Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения'

Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CLASSIFICATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES / THE EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиразетдинов Рустем Маратович, Салахиева Лилия Ринатовна

В данной статье представлена аналитическая информация по особым экономическим зонам (ОЭЗ), функционирующим на территории Российской Федерации. В ходе исследования рассмотрены виды ОЭЗ, представлен их сравнительный анализ, а также рассмотрены основные проблемы их функционирования и предложены пути решения данных проблем. Данная информация может быть полезной как для государственных органов, так и для резидентов особых экономических зон, предпринимателей и инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones as an instrument of innovative development of the national economy: efficiency, tendencies, problems and their possible solutions

This article presents analytical information about special economic zones (SEZ) functioning on the territory of the Russian Federation. In the course of research SEZ types have been considered, their comparative analysis has been performed, and the main problems of their functioning, as well as possible ways of their solution, have been considered. This information may be useful for public authorities, as well as for the residents of special economic zones, entrepreneurs and investors.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Сиразетдинов Р.М. , Салахиева Л.Р.

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения

АННОТАЦИЯ:

В данной статье представлена аналитическая информация по особым экономическим зонам (ОЭЗ), функционирующим на территории Российской Федерации. В ходе исследования рассмотрены виды ОЭЗ, представлен их сравнительный анализ, а также рассмотрены основные проблемы их функционирования и предложены пути решения данных проблем.

Данная информация может быть полезной как для государственных органов, так и для резидентов особых экономических зон, предпринимателей и инвесторов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: особые экономические зоны, классификация особых экономических зон, эффективность функционирования особых экономических зон

JEL: K20, O11, R11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

Сиразетдинов Рустем Маратович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, директор Института экономики и управления в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (rustem.m.s_1999@mail.ru)

Салахиева Лилия Ринатовна, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36925

(с) Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2828 Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

Введение

В современных условиях растущей конкуренции в мировой экономике внедрение механизма особых экономических зон во всем мире является достаточно эффективным инструментом инновационного развития государств, нацеленным на стимулирование внешней торговли, привлечение инвестиций и капитала для промышленного производства и для развития инновационного потенциала.

В последние годы все чаще можно наблюдать процесс массовой активизации данного механизма на территориях различных государств. Россия не стала исключением, и если раньше подобные меры были нацелены в основном на развитие экспортных отраслей и стимулирование и увеличение оборота импорта и экспорта, то сегодня происходит процесс интеграции таких зон во все сектора экономики страны.

Опыт начала создания особых и специальных экономических зон в нашей стране - хотя и не такой обширный, как мировой, но все же достаточный для анализа их отличий и выявления существующих проблем их функционирования.

Цель данной работы заключается в определении проблем функционирования ОЭЗ в России и возможных путей их решения.

Для достижения поставленной цели определен круг задач:

1. раскрыть сущность понятийного аппарата;

2. представить классификацию и провести анализ существующих в России особых экономических зон;

3. выявить проблемы современных ОЭЗ и предложить пути решения данных проблем.

Понятие особой экономической зоны и виды особых экономических зон

В наиболее широком смысле определение понятия особых экономических зон предложено учеными Т.П. Данько и Э.М. Окрут: «Свободные экономические зоны - это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ» [1].

Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. Особые экономические зоны как инструмент 2829

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

Согласно действующему законодательству, особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [6].

До 2005 года в нормативных актах использовался термин «свободные экономические зоны». 22 июля 2005 года был введен в действие новый закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», после которого данное понятие было заменено на «особые экономические зоны».

Так, по мнению многих исследователей, история свободных экономических зон (СЭЗ) началась за рубежом еще в древности или в средние века. Современная история СЭЗ начинается в середине ХХ века, когда в международном аэропорту Ирландии Шеннон были созданы зоны свободной торговли [13].

Главная цель вложения государственных инвестиций в ОЭЗ -развитие инновационной экономики, промышленности и научно-инвестиционной сферы [12]. Это делается путем:

—привлечения зарубежных инвесторов (капитала);

—обеспечения (увеличения) количества рабочих мест;

— создания, развития, увеличения экспортной продукции;

— импортозамещения;

— экспериментального применения новых моделей управления, ведения деятельности;

— поддержки начинающих предпринимателей, малого бизнеса;

— толчка к развитию определенного региона, а так же определенной сферы деятельности.

Поставленные цели достигаются за счет обеспечения льготными условиями предпринимателей и инвесторов для ведения бизнеса и снижения административных барьеров на территории ОЭЗ [11].

На сегодняшний день разработаны различные классификации ОЭЗ, самые распространенные из них приведены ниже.

В соответствии с хозяйственной специализацией можно выделить 5 видов ОЭЗ: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные [9].

Р.И. Зименков приводит иную классификацию ОЭЗ, отличную от вышеуказанной [2]:

2830 Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

1. по степени интегрированности: анклавные (ориентированные на экспорт) и интегрированные в национальную экономику (имеющие тесные экономические и социальные связи с государством);

2. по способу организации: территориальные (обособленные территории, где действуют льготы независимо от вида деятельности) и функциональные (льготы на определенную сферу деятельности);

3. по характеру собственности: частные, государственные и смешанные;

4. по функциональному назначению: торговые, технико-внедренческие, промышленно-производственные, сервисные и комплексные зоны.

Классификация ОЭЗ в РФ несколько отличается от приведенной. Проведем анализ существущих особых экономических зон нашей страны.

Анализ существующих особых экономических зон в РФ

Первая особая экономическая зона в России была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №782 от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района Республики Татарстан. Это ОЭЗ «Алабуга» промышленного типа [11].

Однако первый опыт организации ОЭЗ был в 1980-1990 гг. на территории СССР. Тогда была предпринята первая попытка перехода к рыночной экономике и стимулирования международных экономических отношений, которая, к сожалению, не увенчалась успехом [4].

В настоящее время в России функционируют 4 типа ОЭЗ, характерные черты каждого из которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Типы особых экономических зон в России

Тип особой экономической зоны Цель создания Приоритетное месторасположение Действующие в РФ

Промышленные Для ведения производственной деятельности В крупных промышленных регионах России - «Алабуга»; - «Липецк»; - «Тольятти»; - «Титановая долина»; - «Моглино»; - «Калуга».

Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент 2831

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/ф.17.21.36925

Туристические Для ведения туристического, рекреационного, спортивного и других аналогичных видов бизнеса В местах, привлекательных для туристов. - «Долина Алтая»; - «Байкальская гавань»; - «Бирюзовая Катунь»; - «Ворота-Байкала»; - «Завидово»; - «Северокавказский туристический кластер»; - «Остров Русский».

Логистические Для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также для создания баз для новых маршрутов В непосредственной близости от крупных транспортных магистралей. - ОЭЗ ПТ «Ульяновск»; - ОЭЗ ПТ «Советская Гавань». - ОЭЗ ПТ «Мурманск».

Технологические Для ведения инновационного бизнеса, для создания продукции и предоставления услуг нового типа В крупнейших научно- образовательных центрах России - «Зеленоград»; - «Дубна»; - «Санкт-Петербург»; - «Томск»; - «Иннополис»; - «Ступино»; - «Лотос»; - «Владивосток».

Рисунок 1. ОЭЗ на карте Российской Федерации Источник: [8]

2832 Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

На рисунке 1 представлено расположение ОЭЗ на карте Российской Федерации.

На сегодняшний день больше всего ОЭЗ технологического типа, а меньше всего - туристического типа (рис. 2).

■ Промышленные «Технологические

1 Логистические ■ Туристические

Ш 13%

25%

29% ^^

33%

Рисунок 2. Доля ОЭЗ различного типа Источник: диаграмма составлена авторами

Ежегодно на официальном сайте Минэкономразвития Российской Федерации публикуется отчет о результатах и эффективности функционирования особых экономических зон. Данная оценка проводится в соответствии Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» [7].

Рисунок 3. Эффективность ОЭЗ Источник: диаграмма составлена авторами

Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент 2833

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

Итоговые результаты данного отчета приведены на рисунке 3.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России ОЭЗ технологического типа функционируют наиболее эффективно, и они составляют большую часть ОЭЗ. Менее эффективными из всех являются ОЭЗ логистического типа.

Проблемы функционированият ОЭЗ и возможные пути их решения!

Минэкономразвития России внесло в Правительство проект распоряжения о закрытии десяти особых экономических зон. Поводом для этого стало то, что с 2006 года по январь 2016 года на создание 33 особых экономических зон были выделены федеральные средства в размере 122 млрд рублей, а поступления из зон в государственный бюджет в виде таможенных платежей и налогов составили 40 млрд рублей. Также в них были созданы 18 тыс. рабочих мест (вместо 25 тыс. запланированных). Кроме того, по данным Счетной палаты, региональными властями не было осуществлено запланированное финансирование ОЭЗ в размере до 45,7 млрд рублей и не были освоены 84,4 тыс. га из 214 тыс. га отведенных им земель. Все это говорит о неэффективности их функционирования [5].

На сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит проблема функционирования и развития особых экономических зон. Это связано с тем, что их создание не приносит ожидаемых результатов ни в одном направлении: ни в привлечении инвестиций, ни в создании новых рабочих мест, ни в развитии каких-то технологий [3]. Из существующих ОЭЗ функционирует только часть, и те не в полной мере.

Причин нежизнеспособности особых экономических зон в России достаточно много: это и слишком большие территории, игнорирование теории и практики зарубежного опыта зонирования, отсутствие четкого и системного контроля со стороны государственных органов, отсутствие полноценного нормативного обеспечения создания и развития ОЭЗ, недостаточное использование возможностей льготного режима и многие другие.

Перечень наиболее острых проблемных факторов и возможные пути их решения представлены в таблице 2.

2834 Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/ф.17.21.36925

Таблица 2

Основные проблемы функционирования ОЭЗ и пути решения

Проблемы Пути решения

Большие территории, выделенные под ОЭЗ, которыми тяжело управлять и контролировать, а так же они требуют огромных инвестиций, с которыми не справляется государство. Осваивать территории постепенно, по мере развития ОЭЗ.

Отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения. Необходимо создавать адекватную нормативно-правовую базу, отвечающую потребностям сегодняшнего дня.

Низкий контроль за ОЭЗ. Усиление государственного контроля; передача полномочий по управлению регионам РФ.

Проблема зонирования ОЭЗ. Создание профильных комиссий, которые бы анализировали и оценивали работу всех целевых показателей, плюсов и минусов создания той или иной ОЭЗ, группировали бы отчеты и предоставляли бы их Правительству РФ на рассмотрение и принятие окончательного решения по поводу присвоения территории статуса ОЭЗ. Четкое осознание вида и цели ОЭЗ.

Проблема привлечения резидентов и инвестиций в ОЭЗ. Создавать ОЭЗ в непосредственной близости к городам для доступности человеческих и материальных ресурсов. Заключать государственные контракты.

Нехватка квалифицированных кадров Сотрудничество резидентов с университетами ОЭЗ для подготовки им нужных специалистов и для повышения квалификации сотрудников, создание инжиниринговых центров, которые помогут сосуществовать науке и новым технологиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами

Заключение

Безусловно, для привлечения предпринимателей и инвесторов в какую-либо сферу, необходимо обеспечить привлекательность данной отрасли. Для этого необходимо обеспечить льготными условиями и государственными программами поддержки уже начинающих и существующих предпринимателей. Это обеспечит развитие существующих компаний, приток инвесторов и новых предпринимателей и, как следствие, развитие конкуренции, развитие самой сферы, а значит улучшение качества выпускаемого продукта и увеличение его вида, количества.

Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент 2835

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/rp.17.21.36925

Вместе с этим возрастает потребность в кадрах. Их подготовку следует начать с создания новых специальностей в существующих средних и высших учебных заведениях и, по мере развития отрасли и потребности в кадрах, создания профильных учебных заведений.

Данные мероприятия обеспечат создание надежного фундамента развития, а также контролируемый со стороны государства надежный рост и развитие определенной сферы и её привлекательности, как для отечественного, так и для иностранного инвестора.

ИСТОЧНИКИ:

1. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998.

2. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. - М.: Юнити, 2005.

3. Козлова А.С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России

[Электронный ресурс] // Be5.biz. - 2012. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3116.htm

4. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как

инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы // Экономические науки. - 2009. - № 5.

5. Кропова А.А. Проблемы функционирования ОЭЗ и пути их решения // Молодой ученый.

- 2016. - № 4. - С. 433-436.

6. Федеральный закон от 22.06.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в

Российской Федерации».

7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

8. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны».

9. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. - М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.

10. Сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

11. 73rd Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States

[Electronic resource] // Foreign-Trade Zones Board. - 2011. - Mode of access: http://ia.ita.doc.gov/ftzpage/annualreport/ar-2011.pdf

12. Murray M. What Are Special Economic Zones [Electronic resource] // The University of Iowa

Center for International finance and development. - 2010. - Mode of access: https://uiowa.edu/cifd/

13. Bolle M. J., Williams B. R. U.S. Foreign-Trade Zones: Background and Issues for Congress. -

2012. - September 5.

2836 Сиразетдинов Р.М., СалахиеваЛ.Р. Особые экономические зоны как инструмент

инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2827-2836. — doi: 10.18334/ф.17.21.36925

Rustem M. Sirazetdinov, Doctor of Science, Economics, Head of the Chair of Expertise and Property Management, Director of the Institute of Economics and Management in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering Liliya R. Salakhieva, Kazan State University of Architecture and Engineering

Special economic zones as an instrument of innovative development of the national economy: efficiency, tendencies, problems and their

possible solutions

ABSTRACT

This article presents analytical information about special economic zones (SEZ) functioning on the territory of the Russian Federation. In the course of research SEZ types have been considered, their comparative analysis has been performed, and the main problems of their functioning, as well as possible ways of their solution, have been considered. This information may be useful for public authorities, as well as for the residents of special economic zones, entrepreneurs and investors.

KEYWORDS: special economic zones, classification of special economic zones, the efficiency of functioning of special economic zones

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.