Совершенствование познавательной деятельности учащихся на основе проектной технологии обучения в рамках предмета музыкальной культуры общеобразовательной школе
Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация: Проектный метод - метод, предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. К построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока музыкальной культуры и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Ключевые слова: оптимизация обучения, деятельность учащихся, музыкальная культура, проектная технология по музыке, общеобразовательная школа
Optimization of cognitive activity of students on the basis of project-based learning technology within the framework of the subject of musical culture in a general education school
Mukhayo Namadzhonovna Nabieva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture
Abstract: The project method is a method that involves the organization of activities aimed at obtaining a result (product), during which new knowledge and actions are mastered. To the construction of the pedagogical process on the basis of the laws and principles of teaching, a conscious, scientifically based choice of the best option for a specific situation for building a lesson in musical culture and the educational process as a whole. With this approach, the teacher does not just try one of the possible teaching options, but consciously chooses the most successful version of the lesson or system of lessons.
Keywords: learning optimization, student activities, musical culture, music project technology, secondary school
Оптимизация обучения представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока музыкальной культуры и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Критерии оптимизации:
• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.
• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
• Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.
Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация учебного процесса:
• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;
• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;
• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;
• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;
• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;
• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;
• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;
• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.
Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:
- задач урока (обучение, воспитание, развитие);
- содержания урока;
- степени сложности материала;
- уровня подготовленности класса
- сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;
- особенностей, сильных сторон личности самого учителя;
- возможностей учебного кабинета;
- наличия учебного времени;
- сложившихся морально-психологических условий в школе и др.
Проектный метод - метод, предполагающий организацию деятельности,
направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения музыки метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний по сфере музыки, в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании - все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 620 LMIü^ei
технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
Популярная музыка часто служит для развлечения, для отдыха. Классическая музыка звучит реже. Но чаще всего её можно услышать на уроке музыки в школе, где ей придается большое значение. Урок музыки призван развивать детей, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Главное условие успешного обучения- заинтересованность детей, их живое эмоциональное отношение к музыкальному искусству. А интерес к музыкальному искусству является одним из главных показателей духовно-нравственной культуры человека. Музыка имеет возможность развивать пространственное и ассоциативное мышление, может стимулировать работу мозга. Она развивает память, трудолюбие, терпение, может совершенствовать эмоции. Оказывает воздействие на психику и здоровье ребенка. Для урока музыки актуальной задачей является развитие музыкальной культуры школьников. Общее музыкальное образование имеет направленность на расширение музыкальных вкусов детей, творческого развития. Главной задачей является развитие восприятия музыкального произведения школьниками. Научить отличать возвышенное от низменного, прекрасное от безобразного. Воспринимая музыку, человек всегда должен чувствовать её красоту, возвышенность и совершенство. Также на уроках важно обучение навыкам сольного и хорового пения, обучение игре на музыкальных инструментах. Это способствует развитию музыкального слуха, общей музыкальности. Знания о музыке, её жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов расширяет кругозор и формирует вкус ребенка. Музыкальное образование в школе важно для формирования музыкальной культуры школьников. Но музыкальное образование может проводиться не только в школе на уроках музыки. Это может быть телевидение, радиоэфиры, различные студии. Компьютерное пространство значительно и в полной мере расширяет по активности школьников. На уроках музыки информативно- коммуникативные технологии играют огромную роль. Икт на уроках музыки помогает расширять кругозор, учить добывать информацию, сформировывать интерес к предмету, помогает делать обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ представляет большие возможности для совместного творчества учителя и учеников, влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает урок увлекательным и обеспечивает музыкальное развитие. Использование компьютера на уроке музыки это - успешное обучение. Использование ИКТ дает хорошую результативность современного урока. Это может быть и демонстрация различных портретов композиторов, красочные иллюстрации,
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 621 LMIü^ei
подборка слайдов, видео. Даже с помощью ИКТ учащиеся могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество любимых композиторов, знакомиться с различными жанрами музыки. ИКТ развивает зрительное восприятие, тем самым повышая интерес к предмету и к музыкальному искусству. Таким образом происходит формирование музыкальной культуры школьников. Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир ребенка. Музыкальная культура - это постоянная потребность общения с искусством в жизни, нравственные чувства, рожденные музыкой.
Использованная литература
1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).
2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.
3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.
4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.
5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.
6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.
7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.
8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.
9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойихд ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,
10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.
11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусика" журнали. 2018, 4, 23-34.
12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ах,медова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.
13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистан композиторлари балетларининг ижтимоий ахдмияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.
14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.