Новаторская система обучения по сфере музыки, предмету как основа повышения эффективности педагогического процесса
Мухайё Намаджоновна Набиева Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация: Инновации по музыке возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Учитель музыки может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом учитель - музыкант обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Ключевые слова: эффективности педагогического процесса, новаторский смысл, инновации по музыке, проблемы педагогики, теория, методика, технология, инновационный процесс
Innovative system of education in the field of music, subject as the basis for improving the efficiency of the pedagogical
process
Mukhayo Namadzhonovna Nabieva Uzbekistan State Institute of Arts and Culture
Abstract: Innovations in music arise as a result of attempts to solve a traditional problem in a new way, as a result of a long process of accumulation and comprehension of facts, when a new quality is born that carries an innovative meaning. A music teacher can act as an author, developer, researcher, user and propagandist of new pedagogical technologies, theories, concepts. The management of this process by a teacher-musician provides a targeted selection, evaluation and application of the experience of colleagues or new ideas and methods proposed by science in their activities.
Keywords: effectiveness of the pedagogical process, innovative meaning, innovations in music, problems of pedagogy, theory, methodology, technology, innovation process
Как правило, инновации по музыке возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс это - мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании по музыке лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения музыкального произведения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель музыки может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом учитель - музыкант обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризация содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых
учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Инновационный процесс в сфере образования это - обновление и изменение концепций образования музыки, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.
Цель инновационного процесса в образовании музыки - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс обучающим по музыке заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.
В научной литературе различают понятия "новация" и "инновация". Новация это - именно средство (новый метод, методика, технология, программа
и т.п.), а инновация это - процесс освоения этого средства. Инновация это -целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Также следует разграничивать такие понятия, как "инновация" и "реформа".
Разработка способов решения проблем - проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.
Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания новшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различное содержание.
Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к нему, определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.
Распространение новшества может идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы, тем, кто этим занимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространения новшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться меры по их устранению.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде.
Особенности инновационных процессов в образовании проявляются в том, что часть этапов, описанных выше, не существует в деятельности, поскольку, с одной стороны, нет прямого материального воплощения предикатного типа, с другой - нет социальной организации инноваций через создание производственных структур, занимающихся непосредственно управлением и реализацией инноваций в условиях образовательного учреждения.
Инновационные процессы по музыке следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность учителя музыки характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.
Содержательная структура инновационного процесса в образовании подразделяется на следующие основные этапы: обнаружение потребности в
инновации и возникновение самой идеи данной инновации; выбор, разработка модели, программы и первое освоение инновации; широкое применение и внедрение инновации; господство инновации, когда данная инновация теряет свою «новизну»; сокращение масштабов применения инновации и ее замена более эффективной новинкой.
Организация инновационного процесса по музыке предполагает учет материально-технических и финансовых возможностей, а также экологических последствий инновационной деятельности. Вряд ли можно считать инновацию эффективной, даже при получении более высокого образовательного уровня, если данный результат был достигнут за счет здоровья учащихся и преподавателей.
Использованная литература
1. Набиева, М. Н. (2018, November). Поэтичное воплощение сказочно-легендарной темы в балете «Фархад и Соннё» Хабубиллы Рахимова. In Музыкальное искусство XXI века: проблемы и решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Vol. 5, pp. 104-106).
2. Набиева, Мухайё Намаджоновна (2018). Образ главной героини в балете "Томирис" Улугбека Мусаева. Проблемы современной науки и образования, (11 (131)), 115-117.
3. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Балеты композиторов Узбекистана в контексте развития современного хореографического искусства Востока. 2020/10/27. «Музыкальная наука в контексте культуры. музыковедение и вызовы информационной эпохи». Конференция. Стр. 505-512.
4. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Ресурсы развития балетоведения в Узбекистане. «Global science and innovations 2020: central Asia». 4(9), стр. 23 - 25.
5. Набиева, М. Н. Узбекский балет сегодня: музыкальные стили, современные направления.
6. Набиева Мухайё Намаджоновна. "Эволюция балета в творчестве узбекских композиторов". "V международный Конгресс Музыки и танца», Турция 2019. 57-58.
7. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Педагогические аспекты изучения узбекской музыкальной культуры в духовном воспитании молодого поколения (на примере воплощения образа Томирис в музыкально-сценических жанрах ... Республиканская научно-практическая концеренция "Педагогические, психологические и философские интерпретации музыкального образования"2019. 82-84.
8. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Узбекистан композиторлик мактаби дарFалари (композитор Фаттох Назаров ижодига чизгилар). "Мусина" журнали, № 1, 29-32.
9. Мухайё Намаджоновна, Набиева, "Йирик лойиха ва катта муваффакиятлар". Республиканская научно-практическая конференция. 10-14 бет,
10. Набиева, Мухайё Намаджоновна. Буюк алломалар: мусикий баFишлов. "Мозийдан садо" журнали. 3(75), 36 - 37 бет.
11. Мухайё Намаджоновна Набиева. "Мусина" журнали. 2018, 4, 23-34.
12. Хабибулла Гайбуллаевич Рахимов, Мухайё Намаджоновна Набиева, «Назира Ахмедова» монография, "Янги аср авлоди" журнали, 2016й. 168 - бет.
13. Мухайё Намаджоновна Набиева. Узбекистон композиторлари балетларининг ижтимоий ахамияти ва янгиланиш боскичлари. Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы музыкального искусства Узбекистана" 48-55 бетлар.
14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.