Научная статья на тему 'Преподавание психологии на различных этапах школьного обучения'

Преподавание психологии на различных этапах школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2149
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / TEACHING OF PSYCHOLOGY / SCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левшина Анастасия Андреевна

Сегодняшний мир стремительно меняется. Каждый день появляются новые изобретения, происходят события, способные повернуть ход истории. Это, безусловно, накладывает отпечаток на психику современного человека: ее главной характеристикой в таких средовых условиях должна стать лабильность, возможность подстраиваться под стремительно меняющуюся действительность. В этой связи особое значение придается психологической компетентности, основными видами которой являются когнитивная компетентность, социальная, коммуникативная и аутопсихологическая. Однако при очевидной значимости развития психологической компетентности, в современном российском образовании данному вопросу уделяется недостаточное внимание. В учебных планах образовательных учреждений отсутствует такой предмет, как «Психология», в штатном расписании школы численностью порядка тысячи человек будет работать всего один психолог. При подобном положении вещей говорить о формировании психологической компетентности личности, увы, не приходится. А ведь именно уровень сформированности психологической компетентности школьника обуславливает его лидерский потенциал, умение работать в команде, осознанность профессионального выбора, стрессоустойчивость. Все это определяет крайне высокую важность образовательных программ, направленных на формирование психологической компетентности, как для отдельной личности, так и общества в целом. В статье предлагается исторический анализ отечественных образовательных программ по психологии для школьников и предлагается авторская программа дополнительного психологического образования подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of Psychology at Various Levels ofSchool Education

World is changing rapidly nowadays. New inventions appear almost every day, events that happen around us every minute can change the course of history. This certainly leaves a visible print on psychology: in such conditions lability, an ability to interplay with rapidly changing reality, should becomes the major feature that every individual needs to obtain. In this sense psychological competence is paid special attention. It can be divided on four main types: cognitive, social, communicational, autopsychological. However, psychological competence being obviously important is not sufficiently observed in Russian educational practice. such academic discipline as "Psychology" does not exist in Russian curriculums; schools with over one thousand students generally have one psychologist in their staff. In such conditions we can hardly even talk about any kind of psychological competence. Although it is the level of student's psychological competence that determines his or her leadership potential, ability of team work, professional choice, stress resistance. All these factors determine the importance of educational programmes oriented on formation of psychological competence both for one individual and for the society in whole.

Текст научной работы на тему «Преподавание психологии на различных этапах школьного обучения»

преподавание психологии на различных этапах школьного обучения

Левшина А.А,

Сегодняшний мир стремительно меняется. Каждый день появляются новые изобретения, происходят события, способные повернуть ход истории. Это, безусловно, накладывает отпечаток на психику современного человека: ее главной характеристикой в таких средовых условиях должна стать лабильность, возможность подстраиваться под стремительно меняющуюся действительность. В этой связи особое значение придается психологической компетентности, основными видами которой являются когнитивная компетентность, социальная, коммуникативная и аутопсихологическая. Однако при очевидной значимости развития психологической компетентности, в современном российском образовании данному вопросу уделяется недостаточное внимание. В учебных планах образовательных учреждений отсутствует такой предмет, как «Психология», в штатном расписании школы численностью порядка тысячи человек будет работать всего один психолог. При подобном положении вещей говорить о формировании психологической компетентности личности, увы, не приходится. А ведь именно уровень сформированности психологической компетентности школьника обуславливает его лидерский потенциал, умение работать в команде, осознанность профессионального выбора, стрессоустойчивость. Все это определяет крайне высокую важность образовательных программ, направленных на формирование психологической компетентности, как для отдельной личности, так и общества в целом. В статье предлагается исторический анализ отечественных образовательных программ по психологии для школьников и предлагается авторская программа дополнительного психологического образования подростков.

Ключевые слова: психологическая компетентность, преподавание психологии, школьное обучение, профессиональная ориентация.

Подростковый возраст - один из самых сложных и противоречивых периодов жизни человека. Изменению подвергаются буквально все сферы: личностная, социальная, физиологическая. Подросток меняет свое отношение к себе и окружающим и к нему предъявляют уже совсем иные требования, чем раньше. Психике подростка приходиться функционировать в состоянии постоянного стресса, что делает ее особенно уязвимой для внешних воздействий. В этой связи особое значение должно придаваться психологическому сопровождению образовательного процесса.

возможность подстраиваться под стремительно меняющуюся действительность. Если ранее задачей учебных заведений было дать человеку необходимый багаж знаний, то в сегодняшней образовательной парадигме постулируются совсем иные принципы: научить самому добывать информацию, научить учиться. Концепция трех «L» (life long learning), которая легла в основу Болонского процесса, говорит о необходимости обучения в течение всей жизни. Но для того, чтобы это действительно было возможным, в первую очередь, необходим совершенно иной подход к организации учебно-воспитательного процесса. В современной психолого-педагогической науке большое распространение получил компетентност-ный подход, в котором акцент ставится на том, что целью образовательного процесса должна быть не сумма знаний, умений и навыков, а сформированная компетентность личности, под которой понимается

интегральная личностная характеристика. В этой связи особое значение придается психологической компетентности, основными видами которой являются когнитивная компетентность, социальная, коммуникативная и аутопсихологическая. В структуре когнитивной компетентности выделяются такие элементы, как психологические знания, которые касаются осуществления познавательной деятельности человека, а также такие когнитивные качества личности, как креативность и открытость инновациям. К социальной компетентности относят социальный интеллект (способность человека оценивать задачи социального опыта), социальную информированность (знание человека о социальных институтах, своих правах и обязанностях) и социальные умения (умение лидировать и подчиняться, умение просить о помощи и решать задачи самостоятельно и т.п.). Под коммуникативной компетентностью принято понимать способность человека выстраивать желаемые контакты с положительным прогнозом на дальнейшее взаимодействие. Аутопсихологическая компетентность - умение использовать психологические знания для организации самопомощи, саморазвития, самомотивации и другой деятельности, направленной на собственную личность. Каждый из описанных компонентов психологической компетентности является важной характеристикой, способствующей успешной социализации личности в условиях современного мира.

Однако при очевидной значимости развития психологической компетентности, в современном российском образовании данному вопросу уделяется недостаточное внимание. В учебных планах образовательных учреждений отсутствует такой предмет, как «Психология», в штатном расписании школы численностью порядка тысячи человек будет работать всего один психолог. При подобном положении вещей говорить о формировании психологической компетентности личности, увы, не приходится. А ведь именно уровень сформированности психологической компетентности школьника обуславливает его лидерский потенциал, умение работать в команде, осознанность профессионального выбора, стрес-соустойчивость. Перечисленные качества, в свою очередь, определяют не только траекторию индивидуального развития личности, но и многие социально значимые вопросы: от осознанности выбора будущей профессии зависит уровень квалификации специалистов, лидерский потенциал определяет качество управления государственными структурами, частными предприятиями. Все это определяет крайне высокую важность образовательных программ, направленных на формирование психологической компетентности, как для отдельной личности, так и общества в целом.

При этом следует отметить, что осознание важности формирования психологических знаний подрастающего поколения приходило российскому обществу на различных этапах исторического развития, и в соответствии с особенностями социально-политической и экономической обстановки методы и формы преподавания психологии существенно изменялись. В данной статье будет сделана попытка анализа методологических подходов к преподаванию психологии в средней школе в исторической перспективе и предложен один из возможных вариантов возрождения психологического образования в современной российской школе.

психологическое образование школьников в дореволюционной России

В основе психологического образования данного периода можно условно выделить два этапа, разделенных как хронологически, так и по характеру подхода к преподаванию психологии. Первый этап (1804-1819 гг.) - характеризуется начальной попыткой введения психологии в школе. Цель данной акции состояла в интеллектуальной подготовке тех учащихся, которые планировали дальнейшее совершенствование своего образования в университете, и вооружение достаточным объемом психологических знаний как необходимых «для благовоспитанного человека» тех, кто не предполагал продолжение обучения. Инициаторы введения в школу психологии как учебной дисциплины скопировали программу зарубежной средней школы. При этом не учитывались реальные возможности российской действительности того времени, обусловившие отсутствие предпосылок для решения этой задачи - неподготовленность педагогов, не разработанность дидактических вопросов преподавания, низкое качество учебников, а главное - психологическая незрелость общества, еще не осознавшего в полной мере важность и необходимость психологического знания. Все это привело к тому, что первая робкая попытка введения психологии в учебные планы гимназий не увенчалась успехом. Второй этап (1906-1917 гг.) отличался тем, что развитие психологии в гимназиях в это время стимулировалось запросом общества и инициативой, идущей «снизу» - от педагогов, психологов, общественных деятелей; государство лишь официально закрепляло эту инициативу в специальных документах. В немалой степени росту психологического образования способствовали успехи в развитии психологии в России, которая в это время выделяется как самостоятельная область знания, становится точной экспериментальной наукой. Ответом психологической науки на запросы педагогической практики стало обилие методических и научных публикаций, множество учебников, разнообразие точек зрения на преподавание психологии в школе.

Введение психологии в школу сопровождалось развитием широких дискуссий научно-методического характера. Особенно активными сторонниками психологической подготовки школьников были Г.И. Челпанов и А.П. Нечаев, чьи учебники стали наиболее популярными. Г.И. Челпанов считал, что в гимназии основной акцент в содержании учебного материала должен быть сделан не на теоретической психологии, а не на экспериментальной. На этом же настаивал А.П. Нечаев, утверждавший, что «современная наука немыслима без эксперимента».

В методическом плане психологию рекомендовалось излагать как науку, основанную на данных опыта. Если преподаватель считал необходимым, он мог коснуться также основных философских вопросов в решении вопроса о душе, тем самым, вводя в обучение метафизический аспект психологии. Рекомендовалось излагать лишь твердо установленные положения, относящиеся к опыту, не освещая детально какие бы то ни было научные гипотезы, а лишь упоминая о них. Преподавателю давалось право самостоятельно определять объем и содержание курса психологии. Несмотря на столь активное продвижение психологии в практику школьного обучения, в 1912 году совещание при III Государственной Думе предложило проект, в котором объявлялось, что психология и логика не являются обязательными предметами, их преподавание должно носить факультативный характер и определяться местными органами школьного управления. Причин такого решения было несколько: это слабый, неподготовленный преподавательский состав, лишенный специальных знаний, а также недостаточная методическая проработанность курса, выражавшаяся в недостатке учебников, наглядных пособий, нехватке учебного времени.

После 1917 года, вместе с упразднением гимназий, замененных единой политехнической школой, психология на нескольких десятилетий исчезает их программ школьного обучения.

психологическое образование школьников в Советском союзе

В 1947 году психология вновь возвращается в советское школьное образование как учебный предмет, чему предшествовало широкое обсуждение этого вопроса в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе. Цели, стоящие перед этим учебным предметом, соответствовали ценностям государства: формирование у школьников марксистско-ленинского мировоззрения, гражданственности и активности. Советская психологическая наука, характеризующаяся научно-естественными ориентациями и находившаяся под идеологическим контролем со стороны государства, отреагировала на нужды школьной

психологии «скромностью» представляемого содержательного материала, набора методов, форм и средств обучения.

Введение психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза вновь поставило перед учеными и педагогами проблемы, которые были озвучены уже на предыдущих этапах: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных на качественно высоком уровне осуществлять психологическую подготовку учащихся, трудность усвоения учениками некоторых тем курса и слабость методического обеспечения учебного процесса. Подготовка необходимых педагогических кадров шла путем привлечения на краткосрочные курсы опытных учителей, в основном, преподавателей литературы, истории и биологии. В этих целях использовалась также система специальных семинаров для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса.

Психология преподавалась в течение 12 лет, с интересом воспринималась учениками и оказывала положительное влияние на формирование личности школьников. В 1958 году Верховный Совет СССР издал Закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет, а 9-й класс был добавлен в качестве старшего класса. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. В стране в условиях интенсивного роста промышленного производства остро ощущалась потребность в специалистах разного профиля, особенно в высококвалифицированных рабочих. Школьные учебные планы были пересмотрены в целях обеспечения их большего соответствия требованиям современной науки и технологии. Психология как обязательный предмет была вновь выведена за рамки школы.

Но 80-е годы ознаменовались очередным возвращением психологии в стены школы. Государство, заботясь о демографической политике, ввело новую дисциплину - «Этику и психологию семейной жизни». Цели этого учебного предмета непосредственно исходили от идеологов молодежной политики: воздействие на процесс личностного становления школьников; вооружение юношей и девушек основами знаний о браке и семье; формирование у них идеала социалистической семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать детей; воспитание непримиримого отношения к буржуазным взглядам на семью.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Она широко

применялась в общеобразовательных школах в течение десяти лет и получила положительные оценки со стороны учащихся и педагогов.

Данный предмет разительно отличался как от остальных школьных дисциплин, так и от предшествующих «форм » преподавания психологии в нашей стране. Наряду с традиционными методами преподавания, использовались новые дидактические приемы: ролевые игры, анкетирование, тестирование, анализ конкретных случаев из практики семейно-брачных отношений и др.

Дальнейшая судьба курса «Этика и психология семейной жизни» повторяет судьбу школьной психологии на предыдущих этапах. После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 году курс «Этика и психология семейной жизни» был переведен в разряд факультативных дисциплин, и вскоре совсем исчез из учебных планов образовательных учреждений.

В настоящее время можно наблюдать очередную волну интереса к психологии. Ни на одном из выше рассмотренных этапов развития психологического школьного образования не было опубликовано столько учебников, программ курсов, учебных пособий, методических разработок и рекомендаций, как на этом. На запрос общества в этой области откликнулись и ученые-психологи, и психологи-практики, и педагоги. Однако все это носит разрозненный характер, и в современные школы психология пока может придти только в качестве дополнительного образования.

И именно дополнительное психологическое образование на данном этапе развития отечественного образования представляется наиболее приемлемым.

Дополнительное образование открывает особые возможности для осуществления профессиональной ориентации школьников. И особенно эти преимущества очевидны для тех специальностей, которые не знакомы старшеклассникам из их школьного обучения. Так, представление о работе психолога у большинства абитуриентов формируется на основании голливудских фильмов и книг из серии «Помоги себе сам», что, безусловно, имеет мало общего с реалиями данной профессии. В итоге, поступив на факультет психологии и столкнувшись с реальными научными дисциплинами, лишенными ареола магии и таинственности, такой студент разочаровывается в своем выборе и пополняет ряды безработных и работающих не по специальности. Кстати сказать, процент работающих не по специальности среди выпускников психологических факультетов самый высокий. И только формирование системного представление об особенностях будущей профессии, возможность попробовать себя в данном виде деятельности до поступления

способны снизить процент ситуаций ошибочного профессионального выбора.

С сентября 2008 года Центром по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону инициирован и реализуется авторский проект «Шаг в психологию». Следует оговориться, что целью данного проекта является не только профессиональная ориентация старшеклассников в области психологии, но и развитие психологической компетентности как интегральной личностной характеристики. Однако, определяя развития коммуникативной, когнитивной, социальной и аутопсихологической компетентности его участников как приоритетные задачи проекта, погружение старшеклассников в мир профессии психолога осуществляется естественным образом. Как показало проведенное нами исследование, реализация дополнительной психологической программы «Шаг в психологию» способствует не только выбору профессии психолога, как наиболее привлекательной, среди данных учащихся, но и общее более осознанное отношение к профессиональному выбору характерно для данной группы.

С каждым годом все чаще на различных уровнях власти поднимается вопрос о необходимости профессиональной ориентации старшеклассников. Главной причиной подобного внимания к образовательному процессу со стороны властей является крайне низкий процент работающих по специальности. Так, по данным социалогического опроса, проведенного Росстатом и ГУ-ВШЭ, только 37 % россиян работает по специальности. Для сравнения, в Швеции лишь 10-18 % дипломированного населения выбирает работу, не соответствующую, полученному образованию. Безусловно, такое положение дел не может не отражаться на экономике страны: государство затрачивает огромные ресурсы на высшее образование граждан, которое в итоге оказывается никому не нужным. Сам собой напрашивается вывод о необходимости введения каких-то изменений в сферу профессионального образования. Одной из наиболее распространенных мер становится профориентация - работа с будущими абитуриентами над их профессиональным выбором. Однако, в большинстве, случаев, профориентационная работа носит ситуативный характер, и представляет собой единичные тренинги и диагностики, которые чаще вносят больше сумятицы в юные головы абитуриентов, нежели дают ответы. Наиболее эффективной формой профориентационной работы могла бы стать профессиональная практика - возможность увидеть особенности трудовой деятельности своими глазами. Конечно, данное направление деятельности могло бы реализовываться непосредственно предприятиями и организациями, осуществляющими вхождение ра-

ботника в коллектив и в саму трудовую деятельность. Но, учитывая тот факт, что большинство выпускников вузов изначально выбирают работу не по специальности, а система вузовских производственных практик в нашей системе высшего образования развита крайне слабо, то реализация данного направления профориентации «на местах» невозможна. Однако реализация данного направления все-таки возможна, и эту возможность предоставляет система дополнительного образования.

Диагностика профессиональных ориентаций участников проекта «Шаг в психологию» осуществлялась по следующим методикам: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности, опросник карьерных ориентаций Э.Шейна, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТБ1).

Результаты данной диагностики позволили выявить несколько особенностей группы, проходившей дополнительное психологическое образование:

1) доминирование профессиональных ориентаций в отношении профессий творческого плана и направленных на работу с людьми (тест Холланда, ДДО);

2) сформированность профессиональных предпочтений, явное доминирование одного - двух профессиональных типов над остальными (тест Холланда, ДДО);

3) соответствие профессиональных предпочтений (тест Холланда, ДДО) интеллектуальному профилю личности (ТБ1);

4) среднегрупповые показатели карьерных ориентаций больше соответствуют нормативным показателям для группы студентов, нежели школьников (по данным среднегрупповых результатов психодиагностического обследования трех различных групп испытуемых; Кошелева, 2001).

5) Полученные данные позволяют говорить о высоких потенциальных возможностях дополнительного психологического образования старшеклассников для решения задач профессиональной ориентации. Данное направление работы позволяет не только сформировать представление о психологии, как о профессии, но и в целом подготовить личность к осознанному профессиональному выбору, вне зависимости от характера будущей деятельности.

литература

1. Корнилов К.Н. О преподавании психологии в средней школе // Советская педагогика. -1943. - № 8-9.

2. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. - М., 2009.

3. Чепланов Г.И. Задачи современной психологии. -М., 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.