Эксклюзивные педагогические системы и технологии в музыкальном образовании общеобразовательной школы
Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация: Особенностью авторской системы является то, что для нее характерно саморазвитие, основанное на синтезе профессиональной мотивации, ориентир на получение высоких воспитательно-образовательных результатов, а также получение опыта самообразования в профессиональной деятельности. Разработка и создание авторской педагогической системы зависит от внутреннего импульса педагога, его стремления к инновационной деятельности, творческому саморазвитию в рамках собственной педагогической деятельности. Авторская педагогическая система требует от педагога внесение авторского начала во все ее компоненты: цель, содержание, структуру.
Ключевые слова: авторская педагогическая система, разработка и создание авторской педагогической системы, саморазвитие, самообразования, талантливый педагог, технология обучения
Author's pedagogical systems and technologies in the music education of a general education school
Mukhayo Namadzhonovna Nabieva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture
Abstract: A feature of the author's system is that it is characterized by self-development based on the synthesis of professional motivation, a guide to obtaining high educational results, as well as gaining experience in self-education in professional activities. The development and creation of the author's pedagogical system depends on the inner impulse of the teacher, his desire for innovation, creative self-development within the framework of his own pedagogical activity. The author's pedagogical system requires the teacher to introduce the author's principle into all its components: purpose, content, structure.
Keywords: author's pedagogical system, development and creation of an author's pedagogical system, self-development, self-education, talented teacher, teaching technology
Авторская педагогическая система - образовательно-воспитательное учреждение, основанное на нетрадиционных подходах, идеях, концепциях, принципах, технологиях обучения и воспитания. Проектируется автором (ученым, руководителем учреждения; выдающимся, талантливым педагогом, авторским педагогическим коллективом).
Классическая музыка звучит реже. Но чаще всего её можно услышать на уроке музыки в школе, где ей придается большое значение. Урок музыки призван развивать детей, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Главное условие успешного обучения- заинтересованность детей, их живое эмоциональное отношение к музыкальному искусству. А интерес к музыкальному искусству является одним из главных показателей духовно-нравственной культуры человека. Музыка имеет возможность развивать пространственное и ассоциативное мышление, может стимулировать работу мозга. Для урока музыки актуальной задачей является развитие музыкальной культуры школьников. Общее музыкальное образование имеет направленность на расширение музыкальных вкусов детей, творческого развития. Главной задачей является развитие восприятия музыкального произведения школьниками. Знания о музыке, её жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов расширяет кругозор и формирует вкус ребенка. Музыкальное образование в школе важно для формирования музыкальной культуры школьников. Но музыкальное образование может проводиться не только в школе на уроках музыки. Это может быть телевидение, радиоэфиры, различные студии. Компьютерное пространство значительно и в полной мере расширяет по активности школьников. На уроках музыки информативно-коммуникативные технологии играют огромную роль. Икт на уроках музыки помогает расширять кругозор, учить добывать информацию, сформировывать интерес к предмету, помогает делать обучение ярким, запоминающимся, интересным. Музыкальная культура - это постоянная потребность общения с искусством в жизни, нравственные чувства, рожденные музыкой.
Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе -учить основам слухового восприятия музыки.
Во-первых, мы говорим о формировании активного мышления у школьников, которые в итоге будут способны воспринимать и быстро переключаться на музыку различных исторических, национальных и авторских стилей.
Во-вторых, особое значение приобретает развитие методики воспитания слушателя на базе достижений современной психологии с активным внедрением деятельностного подхода в обучении. Управляя процессом восприятия, учитель должен хорошо себе представлять, какого рода трудности (и психологические, в
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 626 LMIü^ei
том числе) испытывает ученик, слушающий и воспринимающий музыку (зачастую впервые), и каким образом можно помочь в их преодолении.
Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств изучаемого объекта культурного наследия, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент, художественного вкуса. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями.
Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высокоразвитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. В работе с детьми необходимо не просто развивать творческое воображение, но при этом учить культуре воплощения образов.
Разработка и создание авторской педагогической системы зависит от внутреннего импульса педагога, его стремления к инновационной деятельности, творческому саморазвитию в рамках собственной педагогической деятельности. Авторская педагогическая система требует от педагога внесение авторского начала во все ее компоненты (цель, содержание, структуру и т.д.). Особенностью авторской системы является то, что для нее характерно саморазвитие, основанное на синтезе профессиональной мотивации, ориентир на получение высоких воспитательно-образовательных результатов, а также получение опыта самообразования в профессиональной деятельности.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Двадцать первый век это - век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог по музыке должен не только уметь пользоваться музыкальным инструментом, но и компьютером и
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 627 LMIü^ei
современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Для педагога, интернет-ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
Использованная литература
1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).
2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.
3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.
4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.
5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.
6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.
7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.
8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.
9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойихд ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,
10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.
11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусика" журнали. 2018, 4, 23-34.
12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ах,медова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.
13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистан композиторлари балетларининг ижтимоий ахдмияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.
14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.