Научная статья на тему 'Педагогическая технология интенсивного обучения учащихся в рамках предмета музыкальной культуры'

Педагогическая технология интенсивного обучения учащихся в рамках предмета музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
интенсивное обучение / педагогическая технология / музыкальная культура / репетитор / новые знания / учитель / ученик

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухайё Намаджоновна Набиева

Музыкальное обучение сильно мотивированных или обычно мотивированных детей не требует настолько тщательной и детализированной подготовки, как занятия по методике интенсивного обучения с детьми, изначально нацеленными не на учебу. Нужно вести к образовательным результатам учащихся самого разного уровня, системно работая через контрольные точки они помогают сохранять учебную мотивацию на всех этапах работы. Интерактивный (действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология интенсивного обучения учащихся в рамках предмета музыкальной культуры»

Педагогическая технология интенсивного обучения учащихся в рамках предмета музыкальной культуры

Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Музыкальное обучение сильно мотивированных или обычно мотивированных детей не требует настолько тщательной и детализированной подготовки, как занятия по методике интенсивного обучения с детьми, изначально нацеленными не на учебу. Нужно вести к образовательным результатам учащихся самого разного уровня, системно работая через контрольные точки - они помогают сохранять учебную мотивацию на всех этапах работы. Интерактивный (действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Ключевые слова: интенсивное обучение, педагогическая технология, музыкальная культура, репетитор, новые знания, учитель, ученик

Pedagogical technology of intensive teaching of students within the subject of musical culture

Mukhayo Namadzhonovna Nabieva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: The musical education of highly motivated or usually motivated children does not require such thorough and detailed preparation as intensive training sessions with children who were not originally aimed at learning. It is necessary to lead students of various levels to educational results, systematically working through control points - they help to maintain educational motivation at all stages of work. Interactive (to act) means to interact, to be in the mode of conversation, dialogue with someone. The active method is a form of interaction between students and the teacher; students here are not passive listeners, but active participants in the lesson.

Keywords: intensive learning, pedagogical technology, musical culture, tutor, new knowledge, teacher, student

Интенсивное обучение на уроках музыки представляет собой процесс передачи обучаемым достаточно большого объема ученых сведений.

Традиционно это происходит на основании использования интенсивных технологий обучения. Интенсивное обучение обладает огромным количеством плюсом в сравнении с традиционным, напрямую связанных с его развивающим потенциалом.

Интенсивное обучение на уроках музыки сильно влияет на академическую успеваемость. Оценки разнятся, но в целом показывают положительную динамику успехов учеников, занимающихся с тьюторами. Иногда разница в знаниях детей, которые участвуют в программе, сравнениями со знаниями тех, кто с тьютором не занимается, была эквивалентна двум годам изучения предмета. Примечательно, что некоторые дети улучшили результаты не только по одному предмету, но вообще по всей учебной программе.

Путь к академической успеваемости лежит не только через популярный открытый доступ к платформам, «прикольный цифровой контент» и тренажеры. Сфокусированная программа с комбинацией преподавателя, технологий и контента приводит к реальному улучшению уровня школьника. Репетиторство, проводимое в школьные часы (или очень близко к ним), более эффективно, чем учеба после школы, а репетиторство с использованием учителей.

Программы интенсивного обучения на уроках музыки - пространство для кооперации государства и частных репетиторских компаний.

Методология занятий на этом проекте напоминает методику интенсивного обучения по сфере музыки: уроки проходят два раза в неделю и проводятся в мини-группах по 3-5 человек в каждой. Все проходит онлайн. Репетиторы занимаются с детьми с помощью разных цифровых ресурсов и фактически проводят обычные репетиторские занятия на бесплатной основе.

Один из главных элементов проекта, созданный в первую очередь для повышения образовательных результатов - «Школа роста», которая делится на две ступени по уровню сложности. Для этого мероприятия исследователи дважды в год проверяют динамику уровня знаний учеников. Одной из главных целей - повышение мотивации детей. Учителя музыки проводили не только предметные уроки, но и пары по повышению мотивации и улучшению навыков обучения - техникам запоминания, разминкам для мозга, снятию стресса.

Музыкальное обучение сильно мотивированных или обычно мотивированных детей не требует настолько тщательной и детализированной подготовки, как занятия по методике интенсивного обучения с детьми, изначально нацеленными не на учебу. Нужно вести к образовательным результатам учащихся самого разного уровня, системно работая через контрольные точки - они помогают сохранять учебную мотивацию на всех этапах работы.

Интенсивное (от лат. intensio - напряжение, усиление) обучение.

Обучение, которое обеспечивает усвоение учебного материала за минимально возможный период времени при макимальной активизации усилий учащихся. Интенсивным будет также такое обучение, при котором ускоряется процесс превращения учебной группы в коллектив в результате активизации возможности личности обучаемого и обучающегося.

Интенсивное обучение - система методов, стимулирующих напряженную умственную деятельность, усиливающих мотивы учения, ускоряющих усвоение учебного материала. Методы интенсивного обучения относятся к группе активных методов.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования.

Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия.

Методы обучения - способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Методы обучения - совокупность путей, способов достижения целей.

И.Д.Зверев дал следующее определение методам обучения: «Методы обучения это - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем».

Система методов - это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания, учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Современным методам обучения свойственны следующие особенности (по Левиной М.М.):

• метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан;

• метод должен обязательно соответствовать цели урока (занятия). Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;

• метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;

• каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые в метод, образуют зону его действенности;

• метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного

материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» это - взаимный, «act» -действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика - из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества.

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;

- по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины),

- по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Использованная литература

1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).

2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.

3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.

4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.

5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.

6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.

7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.

8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.

9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойиха ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,

10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.

11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусина" журнали. 2018, 4, 23-34.

12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ахмедова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.

13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистон композиторлари балетларининг ижтимоий ахамияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская

научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.