ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
И. В. ПЕРЕДКОВА
Основной целью данной статьи является раскрытие основных элементов организационно-экономического механизма формирования особой экономической зоны в современной России, для достижения которой применялся системный подход. Это позволило охарактеризовать цели и задачи формирования особых экономических зон в современных условиях, принципы, базовые условия, а также необходимые ресурсы. В заключении сделан вывод о наличии ряда проблем, сдерживающих развитие особых экономических зон на территории России, в частности, финансово-экономического, институционального, производственного и управленческого характера.
Ключевые слова: особая экономическая зона, механизм.
В России предпосылки создания территорий с особым экономическим статусом появились еще в начале 90-х гг. XX в. Данные попытки к успеху не привели, что было связано, прежде всего, с отсутствием четкой концепции, нормативно-правовой базы, а также понимания основных целей и задач. Из 18 зон, созданных к 1998 г., фактически действовало лишь две. Неэффективность их деятельности послужила основной причиной пересмотра механизма создания и развития территорий с особым экономическим статусом в России. В связи с чем, был принят Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с данным законом под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [3].
Выделение данных территорий в особую экономическую группу способствует быстрому продвижению инновационных продуктов на рынок, а также удовлетворению запросов потребителей. В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность четыре типа особых экономических зон:
- промышленные (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Моглино», ОЭЗ «Титановая Долина», ОЭЗ «Людиново»), территория которых расположена в главных индустриальных областях страны. Главные особенности этих зон - близость к материально-сырьевой
базе для производства, свободный доступ к инфраструктуре и главным транспортным магистралям;
- технологические (ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Иннополис») предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств;
- туристические (ОЭЗ «Алтайская Долина», ОЭЗ «Байкальская гавань», ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала») создаются для повышения конкурентоспособности туристической и другой деятельности в сфере туризма, для развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности при организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов;
- логистические (ОЭЗ «Ульяновск-Восточный», ОЭЗ «Советская гавань») создаются для привлечения инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, производства морских, речных и воздушных судов на территории зон.
Каждый тип вышеобозначенных зон имеет свои специфические черты и характеристики, основные из которых сведем в таблицу 1.
Таблица 1
Краткая характеристика особых экономических зон
Показатели Виды особых экономических зон
Промышленные Технологические Логистические Туристические
Разрешенные виды деятельности Проекты в сфере производства и логистической деятельности - Проекты в сфере создания, производства и реализации научно-технической продукции, оказания услуг по внедрению и обслуживанию программ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем; - проекты по предоставлению резидентам ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры - Строительство/реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры морских портов, речных портов или аэропорта; - ведение производственно-логистической деятельности; - создание предприятий по производству, ремонту, техническому обслуживанию, модернизации морских и речных судов, авиационной техники; - создание предприятий по переработке водных биологических ресурсов и др. Проекты в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации объектов туристической индустрии, объектов санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и иных видов туристической деятельности; Проекты в сфере по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других при-родно-лечебных ресурсов, их добыче и использованию, промышленному розливу минеральных вод
Срок действия 49 лет 49 лет 49 лет 49 лет
Льготные условия 1. Налоговые льготы: - налог на прибыль- 2-15 % (в зависимости от региона ОЭЗ); - налог на имущество - 0 % (на 10 лет); - земельный налог - 0 % (на 5 лет); - транспортный налог - 0 % (на срок от 510 лет); 2. Иные льготы: - льготные условия по аренде/выкупу земельных участков; - отсутствие платы за техническое присоединение к инженерным сетям; - резидентам разрешено ведение технико-внедренческой деятельности при заключении соответствующего соглашения с представлением дополнительных льгот по отчислениям во внебюджетные фонды (снижение отчислений с 34 % до 14 % в части персонала, занятого в технологической деятельности); 1. Налоговые льготы: - налог на прибыль- 2-15 % (в зависимости от региона ОЭЗ); - налог на имущество - 0 % (на 10 лет); - земельный налог - 0 % (на 5 лет); 2. Льготы по от- 1. Налоговые льготы: - налог на прибыль - 2-15 % (в зависимости от региона ОЭЗ); - налог на имущество - 0 % (на 10 лет); - земельный налог - 0 % (на 5 лет); - транспортный налог - 0 % (на срок от 510 лет); 2. Иные льготы: - льготные условия по аренде/выкупу земельных участков; - отсутствие платы за техническое присоединение к инженерным сетям 1. Налоговые льготы: - налог на прибыль - 2-15 % (в зависимости от региона ОЭЗ); - налог на имущество - 0 % (на 10 лет); - земельный налог - 0 % (на 5 лет); 2. Льготы по от-
числениям во внебюджетные фонды: - 14 % до 2017 г.; - 21 % в 2018 г.; - 28 % в 2019 г. - Иные льготы: - льготные условия по аренде/выкупу земельных участков; - льготные условия по аренде офисно-лабораторных помещений; - отсутствие платы за техническое присоединение к инженерным сетям числениям во внебюджетные фонды: - 14% до 2017 г.; - 21 % в 2018 г.; - 28 % в 2019 г. 3. Иные льготы: - льготные условия по аренде/выкупу земельных участков; - отсутствие платы за техническое присоединение к инженерным сетям
Показатели Виды особых экономических зон
Промышленные Технологические Логистические Туристические
3. Особый таможенный 3. Особый таможенный 3. Особый таможенный
режим (таможенная про- режим (таможенная про- режим (таможенная про-
цедура «свободной таможенной зоны» цедура «свободной таможенной зоны» цедура «свободной таможенной зоны»
Наличие объектов жилищного фонда Не допускается Не допускается Не допускается Допускается
Земельные отношения Создаются только на земельных участках государственной и муниципальной собственности Создаются только на земельных участках государственной и муниципальной собственности Создаются только на земельных участках государственной и муниципальной собственности Создаются только на земельных участках государственной, муниципальной и частной собственности
Требования к инвестициям Капитальные вложения в сумме не менее 120 млн руб. (исключая нематериальные активы) в течение 3 лет со дня заключения Соглашения о ведении деятельности Минимальные требования отсутствуют Объем инвестиций не менее 400 млн руб. при строительстве и 120 млн. рублей при реконструкции объектов портовой инфраструктуры Минимальные требования отсутствуют
Организационно-экономический механизм формирования особых экономических зон включает в себя несколько элементов. Рассмотрим их более подробно (рис. 1).
Особые экономические зоны создаются на земельных участках, которые находятся в государственной, а также муниципальной собственности, имеющие свои принципы и цели создания.
При создании территории с особым экономическим статусом государство преследует следующие цели: привлечение внутренних и внешних инвестиций; экономическое развитие региона и страны в целом; расширение внешнеторговых связей региона; развития инновационной и транспортной инфраструктуры и т. д.
В дополнение к этим целям и причинам создания особых экономических зон можно назвать следующие основные задачи:
1) получение иностранной валюты за счет промышленного экспорта;
2) рост занятости населения региона и страны в целом;
3) превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Анализ нормативно-правовых источников и специальной литературы позволил выделить следующие основные принципы формирования и функционирования особых экономических зон в России выступают следующие [1]:
- ОЭЗ является частью государственной территории страны;
- единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- заинтересованность в реализации крупных инвестиционных проектов (льготное налогообложение, таможенные преимущества, снижение срока окупаемости проектов);
- крупномасштабность реализуемых инвестиционных проектов.
Одним из основных условий формирования особых экономических зон является право собственности на земельные участки. Так, ОЭЗ создаются на земельных участках, которые находятся в государственной, а также муниципальной собственности. Они не могут находиться на территории сразу нескольких муниципальных образований и не должны полностью включать в себя всю территорию административного образования. Также на территории ОЭЗ запрещается размещение объектов жилищного фонда (данные требования не распространяются на туристические ОЭЗ), добыча и переработка полезных ископаемых, металлургическое производство, лом черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) [3]. Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Одним из основных аспектов является размер территории, на которой будет располагаться особая экономическая зона. Выбранная территория должна не препятствовать расширению, а также не снижать эффективность развития. Размер зоны зависит от вида деятельности и стратегии экономического развития, осуществляемого в ОЭЗ.
На момент создания особой экономической зоны, земельные участки, которые образуют данную территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц
(для технико- внедренческих ОЭЗ - кроме образовательных и научно-исследовательских учреждений) за исключением земельных участков, которые представлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.
Одним из основных моментов успешного функционирования ОЭЗ является набор налоговых, финансовых и таможенных льгот, предоставляемых инвесторам: отсутствие платы за техническое присоединение к инженерным сетям; освобождение от таких налогов как НДС, налог на имущество, земельных налог, транспортный налог и др.; предоставление льготных кредитов; снижение таможенных налогов; действует режим свободной таможенной зоны и др.
Таким образом, потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания ОЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ.
В Российской Федерации создание территорий с особым экономическим статусом требует огромных затрат на поддержку и развитие инфраструктуры, производства. Большинство денежных средств ОЭЗ получают за счет привлечения местного и иностранного капитала, а также государственного бюджета.
ЦЕЛИ
ЗАДАЧИ
ПРИНЦИПЫ
- привлечение внутренних и внешних инвестиций;
- экономическое развитие региона и страны в целом;
- расширение внешнеторговых связей региона;
- развития инновационной и транспортной инфраструктуры; и т.д.
- получение иностранной валюты за счет промышленного экспорта;
- рост занятости населения региона и страны в целом;
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста
— ОЭЗ является частью государственной территории страны;
— единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
— заинтересованность в реализации крупных инвестиционных проектов (льготное налогообложение, таможенные преимущества, снижения срока окупаемости проектов);
— крупномасштабность реализуемых инвестиционных проектов
- средства государственного бюджета;
- средства частных инвесторов;
- иностранный капитал
ОШ
Рис. 1. Основные элементы организационно-экономического механизма формирования ОЭЗ в современной России
Однако, на сегодняшний момент, несмотря на положительные аспекты функционирования ОЭЗ, существует множество проблем, которые сдерживают их развитие и рост особых экономических зон на территории России. Исследование показало, что основные проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах России условно можно поделить на четыре группы:
финансово-экономические, институциональные, производственные, управленческие (табл. 2).
В целом решение проблем развития особых экономических зон на территории Российской Федерации будет способствовать развитию национальной экономики, повышению конкурентоспособности не только на отечественном, но и на мировом уровне.
Таблица 2
Проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах России
Группа проблем Содержание
Финансово-экономического характера - недостаточный объем и эффективность использования бюджетных средств; - высокий уровень затрат на разработку инновационных продуктов; - невозможность привлечения заемного финансирования для строительства объектов инфраструктуры и недвижимости
Институционального характера - недостаточно развита система организации информационного обеспечения деятельности ОЭЗ; - несовершенство законодательства; - неразвитость социальной инфраструктуры
Производственного характера - невостребованность значительной части инновационных продуктов на рынке России; - земельные обременения; - ограничения по электроснабжению; - ограниченный набор продуктов и услуг; - выбор территории для строительства объектов ОЭЗ
Управленческого характера - недостаточная квалификация управленческих кадров
Литература
1. Божко Т. А., Меньщикова В. И. Принципы формирования особых экономических зон в контексте устойчивого развития экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЭ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
* * *
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE FORMATION
I. V. Peredkova
Main objective of this scientific work is disclosure of basic elements of the organizational and economic mechanism of formation of a special economic zone in modern Russia to which achievement system approach was applied. It allowed to characterize the purposes and problems of formation of special economic zones in modern conditions, the principles, basic conditions, and also necessary resources. In conclusion the deduction about existence of a number of the problems constraining development of special economic zones in the territory of Russia, in particular financial and economic, institutional, production and administrative character is made.
Key words: special economic zone, mechanism.