Научная статья на тему 'Особености решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания'

Особености решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЙ АСПЕКТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / НИЗКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATION / ZDOROVYEFORMIRUYUSHCHY ASPECT / SPORTS CULTURE / LOW PHYSICAL ACTIVITY / NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа В. П.

В статье рассматриваются проблемы низкой физической активности учащихся средних школ, новые педагогические технологии воспитания; определяются эффкетивные критерии национального проекта, основанного на здоровьеформирующем аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOLUTION OF THE NATIONAL PROJECT IN THE AVERAGE SPHERE EDUCATION AND EDUCATION

In article problems of low physical activity of pupils of the high schools, new pedagogical technologies of education are considered; effketivny criteria of the national project based on zdorovyeformiruyushchy aspect are defined.

Текст научной работы на тему «Особености решения национального проекта в сфере среднего образования и воспитания»

- проблема здоровья является актуальной на протяжении развития человеческого общества;

- цель образования состоит в подготовке не только грамотного и всесторонне развитого человека, но и здорового гражданина своей страны;

- идеи отечественных и зарубежных ученых об укреплении и сохранении здоровья могут служить педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека, а особенно, учителя, так как он обязан заботиться о здоровье своих воспитанников. Мы единодушны во мнении с великим отечественным педагогом В.А. Сухомлинским: «Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя».

The article is dovoted to consideration of the history of development of the health culture in the native and foreign pedagogies . Its marked that health culture ha been viewed from different aspeets during historiycal periods, such as: hy-gienie, physical, mental, medical, pedagogicaletc. Its judged that the ideas of native and pedagogues remain actual during modern time and are a pedagogical heritage for the future teacher.

The key words: Health, health culture, physical culture, health life style, valielogy.

Список литературы

1. Асташова, Н. А. Аксиологические основы современного образования: Монография. Брянск.: Группа компаний «Десяточка», 2009. 282 с.

2. Прохорова, Э.М. Валеология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 450 с.

3. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т.1. М., 1993. 123 с.

4. Энциклопедия ума / Сост., авт. С. Дмитренко. М.: Олма Медиа групп, 2007. С.6-62.

5. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский: Сборник произведений. М.: Педагогика, 1988. 240 с.

6. Артюнина, Г.П., Игнатькова, С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 360 c.

7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1974, т. 1. C.56-84.

8. Эрисман, Ф.Ф. Вступительный очерк к русскому изданию книги Р.Коссмана и Ю. Зейска «Здоровье, его сохранение, расстройства и восстановление // Избранные произведения. М.: Медгиз, 1959. 287 с.

9. История педагогики / Под ред. Шабаевой М.Ф. М., 1981. 145 с.

10. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1951. 676 с.

Об авторе

Верхорубова О.В.- кандидат педагогических наук, докторант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 798.156

ОСОБЕНОСТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В. П. Губа

В статье рассматриваются проблемы низкой физической активности учащихся средних школ, новые педагогические технологии воспитания; определяются эффкетивные критерии национального проекта, основанного на здоровье-формирующем аспекте.

Ключевые слова: педагогические технологии, воспитание, здоровьеформирующий аспект, спортивная культура, низкая физическая активность, национальный проект

Ухудшение качественных характеристик жизнедеятельности народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркотиков и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, в связи с этим данные факторы являются риском для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального и духовного развития нации.

Результаты мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать v вывод о том, что 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых, уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют

требованиям, предъявляемым армейской службой.

Одним из факторов, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективная организация физического воспитания детей, а том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным наших исследований, выявлена у 80% школьников, показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, на диспансерном учете состоят 68%, нуждающихся в активных лечебно - оздоровительных мероприятиях.

Формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через стимулирование уровня развития детско - юношеского спорта следует рассмотреть в раду национальных приоритетов.Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта должно стать повышение уровня здоровья и работоспособность детей и молодежи.

В 2011 году количество детей и подростков в возрасте 6-15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 19,1% от этой категории юных россиян и вплотную приблизилось к социальному нормативу 20% (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. №1063 - р). Для сравнения: в 20010 году было 17,9%, а в 2009 году - 16,7%.

Несмотря на позитивные тенденции в организации детско - юношеского спорта, необходимо констатировать тот факт, что до настоящего времени в стране не выработана государственная политика в области детского спорта, как на уровне федеральных органов управления, так и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, имеются нерешенные вопросы нормативно - правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детского - юношеского спорта.

В настоящее время деятельность учреждений спортивной подготовки, прежде всего школ высшего спортивного мастерства, законодательно не урегулирована. Соответственно, возникает необходимость создания нормативно - правовой базы для данных типов учреждений.

Назревшая необходимость мобилизации духовных, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов нашей страны для реализации здоровьеформирующей функции национальной спортивной культуры предопределяется сложившейся в последние 15-20 лет проблемной ситуацией в теории и практике деятельности систем образования и здравоохранения в СССР и Российской Федерации, а также наших правительственных, парламентских структур и органов регионального и муниципального управления.

Суть данной проблемной ситуации заключается в стратегическом противоречии всевозрастающего понимания неэффективности предпринимаемых мер по, так называемому, «сохранению и сбережению» здоровья населения традиционными средствами здравоохранительных учреждений, физического воспитания, массовой физической культуры и спорта, с одной стороны, и отсутствием нового научного и технологического знания, способного предложить иные, существенно более эффективные стратегии обеспечения реальных позитивных сдвигов в ускоренном формировании нового уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, с другой.

Особенность нынешнего периода развития физической и спортивной культуры, физического и спортивного воспитания состоит в том, что все большее значение приобретает использование в процессе его осуществления прогрессивных, здо-ровьеформирующих технологий, основанных на использовании по механизму конверсии тех средств и методов спортивной подготовки, проверенных в экстремальных условиях многолетней спортивной тренировки, которые приемлемы для достижения целей массового физического воспитания.

В результате проведенных нами многолетних исследований (см. лит.) здоровьеформирующе-го потенциала спортивной культуры и инновационных форм организации образовательной среды, обеспечивающей ускоренное освоение ее ценностей, была доказана возможность формирования физического, нравственного и духовного здоровья обучающихся в образовательных учреждениях от детского сада до вуза. Была создана теория анализа и раскрытия функциональных возможностей человека и ранее неизвестные педагогические технологии природосообразного стимулируемого тренировкой развития физического потенциала человека в индивидуально адекватных режимах физического и спортивного воспитания.

В ходе многолетних педагогических экспериментов была доказана высокая эффективность разработанной нами педагогической теории и инновационной технологии спортивно — ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе, апробированной в многолетних масштабных экспериментах в разных регионах России.

Понятно, что двух - трехкратное увеличение объема часов в режимах спортивно ориентированного физического воспитания логично приводит к не сопоставимым с традиционными формами физического

воспитания результатам в физическом развитии и подготовленности обучающихся. Но не менее, а, возможно, существенно более значимыми эффектами является изменения в нравственно - этической и поведенческой составляющих личностной культуры ребенка и подростка. Так в школах г. Сургута и Смоленска, где эта технология реализуется уже более 20 лет, показатели здоровья по параметрам улучшились от 8 до 20%.

Все это послужило основанием для подготовки нашего предложения о начале работы над новым масштабным Национальным проектом, целью которого является создание правовых, социально -психологических, материально - технических, организационно - методических и других условий для осуществления новой государственной политики и приоритетов административно - хозяйственной деятельности, направленной на решение стратегической задачи формирования физического, нравственного и духовного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры.

Уровень физического, нравственного и духовного здоровья населения детерминируется многими обстоятельствами (материальный достаток граждан, высокое качество образования, прогресс культуры жизнедеятельности, политическая и экономическая стабильность). В данном обращении к правительству Российской Федерации мы остановились на образовательном векторе формирования потенциала здоровья нации и, в частности, образовательном пространстве физического и спортивного воспитания подрастающего поколения.

К сожалению, в последние десятилетия очень низкое качество оборудования и инвентаря спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно - гигиенических условий, отсутствие прогресса в уровне профессиональной подготовленности учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.

Между тем, в настоящее время уже известны высокие и что не маловажно относительно не дорогие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания.

Отсутствие правовых оснований серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий физического воспитания, обеспечивающих активизацию процессов освоения ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе, становится все более актуальной социальной проблемой.

Многочисленные научные данные полученные нами и многолетние подтверждения валеоло-гических, социально-психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском и юношеском возрасте, по сравнению с их сверстниками, лишенными этих возможностей по разным причинам. Результаты масштабных и многолетних педагогических экспериментов позволяют выдвинуть следующую научную гипотезу, существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 1015% до 80-85%) при государственной поддержки комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличении объема и качества их физической активности (от нынешних 2-3 учебных часов в неделю до 6-ти). Перечисленные мероприятия позволят в исторически короткий срок (5-10 лет) радикально улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально-позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности детей, подростков и молодежи Российской Федерации с последующей положительной их динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

Реальная и эффективная модернизации национальной системы физического воспитания может быть осуществлена в случае придания этим масштабным мероприятиям статуса национального проекта "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания, с последующим пролонгированием ее оздоровительных и социально позитивных эффектов на качество жизни взрослого населения страны.

Для достижения этой цели в ходе реализации национального проекта необходимо решить следующие задачи:

• Разработать и принять «Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Российской Федерации».

• Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физиче-

ского воспитания подрастающего поколения на регламентированных учебно-тренировочных занятиях при уровне затрат на еженедельный объем 6 (шести) учебных часов за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.

• Разработать стимулы ускоренного и интенсивного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализаций высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

• Осуществить оперативную разработку, издание и распространение научных и методических материалов для создания нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании в образовательных учреждениях регионов России.

• Разработать и реализовать систему мероприятий по переобучению учителей, тренеров, управленцев, направленному на формирование их профессиональной готовности к деятельностному участию в процессах модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.

• •Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи, создания нового образовательного пространства для формирования нравственных и духовных ценностей и детерминант поведения подрастающего поколения России.

In article problems of low physical activity of pupils of the high schools, new pedagogical technologies of education are considered; effketivny criteria of the national project based on zdorovyeformiruyushchy aspect are defined. The key words: pedagogical technologies, education, zdorovyeformiruyushchy aspect, sports culture, low physical activity, national project

Список литературы

1. Научно - практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа. М.: Советский спорт, 2008. (с грифом УМО)

2. Резервные возможности спортсменов / Губа В.П. / М.: Физическая культура, 2008.

3. Особенности функциональной реабилитации детей средствами здоровьезберегающих технологий / Губа В.П. / Актуальные вопросы реабилитации в XXI веке (медицинские, социальные, психолого -педагогические и организационные аспекты)/под ред.Н. Е. Мажара, Т В. Косенковой., Смоленск, 2008.

4. «Паспорт здоровья» школьника как одна из основ решения федеральной программы / Губа В.П. / Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: материалы Всероссийской научно - практическойконференции/под ред. В. П. Губы, А. В. Родина., Смоленск: СГУ, 2008.

5. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высшего педагогического образования учащейся молодежи / Губа В.П. / Известия Смоленского государственный университет: науч. теор. журнал. Смоленск, 2009. - №2.

6. Паспорт здоровья - блоки, критерии, уровни, компоненты / Губа В.П. / Материалы XI Международной научной сессии по итогам НИР за 2009 год. Минск

7. Многоаспектный характер развития физической культуры и спорта в Российской Федерации для лиц с ограниченными возможностями / Губа В.П. / Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XIX междунар. науч.-практ. конф. По проблемам физического воспитания учащихся / Коломенский государственный педагогический институт, 2010

8. Методологические характеристики «Паспорта здоровья» / Губа В.П. / Материалы регион, научно- практической конференции «Актуальные вопросы реабилитации в XXI веке». Москва- Калуга, 2010

9. Управление резервными возможностями человека / Губа В.П. / Спортивная книга, М., 2011

Об авторе

Губа В.П. - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.