Научная статья на тему 'Особый стиль инновационной деятельности педагога музыкальной культуры общеобразовательной школы'

Особый стиль инновационной деятельности педагога музыкальной культуры общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
инновация / стиль / деятельность / музыкальная критика / музыкальная книгопечатание / музыкальные студии / учитель музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухайё Намаджоновна Набиева

Отрасль педагогической науки, занимающаяся передачей, учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства. Музыка, как предмет творческого цикла в программе общеобразовательной школы. Потребности в самоактуализации, самосовершенствованию и способности к этому процессу. Интерес ученых к поиску путей развития личности ребенка средствами искусства. Создаются интересные и перспективные программы школьного музыкального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухайё Намаджоновна Набиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особый стиль инновационной деятельности педагога музыкальной культуры общеобразовательной школы»

Особый стиль инновационной деятельности педагога музыкальной культуры общеобразовательной школы

Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Отрасль педагогической науки, занимающаяся передачей, учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства. Музыка, как предмет творческого цикла в программе общеобразовательной школы. Потребности в самоактуализации, самосовершенствованию и способности к этому процессу. Интерес ученых к поиску путей развития личности ребенка средствами искусства. Создаются интересные и перспективные программы школьного музыкального воспитания.

Ключевые слова: инновация, стиль, деятельность, музыкальная критика, музыкальная книгопечатание, музыкальные студии, учитель музыки

Individual style of innovative activity of the teacher of musical

culture

Mukhayo Namadzhonovna Nabieva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: A branch of pedagogical science that is engaged in the transfer of the entire complex of musicological knowledge to students, the study and development of the most effective ways, methods, forms of organization and methods of musical education and upbringing, as well as the formation and development of creative skills, experience and practical skills in various areas of musical art. Music as a subject of the creative cycle in the curriculum of a comprehensive school. The need for self-actualization, self-improvement and the ability to this process. The interest of scientists in finding ways to develop a child's personality by means of art. Interesting and promising programs of school musical education are being created.

Keywords: innovation, style, activity, music criticism, music printing, music studios, music teacher

Музыкальная культура это - вся совокупность музыкальных произведений вне их художественной ценности, сюда же входит система социальных институтов - музыкальная критика/ музыкальная книгопечатание/ музыкальные студии. Предлагаемые изменения в структуре системы специального образования (создание учреждений комбинированного типа и придание существующим учреждениям специального образования новой, ранее не свойственной им функции - оказания специализированной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, не обучающимся в нем) дают возможность сформировать качественно новый механизм взаимодействия общеобразовательных и специальных учебных заведений. Педагог - лицо, занимающееся преподавательской работой как профессией, то есть преподаватель. Учитель - это, прежде всего наставник, несущий людям новые знания, новый опыт. Воспитатель - человек занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Преподаватель музыкальной школы - это особый педагог.

Дидактику (от греч. didaktikos - поучающий) традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогики, изучающую содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, как общую теорию и методику обучения. Она призвана в конечном итоге дать педагогу-практику (воспитателю дошкольного учреждения, учителю, педагогу средней специальной и высшей школы и т.д.) ответы на ключевые вопросы образовательной практики: во имя чего и для чего учить (цели и ценности образования)? Кого обучать? Когда начинать систематическое обучение? Где учить? Чему учить (содержание образования)? Как учить (методы, приемы, технологии)? Как создать условия для полноценного и эффективного образования?

Общая теория обучения (дидактика) - лишь относительно самостоятельный раздел педагогики. На самом деле обучение (предмет дидактики) - важнейшая составная часть воспитания и развития личности. Средствами, способами образования выступают обучение, понимаемое как взаимодействие того, кто учит, и того, кто учится (учебный процесс), самообразование и воспитательный процесс, осуществляемый как в учебное, так и во внеучебное время.

Нет обучения и образования вообще. Есть обучение конкретным предметам, сферам деятельности, обучение определенной профессии. Обучение всегда идет на конкретном материале и учитывает его специфику. Дидактика изучает общие закономерности обучения, образования и развития личности в образовательном процессе. Она тесно связана с конкретными методиками изучения математики, физики, языка, истории и т.д., дает исходные положения к их пониманию, их

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 613 LMIü^ei

интеграции в едином образовательном процессе, но никоим образом их не подменяет. Нет обучения и образования вообще. Есть обучение конкретным предметам, сферам деятельности, обучение определенной профессии. Обучение всегда идет на конкретном материале и учитывает его специфику. Дидактика изучает общие закономерности обучения, образования и развития личности в образовательном процессе. Она тесно связана с конкретными методиками изучения математики, физики, языка, истории и т.д., дает исходные положения к их пониманию, их интеграции в едином образовательном процессе, но никоим образом их не подменяет.

Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание, закономерности, условия, методы воспитания и развития личности. Но в предмете дидактики должна отразиться специфика именно обучения и образования. Мы исходим из того, что обучение - это воспитание и развитие в процессе учебной деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, учебном общении, а для вуза - и в исследовательской. Значит, предмет дидактики - воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности. Какие же конкретные отношения, складывающиеся в учебном процессе, служат приоритетным предметом изучения в дидактике? Многие исследователи утверждают, что предметом дидактики выступает основное дидактическое отношение «учитель-ученик», «педагог-студент»; вспоминают слова А.С.Макаренко о том, что не сам человек, а педагогические отношения являются предметом педагогики. Однако такая трактовка не учитывает несколько принципиально важных аспектов.

Рассмотрим наиболее общие и значимые идеи и подходы современной дидактики. Личностный подход, который предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только знания, умения, навыки, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоциональной сферы, черт характера, т. е. субъекта, способного ставить и достигать цели, совершенствовать себя и свое окружение. Личностный подход предполагает стремление выявить и сформировать личность, уникальную человеческую индивидуальность, выработать индивидуальный стиль деятельности, развить лучшие черты и нейтрализовать негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Это требует отказа от валового, усредненного подхода к обучению и воспитанию, создания условий для максимального проявления положительных задатков, самобытности и оригинальности человека.

Социальная направленность и коллективистский подход означают нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 614 LMIü^ei

отношений, ибо внешние отношения, в которые личность вступает в процессе деятельности и общения, формируют внутреннее отношение человека к общественным ценностям, людям, делу, к самому себе. Любые психические функции формируются первоначально преимущественно в коллективно распределенной деятельности и только затем становятся достоянием личности. Психологи сделали вывод, что коллективная деятельность в обучении должна во многих случаях предшествовать индивидуальной, что именно спор, диалог, состязательность, сопоставимость и другие атрибуты совместной деятельности порождают рассуждения, отношения, оценки, эмоциональные реакции и прочие проявления личности. Целостный подход к организации учебно -воспитательного процесса в современном понимании связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности студентов целого веера образовательных и развивающих задач

Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученное и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины.

Использованная литература

1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).

2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.

3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.

4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.

5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.

6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.

7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.

8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.

9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойиха ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,

10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.

11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусина" журнали. 2018, 4, 23-34.

12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ахмедова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.

13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистон композиторлари балетларининг ижтимоий ахамияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.