- проблема здоровья является актуальной на протяжении развития человеческого общества;
- цель образования состоит в подготовке не только грамотного и всесторонне развитого человека, но и здорового гражданина своей страны;
- идеи отечественных и зарубежных ученых об укреплении и сохранении здоровья могут служить педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека, а особенно, учителя, так как он обязан заботиться о здоровье своих воспитанников. Мы единодушны во мнении с великим отечественным педагогом В.А. Сухомлинским: «Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя».
The article is dovoted to consideration of the history of development of the health culture in the native and foreign pedagogies . Its marked that health culture ha been viewed from different aspeets during historiycal periods, such as: hy-gienie, physical, mental, medical, pedagogicaletc. Its judged that the ideas of native and pedagogues remain actual during modern time and are a pedagogical heritage for the future teacher.
The key words: Health, health culture, physical culture, health life style, valielogy.
Список литературы
1. Асташова, Н. А. Аксиологические основы современного образования: Монография. Брянск.: Группа компаний «Десяточка», 2009. 282 с.
2. Прохорова, Э.М. Валеология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 450 с.
3. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т.1. М., 1993. 123 с.
4. Энциклопедия ума / Сост., авт. С. Дмитренко. М.: Олма Медиа групп, 2007. С.6-62.
5. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский: Сборник произведений. М.: Педагогика, 1988. 240 с.
6. Артюнина, Г.П., Игнатькова, С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 360 c.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1974, т. 1. C.56-84.
8. Эрисман, Ф.Ф. Вступительный очерк к русскому изданию книги Р.Коссмана и Ю. Зейска «Здоровье, его сохранение, расстройства и восстановление // Избранные произведения. М.: Медгиз, 1959. 287 с.
9. История педагогики / Под ред. Шабаевой М.Ф. М., 1981. 145 с.
10. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1951. 676 с.
Об авторе
Верхорубова О.В.- кандидат педагогических наук, докторант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 798.156
ОСОБЕНОСТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В. П. Губа
В статье рассматриваются проблемы низкой физической активности учащихся средних школ, новые педагогические технологии воспитания; определяются эффкетивные критерии национального проекта, основанного на здоровье-формирующем аспекте.
Ключевые слова: педагогические технологии, воспитание, здоровьеформирующий аспект, спортивная культура, низкая физическая активность, национальный проект
Ухудшение качественных характеристик жизнедеятельности народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркотиков и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, в связи с этим данные факторы являются риском для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального и духовного развития нации.
Результаты мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать v вывод о том, что 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых, уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют
требованиям, предъявляемым армейской службой.
Одним из факторов, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективная организация физического воспитания детей, а том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным наших исследований, выявлена у 80% школьников, показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, на диспансерном учете состоят 68%, нуждающихся в активных лечебно - оздоровительных мероприятиях.
Формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через стимулирование уровня развития детско - юношеского спорта следует рассмотреть в раду национальных приоритетов.Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта должно стать повышение уровня здоровья и работоспособность детей и молодежи.
В 2011 году количество детей и подростков в возрасте 6-15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 19,1% от этой категории юных россиян и вплотную приблизилось к социальному нормативу 20% (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. №1063 - р). Для сравнения: в 20010 году было 17,9%, а в 2009 году - 16,7%.
Несмотря на позитивные тенденции в организации детско - юношеского спорта, необходимо констатировать тот факт, что до настоящего времени в стране не выработана государственная политика в области детского спорта, как на уровне федеральных органов управления, так и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, имеются нерешенные вопросы нормативно - правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детского - юношеского спорта.
В настоящее время деятельность учреждений спортивной подготовки, прежде всего школ высшего спортивного мастерства, законодательно не урегулирована. Соответственно, возникает необходимость создания нормативно - правовой базы для данных типов учреждений.
Назревшая необходимость мобилизации духовных, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов нашей страны для реализации здоровьеформирующей функции национальной спортивной культуры предопределяется сложившейся в последние 15-20 лет проблемной ситуацией в теории и практике деятельности систем образования и здравоохранения в СССР и Российской Федерации, а также наших правительственных, парламентских структур и органов регионального и муниципального управления.
Суть данной проблемной ситуации заключается в стратегическом противоречии всевозрастающего понимания неэффективности предпринимаемых мер по, так называемому, «сохранению и сбережению» здоровья населения традиционными средствами здравоохранительных учреждений, физического воспитания, массовой физической культуры и спорта, с одной стороны, и отсутствием нового научного и технологического знания, способного предложить иные, существенно более эффективные стратегии обеспечения реальных позитивных сдвигов в ускоренном формировании нового уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, с другой.
Особенность нынешнего периода развития физической и спортивной культуры, физического и спортивного воспитания состоит в том, что все большее значение приобретает использование в процессе его осуществления прогрессивных, здо-ровьеформирующих технологий, основанных на использовании по механизму конверсии тех средств и методов спортивной подготовки, проверенных в экстремальных условиях многолетней спортивной тренировки, которые приемлемы для достижения целей массового физического воспитания.
В результате проведенных нами многолетних исследований (см. лит.) здоровьеформирующе-го потенциала спортивной культуры и инновационных форм организации образовательной среды, обеспечивающей ускоренное освоение ее ценностей, была доказана возможность формирования физического, нравственного и духовного здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от детского сада до вуза. Была создана теория анализа и раскрытия функциональных возможностей человека и ранее неизвестные педагогические технологии природосообразного стимулируемого тренировкой развития физического потенциала человека в индивидуально адекватных режимах физического и спортивного воспитания.
В ходе многолетних педагогических экспериментов была доказана высокая эффективность разработанной нами педагогической теории и инновационной технологии спортивно — ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе, апробированной в многолетних масштабных экспериментах в разных регионах России.
Понятно, что двух - трехкратное увеличение объема часов в режимах спортивно ориентированного физического воспитания логично приводит к не сопоставимым с традиционными формами физического
воспитания результатам в физическом развитии и подготовленности обучающихся. Но не менее, а, возможно, существенно более значимыми эффектами является изменения в нравственно - этической и поведенческой составляющих личностной культуры ребенка и подростка. Так в школах г. Сургута и Смоленска, где эта технология реализуется уже более 20 лет, показатели здоровья по параметрам улучшились от 8 до 20%.
Все это послужило основанием для подготовки нашего предложения о начале работы над новым масштабным Национальным проектом, целью которого является создание правовых, социально -психологических, материально - технических, организационно - методических и других условий для осуществления новой государственной политики и приоритетов административно - хозяйственной деятельности, направленной на решение стратегической задачи формирования физического, нравственного и духовного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры.
Уровень физического, нравственного и духовного здоровья населения детерминируется многими обстоятельствами (материальный достаток граждан, высокое качество образования, прогресс культуры жизнедеятельности, политическая и экономическая стабильность). В данном обращении к правительству Российской Федерации мы остановились на образовательном векторе формирования потенциала здоровья нации и, в частности, образовательном пространстве физического и спортивного воспитания подрастающего поколения.
К сожалению, в последние десятилетия очень низкое качество оборудования и инвентаря спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно - гигиенических условий, отсутствие прогресса в уровне профессиональной подготовленности учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.
Между тем, в настоящее время уже известны высокие и что не маловажно относительно не дорогие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания.
Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе, становится все более актуальной социальной проблемой.
Многочисленные научные данные полученные нами и многолетние подтверждения валеоло-гических, социально-психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском и юношеском возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам. Результаты масштабных и многолетних педагогических экспериментов позволяют выдвинуть следующую научную гипотезу, существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 1015% до 80-85%) при государственной поддержки комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличении объема и качества их физической активности (от нынешних 2-3 учебных часов в неделю до 6-ти). Перечисленные мероприятия позволят в исторически короткий срок (5-10 лет) радикально улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности детей, подростков и молодежи Российской Федерации с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.
Реальная и эффективная модернизации национальной системы физического воспитания может быть осуществлена в случае придания этим масштабным мероприятиям статуса национального проекта "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания, с последующим пролонгированием ее оздоровительных и социально позитивных эффектов на качество жизни взрослого населения страны.
Для достижения этой цели в ходе реализации национального проекта необходимо решить следующие задачи:
• Разработать и принять «Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Российской Федерации».
• Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физиче-
ского воспитания подрастающего поколения на регламентированных учебно-тренировочных занятиях при уровне затрат на еженедельный объем 6 (шести) учебных часов за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.
• Разработать стимулы ускоренного и интенсивного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализаций высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
• Осуществить оперативную разработку, издание и распространение научных и методических материалов для создания нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании в образовательных учреждениях регионов России.
• Разработать и реализовать систему мероприятий по переобучению учителей, тренеров, управленцев, направленному на формирование их профессиональной готовности к деятельностному участию в процессах модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.
• •Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи, создания нового образовательного пространства для формирования нравственных и духовных ценностей и детерминант поведения подрастающего поколения России.
In article problems of low physical activity of pupils of the high schools, new pedagogical technologies of education are considered; effketivny criteria of the national project based on zdorovyeformiruyushchy aspect are defined. The key words: pedagogical technologies, education, zdorovyeformiruyushchy aspect, sports culture, low physical activity, national project
Список литературы
1. Научно - практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа. М.: Советский спорт, 2008. (с грифом УМО)
2. Резервные возможности спортсменов / Губа В.П. / М.: Физическая культура, 2008.
3. Особенности функциональной реабилитации детей средствами здоровьезберегающих технологий / Губа В.П. / Актуальные вопросы реабилитации в XXI веке (медицинские, социальные, психолого -педагогические и организационные аспекты)/под ред.Н. Е. Мажара, Т В. Косенковой., Смоленск, 2008.
4. «Паспорт здоровья» школьника как одна из основ решения федеральной программы / Губа В.П. / Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: материалы Всероссийской научно - практическойконференции/под ред. В. П. Губы, А. В. Родина., Смоленск: СГУ, 2008.
5. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высшего педагогического образования учащейся молодежи / Губа В.П. / Известия Смоленского государственный университет: науч. теор. журнал. Смоленск, 2009. - №2.
6. Паспорт здоровья - блоки, критерии, уровни, компоненты / Губа В.П. / Материалы XI Международной научной сессии по итогам НИР за 2009 год. Минск
7. Многоаспектный характер развития физической культуры и спорта в Российской Федерации для лиц с ограниченными возможностями / Губа В.П. / Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XIX междунар. науч.-практ. конф. По проблемам физического воспитания учащихся / Коломенский государственный педагогический институт, 2010
8. Методологические характеристики «Паспорта здоровья» / Губа В.П. / Материалы регион, научно- практической конференции «Актуальные вопросы реабилитации в XXI веке». Москва- Калуга, 2010
9. Управление резервными возможностями человека / Губа В.П. / Спортивная книга, М., 2011
Об авторе
Губа В.П. - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета. [email protected]