Научная статья на тему 'Затруднение развития дистанционного образования по сфере музыкального обучения, современное состояние и перспективы'

Затруднение развития дистанционного образования по сфере музыкального обучения, современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
дистанционное образование / дистанционное обучение по музыке / информационная технология / стратегия / авторская педагогическая система

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухайё Намаджоновна Набиева

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» были сформулированы уже достаточно давно, история возникновения и развития уже насчитывает несколько сот лет. Однако, учитывая, что дистанционное образование по сфере музыки на данном этапе выходит на новый общемировой уровень применения новых стратегий, освоения новых информационных технологий в системе дистанционного образования, поэтому возникла актуальность в осуществлении анализа данных понятий, необходимость в правильном понимании и использовании их, в глубоком изучении истории возникновения и развития дистанционного образования и обучения во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Затруднение развития дистанционного образования по сфере музыкального обучения, современное состояние и перспективы»

Затруднение развития дистанционного образования по сфере музыкального обучения, современное состояние и

перспективы

Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» были сформулированы уже достаточно давно, история возникновения и развития уже насчитывает несколько сот лет. Однако, учитывая, что дистанционное образование по сфере музыки на данном этапе выходит на новый общемировой уровень применения новых стратегий, освоения новых информационных технологий в системе дистанционного образования, поэтому возникла актуальность в осуществлении анализа данных понятий, необходимость в правильном понимании и использовании их, в глубоком изучении истории возникновения и развития дистанционного образования и обучения во всем мире.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение по музыке, информационная технология, стратегия, авторская педагогическая система

The problem of the development of distance education in the field of music education, current state and prospects

Nabieva Mukhayo Namadzhonovna Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: The concepts of "distance education" and "distance learning" have been formulated for quite a long time, the history of emergence and development already has several hundred years. However, given that distance education in the field of music at this stage is reaching a new global level of applying new strategies, mastering new information technologies in the system of distance education, therefore, there is an urgency in the analysis of these concepts, the need for a correct understanding and use of them, in deep studying the history of the emergence and development of distance education and learning around the world.

Keywords: distance education, distance learning in music, information technology, strategy, author's pedagogical system

В настоящее время разработано достаточное количество авторских педагогических систем по обучению и воспитанию детей разных возрастов и в разных направлениях по сфере музыки. Ряд авторских педагогических систем являются общепризнанными во всем мире и используются в практике педагогической деятельности. Образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Дистанционное обучение -взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий - это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.

Ключевое определение - это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся.

К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:

географическое разделение педагога и его обучающихся; применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса; отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся; обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.

Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:

1. взаимодействие учителя с учениками

2. взаимодействие учеников между собой

3. взаимодействие обучающихся со средствами обучения

Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.

«Дистанционное обучение это - целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:

1. цель;

2. содержание;

3. обучающие;

4. обучаемые;

5. методы обучения;

6. информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;

7. формы обучения;

8. материально-техническая подсистема;

9. нормативно-правовая подсистема;

10. финансово-экономическая подсистема;

11. маркетинговая подсистема;

12. идентификационно-контрольная подсистема.

При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Характерные черты дистанционного обучения:

Гибкость. Обычно обучающиеся не должны посещать регулярные занятия. Они выбирают удобное для себя время, место и темп занятий. Срок обучения определяется индивидуальными особенностями обучающегося, т.е. он определяет самостоятельно, сколько времени требуется на полное усвоение материала учебного курса, дисциплины по выбранному курсу или специальности;

Модульность. Основой программ дистанционного обучения является принцип модульности. Должна быть обеспечена адекватность каждой отдельной дисциплины либо курса содержанию определенной предметной области. Благодаря этому становится возможным формирование учебного плана с учетом индивидуальных либо групповых потребностей, основываясь на наборе независимых, но логически взаимосвязанных дисциплин и учебных курсов. Таким образом реализуется формирование практически персонифицированного учебного плана обучающегося, где будут отражены его индивидуальные предпочтения. Это является совершенно несвойственным для традиционных форм получения образования;

Параллельность. Обучение может осуществляться параллельно с иным обучением либо при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

Дальнодействие. Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса;

Асинхронность. Реализация технологии дистанционного обучения осуществляется вне зависимости от временного фактора, как как обучаемый и обучающий могут работать по удобному для себя графику/расписанию;

Массовость. Нет критичности такого параметра, как число обучаемых. У обучающихся есть доступ к разнообразным источникам информации учебного и справочного характера, в число которых входят электронные библиотеки и информационные базы данных. Предусмотрена возможность общения друг с другом, с преподавателем посредством телекоммуникационных сетей и средств связи;

Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;

Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени - и материальные условия;

Интернациональность. Внедрение дистанционного обучения оказывает положительный эффект на экспорт и импорт образовательных услуг.

Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;

Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.

Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.

В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:

подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;

поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи; основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;

достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.

Использованная литература

1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In

Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).

2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.

3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.

4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.

5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.

6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.

7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.

8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.

9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойиха ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,

10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.

11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусина" журнали. 2018, 4, 23-34.

12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ахмедова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.

13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистон композиторлари балетларининг ижтимоий ахамияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 663 LMIÜ^ei

15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.