Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ'

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые экономические зоны / Россия / ОЭЗ «Третий полюс» / прямые инвестиции / инвестиционная инфраструктура / инвесторы / special economic zones / Russia / SEZ «Third Pole» / investment infrastructure / direct investments / investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонова Елена Анатольевна, Лопатина Наталья Дмитриевна

Последствия распространения коронавирусной инфекции и введения внешнеполитических санкций отрицательно сказываются на экономике России. Преодоление возникающих негативных эффектов предполагает, в том числе, необходимость структурной трансформации хозяйственного комплекса регионов с опорой на внутренние ресурсы. Особые экономические зоны могут стать драйверами регионального развития, способствуя раскрытию потенциала территорий и обеспечивая экономическую стабильность, занятость населения, налоговые поступления и прямые инвестиции. В настоящем исследовании рассматриваются возможности и перспективы особых экономических зон промышленно-производственного типа (на примере Курской области) в контексте поиска действенных инструментов адаптации регионов к новым экономическим реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones of industrial production type as a tool for adaptation to new economic realities

The consequences of the spread of coronavirus infection and the introduction of foreign policy sanctions have a negative impact on the Russian economy. Overcoming the emerging negative effects presupposes, among other things, the need for a structural transformation of the economic complex of the regions, relying on internal resources. Special economic zones can become drivers of regional development, helping to unlock the potential of territories and providing economic stability, employment, tax revenues and direct investment. This study examines the possibilities and prospects of special economic zones of industrial production type (using the example of the Kursk region) in the context of the search for effective tools for adapting regions to new economic realities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ»

УДК 332.122

DOI 10.31249/espr/2024.01.05

Е.А. Бессонова*, Н.Д. Лопатина**

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА

В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ К НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ

Аннотация. Последствия распространения коронавирусной инфекции и введения внешнеполитических санкций отрицательно сказываются на экономике России. Преодоление возникающих негативных эффектов предполагает, в том числе, необходимость структурной трансформации хозяйственного комплекса регионов с опорой на внутренние ресурсы. Особые экономические зоны могут стать драйверами регионального развития, способствуя раскрытию потенциала территорий и обеспечивая экономическую стабильность, занятость населения, налоговые поступления и прямые инвестиции. В настоящем исследовании рассматриваются возможности и перспективы особых экономических зон промыш-ленно-производственного типа (на примере Курской области) в контексте поиска действенных инструментов адаптации регионов к новым экономическим реалиям.

Ключевые слова: особые экономические зоны; Россия; ОЭЗ «Третий полюс»; прямые инвестиции; инвестиционная инфраструктура; инвесторы.

Для цитирования: Бессонова Е.А., Лопатина Н.Д. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа в качестве инструмента адаптации к новым экономическим реалиям // Экономические и социальные проблемы России. -2024. - № 1. - С. 78-95.

* Бессонова Елена Анатольевна, д-р э. н., профессор кафедры экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета (Курск, Россия); bessonowa_new@mail.ru

Bessonova Elena, Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Management and Audit, Southwest State University, Russia, Kursk; bessonowa_new@mail.ru

Лопатина Наталья Дмитриевна, преподаватель кафедры экономики, управления и аудита Юго-Западного государственного университета, Россия, Курск; rhtlbnjh46@rambler.ru

Lopatina Natalia, Lecturer, Department of Economics, Management and Audit, Southwest State University, Russia, Kursk; rhtlbnjh6@rambler.ru

78

E.A. Bessonova, N.D. Lopatina Special economic zones of industrial production type as a tool for adaptation to new economic realities

Abstract. The consequences of the spread of coronavirus infection and the introduction of foreign policy sanctions have a negative impact on the Russian economy. Overcoming the emerging negative effects presupposes, among other things, the need for a structural transformation of the economic complex of the regions, relying on internal resources. Special economic zones can become drivers of regional development, helping to unlock the potential of territories and providing economic stability, employment, tax revenues and direct investment. This study examines the possibilities and prospects of special economic zones of industrial production type (using the example of the Kursk region) in the context of the search for effective tools for adapting regions to new economic realities.

Keywords: special economic zones; Russia; SEZ «Third Pole»; investment infrastructure; direct investments; investors.

For citation: Bessonova E.A., Lopatina N.D. Special economic zones of industrial production type as a tool for adaptation to new economic realities // Economic and social problems of Russia. - 2024. - No. 1. - P. 78-95.

Введение

Решение современных проблем адаптации регионов к меняющимся социально-экономическим условиям требует апробации нового инструментария, позволяющего оперативно реагировать на вызовы времени, обеспечивая устойчивое развитие территорий и рост их потенциала. В этом контексте интерес представляют возможности инвестиционной инфраструктуры, а именно, территорий со специальным режимом ведения экономической деятельности - особых экономических зон (ОЭЗ), создаваемых для стимулирования регионального развития.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, на которой действует установленный законодательно особый режим ведения предпринимательской деятельности и таможенного регулирования [Федеральный закон от ... , 2005].

Обзор литературных источников позволяет сделать вывод о том, что при определении понятия особых экономических зон специалисты в качестве ключевых называют различные аспекты их деятельности. Например, Т.П. Данько рассматривает особую экономическую зону как часть единого корпоративного механизма со специфическим режимом регулирования, деятельность в которой направлена на достижение общенациональной цели. В данном определении особые экономические зоны выступают частью большого государственного механизма, который должен функционировать в соответствии с общими целями [Данько, Окрут, 1998, с. 76].

79

Е.В. Вранович отмечает, что особая экономическая зона является частью системы, отличающейся сложностью и комплексностью, а также предполагает создание благоприятных условий для сотрудничества государства и бизнеса [Вранович, 2015, с. 83]. П. Цижкович определяет особую экономическую зону с точки зрения эффектов, которые она оказывает как на региональное развитие, так и на экономику государства в целом [Ыа/агсгик, 2017, с. 260].

Таким образом, понятие особой экономической зоны представляется сложным и многогранным. В целях настоящего исследования, под особой экономической зоной будем понимать определенную на законодательном уровне территорию региона, на которой сформированы преференциальные режимы ведения бизнеса в виде налоговых и таможенных льгот для достижения целей экономического развития государства.

Особые экономические зоны могут играть значительную роль в экономике государства. Их создание способствует привлечению инвестиций на территорию региона и интенсивному росту его экономики [Кощеев, Миро-любова, 2022, с. 161]. Функционирование особых экономических зон не только стимулируют раскрытие регионального инвестиционного потенциала, но и содействует установлению социальной стабильности, повышению уровня доходов и качества жизни населения. Специальный режим ведения бизнеса на этих территориях определяет оживление предпринимательской активности, а в некоторых случаях обусловливает и структурную перестройку экономики региона [Пансков, 2018, с. 39].

Анализ отечественных и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что особые экономические зоны выступают в качестве механизма локального воздействия на экономический потенциал региона - в результате создания пространств, имеющих преимущество с точки зрения инвестиционного развития [Адигамова, Андреева, Баландина, 2017, с. 119]. В данном определении ключевое значение имеет акцент на стимулировании развития ограниченной территории, которая становится «локомотивом» раскрытия инвестиционного потенциала региона.

Создание особых экономических зон представляют собой наиболее масштабные проекты по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды деятельности на территории региона [Кабытова, Богданова, 2021, с. 194]. А.И. Татаркин рассматривает функционирование особых экономических зон через призму конкуренции и отмечает, что их главное назначение состоит в создании конкурентных преимуществ региона. При этом предусматривается конкуренция, в первую очередь, за кадры, инвестиции и бизнес [Татаркин, 2012, с. 896]. Следует отметить, что конкурентную борьбу выигрывают только те инвестиционные площадки, которые действуют эффективно в условиях глобальных вызовов современности, быстро адаптируются к новым условиям и используют передовые технические решения. В свою очередь, составляющими глобальных вызовов являются императивы устойчивого развития, изменения цепочек добавленной стои-

80

мости, стремительный промышленный прогресс, необходимость учета экологических факторов, принятие социальных и управленческих стандартов, а также распространение новых технологий, позволяющих накапливать и обрабатывать большой объем информации.

Интерес представляет и другая точка зрения, согласно которой особые экономические зоны, в том числе и промышленно-производственного типа являются драйверами экономического роста в регионах, чем предопределяют их успешное экономическое развитие [Ка2агс2ик, 2017, р. 256]. Здесь же упоминается и такой термин, как «поляризация», под которым подразумеваются экономические сдвиги в региональном развитии в связи со смещением предпринимательской и инвестиционной активности в направлении объектов инвестиционной инфраструктуры. В результате в регионах появляются лидеры экономического роста, которые позволяют не только стимулировать экономическую активность и привлекать инвестиции, но и решать иные проблемы территорий социально-экономического характера (повышение занятости и качества жизни населения, улучшение демографической ситуации, открытие и расширение новых производств, рост качества воспроизводства, внедрение инноваций и т.д.) [Исследование сценария ... , 2016, с. 44].

За восемнадцатилетний период своего существования особые экономические зоны уже показали себя как востребованный инструмент государственной поддержки бизнеса, так как совокупный объем привлеченных их резидентами инвестиций (в том числе иностранного капитала) составил свыше 955 млрд руб., количество созданных рабочих мест превысило 65 тыс., а величина уплаченных налогов достигла более 360 млрд руб. [Особые экономические ... , 2023].

Особые экономические зоны, создаваемые на территории Российской Федерации, предоставляют для бизнеса следующие преимущества (рис. 1).

В современных условиях поддержка развития экономики региона посредством рассматриваемого инструмента чрезвычайно важна, так как внешнеэкономическое давление и последствия пандемии новой коронави-русной инфекции отрицательно сказались на состоянии и динамике хозяйственного комплекса страны. В результате возникла необходимость в структурной трансформации экономики регионов с опорой на внутренние ресурсы и капитал [Особые экономические зоны России ... , 2019]. Особые экономические зоны представляют собой эффективный механизм перезапуска инвестиционного цикла с уже законодательно урегулированными преференциальными режимами, позволяющий перейти к стадии роста отечественной промышленности, а также к расширению импортозамеще-ния и внедрения инноваций и новых технологий в российское производство [Лопатина, 2022, с. 195].

81

■ _____

Налоговые льготы н

таможенные Сниженные цены на

преференции аренду и выкуп земли

Г Г*_

Помошь и

Минимальные сопровождение

административные инвестиционного

барьеры проекта со стороны

УК

Рис. 1. Общие преимущества особых экономических зон в Российской Федерации Источник: [Божко, 2012, с. 23].

Ключевые характеристики особых экономических зон

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны (ОЭЗ) четырех типов:

- ОЭЗ промышленно-производственного типа;

- ОЭЗ технико-внедренческого типа;

- ОЭЗ туристско-внедренческого типа;

- портовые ОЭЗ.

Регионы Российской Федерации проявляют большой интерес к функционированию особых экономических зон, с учетом возможного типа их реализации и регионального потенциала в 2023 г. (табл. 1).

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что особые экономические зоны промышленно-производственного типа являются одними из наиболее распространенных и одновременно наиболее действенными с точки зрения привлечения инвестиций в регионы. При этом большинство из них сосредоточено в западной части России (рис. 2).

82

Таблица 1

Основные характеристики типов особых экономических зон, создаваемых на территории Российской Федерации*

Тип ОЭЗ Цель создания Кол-во созданных рабочих мест, тысяч Кол-во резидентов Объем привлеченных инвестиций, млрд. руб.

Промышленно-производственный Производство и переработка товаров 26,7 354 компании 441

Технико-внедренческий Развитие инновационной деятельности в целях создания научно-технической продукции 28,6 516 компании 348,9

Туристско-внедренческий Оказание услуг в сфере туризма >1 101 компания 19,6

Портовые Судостроительная и судоремонтная деятельность, оказание логистических услуг, создание базы для новых транспортных маршрутов 0,39 48 компаний 12,2

*Источник: составлено авторами по данным [Особые экономические ... ,

2023].

Рис. 2. Карта расположения особых экономических зон промышленно-производственного типа на территории Российской Федерации Источник: [Бизнес-навигатор по особым ... , 2022, с. 36].

83

Изучение налоговых льгот, действующих в особых экономических зонах, свидетельствует об их существенном различии, в том числе на федеральном и региональном уровнях регулирования (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые льготы, действующие в особых экономических зонах

различного типа, %*

Тип ОЭЗ Налог на прибыль организации Налог на добавленную стоимость Налог на имущество организаций Земельный налог Транспортный налог, руб.

Федеральный бюджет Региональный бюджет

Промышленно-производственный 2 0-13,5 На срок, установленный субъектом РФ 20 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 10 лет

Технико-внедренческий 2 0-13,5 На срок, установленный субъектом РФ 20 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 10 лет

Туристско-внедренческий 2 13,5 На срок, установленный субъектом РФ 20 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 5 лет От 1 до 250

Портовые 2 0 На срок, установленный субъектом РФ 20 (0 между резидентами внутри портовой ОЭЗ) 0 на срок до 10 лет 0 на срок до 15 лет 0 на срок до 10 лет

Территория Российской Федерации 3 17 20 2,2 1,5 От 1 до 500

*Источник: составлено авторами по данным [Бизнес-навигатор по особым ... , 2022, с. 23].

Тем не менее, если сравнивать их с общеправовым режимом, функционирующим на территории Российской Федерации, то можно говорить о том, что бизнес в ОЭЗ имеет значительные преимущества.

Особенности особых экономических зон промышленно-производственного типа

Для ОЭЗ промышленно-производственного типа характерно преобладание промышленных предприятий, наличие развитой энергетической и транспортной инфраструктуры, а также природных ресурсов для осуществления финансово-хозяйственной деятельности [Лопатина, 2022, с. 198].

84

ОЭЗ промышленно-производственного типа предполагают отступление от традиционного пути развития экономики региона. В классическом варианте прогресс распространяется от центральных, более развитых районов к периферии. Рассматриваемые объекты инвестиционной инфраструктуры создаются в отдаленных от экономического центра региона местах, что предполагает обратное поступательное движение - от периферии к центру. На наш взгляд, данный процесс позволяет достаточно оперативно и эффективно нивелировать социально-экономические диспропорции между разными территориями, так как на практике высокие темпы роста экономических центров региона не сопровождаются ускоренным развитием до их уровня периферии. Тогда как «экономические вспышки» в отдаленных районах, без сомнения, стимулируют выравнивание экономического ландшафта.

Наиболее значимыми факторами успешности с точки зрения привлечения инвестиций в ОЭЗ промышленно-производственного типа являются следующие [Зименков, 2005, с. 98]:

• развитая промышленная инфраструктура;

• наличие налоговых льгот и регулятивной инфраструктуры;

• наличие профессиональных управленческих команд и процедур, обеспечивающих упрощение и рациональное использование ресурсов в ходе реализации инвестиционного проекта;

• развитость нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту прав и законных интересов инвестора;

• доступность информации о результатах функционирования и воздействия на экономику.

Анализ региональных налоговых льгот для резидентов ОЭЗ про-мышленно-производственного типа в ряде регионов свидетельствуют о том, что субъекты Российской Федерации стараются создать наиболее благоприятные условия для привлечения инвесторов (табл. 3).

На наш взгляд, в условиях новых социально-экономических реалий ОЭЗ промышленно-производственного типа позволяют раскрыть внутренний потенциал российской экономики: мобилизовать и использовать с максимальной выгодой имеющиеся ресурсы, а также настроить преференции для инвесторов с учетом региональной специфики. Особый научно-практический интерес представляет изучение способов адаптации деятельности ОЭЗ промышленно-производственного типа к высокой конкуренции на быстро меняющемся рынке инвестиций.

В настоящей работе на примере Курской области рассматриваются перспективы развития такой ОЭЗ. Следует при этом отметить, что налоговые льготы в данном регионе являются не самыми привлекательными (табл. 3). Однако, учитывая ресурсный, энергетический, трудовой и логистический потенциал территории, привлечение инвестиций в Курскую область представляет собой хоть и достаточно трудную, но решаемую задачу.

85

Таблица 3

Региональные налоговые льготы для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа в субъектах Российской Федерации, %*

Наименование региона Налог на прибыль Налог на имущество Земельный налог Транспортный налог

Астраханская область 0 на 10 лет 8 с 10-го года 0 на 12 лет 0 на 5 лет 0 на 12 лет

Владимирская область 0 на 7 лет 5 на 8-12 лет 13,5 с 12-го года 0 на 10 лет 0 на 5 лет 0 на 10 лет

Курская область 2 на 5 лет 6 на 610 лет 15,5 с 11-го года 0 на 10 лет 0 на 5 лет 0 на 10 лет

г. Москва 0 до 31.12.2028 5 до 31.12.2032 12,5 с 01.01.2033 0 на 10 лет 0 на 10 лет 0 на 10 лет

Нижегородская область 0 на 5 лет 3 на 6-10 лет 12,5 с 11-го года 0 на 10 лет 0 на 5 лет 0 на 10 лет

Республика Татарстан 0 на 5 лет 5 на 6-10 лет 13 с 10-го года (до 2055 г.) 0 на 10 лет 0 на 10 лет 0 на 10 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Бурятия 13,5 на 10 лет 0 на 10 лет 0,02 от 3 до 15 лет 0 на 5 лет

Новгородская область 0 на 5 лет 5 на 6-10 лет 13,5 с 11-го года 0 на 10 лет 0 на 5 лет 0 на 10 лет

*Источник: составлено авторами по данным [Бизнес-навигатор по особым . , 2022, с. 46].

Перспективы развития особой экономической зоны в Курской области

В Курской области зарегистрирована ОЭЗ промышленно-производ-ственного типа «Третий полюс», срок действия специального режима на территории которой составляет 49 лет. ОЭЗ создана в целях развития обрабатывающих отраслей за счет строительства современных комплексов, способных обеспечить производство высокотехнологичной продукции глубокой промышленной переработки. ОЭЗ «Третий полюс» располагается на территории двух муниципальных образований: город Железногорск и Железногорский район. В нее входят 22 земельных участка, общая площадь которых составляет более 245 га [Особая экономическая зона ... , 2023].

86

В ОЭЗ «Третий полюс» в своей структуре имеет три якорных резидента1 :

• ООО «Михайловский ГБЖ» 2;

• ООО «Передовые технологии машиностроения»;

• ООО «Железногорский завод РТИ3».

Якорные резиденты - ключевая фигура ОЭЗ. Как правило, они представляют собой наиболее крупные предприятия, которые внутри объекта инвестиционной инфраструктуры являются центром притяжения и объединения резидентов.

Правительством Курской области обозначены показатели, которые должна достичь ОЭЗ «Третий полюс» к 2031 г. Так, планируемый объем инвестиций резидентов должен составить более 39 млн руб., а количество созданных рабочих мест - 598 [ОЭЗ «Третий полюс» ... , 2023]. За прошедшие годы динамика развития ОЭЗ «Третий полюс» являлась положительной, поэтому в сентябре 2023 г. было объявлено о расширении ее площади для новых инвестиционных объектов [Особая экономическая зона ... , 2023].

Заявки на вступление в ОЭЗ «Третий полюс» готовят два резидента, реализация инвестиционных проектов которых позволит привлечь более 68 млн руб. и создать более 700 рабочих мест. Иными словами, запланированный к 2031 г. показатель может быть перевыполнен, что будет свидетельствовать об эффективности ОЭЗ «Третий полюс» в качестве инструмента улучшения инвестиционного климата Курской области.

В перспективе речь идет о дальнейшем расширении территории рассматриваемой ОЭЗ. Однако анализ информации портала АО «Корпорация развития Курской области», которая осуществляет полномочия управляющей компании в отношении ОЭЗ «Третий полюс», позволил прийти к выводу о том, что, несмотря на интерес инвесторов к данному объекту инвестиционной инфраструктуры, не все земельные участки, входящие в ее состав, являются на сегодняшний день востребованными (табл. 4).

Обзор данных таблицы 4 позволяет говорить о том, что перечень невостребованных участков является весьма внушительным. Из этого следует вывод о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на привлечение инвесторов к экономической деятельности на территории

1 Якорный резидент - резидент, который в своей деятельности не применяет упрощенную систему налогообложения и занимает большую часть территории объекта инвестиционной инфраструктуры, а также имеет высокие показатели прибыли, операционной эффективности и налоговых поступлений в общей массе резидентов, находящихся на данной территории.

2 Предприятие по производству горячебрикетированного железа по технологии прямого восстановления. - Прим. ред.

3 Завод резинотехнических изделий. - Прим. ред.

87

ОЭЗ «Третий полюс». Для этого следует оценить проблемы, которые препятствуют увеличению количества ее резидентов.

Таблица 4

Перечень невостребованных земельных участков ОЭЗ «Третий полюс»*

Кадастровый номер Статус Адрес Кадастровая стоимость, тыс. руб. Площадь, м2 Категория земель

46:30:000050:1481 Временный г. Железногорск, проезд Киевский 23 897,5 82992 Земли населенных пунктов

46:30:000050:76 Ранее учтенный г. Железногорск, мкр Промпло-щадка 5, проезд Киевский, д. 6 5345,5 13493,12 Земли населенных пунктов

46:06:000000:105 Ранее учтенный Железногорский р-н 1538,2 1046400 Для сельскохозяйственного производства

46:30:000050:1714 Ранее учтенный Железногорский р-н 32363,5 107749 Производственная деятельность

46:30:000053:485 Учтенный г. Железногорск, мкр Промпло-щадка-7, участок № 2/2 3526,3 8656 Производственная деятельность

46:30:000050:1230 Временный г. Железногорск, мкр Промпло-щадка-5 4585,9 11595 Производственная деятельность

*Источник: составлено авторами по данным [Особая экономическая зона . , 2023].

В числе основных рисков развития ОЭЗ «Третий полюс» в Курской области эксперты называют сложности в поиске инвесторов и влияние находящегося в ней крупного холдинга. Так, независимый аналитик Л. Хаза-нов в качестве ключевой проблемы рассматриваемой ОЭЗ обозначил высокую конкуренцию за инвесторов. Несмотря на удобство ее географического положения, существует большое количество ОЭЗ и индустриальных парков, предоставляющих аналогичные условия для ведения бизнеса. Например, в России функционируют частные ОЭЗ1, преимуществом кото-

1 Первая из них - «Квадрат Ступино» - создана в 2015 г. - Прим. ред.

88

рых является гибкость органов управления при работе с инвесторами. При этом они предоставляют такие же льготы, что и государственные особые экономическими зонами. Но в современных экономических условиях даже они не всегда заполнены резидентами [Эксперты - о новой Курской ... , 2022].

Аналитик А. Антонов отмечает, что ситуация, сложившаяся вокруг ОЭЗ «Третий полюс», является нестандартной, что обусловлено целью ее создания для организации новых производств, подразумевающей возникновение новых мощностей, а также объектов инфраструктуры. Тем самым формируются реальные условия для появления отраслей, которые не получили развития в регионе в силу исторически сложившегося дисбаланса в его хозяйственном комплексе. В отношении моногорода Железногорск Курской области это еще и диверсификация экономики муниципального образования, а в некоторых случаях - и всего региона. На территории Же-лезногорска главным бенефициаром создания ОЭЗ «Третий полюс» является градообразующее предприятие АО «Михайловский ГОК им. А.В. Ва-ричева», которое выступает в качестве якорного резидента. Вклад прочих инвесторов пока не превышает десятой части инвестиционного вклада данного предприятия. В этой связи создание ОЭЗ «Третий полюс» в Курской области похоже на механизм субсидирования АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева» путем предоставления льгот и снижения налоговых ставок на ведение деятельности [Эксперты - о новой Курской ... , 2022]. В свою очередь, это отпугивает других потенциальных инвесторов.

Специалист консалтинговой фирмы А. Столяров в качестве еще одного важного направления отметил риск недостаточного внимания инвесторов к принимаемым обязательствам и отчетности. Подчеркнуто, что в результате их неправильного или некорректного выполнения у резидентов возникают дополнительные издержки [Курские заводы идут ... , 2021].

В октябре 2023 г. представителями регионального отделения «Деловой России» в Курской области был проведен круглый стол «Битва за инвестиции: состояние инвестиционного климата в регионе», посвященный вопросам улучшения инвестиционного климата региона. В качестве основных проблем Курской области были названы отсутствие системного подхода к данной теме и низкий уровень информированности потенциальных инвесторов о существующих мерах поддержки. Отмечено, что в условиях настоящего приграничного положения Курской области поддержание ее инвестиционной привлекательности значительно усложнилось. В этой связи актуален поиск инструментов, которые будут полезны отечественным предпринимателям в конкретных обстоятельствах [Курские делорос-сы организовали ... , 2023].

По нашему мнению, для улучшение инвестиционного климата Курской области следует обратиться к опыту лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России (табл. 5).

89

Таблица 5

Динамика частных инвестиций в ОЭЗ промышленно-производственного типа (внебюджетные инвестиции резидентов)

в 2019-2022 гг.*

Наименование ОЭЗ Привлеченные инвестиции, млрд руб. Прирост в 2021 г. по сравнению с 2019 г., млн руб. Темп роста 2019-2022, %

2019 г. 2020 г. 2021 г.

«Липецк» Липецкая область 65 935 70 688 82 903 16 968 125,73

«Алабуга» Республика Татарстан 134 691 144 931 154 329 119 638 114,58

«Моглино» Псковская область 3579 7813 11 167 7588 312,01

«Ульяновск» Ульяновская область 2663 4799 10 238 7570 384,45

«Калуга» Калужская область 26 556 32670 52 884 26 328 199,14

*Источник: составлено авторами по данным [Бизнес-навигатор по особым ... , 2022, с. 134].

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что динамика роста частных инвестиций в перечисленных ОЭЗ положительна. В этой связи меры, связанные с привлечением инвестиций, можно считать эффективными.

Нами были проанализированы направления деятельности управляющих компаний ОЭЗ, которые по итогам 2022 г. заняли лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности ОЭЗ России (табл. 6). Обобщение данных и сравнение их с видами работ управляющей компании в ОЭЗ Курской области (АО «Корпорация развития Курской области») позволило прийти к следующим выводам.

Расширение услуг, оказываемых управляющими компаниями ОЭЗ, представляется наиболее перспективным направлением, так как это позволяет инвесторам более оперативно и качественно подойти к реализации своих проектных идей, а также повысить их лояльность к региону.

90

Таблица 6

Данные об услугах, предоставляемых управляющими компаниями

ОЭЗ1*

Наименование и местоположение ОЭЗ ППТ

«Липецк» Липецкая область «Алабуга» Республика Татарстан «Моглино» Псковская область «Ульяновск» Ульяновская область «Алга» Республика Башкортостан «Третий полюс» Курская область

Услуги, оказываемые УК ОЭЗ ППТ

Технологические услуги Финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству Технологические услуги

Образовательные и тренинговые услуги Консультационные услуги по юридическим вопросам Образовательные и тренинговые услуги Подбор площадок в целях реализации инвестиционного проекта

Обслуживание объектов благоустройства Организация взаимодействия с ресурсо- снабжающими и регулирующими организациями

Финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству Консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью и управления предприятием Финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству Подбор оптимального комплекса мер государственной поддержки, содействие по включению в федеральные и региональные программы поддержки инвестиций и развития

Эксплуатация и обслуживание объектов инженерной инфраструктуры Содействие в привлечении финансовых ресурсов: Фондов прямых инвестиций, Семейных офисов, Венчурных фондов, Институтов развития РФ, Финансово-кредитных учреждений

Технологическое присоединение к системам жизнеобеспечения Консультационная поддержка на всех этапах реализации инвестиционного проекта

1 Цветом отмечены те услуги, которые АО «Корпорация развития Курской области» не предоставляются.

91

Продолжение табл. 6

Наименование и местоположение ОЭЗ ППТ

«Липецк» «Алабуга» «Моглино» «Ульяновск» «Алга» «Третий полюс»

Липецкая Республика Псковская Ульяновская Республика Курская область

область Татарстан область область Башкортостан

Консульта- Формирование опти-

ционные услуги мальной структуры

Услуги строительного контроля (технического надзора) Маркетинговые исследования по вопросам управления коммерческой дея- инвестиционного проекта, выработке наиболее эффектив-

тельностью и ной проектной стра-

управления тегии

предприятием

Инжиниринговые услуги Создание оптималь-

Подбор площадок ной структуры финансирования,

Маркетинговые исследования в целях реализации ин- построение системы управления рисками

вестиционного проекта и другим

проекта аспектам реализации

Консульта- Консульта- инвестиционных

ционные ционные услуги проектов

услуги по по вопросам

вопросам управления ком-

Услуги в сфере управления управления Консульта- мерческой дея-

интеллектуальной собственностью коммерческой дея- ционные услуги тельностью и управления

тельностью предприятием

и управле-

ния пред-

приятием

*Источник: составлено авторами по данным [ОЭЗ «Третий полюс» ... , 2023; ОЭЗ «Липецк» ... , 2023; ОЭЗ «Алабуга» ... , 2023; ОЭЗ «Моглино» ... , 2023; ПОЭЗ «Ульяновск» ... , 2023; ОЭЗ «Алга» ... , 2023]

На наш взгляд, перечень услуг, предоставляемых АО «Корпорация развития Курской области» на территории ОЭЗ «Третий полюс», должен быть расширен за счет следующих:

• образовательные и тренинговые услуги;

• консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью и управления предприятием;

• финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству;

• обслуживание объектов благоустройства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• эксплуатация и обслуживание объектов инженерной инфраструктуры;

• услуги строительного контроля (технического надзора);

• маркетинговые исследования;

• разработка бизнес-планов;

• услуги в сфере управления интеллектуальной собственностью.

92

Мы также считаем, что для привлечения инвесторов в ОЭЗ «Третий полюс» следует предпринять дополнительные действия, направленные на улучшение информирования предпринимательского сообщества о мерах поддержки инвесторов в Курской области, в том числе следующие:

• разработка сайта ОЭЗ «Третий полюс»;

• ежеквартальная рассылка на адреса электронной почты предпринимателей информации о последних новостях ОЭЗ «Третий полюс» и о мерах поддержки инвесторов в Курской области;

• регулярное проведение (два раза в год) круглых столов и семинаров, посвященных вопросам улучшения инвестиционного климата в Курской области с участием потенциальных инвесторов;

• создание в социальных сетях сообществ и страниц в целях повышения информированности заинтересованных лиц деятельностью ОЭЗ «Третий полюс»;

• размещение на официальных страницах министерств и ведомств в сети Интернет информации, направленной на популяризацию ОЭЗ «Третий полюс»;

• участие управляющей компании ОЭЗ «Третий полюс» в представительских мероприятиях на региональном и всероссийском уровнях;

• разработка памяток по порядку действий инвестора на разных этапах реализации проекта;

• организация и внедрение образовательной платформы для потенциальных инвесторов и поддержки бизнеса.

Кроме того, в качестве совершенствования государственного управления в ОЭЗ «Третий полюс» можно предложить перевод в электронный вид большинства услуг, оказываемых инвесторам (в том числе на портал государственных услуг Российской Федерации), а также регламентацию на региональном уровне порядка взаимодействия инвесторов и представителей органов власти с акцентом на уменьшение сроков получения необходимых документов.

Заключение

Особые экономические зоны в России могут и должны стать катализатором развития промышленности, привлечения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест и повышения качества жизни населения. В данном контексте налаживание эффективной коммуникации между инвесторами и ответственными представителями региона является приоритетной задачей, решение которой способствует привлечению частных инвестиций в ОЭЗ. Кроме того, ОЭЗ, которые не входят в рейтинг лидирующих, должны взять на вооружение успешный опыт коллег из других регионов и использовать те инструменты привлечения инвесторов, которые показали и доказали свою эффективность.

93

Сделанные на основе проведенного анализа выводы позволяют предположить, что расширение списка предоставляемых управляющими компания услуг (в том числе консалтинговых, предоставления отчетности и др.) будет способствовать привлечению новых инвесторов в Курскую область, а также адаптации ОЭЗ «Третий полюс» к новым социально-экономическим реалиям. Дополнительными направлениями улучшения инвестиционного климата региона может стать расширение способов информирования представителей бизнеса о мерах поддержки и существующего их перечня.

Список литературы

1. Адигамова Ф.Ф., Андреева М.Ю., Баландина А.С. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт : монография. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 287 с.

2. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2022. - Москва : АКИТ РФ, 2022. - Выпуск 6 / Д.А. Гуляева, И.Е. Гусев, Е.А. Баскакова, М.М. Бухарова, Е.А. Князева, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.К. Мальбахов, Е.А. Парамзина, А.П. Семенов, А.В. Шпиленко ; редакционная коллегия: А.В. Шпиленко (ответственный редактор), А.Н. Козловский ; Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России. -253 с.

3. Божко Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1. - С. 23-26.

4. Вранович Е.В. Инвестиции в особые экономические зоны как механизм привлечения венчурного капитала // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 83-89.

5. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве : учеб. пособие. - Москва : Изд. дом «ИНФРА-М», 1998. - 168 с.

6. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. - Москва : Юнити, 2005. - 224 с.

7. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе территории опережающего развития / В.К. Севек, Х.Б. Бадарчи, Р.М. Севек, Ч.С. Манчык-Сат, А.Э. Чульдум // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - С. 44-57.

8. Кабытова Л.Б., Богданова О.А. ОЭЗ в системе эффективного экономического развития регионов РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия Экономика и менеджмент. - 2021. - Т. 15, № 2. -С. 194-201.

9. Кощеев Д.А., Миролюбова Т.В. Оценка взаимовлияния региона и индустриального кластера: системно-пространственный подход // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. - 2022. - Т. 17, № 2. - С. 161-184.

10. Курские делороссы организовали круглый стол по состоянию инвестклимата региона // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». - 2023. - 02.10. - URL: https://deloros.ru/press-centr/novosti/novosti-regionov/kurskaya-oblast/kurskie-delorossy-organizovali-kruglyy-stol-po-sostoyaniyu-investklimata-regiona-v-kurskoy-oblasti-p/ (дата обращения: 06.10.2023).

11. Курские заводы идут в зону экономии // Коммерсант. - 2021. - 15.09. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4987443 (дата обращения: 06.10.2023).

12. Лопатина Н. Д. Развитие инвестиционного потенциала региональной экономики в свете открытого информационного пространства. Умаровские чтения - 2022 [Текст] : мате-

94

риалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Махачкала : АЛЕФ, 2022. - С. 195-200.

13. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Третий полюс» // Инвестиционный портал Курской области. - 2023. - URL: https://kurskoblinvest.ru/ osobaya-ekonomicheskaya-zona-promyshlenno-proizvodstvennogo-tipa-tretij-poljus/ (дата обращения: 29.10.2023).

14. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации. - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 03.11.2023).

15. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения / Ниязбеко-ва Ш.У., Назаренко О.В., Буневич К.Г., Иванова О.С. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2019. - № 2(47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/osobye-ekonomicheskie-zony-rossii-analiz-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 06.11.2023).

16. ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан // Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга». - 2023. -URL: https://alabuga.ru/ru/ (дата обращения: 06.11.2023).

17. ОЭЗ «Алга» // Официальный сайт ОЭЗ «Алга». - 2023. - URL: https://oezalga.ru/ (дата обращения: 06.10.2023).

18. ОЭЗ «Липецк» // Официальный сайт ОЭЗ «Липецк». - 2023. - URL: https://sezlipetsk.ru/ (дата обращения: 06.10.2023).

19. ОЭЗ «Моглино» // Официальный сайт ОЭЗ «Моглино». - 2023. - URL: https:// www.moglino.ru/ (дата обращения: 06.10.2023).

20. ОЭЗ «Третий полюс» // АО «Корпорация развития Курской области». - 2023. - URL: https://www.kursk.in/third_pole (дата обращения: 12.10.2023).

21. Пансков В.Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - № 6. - С. 39-53.

22. ПОЭЗ «Ульяновск» // Официальный сайт ПОЭЗ «Ульяновск». - 2023. - URL: https:// ulsez.com/ (дата обращения: 06.10.2023).

23. Татаркин А.И. Проблемы экономической и политической целостности постсоветского пространства // Региональные проблемы преобразования экономики: международное сотрудничество и межрегиональная интеграция : материалы Первого международного форума. - Москва : Перо, 2012. - 1320 с.

24. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30. - ст. 3127.

25. Эксперты - о новой Курской экономзоне с ожидаемыми вложениями в 39 млрд. // РБК. -2022. - 14.02. - URL: https://chr.rbc.ru/chr/freenews/620a49899a7947834e245998 (дата обращения: 06.10.2023).

26. Nazarczuk, J.M. Do operations in SEZs improve a firm's productivity? Evidence from Poland // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. - 2017. - Vol. 4, N 10. - Р. 256-264.

Статья получена: 12.11.2023 Одобрена к публикации: 03.12.2023

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.