам выбора профиля обучения и будущей профессии их детьми, оказание им необходимой помощи.

9. Проведения родительских собраний по вопросам выбора профиля обучения, профессии.

10. Анализа проведённой работы на педагогических советах по окончании каждого этапа пред-профильной подготовки (в конце 9-го класса).

Для того чтобы школьники могли выбрать профессию и профиль обучения в старших классах, авторы разработали, используя по ряду проблем методику С. Н. Чистяковой, факультативный курс «Моя профессиональная перспектива», который позволяет узнать требования, которые предъявляются определённой профессией к человеку и особенности выбора профессии. Его назначение - ввести старших подростков в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы её выбора, дать общие рекомендации.

Программа данного курса включает следующие темы лекций и семинаров:

Тема 1. Твои возможности. Определение вариантов выбора направления дальнейшего обучения после девятого класса.

Тема 2. Общество, в котором ты живёшь. Изменения, происходящие в обществе за последние десятилетия, их отражение в мире профессионального труда. За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в школе и учреждениях профессионального образования?

Тема 3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг. Что происходит с отечественным рынком труда? Профессиональная культура. Моё образование и моя профессия.

Тема 4. Пути продолжения образования и получения профессии. Маршруты профессионального успеха в регионе. Виды профессионального образования. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Рынок образовательных услуг.

Тема 5. Притязания человека и профессиональная карьера. Успешная профессиональная карьера человека и его имидж. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профес-

сиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля человека. Моя воля.

Тема 6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Что означает «готовность к принятию решения». Как делается выбор, из каких составляющих складывается выбор человека. Что значит «варианты выбора». Мои способности и мой выбор.

Назначение курса «Моя профессиональная перспектива» - ввести школьников в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы её выбора, дать общие рекомендации. Данный курс даёт школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их поможет старшему подростку принять адекватное решение о выборе конкретного профиля и пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Таким образом, этот курс помогает определить направление в мире профессиональной деятельности. Перед школьниками на фоне широкого спектра проблем профессионального выбора актуализируются вопросы их самореализации через выбор направления дальнейшего образования.

В заключение подчеркнем, что определить профили обучения, отвечающие потребностям конкретной школы и осуществляющие специализированную подготовку школьников к выбору профессии, следует после тщательного анализа и коллегиального обсуждения, решения с учащимися, их родителями и учителями. В противном случае, не будет обеспечен осознанный выбор школьниками будущей профессии, ими не будут осознанны профессионально важные качества.

Профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ поможет создать механизм устойчивого развития системы образования в условиях его модернизации, обеспечит современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.

Рецензент - Е. Г. Вотинова, ГОУ ВПО «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.